Анклав – способ сохранения традиций?

-D7JbUY5n8811

Проект создания территории компактного проживания татар, например, в поселке Зубчаниновка вполне жизнеспособен.

Поможет ли «городской заповедник» спасти национальную культуру

Человеку от природы свойственно жить в кругу себе подобных — он существо социальное. А среди подобных себе он обычно тянется к тем, чьи привычки, обычаи, традиции  и менталитет похожи на его собственный. Именно так во все мире образовываются городские анклавы — территории компактного проживания людей одной национальности и культуры.

Добровольный обычай, ставший принудительным

Самые первые городские анклавы в Европе – это еврейские гетто, особые кварталы, где селились иудейские общины, жившие внутри стен по своим законам и обычаям. Появились они практически сразу же, когда и большие торговые города, и первоначально евреи селились вместе добровольно, чтобы не попадать поодиночке в достаточно враждебную им христианскую среду, но уже в 1239 году в королевстве Арагон был издан указ, законодательно предписывающий иудеям проживать в специально отведенных для них кварталах.

Само же слово «гетто» появилось в Венеции 1515 году, когда очередной слишком уж набожный папа Римский потребовал изгнать из города евреев, традиционно живших в квартале, названном в их честь Джудекка. Городской совет решил выполнить букву папского предписания, проигнорировав его смысл – евреев выселили на формально незаселенный остров Каннареджо, где ранее располагалась Новая Литейная – по-итальянски Нуово Гетто. Так это слово и закрепилось в качестве обозначения сперва венецианского еврейского анклава, а потом и всех аналогичных, существовавших практически в каждом крупном городе Европы.

Первоначально слово «гетто» не имело никакого негативного оттенка – евреи, как уже было сказано, сами предпочитали селиться рядом друг с другом, чтобы соблюдать, никого не раздражая, свои многочисленные религиозные запреты и ограничения.

Ну а в XIX веке, после того как «Кодекс Наполеона» разрушил саму идею иудейской общины, не подчиняющейся граждански властям страны (каждый еврей получил все гражданские права – взамен ликвидации общин-кагалов), сами жители гетто начали их постепенно покидать.

Однако в ХХ веке практика сегрегации евреев «воскресла», причем в самом неприглядном виде – в нацистской Германии снова появились гетто и жесткие ограничения в правах проживания в них. Именно с тех пор слово «гетто» получило резко негативный оттенок, и им стали называть любые кварталы, где жили «униженные и оскорбленные» – например, негры в США.

Итого, гетто сыграли свою роль в сохранении евреев как этноса в средневековой Европе, их традиций и культуры, но с течением времени развитие общественных отношений сделало их ненужными – в конце концов те, кто хотел жить обязательно среди себе подобных, давно уехали в Израиль…

Китай на соседней улице

В XIX веке появился новый вид городских анклавов – чайнатаун. Случилось это в США, куда китайцы начали массово приезжать как дешевая рабочая сила. Жители сей дальневосточной страны до сих пор известны своей уникальной самодостаточностью – они не горят желанием изучать, а уж тем более перенимать, чужие культурные обычаи, и уж тем более заменять ими свои собственные. И потом предпочитали селиться рядом, буквально целыми кварталами, которые даже застраивали в своем традиционном стиле, со всей инфраструктурой – лавками, торговыми сетями и пр.

Складывалась уникальная ситуация – многие китайцы, жившие в чайнатаунах, не имели никакой потребности учить английский язык, общаться с аборигенами и даже выходить за пределы чайнатауна (исключая походов на работу и обратно, хотя многие поселки и вырастали первоначально возле крупных предприятий). И могли целыми поколениями жить в «Маленьком Китае», сохраняя свою культуру, традиции и обычаи.

Неудобства от этого начали почти сразу испытывать не жители чайнатаунов, а их соседи. Анклавы жили по своим законам, фактически не подчиняясь властям США, что было опасно, ибо переселенцы среди своих «культурных обычаев» привезли и организованную преступность, развернувшую привычную ей на родине бойкую деятельность на ниве игорного бизнеса, проституции и наркоторговли. И очень скоро чайнатауны стали постоянной головной болью городских властей.

По большому счету, эта проблема в США, а также в других развитых странах, где появлялись свои чайнатауны, не решена до сих пор – в том числе и потому, что из «процветающего социализмом и бьющего все рекорды роста экономики» Китая до сих пор эмигрируют огромные массы жителей, и совсем не по политическим мотивам. В России эта проблема особо остро уже давно стоит на Дальнем Востоке, где китайцы не только живут, но и активно прибирают к рукам местный бизнес, а через коррупцию – и власти.

Все в анклав?

К чему этот затянувшийся экскурс в историю? По вполне конкретному поводу – в недрах самарской татарской диаспоры в последнее время активно обсуждается вопрос создания городского анклава. Идея, если разобраться, не такая уж и странная. Как показано выше, национальный анклав позволяет сохранять традиции, обычаи, культуру, жить в привычной языковой и ментальной среде, дает чувство защищенности и помогает адаптироваться в новой среде. В нынешних условиях жизни в РФ группа соотечественников-единомышленников может успешнее противостоять самым разным вызовам и проблемам, возникающим в повседневной жизни, чем отдельный человек или семья.

Негативные же черты, свойственные гетто, чайнатаунам и пр., в этом конкретном случае отсутствуют.

Во-первых, татары уже более 500 лет живут в России и прекрасно знакомы с традициями и обычаями других народов (и многие из них, кстати, разделяют) – и не нужно спасаться от кого-то в какие-то «запертые места».

Во-вторых, преступность, что этническая, что бытовая, среди татар нисколько не выше (а то и ниже), чем у других народов РФ – это показывает хотя бы статистика по Республике Татарстан. Да и признаемся честно – у большинства россиян представители этой нации не вызывают никаких негативных эмоций  (как кавказцы, или выходцы из Средней Азии, или даже украинцы в последние несколько лет), так что и со стороны соседей каких-то конфликтов и враждебности ждать не приходится.

Так что проект создания территории компактного проживания, например, в поселке Зубчаниновка (имеющем, кстати, далеко не «радужный» опыт стихийного создания там другого анклава – цыганского) вполне жизнеспособен, и при разумном воплощении в жизнь вполне может принести совсем не горькие плоды… Правда, это, конечно же, вопрос больших инвестиций, капиталовложений и строительства – в общем, уже совсем другая история.

Дмитрий ГРЕКОВ.

Журнал «Самарские татары», № 2 (23), апрель — июнь 2019 года.

Просмотров: 1381

Комментирование запрещено