«Знание родного языка ассоциируется с бедностью, маргинальностью, отсутствием перспектив»

ALpwsTXCTf6ihR0Aaa0jAd5nF6wOTo3VВ фонде сохранения и изучения родных языков разочаровался даже лоббировавший его Вячеслав Никонов

«Сразу хочу сказать, что у меня есть претензии, как это произошло: и к составу фонда, и к попечительскому совету, в который мы входим», — заявил на форуме, посвященном языкам, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. О том, почему денег фонда не хватит даже на учебники, как Ильдар Гильмутдинов вновь требовал вернуть в систему образования госязыки республик и сколько языков исчезло в постсоветской России, — в материале «БИЗНЕС Online».

«У МЕНЯ ЕСТЬ ПРЕТЕНЗИИ, КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО»

Громкое название форума-диалога «Языковая политика: общероссийская экспертиза» сегодня обнажило свою пустотелую сущность. Корреспондент «БИЗНЕС Online» даже засомневалась, действительно ли важна тема языковой политики для чиновников. Если в прошлом году на этом же форуме присутствовали глава федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов и замминистра образования Татьяна Синюгина, то на этот раз оба этих учреждения почти проигнорировали мероприятие. От министра Ольги Васильевой зачитали лишь приветствие, а замглавы агентства, которое выступает в роли организатора форума, Анна Котова отделалась дежурным выступлением по бумажке. 

Персонами самого высокого ранга на форуме оказались два депутата — председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов и председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Но и они так спешили на какое-то серьезное совещание, что каждый после своего выступления  удалился из зала.

Тем не менее удивительно смелым оказалось выступление Никонова, открывшего форум. Как мы помним, именно он активно проявил себя во время принятия скандального законопроекта о «свободном выборе» в изучении родных языков. Он же с жаром доказывал, каким уникальным будет опыт фонда сохранения и изучения родных языков народов России. Теперь же, спустя девять месяцев с момента официального учреждения фонда, Никонов признал: так, как надо, фонд не работает. «Сразу хочу сказать, что у меня есть претензии, как это произошло: и к составу фонда, и к попечительскому совету, в который мы входим, — повинился депутат. — Мы обоснованно готовили бюджет фонда, исходя из тех задач, которые должны перед ним стоять, чтобы решить хотя бы первоочередные вопросы сохранения родных языков. Те предложения, которые были представлены президенту РФ, реализованы в итоге в бюджете фонда на треть». Напомним, что на 2019 год федеральный бюджет выделил фонду 88 млн рублей, а в нынешнем проекте бюджета заложены 96–98 млн рублей на ближайшую трехлетку.

Но и это не все претензии Никонова. Вместе с законопроектом Госдума тогда приняла постановление, согласно которому собирались корректировать ФГОС. «На самом деле, с точки зрения поддержания языков, ФГОС не дотягивают. Там вообще нет понятия государственных языков», — развел руками председатель комитета по образованию и науке. К слову, это всегда была излюбленная тема Гильмутдинова, который не изменил себе и сегодня, поддерживая коллегу по Думе. «Мы в своем постановлении прописали, что должны быть стандарты по госязыкам. Коли мы обозначили существование госязыков республик, то давайте дадим инструмент. Почему мы прячемся и боимся? Давайте дадим стандарт госязыкам республик и найдем место этому предмету в системе образования. Можем это сделать? Да. Сколько можно разговаривать?» — вспыхнул Ильдар Ирекович.

«ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С УЧЕБНИКАМИ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ, НЕ РЕШАЮТСЯ»

А Никонов меж тем вспомнил о проблеме учебников, созданию которых, как заявлял Баринов в начале года, фонд сохранения и изучения родных языков должен уделить приоритетное внимание. «Проблемы, связанные с учебниками родных языков и на родных языках, не решаются и не будут с тем финансированием, — вновь констатировал неутешительный факт депутат. — По большинству из 86 языков нет ни стандартов, ни учебников, ни примерных программ». А чтобы решить эту проблему, по мнению Никонова, нужны квалифицированные авторы, научная экспертиза, проведение которой по большинству родных языков не обеспечено из-за отсутствия специалистов.

При этом, по мнению Гильмутдинова, стоило бы облегчить себе задачу, вспомнив про учебники и пособия, которые остались еще с советских времен, особенно те, которые есть в системе национального образования в республиках. «Эти учебники сегодня вне закона. Как-то прокуратура проверяла и написала, что дети учатся по учебникам и пособиям, не прошедшим экспертизу. Так давайте исправим. Либо по упрощенной системе проведем экспертизу, или по новому положению. Давайте сделаем», — предлагал он, обращаясь непонятно к кому.

Но и с преподавателями все не так гладко. «Особенно тревожной мне представляется задача подготовки кадров для языков коренных малочисленных народов», — беспокоился Никонов, добавляя, что сейчас, после перерыва, преподавание будет восстанавливаться. Депутат даже вспомнил советскую систему, при которой детей из семей коренных малочисленных народов «привозили в Ленинград». «Это отдельная история, которой тоже надо заниматься. Мы думаем, как восстановить систему в том виде, в котором она была в те времена», — предложил он. В целом Никонов был уверен, что если все это оставить на уровне субъектов, вопрос с родными языками никогда не решится.

«Сохранение родных языков — это вопрос комплексный. Нельзя его отнести только к системе образования. Это и семья, и общество, и все органы госвласти, и культура — во всех данных отраслях должны быть соответствующие направления, программы, которые направлены на сохранение родных языков. Если подобного не будет, то все наши попытки ни к чему не приведут», — продолжал Гильмутдинов.

Нет прогресса и по концепции сохранения родных языков, которую Госдума также поручала создать, принимая законопроект. Гильмутдинов вспоминал, как недавно на коллегии минпросвещения эта тема все-таки обсуждалась. «Я высказал свои соображения. Если мы считаем родные языки как предмет в системе образования, он в обязательной части изучения, то в концепции нет ни промежуточной, ни итоговой аттестации. Во всех предметах есть, а здесь нет. Я считаю, что это неправильно. Надо заложить! Иначе какой смысл наших ФГОС, программ, учебников, пособий?» — негодовал депутат, добавляя, что «никто из Москвы и другой планеты к нам не приедет и не решит вопросы сохранения родных языков».

«Мы дошли до такого состояния, когда преподавать некому, а чтобы написать учебник, нужно пройти круги ада. Пусть языки преподаются так, как получается. Если будем тянуть, они просто исчезнут», — считает директор института лингвистических исследований РАН Евгений Головко. Он полагает, что сейчас стоило бы сосредоточиться на грядущей переписи населения, чтобы не допустить в анкетах ошибок прошлых лет. «Перепись — это один из инструментов проведения национальной и языковой политики. ФАДН будет руководствоваться результатами переписи. Нужно сейчас создать комиссию, куда бы вошли этнографы, представители соцлингвистики. Формулировки вопросов должны обсуждаться сегодня. Мы пытаемся пересчитать культурные языковые идентичности. Они зависят от контекста, когда человек вынужден отвечать „да“ или „нет“, получаются искаженные результаты», — отметил он.

«ЗНАНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА АССОЦИИРУЕТСЯ С БЕДНОСТЬЮ, ОТСУТСТВИЕМ ПЕРСПЕКТИВ»

Другие спикеры пытались отыскать причину, по которой исчезают языки, и пришли к тривиальному выводу, что этот процесс порождается глобализацией. «Процесс исчезновения языков — глобальный, в России идет медленнее, но идет», — подчеркнул заведующий отделом кавказских языков Института языкознания РАН Яков Тестелец. По его словам, сейчас в России насчитывается 151 язык, из них на грани исчезновения — 17. «За последние 150 лет в России исчезло 15 языков, из них в постсоветский период — 7», — добавил он.

В то же время председатель российского комитета ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин добавил, что всем языкам мира сегодня плохо, даже английскому, который вытесняет на периферию все остальные. «Весь мир говорит на плохом английском, особенно молодежь, которая пишет аббревиатурами, вместо эмоций посылает смайлики. То же самое происходит с русским языком», — отметил он.

Тестелец указал, что главная причина исчезновения языков — социально-психологическая. «Знание родного языка ассоциируется с бедностью, маргинальностью, отсутствием перспектив. Это главный фактор. Люди рассматривают свои родные языки как помеху для получения образования, карьеры, для более успешных перспектив. Пока нет общественного признания, что подобное обладает ценностью, это трудно», — полагает ученый.

Елена КОЛЕБАКИНА-УСМАНОВА.

business-gazeta.ru

 

Просмотров: 867

Комментирование запрещено