«Объектов истории и культуры татарского народа, находящихся в опасности, достаточно много»

1569731592_Tatarskaja46DSC62627Айрат Файзрахманов о путях сохранения национальных слобод в российских городах

Вопрос сохранения татарских слобод в регионах — это тема для Стратегии развития татар, уверен историк Айрат Файзрахманов. Будучи на 70% городской нацией, татары еще только ищут свое место в мегаполисе. Но, не укоренившись в городской истории, мы рискуем получить обвинения в том, что татары — лишь конструкт ленинской национальной политики, или превратимся в диаспору, у которой всегда меньше прав, отмечает он. В своем материале автор «БИЗНЕС Online» предлагает рецепты решения вопроса.

«КАЖДАЯ ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА, ЕСЛИ ТАМ ЕЩЕ ТЕПЛИТСЯ ЧТО-ТО НАЦИОНАЛЬНОЕ, СТАНОВИТСЯ ЧАСТИЧКОЙ БОЛЬШОГО ТАТАРСТАНА»

В середине сентября в Томске прошел всероссийский форум татарских краеведов, главной темой которого стали татарские слободы. Событие для татарского мира довольно масштабное и проводится в таком выездном формате впервые. Из поволжских регионов для участия сформировалась весьма представительная делегация краеведов и историков (более 50 человек). По пути следования она посетила татарские слободы Новосибирска, Екатеринбурга и ряд близлежащих татарских поселений. Сочетание профессиональных историков и народных краеведов дало хорошую синергию: последних оно обогащает фундаментальным взглядом на местную историю, а первым дает пласт интересной информации с мест, которую порой не увидишь в открытом доступе.

Общество краеведов при всемирном конгрессе татар смогло сдвинуть привычную рамку мероприятий: «зацикленность на Казани» (обвинения, которые порой приходится слышать от татар из регионов) отошла здесь на второй план. Глядя на Томск, слушая вживую выступления краеведов о татарской Астрахани, Уфе, Самаре, Ульяновске, Семипалатинске и других городах, понимаешь, насколько обширен и многообразен татарский мир, причем это богатство не ограничивается только Татарстаном и Башкортостаном. И пока можно сказать, что «пациент скорее жив, чем мертв»: остатки этого наследия живы и по сей день — что-то из него, как в Томске или Москве, продолжает служить на благо татарской нации, что-то еще предстоит возвратить и восстановить, что-то потеряно, но имеет носителей воспоминаний и вошло в анналы истории.

Тема и место для форума краеведов были выбраны не случайно. Во-первых, татарская слобода Томска, как бы пафосно это ни звучало, — настоящая жемчужина татарского мира, единственная в своем роде сохранившаяся деревянная татарская слобода. Томское Заисточье (аналог казанского Забулачья) давно ждало такого внимания. Удивительно, что более чем в 2 тыс. км от Казани пусть немного, но смогла сохраниться уникальная атмосфера татарской слободы со своими жителями, культурными практиками, старожилами и исследователями. Слегка погрузившись в историю местных татар, сибирско-татарской государственности (для меня стала открытием чеканка разнообразного типа монет местными ордынскими ханами), многочисленных миграций, образования татарских поселений, формирования субэтнических групп и их «переплетений» с другими татарами, особенностей полукочевого быта вплоть до XVIII века, понимаешь, насколько многосоставной и многокультурной является татарская нация. Причем кирпичики, из которых она строилась, соединились неслучайным образом.

Во-вторых, важнейшую роль сыграл весенний визит в Томск президента Татарстана Рустама Минниханова и непротокольный вопрос от местных татар о слободе. В этом смысле каждая татарская слобода, если там еще теплится что-то национальное, становится частичкой Большого Татарстана, местом его репрезентации и общественной дипломатии. Кроме того, ряд городов с историческими татарскими слободами являются стратегическими пунктами в торговом транзите. Например, Астрахань, Самара, Оренбург, Томск, будучи расположенным в Обско-Иртышском бассейне, могут стать одними из стратегических пунктов для выхода на Северный морской путь, на который Российская Федерация возлагает особые надежды. Кстати, еще с ХIX века существовали проекты соединения Волжско-Камского и Обско-Иртышского бассейна рек (трансуральский водный путь, объединяющая ось «Южный и северный морской путь»), которым не суждено было сбыться.

«НЕ БУДУЧИ УКОРЕНЕННЫМИ В ГОРОДСКОЙ ИСТОРИИ, МЫ РИСКУЕМ БЫТЬ ОБВИНЕННЫМИ В ТОМ, ЧТО ТАТАРЫ ЛИШЬ КОНСТРУКТ ЛЕНИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

В-третьих, татарские слободы — это то пространство, которое дало нам всплеск развития национальной культуры и образования на рубеже ХIХ–ХХ веков: типографии, джадидские медресе, первые национальные СМИ, театры и музыка, национальный капитал, богатая архитектура, богословская и поэтическая мысль, движение за национальное самоопределение, борьба женщин за свои права, лучшие медресе и первые светские учебные заведения. Каждая крупная татарская слобода имела в своем активе подобные узловые элементы национальной инфраструктуры, без которой татары бы не состоялись как нация.

Конечно, многое из вышеобозначенного уже прекрасно описано в исторической литературе и краеведческих заметках в СМИ, но большинство публикаций не имело своей целью вычленить отдельную слободскую тематику — зачастую она идет лишь как фон исследования. Эта информация редко попадает в широкие массы, и ее пока нет в устах руководителей. Даже в Татарстане, например, мало кто знает, что Ново-Татарской слободе исполнилось 270 лет. Пока у нее не сложилась своя группа властных лоббистов. С другой стороны волжского берега Казани — у Адмиралтейской слободы — такие радетели все же есть, поэтому даже при маленьких ресурсах удалось отметить ее 300-летие. Кстати, возможно, это и к лучшему — есть время подготовиться лучше и сдвинуть дату основания Бишбалты-Адмиралтейки на много столетий вглубь.

Для Казани (и не только) тема возрождения слобод важна с точки зрения устойчивого развития местности — это и построение соседского общества в городе, общественного самоуправления, и возрождение традиций и культурных кодов территории, и экономика соучастия, и, наконец, более ответственное отношение за будущее того места, в котором ты живешь. Невозможно, чтобы полуторамиллионная агломерация, по площади превышающая некоторые государства в мире, делилась лишь на четыре района (все, что ниже, называется сегодня жилыми массивами) и управлялась только усилиями чиновников.

Почему слободская тематика понадобилось татарской общественности именно сейчас? Потому как это вопрос дальнейшего развития для Стратегии развития татар. Будучи сегодня на 70% городской нацией (вполне европейский показатель), татары еще только ищут свое место в мегаполисе. И в этом поиске важно нащупать истоки обитания своего народа в том или ином городском пространстве, иначе есть риск стать Иванами, не помнящими родства, диаспорой, у которой всегда меньше прав, чем у представителей коренного народа. Не будучи укорененными в городской истории, мы рискуем быть обвиненными в том, что татары лишь конструкт ленинской национальной политики, притом что почти у каждого исторического города России, где проживают татары, есть такие «татарские истоки» (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Нижнем Новгороде, Ростове, не говоря уже о золотоордынских городах, и т. д.), которые необходимо постоянно актуализировать. Надо делать это прошлое своим для местных татар. Отсюда должна следовать органичность наличия мечетей в российских городах, сильной мусульманской общины, право на свое пространство, на изучение родных языков. Например, в Москве мало кто сомневается, что татары здесь коренной народ и что они заслуживают быть голосом столичной исламской уммы.

«ОПЕРАТОРАМИ В ЭТОМ ВОПРОСЕ МОГЛИ БЫ СТАТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ НА МЕСТАХ»

К тому же слободская тема вслед за развитием внутреннего туризма в России и политизацией урбанистической повестки переходит из научной проблематики в более массовый, популярный разряд — в сферу так называемого public history (публичной истории). В этом отношении стоит отметить пять/ряд современных форматов, которые постепенно актуализируют слободскую тематику: это публикации в СМИ (в казанских средствах массовой информации визуально виден рост интереса к слободской тематике), экскурсии, в том числе и по нетуристическим местам, видеоблоги, публичные лекции, исторические квесты.

Между тем «татарская тематика», татарские слободы могут разнообразить порой одинаковые пейзажи российских городов. Пора выводить на свет их запрятанную татарскую историю. Это можно сделать единым пакетным предложением (пять направлений): дополнениями в экскурсионные маршруты, сувенирной продукцией, заточенной под местные культурные коды, созданием медиапроекций и аудиогидов, проведением мастер-классов и квестов. Операторами в данном вопросе могли бы стать существующие татарские культурные центры на местах. Пока же даже в Томске, в одном из центральных музеев города, где можно увидеть иностранных туристов (в музее деревянного зодчества), почти нет никаких упоминаний о татарах и Татарской слободе. К слову, Казани тоже не хватает своего музея деревянного зодчества, связанного с быстроисчезающим наследием городских слобод, к тому же есть немало энтузиастов, собирающих информацию об этом достоянии.

Не будем забывать, что «краеведы формируют смыслы и ценности территории» (Свят Мурунов, центр прикладной урбанистики), которые затем могут быть капитализированы, создавая конкретный социокультурный и экономический эффект: это не только фестивали, внутренний туризм, но и развитие архитектуры города, культурной инфраструктуры, привлечение инвесторов, снижение иммиграции. Для этого нужно комплексное исследование территорий (на стыке пяти дисциплин): культурологическое, историко-краеведческое с изучением локальной топонимики, антропологическое, урбанистическое, архитектурное. Городские слободы могут находиться в фокусе внимания именно этих научных дисциплин. Татары и Татарстан всегда отличилась взвешенным, аналитичным подходом к делу, уверен, что в регионах местные власти такой исследовательский метод оценят положительно.

Сейчас тема слобод, развития городских территорий не стоит в научной повестке Академии наук РТ, в Татарстане и вовсе пока не готовят урбанистов, а специалистов по национальной архитектуре можно пересчитать по пальцам. В настоящее время мы не можем назвать точное число татарских слобод, определить их состояние и динамику изменений, остается много вопросов: что относить к понятию «татарская слобода», где ее хронологические рамки, каковы этапы развития, какие были связи между слободами в разных городах, как функционируют современные «постслободы» и сохранились ли в них предыдущие культурные коды? Кстати, информация о татарских слободах слабо присутствует в интернете, данной темы почти нет в «Википедии» — это то, над чем необходимо потрудиться татарской молодежи. Было бы неплохо соединить краеведческий потенциал, нынешнее активное развитие татарского раздела «Википедии» и проектную деятельность учащихся и школьных учителей с тем, чтобы продвинуть слободскую тему и сформировать интерес к ней у молодежи.

«ОПЫТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС ХОРОШИМ ПРИМЕРОМ»

К сожалению, после окончания форума пришло трагическое известие о том, что сгорела усадьба Акчуриных в поселке Старое Тимошкино Ульяновской области. О ее состоянии, о том, что нужно сделать, чтобы спасти ее, говорили за несколько дней до этого в рамках секционной работы на форуме. И таких объектов истории и культуры татарского народа, находящихся в опасности, достаточно много. Только в радиусе 100 км от Казани (направления, куда можно спланировать тур выходного дня) их несколько десятков.

Например, роскошная усадьба татарского бая Валиуллы Бакирова (образец национального деревянного зодчества) в селе Олы Мингер Атнинского района находится в заброшенном, плачевном состоянии или Кышкарское медресе в Арском районе. По масштабу это не просто села, а настоящие агрополисы того времени, причем тесно связанные торговыми и клановыми узами с городскими татарскими слободами. Образ жизни подобных агрополисов мало чем отличался от провинциальных городов того времени. Лишь к концу ХIХ века татарские агрополисы уступили в конкуренции городам. Состояние первых — головная боль местных властей и душевная боль хранителей наследия. И это если не говорить об остатках Ново-Татарской слободы Казани, Бишбалты, Плетеней, Ягодной слободы и т. д., информация о которых пока с трудом доходит до казанцев. Причем это то наследие, как показывает практика 131-го квартала в Иркутске, которое можно капитализировать и сделать самым посещаемым местом в городе.

Татарам, конгрессу, национальным автономиям уже давно нужно свое национальное общество охраны памятников истории и культуры, которое могло бы отслеживать в разных регионах судьбу объектов, ставить их на охрану, лоббировать на местном уровне их восстановление, работать с профессиональным сообществом, архитекторами, формировать по данным памятникам инвестиционные предложения. Тем более что у Татарстана с большинством субъектом РФ есть соглашения о сотрудничестве. Иначе мы будем продолжать лишь охать о судьбе татарского архитектурного наследия и терять один исторический объект за другим. Благо есть отличный опыт татарстанского ВООПиК — одного из самых активных в стране. Между тем татарская общественность не имеет даже полного реестра памятников татарской истории и культуры за пределами РТ. Шире — стоит говорить и возвращении вакуфного имущества, отобранного у татарской мусульманской общины в первые годы советской власти. Опыт возвращения церковного имущества является для нас хорошим примером.

«КРОМЕ САБАНТУЯ БОЛЬШОЙ ГОРОД О ТАТАРАХ НИЧЕГО НЕ СЛЫШИТ»

Несколько иным образом обстоят дела с татарскими кладбищами. Трагедия на кладбище Ново-Татарской слободы подтолкнула к более активному изучению академической наукой этого наследия. Происходит фиксация материала, его цифровизация, каталогизация… В регионах все чаще проводятся субботники на старых татарских кладбищах. Так, в Екатеринбурге за несколько лет молодежь смогла очистить территорию старого татарского кладбища, поставить каменный мавзолей Агафуровых на охрану и остановить попытку застройки данного участка. Хороший образец для других. Это еще одна важная задача — остановить процесс разрушения мест захоронений, зафиксировать надгробные надписи, сделать старые кладбища местами национальной памяти татар. Кстати, на всероссийском форуме татарских имамов в июне текущего года данные вопросы выносились на отдельное обсуждение — в качестве рекомендации звучало предложение о придании статуса мемориального нескольким татарским кладбищам (уже есть прецеденты за пределами Татарстана), формировании путеводителей и аудиогидов, необходимости создания музея эпитафий, т. к. это наследие также очень быстро теряется. Для татар настало время собирать камни.

Татарское сообщество Екатеринбурга (его новое поколение) показывает еще один важный пример сохранения архитектурного наследия — татарам возвращено бывшее здание татарского-башкирского театра (особняк Миллера), его удалось законсервировать, сформирован проект реконструкции, идет сбор немалых средств. А самое главное, что об этой истории знает активная часть горожан, татары не закрылись в данном вопросе от остального общества, а, наоборот, приглашают к партнерству представителей самых разных сообществ, урбанистическую «тусовку», сам проект был представлен в стенах «Ельцин-Центра». Пожалуй, сегодня это одна из главных ошибок многих татарских организаций — зачастую они варятся в собственном соку, участвуют в общегородских дежурных мероприятиях и в качестве партнеров видят лишь местную администрацию и дома дружбы народов. Кроме Сабантуя большой город ничего о татарах не слышит. Вкупе со сверхконтролем старшего поколения, его обоснованными и необоснованными страхами, советской традицией аппаратных интриг подобное отталкивает от национальной повестки и самих татар, в то время как татарская тема при открытости и правильной подаче может быть потенциально интересна самым широким слоям большого города. Нельзя закрываться в четырех стенах, нужно максимально использовать городское пространство (речь не о Сабантуе). Именно так можно наполнить жизнью территории татарских слобод.

«ХОРОШИЙ САДИК И ШКОЛА С НАЦИОНАЛЬНЫМИ КЛАССАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ МОГУТ ПРИТЯНУТЬ СВОИХ ЖИТЕЛЕЙ»

Что еще может оживить территории татарских слобод? Итак, первое условие — постоянное присутствие национальной автономии и других национальных организаций на данных участках, необходимость быть открытым остальному городу. Второе — активная мусульманская община и медресе, которая должна помнить об истории мусульманской уммы города. При этом в ситуации превалирования в общине представителей республик Средней Азии и Кавказа важно присутствие грамотных татарских имамов и преподавателей, просвещенных лидеров общины. Третье — наличие детского сада и школы с «татарскими» группами и классами, а в городах Татарстана это татароязычные образовательные учреждения. В Саратове, Москве, Нижневартовске такие примеры есть. Хороший садик и школа с национальными классами на территории татарской слободы могут притянуть своих жителей. Кстати, старожилы томского Заисточья на форуме краеведов не преминули напомнить о необходимости восстановления школы на их территории. Крепкое здание татарской школы в Томске еще сохранилось.

Если продолжать говорить о тенденциях, то, с одной стороны, исчезает ценная архитектура и простые дома, формирующие историческую среду слобод, уходят старожилы, устные истории и народная топонимика, пропадают привычные детали, например традиционная татарская полихромия, резные окна, ставни, ворота, двери, цветочные палисадники, колонки, вывески, исчезают водоемы и зеленые территории, деревянные заборчики заменяют недружелюбные заборы из профиля, одни учреждения, привычные магазины и кафе сменяются другими и т. д., с другой стороны, как мы видим, есть и новые, позитивные тренды: новое поколение градозащитников, новые форматы актуализации истории, отмеченные выше, и даже новые (почти татарские) слободы на окраинах города, живые мечети и медресе, активный интерес многих татар к своей истории. Уже давно витает в воздухе идея создания большого медиаресурса, освещающего историю и современность татарских слобод, и данная задача стоит на повестке дня у молодого поколения исследователей и активистов. Наконец, есть и позитивные сдвиги в самой исторической науке, которые, несомненно, помогут в изучении татарских слобод.

Скорее всего, в ближайшие 10 лет станет возможной интеграция оцифрованных и переведенных на современную татарскую графику метрических книг и надгробий, данных родословных (шеджере) и краеведческой информации о татарских населенных пунктах, а также сведений генетического проекта по татарам в одну большую big data. И тогда каждый из нас будет иметь возможность найти в один клик детальную информацию про своих предков и нащупать собственные корни. Параллельно развитие археологического 3D-моделирования, картографических сервисов, «оживление» фотографий и интеграция их с видеоформатами могут сделать национальную историю более понятной и близкой для простого человека. Если каждую из татарских слобод и деревень сделать в цифровом плане более открытой, благотворительная помощь для них может стать более активнее. Краеведы и новейшие технологии способны помочь найти известных потомков-выходцев из того или иного татарского поселения. Главное во всем этом — не растерять специалистов и энтузиастов в лице краеведов, потому как это даже не идеология (на которой, как известно, не экономят) и не макроистория, а «краеведческие изыскания» — верный способ осознания себя в глобальном будущем.

Айрат ФАЙЗРАХМАНОВ.

business-gazeta.ru

Просмотров: 1176

Комментирование запрещено