…Так начиналась дорога к храму / …Мәчет юлы шулай башланды

Митинг Партизанская 6Ровно тридцать лет назад, 17 сентября 1989 года, состоялся митинг, посвященный началу строительства в Куйбышеве новой Соборной мечети.

Торжественная закладка первого блока в фундамент будущей мечети была названа митингом в соответствии с духом того времени. Тогда, в годы перестройки и бурной общественной жизни, многие в нашей стране только и занимались тем, что митинговали…

А для нас это был праздник. На высоком гребне перемен, вызванных горбачевской перестройкой, возникло национально-духовное движение нерусских народов СССР. 1989 год в этом отношении для самарских татар был очень плодотворным — организовался татарский культурный центр «Туган тел», впервые за многие десятилетия он провел в Куйбышеве праздники «Играй, гармонь!», Сабантуй…

Особенный всплеск общественной активности пришелся на август-сентябрь: празднование 1100-летия принятия ислама на Волге, научно-практическая конференция в Доме политического просвещения обкома КПСС, посвященная этой дате, митинг на площадке, отведенной под строительство будущей мечети, последние приготовления к открытию воскресной татарской школы при ШРМ-12…

Своеобразный старт этим мероприятиям дало интервью с имам-хатыбом религиозного общества мусульман города Куйбышева Вагиз-хазратом Яруллиным в главной партийной газете области «Волжская коммуна». Называлось оно «Опередить друг друга в добрых делах» (в заголовок была вынесена несколько переиначенная выдержка из суры Корана). Мы тогда с В. Яруллиным устроили для подписчиков главной и самой читаемой областной газеты настоящий ликбез по исламу — первый за многие-многие десятилетия Советской власти.

Перечитывая теперь материалы 30-летней давности, убеждаешься, действительно, для многих наших соотечественников-татар (не говоря обо всех остальных) многое, что касалось мусульманской религии и, особенно, прошлого татарского народа, было неведомо. Например, то, что современные татары ведут свои главные корни от волжских булгар, которые начали жить на Средней Волге, Самарской крае задолго до прихода монгольских завоевателей. Мы также смело написали (в отличие от учебников по истории — прежних, да и многих нынешних тоже), что факт присоединения Казанского ханства к Русскому государству не есть однозначно положительный. И о том, что наши предки стали исповедывать ислам еще в VIII веке, а в 922 году приняли его окончательно и бесповоротно, что 1989 году мы отмечаем — по мусульманскому календарю — 1100-летие этого события. Там же мы впервые сообщили о предстоящих планах строительства новой мечети в областном центре.

Помнится, как шло непросто «продвижение» интервью в «Волжскую коммуну» — ни один раз его пришлось переписывать, что-то добавлять или, наоборот, что-то убирать. Чувствовалось, что не все товарищи «наверху» хотели, чтобы интервью с мусульманским религиозным деятелем увидело свет. Но, в конце концов, с помощью заведующей отделом газеты «Волжская коммуна» Л. Ш. Шафигуллиной, консультантов идеологического отдела обкома КПСС М. Г. Федорова и Р. М. Шакирова 15 августа материал был напечатан.

В тот же день в Уфе, в Духовном управлении мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), началось празднование 1100-летия принятия ислама на Волге — события, которое оказало решающее влияние на судьбы татар и башкир, а также на всю историю Среднего Поволжья. Небывалое за все годы Советской власти событие: на мусульманский праздник в СССР прибыла почти сотня гостей из 28 стран мира. Среди них — генеральный секретарь Всемирной Исламской лиги доктор Абдалла Омар Насеф, генеральный секретарь Всемирного исламского конгресса Иманулла Хан, заместитель генерального секретаря Организации Исламская конференция Абдул Мухсен, министры по делам религий Египта, Иордании, Сирии, Турции, Бангладеш, Объединенных Арабских Эмиратов, представители исламских и татарских организаций Финляндии, Японии, США, Австралии и многих других стран. Они с удовольствием откликнулись на приглашение ДУМЕС и приехали в СССР убедиться, что ислам в Советском Союзе, действительно, сохранился, мусульмане начали получать от властей все условия для совершения обрядов, и государство больше не проводит политику атеизма, снова признавая в традиционных религиях часть материальной, духовной и исторической культуры народов, населяющих страну.

В течение десяти дней из города в город передвигалась огромная делегация, встречалась с людьми, открывала новые мечети, посещала исторические места, связанные с историей ислама. Советское государство времен перестройки, хотя и подчеркивало свою демократичность и открытость, в то же время не поступалось принципами «светскости» и конституционного отделения государственных институтов от церкви. Но это, однако, не мешало теплому приему участников торжеств в Верховных Советах обеих наших республик — Башкирской и Татарской АССР, а также в Уфимском институте глазных болезней, Казанском государственном университете, Доме-музее Габдуллы Тукая. Были устроены церемонии закладки новых мечетей в столице Башкортостана (теперь она действующая и получила название «Ляля-Тюльпан», в ней располагается ЦДУМ), Нижнекамске, а также открытия храма, уже построенного в честь этой знаменательной даты в Набережных Челнах. Дорогие гости побывали во многих приходах Октябрьска, Бугульмы, Альметьевска, Оренбургской, Астраханской областей. В те же дни состоялось и самое первое посещение Шахри-Булгара, где было проведено первое историко-религиозное мероприятие, превратившееся сейчас в традиционный ежегодный Всероссийский мусульманский жыен.

Митинг Партизанская 61 2 3

Во всех этих мероприятиях участвовали представители куйбышевского культурного центра «Туган тел» Рашид Абдуллов и Минахмет Сагиров, получившие огромный заряд духовного потенциала, который позже был использован в массовой работе с татарским населением.

А завершился этот незабываемый и неповторимый (в самом прямом смысле — в наши дни это вряд ли возможно) праздник грандиозным музыкальным театрализованным шоу в Казани. На озаренном огнями Центральном республиканском стадионе (около цирка) тысячи зрителей оказались вдруг свидетелями исторических событий далекого прошлого — тех давних времен, когда на Итиль (Волгу) пришел ислам, а с ним — часть одной из мировых культур, в лоно которой в последующие века постепенно входили татары и башкиры. Эта культура и ее моральные ценности помогли нам в годы политики насильственного вытеснения из жизни всего национального, воинствующего атеизма и исторического беспамятства сохранить свой язык и собственное «Я»…

Роль главного героя — Магди — исполнял Альберт Асадуллин, автором шоу была известный композитор Масгуда Шамсетдинова.

Через две недели по инициативе культурного центра «Туган тел» 8 и 9 сентября в куйбышевском Доме политического просвещения в рамках празднования памятной даты прошла научно-практическая конференция «История и культура Волжско-Камской Булгарии. Роль и задачи исторической науки в укреплении дружбы между народами» (Об этом событии мы опубликовали отдельный материал в прошлом номере нашей газеты).

…А митинг на пустыре угла улиц Партизанской и Борской теплым осенним днем 17 сентября можно считать своеобразным венцом «месячника» национально-духовного возрождения. Подготовка к строительству новой мечети стала возможной благодаря тому, что, как выразился выступая перед собравшимся уполномоченный по делам религий по Куйбышевской области В. Власов, «государство приветствует процесс возрождения храмов как залог расцвета национальных культур». Поэтому Куйбышевский горисполком, отметил его секретарь А. Симонов, с готовностью удовлетворил просьбу мусульман о разрешении на строительство мечети и будет всячески содействовать этому начинанию.

Мусульман нашего города поздравили многочисленные гости из Татарстана, Башкортостана, Ульяновска… Очень теплые слова в адрес своих земляков высказали председатель областного Комитета защиты мира, ректор медицинского института А. Краснов, председатель областного отделения Детского фонда, ректор педагогического института А. Семашкин и многие другие.

… Ровно в 13 часов 17 сентября 1989 года автокран опустил фундаментный блок с памятной надписью в основание новой мечети, которая, как нам всем в тот момент казалось, скоро будет построена в частном секторе за Домом молодежи.

Но жизнь внесла свои коррективы в планы общественности и властей. Причин было много. В первую очередь, скоро стало понятно, что красивому храму с 67-метровым минаретом, выдержанному в таком прекрасном стиле не место на городской окраине, каковым является поселок Толевый. Были и другие мотивы, побудившие отказаться от первоначальных проектов.

Начались поиски новой стройплощадки, изучение других вариантов, повторные согласования, «утрясания»… Их итогом стало июньское 1991 года решение городского Совета народных депутатов за подписью его председателя Константина Титова  выделить мусульманскому религиозному обществу Самары  места на углу улиц Стара-Загора и XXII партсъезда под строительство Соборной мечети.

Шамиль ГАЛИМОВ.

Фото Сергея БАРАНОВА.

* * *

Утыз ел элек, 1989 елның 17 сентябрендә, Самараның Җәмигъ мәчете төзелеше баш­лану уңаеннан митинг узды­рылган иде.

Илне үзгәртеп кору шаукомы тәэсирендә булачак мәчетнең нигезенә беренче таш кую тантанасы шулай — «митинг» дип аталган иде. Ул чакларда безнең ил кешеләре күп вакытларын митингларда уздыра иде бит…

Ә безнең өчен бу бәйрәм булды. Горбачев үзгәртеп коруы дулкынының иң югары ноктасында рус булмаган халыкларның милли һәм рухи яңарышы башланган чор иде ул. Гомумән, 1989 ел Самара татарлары өчен бик уңышлы булды: “Туган тел” җәм­гыяте оешты, беренче мәртәбә “Уйна, гармун!” фестивале, Сабан туе уздырылды.

Татар җәмәгатьчелегенең активлыгы бу елның август- сентябрь айларына туры килде. Нәкъ шушы вакытта Идел буенда ислам дине кабул ителүнең 1100 еллыгы бәйрәм ителде, КПСС өлкә комитетының сәяси агарту йортында фәнни-гамәли конференция үткәрелде, татар якшәмбе мәктәбен ачу мә­шәкатьләре белән йөри башладык һәм мәчет төзеләчәк мәй­данчыкта митинг уздырылды…

Куйбышев мөселманна­ры­­ның имам-хатыйбы Вагыйз хәзрәт Яруллин белән «Волж­ская коммуна» газетасы корреспонденты үткәргән әңгәмә бу чараларга старт бирде, дияргә дә була. Ул язма Коръән сүрәсеннән алынган “Яхшы эшләр эшләүдә ярышыйк” (“Опередить друг друга в добрых делах”) сүзләрен баш итеп алган һәм үзенә күрә ислам дине буенча ликбез булып яңгыраган иде.

30 ел элек басылып чыккан язмаларны укыйсың да ул вакытта күп милләттәшләребез өчен ислам дине, татар хал­кының тарихы күрмәгән-бел­мәгән яңалык булуына ина­насың. Мәсәлән, күпләр хәзерге татарларның тамырлары болгар бабаларыбызга барып тоташуын да ишетмәгән, Казан ханлыгының Россия патшалыгына кушылуын да төрлечә аңлаган, ә Болгар ханлыгы халкы ислам динен VIII гасырда ук тота башлавы, ә 922 елда аны рәсми рәвештә кабул итүе турында бөтенләй белмәгән. Шул интервьюдан укып кына өлкә үзәгендә Җәмигъ мәчете төзелә башлаячагына хәбәрдар булдылар.

Бу әңгәмәне “Волжская ком­муна”да бастырып чыгару да җиңел бирелмәде. Аны берничә мәртәбә үзгәртергә, нәр­сәдер өстәргә, түрәләргә артык кыю булып кү­ренгән өлешләрен алып ташларга туры килде. Кемнеңдер бу язманы бастырып чыгарырга теләге юклыгы сизелә иде. Газетада эшләгән милләттәшебез Лилия Шәфигуллина, КПСС өлкә комитетының идеология бүлеге хезмәткәрләре Михаил Федоров, Рәшит Шакиров тырышлыгы белән генә 15 августта бу материал дөнья күрде.

Шул ук көнне Уфада Идел буенда ислам дине кабул ителүенең 1100 еллыгына багышланган чаралар башланды. Советлар заманында бер дә булмаган хәл! Мөселман бәйрәменә дөньяның 28 илен­нән йөзләгән кунаклар килде: Бөтендөнья Ислам лигасы генераль секретаре, доктор Абдалла Омар Насеф, Бөтендөнья Ислам конференциясе оешмасы генераль секретаре Абдул Мухсен, Египет, Иордания, Сирия, Төркия, Бангладеш, Гарәп Эмиратларының дин буенча министрлары, Финляндия, Япония, АКШ, Австралия һәм башка илләрнең ислам һәм татар оешмалары вәкилләре…

Үзгәртеп кору чорында Советлар хөкүмәте үзен демократик, ачык ил итеп күрсәтергә тырышса да, бездә дин хө­күмәттән аерым булуга басым ясарга тырыша иде. Хәер, бу мөселман кунакларына ачык йөз, кунакчыллык күрсәтергә комачауламады. Алар Уфада, Түбән Камада, Яр Чаллыда төзеләчәк мәчетләрнең нигезләренә беренче таш куюда катнаштылар, Октябрьск, Бөгелмә, Әлмәт, Оренбург, Әстерхан мәчетләрен карап йөрделәр. Шул көннәрдә Шәһри Болгар музей-тыюлыгын ачу тантанасы да узды. Бу чараларда Куйбышевның “Туган тел” җәмгыяте вәкилләре Рәшит Абдуллов һәм Минәхмәт Сәгыйров катнаштылар. Бәйрәм искиткеч матур шоу белән тәмамланды. Республиканың Үзәк стадионындагы меңләгән кеше 1100 ел элек булган вакыйгаларга кереп чумдылар сыман.

Ә 17 сентябрьдә Партизанский һәм Борский урамнары чатындагы буш урында уздырылган митинг милли-рухи яңарыш “айлыгы”н йомгаклады, дияргә була. Куйбышев өлкәсенең диннәр буенча вәкиле В.Власов: “Хө­күмәт яңа мәчетләр төзү эшен хуплый”, — дип әйтте, ә башкарма комитеты секретаре А. Симонов: “Куйбышев шәһәр башкарма комитеты мәчет төзергә рөхсәт бирде һәм бу эшкә һәрьяклап ярдәм күрсәтәчәк”, — дип белдерде.

Шәһәр мөселманнарын Татарстаннан килгән күпсанлы кунаклар (Габдулла Саматов, Госман Исхаков һ.б.), медицина институты ректоры А. Краснов, педагогия институты ректоры А. Семашкин һәм башкалар котлаганнан соң, нәкъ өйлә вакытында автокран мәчет нигезенә беренче ташны төшереп куйды. Ул вакытта без Җәмигъ мәчете Яшьләр йорты артында төзеләчәк, дип белә идек әле.

Ләкин тормыш безнең планнарга үзгәрешләрен кертте. Моның өчен сәбәпләр дә бар иде. 67 метр озынлыктагы манаралы матур мәчетнең урыны шәһәр чи­тендәге Толевый бистәсендә бу­лыр­га тиеш түгел иде, әл­бәттә.

Яңа мәйданчык эзләү, бөте­несен дә килештерү эшләре 1991 елга кадәр сузылды. Ни­һаять, 1991 елның июнендә, Халык депутатлары советы карары һәм аның рәисе Константин Титов имзасы белән, Самараның Стара Загора һәм XXII партсъезд урамы чатында Җәмигъ мәчетен төзү өчен җир бирелде.

Шамил ГАЛИМОВ.

Сергей БАРАНОВ фотосурәте.

«Бердәмлек».

Просмотров: 1094

Комментирование запрещено