Камиль Гараев: «Когда только начинали, нас многие ругали: «Это не по-татарски!»

OLYMPUS DIGITAL CAMERAСоздатель «Барс Медиа» об истории «Татар жыры», отношениях с государством, новом гендиректоре компании и напутствии Минтимера Шаймиева

Продюсерский центр, телеканал TMTV, «Татар радиосы», главный национальный музыкальный фестиваль «Татар жыры» — все это части холдинга «Барс-Медиа». Компания настолько известна и активна в республике, что часто едва ли не ассоциируется с понятием «татарская эстрада» в ее нынешнем виде. «БИЗНЕС Online» поговорил с председателем совета директоров «Барс-Медиа» Камилем Гараевым о настоящем и будущем татарской эстрады, критике ее Рустамом Миннихановым и продвижении в регионы России и зарубежье.

20 ЛЕТ «ТАТАР ЖЫРЫ» И НЕ ТОЛЬКО

Конец 2019 года будет знаменательным для мира национальной эстрады. В декабре отметит свое 20-летие «Татар жыры» — музыкальный фестиваль, который проводит компания «Барс-Медиа». Многие его считают главным в республике, хотя это не государственный, а частный проект. Круглая дата татарской «Песни года», безусловно, вновь всколыхнет интерес к тому, что происходит в мире популярной музыки, она станет еще одним поводом для дискуссий о том, куда и как движется татарская эстрада.

Компания «Барс-Медиа», где и придумали «Татар жыры», подходит к 20-летию премии максимально серьезно: три больших концерта вместо одного (включая огромные площадки в Москве и Уфе), режиссер-постановщик шоу с серьезным опытом работы на Первом канале и даже новый генеральный директор всего холдинга.

В преддверии столь знаменательного события «БИЗНЕС Online» встретился с Камилем Гараевым, одним из тех, кто придумал империю «Барс-Медиа» и продолжает вести компанию, пусть чаще всего оставаясь в тени. Председатель совета директоров холдинга рассказал нашим читателям о том, как в далеком 1997 году из подарка на 30-летие певца Айдара Галимовародилась идея создания завода — одного из лидеров на российском рынке кассет и компакт-дисков, как само это производство стало отправной точкой для развития компании, которую мы знаем сейчас. Будут ли «барсы» заниматься рэп-музыкой, почему новым гендиректором акционеры выбрали Павла Волонихина и когда у татар будет свой Таркан — ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашем интервью.

«И ВОТ МЫ ТАКИМ ОБРАЗОМ НАПЕЧАТАЛИ ЭТОТ ДИСК К 30-ЛЕТИЮ ГАЛИМОВА»

— Камиль Мавлютович, вы один из создателей «Барс-Медиа», ныне являетесь председателем совета директоров компании, но на публике бываете не так часто, поэтому, пользуясь случаем, хочется поговорить на самые разные темы, а начать с того, как вы пришли в бизнес, связанный с татарской эстрадой.

— Начиналось все в далекие 90-е годы с увлечения татарской песней, знакомства с певцами. В 1995-м я подружился с Айдаром Галимовым. Через два года в Уфе на свое 30-летие в лучшем концертном зале города «Нефтяник» он проводил юбилейный вечер, был приглашен президент Башкортостана, вся общественность… Думаю: вот молодой человек, а уже такие вещи делает, вся республика к нему приходит, и еще наш, татарин! К тому времени я помогал Айдару уже пару лет, например, делал ему концерт в Москве, в концертном зале «Россия». Перед его юбилеем задумался: что же ему подарить на круглую дату?

Попался мне диск Владимира Кузьмина. Шикарно выпущенный, внутри большой красивый буклет. В то время гремела компания «Союз», которая выпускала такие диски. Приезжаю к ним в Москву, говорю: «Вот так. Буквально через месяц мероприятие, мне очень нужно выпустить диск». Они отвечают: «Хорошо». Но добавляют: «Можем не уложиться в сроки». Как так? А выясняется, что завода у нас в стране и нет, печатают диски в Швеции.

И вот мы таким образом напечатали этот диск к 30-летию Галимова — первый в его творческой жизни. Диск все-таки успели тогда привезти из Швеции. Если посмотреть оформление и буклет, то там даже ошибки есть. Делали все быстро, Айдар от руки сначала писал, но татарского же в Швеции не знают, поэтому и фамилию по-другому напечатали, и где-то ошибки в текстах песен есть. Но, главное, мы успели прямо к концерту в Уфе, реально чуть ли не с самолета первую коробку вынесли и подарили юбиляру.

— Компакт-диски по тем временам являлись настоящей роскошью…

— Да, тогда были в основном кассеты. Чтобы просто выпустить компакт-диск нашего исполнителя, нужно было очень постараться…

А дальше я еду из Уфы и читаю газету «Время и деньги», там на развороте написано, что Татарстан два года занимается созданием завода по производству компакт-дисков, отвечает за это ТПП РТ. Я поехал к ним, меня отправили в отдел по коммерческим проектам. Сказал, что готов поучаствовать в этом проекте, они с удовольствием меня пригласили.

Потом в процессе вхождения в проект понял, что они рассчитывали на государственные деньги, которых в итоге не оказалось. В конце концов, его мы сами в Казани и реализовали с моим партнером из Уфы Наилем Багаутдиновым. Так в 1997 году наша компания и начала работать — сначала как «Барс-Рекордс», а потом как «Барс-Медиа». В качестве генерального директора пригласили моего брата Марата Гараева. Впоследствии он также стал одним из акционеров.
П

— Кажется, не было какого-то торжественного открытия завода, шумихи в прессе?

— Да, шумихи не произошло. Просто начали работать, записывать и выпускать диски. Трудились тихо, на то были определенные причины. О них можно сказать. Ведь, между нами говоря, весь этот рынок держали и до сих пор держат американцы. Имею в виду кино, музыку, звукозапись, правообладание. У них есть крупнейшая компания Universal, потому Штаты в разных странах диктовали условия и при этом старались, где возможно, сами наладить производство дисков, создавая монополию. Но мы понимаем, что в каждой стране покупательская способность разная. Например, для американцев 10–12 долларов за компакт-диск — нормальные деньги, а для россиян это серьезная сумма.

— И заказы к вам пошли?

— Конечно. Хотя это был достаточно долгий процесс — вхождение на рынок. В итоге мы стали серьезной производственной компанией в данной области.

— О каком масштабе идет речь, какое количество CD и DVD вы выпускали в год?

— Это многие и многие миллионы, да. Мы были одним из крупнейших игроков тогда в стране. Но период выпуска DVD был недолгим. Этот носитель просто ушел, все переключилось в интернет. Так же и с компакт-дисками. Век информационных технологий и технического прогресса…

— Много денег вложили в проект?

— Порядка, я думаю, 17–18 миллионов долларов. Инвестиции окупились, мы вернули свое, не жалуемся на это. Заказы получали не только из России, но и со всего ближнего зарубежья.

«У РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ ЕСТЬ «ПЕСНЯ ГОДА», А ПОЧЕМУ У ТАТАР НЕТ НИЧЕГО ПОДОБНОГО?»

— Вы запустили успешный завод по производству CD и DVD, а как от этого пришли к медиагруппе, оказавшейся лидером на всем рынке татарской эстрады?

— Мы стали серьезной производственной компанией, тиражировали большое количество продукции в данной области, и нам просто захотелось что-то сделать для своего народа, развития нации. Исходя из этого и появились наши медийные проекты. Если честно, уже был внутренний посыл. Все проекты «родом из детства». Могу вам объяснить так. Я родился в деревне, в которой всегда жили очень серьезные борцы.

— В какой?

— Большой Шинар, Сабинский район. Наши Сабантуи всегда были самые знаменитые в округе. Во-первых, наш Сабантуй, хоть официально и начинался в 10 утра, на самом деле проходил после обеда. И на него успевали все батыры, уже выступившие в других деревнях.

— Такая хитрость?

— Это традиция скорее. И вот приходит борец из другого села, а тут начинают своих поддерживать, в том числе и судьи. «Какая-то несправедливость», — думал я, когда еще был ребенком. Поедешь в другое место на Сабантуй, а там такая же местечковость… Я думал: «Неужели нельзя по-спортивному судить? Чемпиону дать звание чемпиона». Тут как раз подошел к своему концу Советский Союз….

И я начал проводить в деревне Сабантуй именно с такой идеей. Мы приглашали судей уже из Казани, а также артистов, потому что в моем понимании татарский Сабантуй — это обязательно и борьба, где определяется батыр, и красивые песни.

— Отсюда у вас и завязались отношения с музыкальными звездами Татарстана?

— По сути, да, у нас в деревне Галимов появился именно таким образом. Асаф Валиев также участвовал, другие звезды…

Еще раньше, когда только начинал самостоятельно работать, мне попалась кассета Галимова, черная МК-60, кто-то из друзей мне ее подарил, даже помню кто… И вот я в машине езжу, и все время Айдар поет. Целый день его слушаешь, затем других ставишь, опять слушаешь… Дорога Челны — Уфа или Челны — Казань, потом обратно… И все под татарские песни…

И я понимаю, что культуре надо помогать. Ну почему у американцев есть «Грэмми», у российской эстрады — «Песня года», а у татар нет ничего подобного? В принципе так и родилась идея «Татар жыры». Надо сказать, что подобные мысли были у многих, неравнодушных к татарской песне.

«РУССКОЕ РАДИО» ТОГДА ГРЕМЕЛО. ЗНАЧИТ, ДОЛЖНО БЫТЬ НАШЕ, «ТАТАРСКОЕ РАДИО»

— Первый фестиваль «Татар жыры» вы провели 20 лет назад.

— По итогам 1999 года, но сделали в январе 2000-го. Сначала «Татар жыры» проходил именно в январе. Потом лет через 5–6 мы увидели, что длинные каникулы, людям не очень удобно, и попробовали в конце декабря, так и оставили. При этом «Татар жыры» у нас никогда не были не является сейчас проектом, на котором мы хотели бы деньги зарабатывать. Мы создаем и организуем концерт, спонсируем его и хотим, чтобы он был на самом высоком уровне. Существенный вклад вносят наши спонсоры и партнеры, многие из которых уже постоянные, а также зрители, покупающие билеты на концерты «Татар жыры». Мы всем им очень благодарны.

Могу уверенно сказать, что проект не стоит на месте, развивается, год от года наполняется новым содержанием. Это касается и репертуара, и артистов, и ведущих, и сцены, и режиссерских находок. В начале 2000-х фестиваль обрел свой гимн, автор которого — наш гениальный поэт, певец, драматург и писатель Зульфат Хаким. Теперь этим гимном завершается каждый концерт «Татар жыры».

— Когда появился полноценный продюсерский центр, а затем и настоящая небольшая медиаимперия?

— Если чем-то серьезно занимаешься, то параллельно все начинает возникать. В 2001 году мы задумались насчет радио. «Русское радио» тогда гремело. Значит, должно быть наше, татарское радио. «Татар радиосы» — и всё! Вопросов даже не стояло. Потом запустили информационно-развлекательную газету «Каеф ничек?». В марте 2012 года появился музыкальный канал TMTV.

— Но вы сознательно шли к роли монополиста на рынке татарской эстрады: и звукозапись, и продюсирование артистов, и радио, и TV, и главный фестиваль татарской песни…

— Такая идея — быть монополистом — даже не возникала. Мы просто всегда хотели профессионально относиться к делу. Мы и сегодня не монополисты, и раньше ими не были, и не стремимся к этому в будущем. В принципе я не думаю, что татарской эстраде как части нашей культуры нужен или монополист, или руководитель. Она развивается вместе с обществом, не может быть в отрыве от него.

Но, наверно, да, она формировалась с нашим участием. В итоге сейчас образовалась достаточно серьезная отрасль деятельности, в которой множество участников: певцы со своими коллективами, те, кто песни пишет, кто создает аранжировки, одевает артистов. Это настоящая экономическая отрасль, где должна быть здоровая конкуренция, множество медийных площадок и различных проектов. Со своей стороны мы готовы сотрудничать с любыми артистами. Мы создаем определенные объединяющие площадки — вот миссия нашей компании. Чем больше таких проектов, тем лучше будет развиваться татарская эстрада.

— Что такое объединяющие площадки?

— Фестивали, программы и шоу разного уровня, например «Татар жыры». Почему появился этот проект? К тому моменту было много эстрадных фестивалей разного уровня — городские, республиканские, сельские. И все они разрознены. Люди ходили слушать только определенных певцов, на каждом концерте собирались разные группы зрителей и исполнителей. Мы решили объединить различных артистов в одном мероприятии. «Татар жыры» сегодня — это фестиваль, куда могут и стремятся попасть все. 

— Но ведь говорили, что статуэтки на «Татар жыры» часто получали артисты не самые известные, но зато связанные контрактом с «Барс-Медиа». А тот же Ришат Тухватуллин появился на вашем фестивале буквально пару лет назад.

— «Татар жыры» — это подведение итогов за год. Критериев отбора песен на фестивале всегда было множество: и композиции, которые становятся лидерами хит-парадов, и результаты продажи компакт-дисков, и лучшие клипы, и концертные программы. А когда мы занимались производством дисков, то сами видели, кто популярен. Или тысячи дисков покупают, или несколько штук — тут все просто. На этом рейтинге первые наши мероприятия и строились. За 20 лет на фестивале прозвучало более 2 тысяч песен и выступили около 200 артистов. На наших мероприятиях росли не только те исполнители, в творчество которых мы вкладывались, но и вообще все, кто в татарской эстраде работал.

На самом деле никакой разницы нет, откуда тот или иной артист. Должны участвовать лучшие, самые популярные, которые нравятся публике. Это фестиваль песен, а не артистов. Лучшие из тех композиций, которые за год появлялись, мы старались показать.

— Приходилось слышать, что «Барс-Медиа» заключает довольно жесткие контракты с молодыми артистами.

— Надо сказать, что заключение контрактов с записывающей компанией — это общепринятая мировая практика, здесь все юридически соответствует действующим правилам. Есть обязательства сторон — компании и артиста. Каждый несет свою долю ответственности. Мы вкладываем финансовые средства по своим обязательствам, артист обязан выполнять свои. В его творческий процесс мы не вмешиваемся.

Вначале у нас было много продюсерских проектов — татарскую «Фабрику звезд» мы проводили, например. Через наш продюсерский центр проходили молодые артисты, они имели контракты, скажем, на 5 лет, потом становились самостоятельными. Исходя из этого, мы можем сказать, что они тоже все наши артисты, но сегодня самостоятельно работают.

— Но говорят, что у вас целая фабрика по производству татарских поп-певцов…

— Она есть, но не производства поп-певцов, а различных программ с их участием, потому что мы много делаем проектов, в которых участвуют эти артисты. Такая фабрика у нас есть — и на радио, и на телевидении, и в организации концертов и шоу.

«ЮБИЛЕЙНЫЕ КОНЦЕРТЫ ПРОЙДУТ НА ТРЕХ ПЛОЩАДКАХ. МОСКВА В ЮБИЛЕЙНОМ ТУРНЕ ПЕРВАЯ»

— 20-й «Татар жыры» в декабре 2019-го, чего ждать от шоу?

— Это будут лучшие, на наш взгляд, песни от самых популярных артистов за последние десятилетия. 20 хитов за 20 лет. Концепция как бы такая. На самом деле песен будет даже больше. Мы очень серьезно к этому готовимся. Впервые концерты пройдут на трех площадках: Москва, Уфа, Казань. И столица РФ в юбилейном турне первая. Концерт состоится 24 ноября в Кремлевском дворце. Затем 7 декабря в «Уфа Арене» вместимостью 7 тысяч зрителей. И заключительный гала-концерт в казанской «Пирамиде» 21 декабря.

Кстати, идея проводить «Татар жыры» в Москве принадлежит Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Однажды после очередного нашего концерта он сказал: «Это обязательно нужно в Москве показать!» А где? Конечно, в Кремле! Мы такую идею осуществили и сами были воодушевлены, когда увидели тысячи московских татар, красиво одетых, радостных и с приподнятым настроением, которые пришли на наш концерт.

— Режиссером-постановщиком юбилейного шоу станет Лина Арифуллина, которая делала «Фабрику звезд» на Первом канале.

— Да, она впервые у нас. Это режиссер нашего гала-концерта. Поверьте, нам больших усилий стоило заполучить ее на проект, но, уверен, того стоит! Арифулина — режиссер российского и международного уровня, у нее десятки воплощенных проектов на различных площадках во многих странах. К тому же она по национальности татарка, и для нее это тоже интересный опыт. Так что ждите сюрпризов.

— Вы не думали, может, пора «Татнефть Арену» под «Татар жыры» арендовать?

— Там, безусловно, еще будут наши концерты. У нас много проектов, под которые эта площадка подойдет идеально. А «Татар жыры» — более камерное событие. Отсюда и выбор зала.

— О новом зале имени Шакирова на «Казань Экспо» не думали?

— Пока мы не стали кардинально ломать свои традиции в выборе площадки, ведь зритель уже привык к «Пирамиде». Вы же знаете, на «Татар жыры» люди приходят в вечерних костюмах, для многих это событие, не просто концерт, со всей России прибывают, даже со всего мира. Приезжают как на предновогоднее мероприятие с семьями, друзьями. После фестиваля они обязательно идут куда-нибудь вместе посидеть или прогуляться по ночной Казани…

«МЫ ЧАСТНАЯ СТРУКТУРА, НИКОГДА НЕ ПРИВЛЕКАЛИ НИ ОДНОГО РУБЛЯ ОТ ГОСУДАРСТВА»

— Очень многие, когда несколько лет назад Рустам Минниханов публично раскритиковал татарскую эстраду, решили, что он обращается персонально к «Барс-Медиа». Вы обсуждали это в своем кругу?

— Когда критика касается той деятельности, которой занимаешься, то, конечно, к ней прислушиваешься. Мы провели тогда пресс-конференцию перед «Татар жыры». Хотя я не считаю, что татарская эстрада заслуживает резко негативных оценок. Конечно, нужны изменения, и мы ждем от наших артистов творческого роста и стараемся активно им в этом помогать. Более того, мы делаем концерты, которые пользуются спросом у публики. А воспитание зрительской культуры — долгосрочный проект.

Напомню, после упомянутого случая президент Татарстана посетил нашу компанию, знакомился с работой, общался с командой. Мы лично тогда встречались с Рустамом Нургалиевичем, достаточно долго разговаривали, обсуждали волнующие вопросы, связанные с культурой и развитием языка. С его стороны было высказано пожелание, что нужно совместно работать. Мы готовы и трудимся, а также благодарны ему за внимание к нашей работе.

— Есть у вас взаимодействие с министерством культуры РТ по каким-то проектам? Внешне вы такая бизнес-структура, абсолютно автономная, самостоятельная.

— А мы всегда такими были. Мы частная структура, никогда не привлекали ни одного рубля от государства. Эта отрасль так и работает. А с министерством культуры мы как раз готовим совместный новый проект, он называется «Сайра». Мы ищем молодые музыкальные таланты. Уже были прослушивания в нескольких районах РТ, отобраны участники этого эстрадного фестиваля. И потом будут определяться победители — несколько человек, которых мы хотим растить и развивать уже как продюсерский проект.

«У НАС ПРОИЗОШЛА ТОЛЬКО ОДНА ПЕРЕСТАНОВКА В РУКОВОДСТВЕ»

— Еще многих интересует, как сейчас работает «Барс-Медиа»? С учетом последних пертурбаций в компании.

— На самом деле у нас в этом году произошла только одна перестановка в руководстве: вместо Дины Гараевой генеральным директором стал Павел Волонихин. Больше никаких изменений нет, компания как работала, так и продолжает.

— Чем Дина Маратовна не устроила акционеров?

— Нет, она нас полностью устраивала. Это согласованная всеми кандидатура, мы с удовольствием хотели, чтобы она трудилась и дальше. Дина прошла разные стадии работы в «Барс-Медиа», была, например, директором нашего радио. И надо сказать, что она еще и дочь многолетнего генерального директора, моего брата Марата. Дина стала лицом компании за последние годы. Думаю, она пока просто приостановила работу в «Барс-Медиа», это, видимо, больше связано с личными обстоятельствами, но наши двери всегда для нее открыты.

— Всех удивило недавнее интервью вашего брата, где он заявил об уходе из компании…

— Мы очень благодарны ему за многолетний труд. Он действительно много сделал для работы компании. Я лично благодарен ему как брат и как партнер. С августа 2018-го, когда Марат Мавлютович передал пост генерального директора дочери, он уже не занимал должностей, но оставался и остается акционером компании, в настоящее время не участвует в наших проектах.

— Гараев говорил о каких-то разногласиях среди акционеров…

— Никаких разногласий нет. Есть акционеры, их собрание и общее согласованное и принятое на нем решение. Компания как работала, так и продолжает, дальше развивается.

«ВОЛОНИХИНА МЫ ПРИГЛАСИЛИ КАК ОЧЕНЬ ХОРОШЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ»

— Ранее Маратом Мавлютовичем была высказана претензия, что новым гендиректором татарской медиагруппы стал менеджер, не владеющий татарским языком…

— Ну генеральный директор чем занимается? Это же организаторская, менеджерская функция. По сути, я считаю, в таком деле национальности нет. В любой компании могут люди какой угодно национальности работать.

— То есть даже американца можно было позвать?

— Да, хоть француза, если он специалист в данном деле. Волонихина мы пригласили именно как очень хорошего специалиста в этой области. Он в ней давно работает.

— Вы его знали еще как директора Галимова?

— Павел 20 лет так проработал, потому я его очень давно знаю. Он много лет занимается именно концертной деятельностью. Серьезный менеджер в этой области. 

— Но Волонихин отбирает артистов, направляет, должен все равно чувствовать тренды национальной культуры, правильно?

— Нет, не совсем так. У нас ведь холдинг. Есть «Татар радиосы», там свой руководитель, редактор. У телевидения TMTV тоже свои директора имеются. Есть концертный отдел. Отбором артистов и определением трендов занимаются руководители соответствующих подразделений, владеющие татарским в совершенстве. Павел — менеджер высшего звена, решает общие стратегические задачи и координирует всю деятельность медиагруппы.

Конечно, наша компания работает для татар и татарской культуры, развития в этой области. У нас сложилась отличная команда, в основном молодежь, которой я очень дорожу.

«ОДНО ДЕЛО — ПОЛОЖИТЬ ПРИБЫЛЬ В КАРМАН, ДРУГОЕ — ИНВЕСТИРОВАТЬ В РАЗВИТИЕ. МЫ ЗА ВТОРОЙ ВАРИАНТ»

— Многим татарским звездам уже за 50 — хоть Салавату, хоть Галимову… А вы следите за новыми веяниями в татарской музыке, за теми же музыкантами, которые, скажем, 30 августа теперь ежегодно играют на Tat Cult Fest?

— Татарский народ и татарская культура очень богаты на таланты и разные музыкальные направления. Сегодня много проектов и возможностей для самореализации. Есть интернет, ты можешь сам туда выложить музыку и посмотреть на реакцию аудитории. По всему миру такое движение. Конечно, мы хотим, чтобы наша компания развивалась, чтобы мы продвигали разные направления музыки. Поэтому и делаем три фестиваля. Конечно, их надо наполнять различным содержанием, включать современные альтернативные направления.

— Три фестиваля («Татар жыры», премии TMTV и «Татар радиосы»), радио, телевидение, продюсерский центр — все это окупается сейчас?

— Сегодня наша задача в том, чтобы проекты были, по крайней мере, самоокупаемыми. Иначе мы как бизнесмены окажемся вынуждены их закрыть. Мы не ставим себе цель заработать деньги. Однако компания должна быть прибыльной, чтобы имелась возможность инвестировать в ее развитие и расширение.

— Сколько человек в вашем холдинге работают?

— Постоянно у нас трудятся около 100 человек. Из них 50 — на радио и телевидении. Но у нас много проектов, на которые мы дополнительно привлекаем большое количество людей, например, на организации только одного концерта «Татар жыры» работают до 200 человек.

— Вы больше стали заниматься компанией после кадровых изменений в руководстве? Вообще, влияли ли раньше на политику «Барс-Медиа» или были спящим акционером?

— Любые создатели своих организаций, конечно, влияют на них, участвуют в жизни своего детища. Я никогда не переставал быть акционером компании, поэтому всегда активно участвовал в разработке главных направлений и общей стратегии. Да, в последнее время занимаюсь холдингом больше.

«НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО ИЛЬГАМ-АБЫЙ БЫЛ СЕРЬЕЗНЫМ РЕФОРМАТОРОМ»

— Что вообще вы думаете о нынешнем этапе развития татарской эстрады?

— Я сегодня как раз вижу, что, по-моему, пришло новое время для развития. Сегодня вы сами говорили, что есть новые фестивали, новые музыкальные направления и в татарской культуре — тоже. Я жду именно развития, а не угасания. Главный показатель развития — то, что молодежь продолжает петь на родном языке. Наш народ ведь всегда любил исполнять, сочинять и слушать песни, это у нас в крови. Меняются поколения, культура, духовные ценности, пришла эра цифровых технологий и интернета, новый информационный уровень, новое качество жизни — конечно, будут изменения и в нашей эстрадной отрасли.

— Но пока все слушают Элвина Грея или уже нет?

— Все проекты ведь имеют начало и конец. У каждой эпохи своя музыка, свое звучание, свои ритмы. Элвин Грей, конечно, нашел очень интересную нишу и достиг феноменальных результатов, 5–6 миллионов просмотров на YouTube, огромное число поклонников. Это, на мой взгляд, настоящее достижение. Но, насколько долгоиграющий проект, тут только время покажет. Невозможно какие-то прогнозы давать.

— Кто сейчас является главным лицом татарской эстрады, как вы считаете? В свое время, в советскую эпоху, это, понятно, Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова и еще целая плеяда. Потом 90-е – начало 2000-х — Салават был номером один. А сейчас кто самый яркий? Или назовите несколько человек, которые определяют лицо эпохи.

— Я бы не стал называть имена, их много. На мой взгляд, нельзя выделить одного, ведь нет критериев, чтобы оценить талант. Когда эстрадные концерты и фестивали мы только начинали проводить, нас многие ругали: «Это не по-татарски! Должно быть так, как Ильгам-абый пел». Но надо сказать, что он тоже ведь был серьезным реформатором. Если на его музыку посмотреть, то, кроме народных песен под баян, у него и вокально-инструментальный ансамбль имелся. В то время это было, считайте, самым современным в развитии эстрадной музыки.

А на одном из наших концертов «Татар жыры» уже пожилой Ильгам-абый выступал в дуэте с певцом Шакуром. Современный татарский рэп звучал вместе с несравненным пением знаменитого исполнителя. Эта композиция произвела тогда фурор у зрителей. Шакирова в свое время сам народ определил лицом той эпохи, как и Салавата позднее. И сейчас так же. Слушатель сам определит лицо своей эпохи.

 — Как вы относитесь к идее экспансии татарской эстрады в дальнее зарубежье? Потому что как минимум мы знаем про два проекта — «Узгэреш жиле» в Карнеги-холле, а также фонд Альфии Авзаловой хочет делать татарские концерты в США. Не хотите к ним присоединиться?

— Татарская музыка будет всегда звучать там, где есть татары. Но у всего есть цена, финансовая сторона вопрос. Эта идея очень хорошая, но ее непросто выполнить. Ведь одно дело, когда татарские артисты ездят по всем уголкам мира и для татар поют, причем концерты финансирует государство или некий спонсор. Другое — осуществить музыкальный татарский бизнес-проект, который стал бы популярным, востребованным и экономически целесообразным. Это очень непростой вопрос. Ведь в итоге за все в таком проекте платит зритель. Готов ли он платить за современную татарскую эстрадную музыку? В принципе, это то, над чем надо бы работать, если мы хотим татарскую культуру, татарскую песню продвигать по миру.

«МЫ ХОТИМ ЕЩЕ МНОГОЕ СДЕЛАТЬ НА ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЕ»

— Просто есть все-таки ощущение, что наши певцы — это для внутреннего потребления, во-первых. Во-вторых, смотришь на них, на одежды их цветные, блестящие… Индийская эстетика 70-х годов из «Танцора диско». Почему все-таки у нас нет своего Таркана, почему мы не современные?

— Давайте я вам так отвечу. Я изначально говорил, что татарская эстрада — самодостаточная отрасль. Все эти коллективы, насколько могут себе позволить, так и одеваются. Но подобное надо уважать, так ведь? Мы не можем сказать, что они второго сорта или какого-то другого. Вот мы фестивали проводим — «Татар жыры». Вы, наверное, не скажете, что там плохо одеваются.

— Почему татары не могут создать своего Таркана, как турки?

— Про него знаю, скажу. Он продюсерский проект. Это не просто сам молодой человек вышел и спел. Очень известный продюсер — певица — вытащил такой проект. 

— Почему за 30 лет наши продюсеры не могут такой же международный или глобальный проект реализовать? Хотя бы чтобы в России слушали татарскую музыку и восхищались.

— Нужно привлекать деньги. Это серьезные финансовые проекты. Сегодня очень много обсуждений, каким образом развивать, куда развиваться в локальном плане. Где-то я услышал, что татары вообще неправильно поют, нарушают классические законы вокала. Я-то, наоборот, считаю, что мы свое сохранить должны: наш национальный вокал, фольклор, который очень много веков назад родился, имеет свои особенности и должен быть в основе нашей современной музыки, иначе потеряем свои корни. Если все одинаково делать, то просто не будет развития. Мы как раз думаем на эту тему, каким образом наше, татарское, сохранять и поднимать.

— У кого сохранился из певцов татарский мон, как вы считаете?

— Мы проводим эстрадный фестиваль, он вообще не предполагает этого. Причем большинство певцов его сохраняют. У татар ведь особый вокал. Есть уникальный педагог, один из последних, Мингол Галиев, он бы вам много на эту тему рассказал. Считает, что мы потеряли свою татарскую школу вокала, а в ней ведь тот самый мон и запрятан.

Но мы все равно в рамках нашего фестиваля стараемся, чтобы хотя бы несколько номеров оказались именно такими. Как вы помните, в прошлом году у нас вообще а капелла песня была. Именно народную композицию так исполнять необходимо, это же наш национальный конек. Будем стараться сохранять, очень хотим. Никуда не денемся, пока чувствуем себя татарами, слышим и ощущаем этот самый мон.

— Если не секрет, у вас ведь есть и другие бизнесы, чем еще сейчас занимаетесь?

— Есть производственная компания, в которой я акционер. Мы выпускаем тракторы и другую технику. Имеется строительный бизнес, производство строительных материалов. В основном многопрофильная производственная деятельность.

— Но душа лежит здесь, в «Барс-Медиа»?

— Да, для нее тут и работаем. Именно для души. И, конечно, хочется, чтобы те дела, которые мы начали, развивались, вперед шли и пользовались вниманием нашего народа, наших зрителей. Конечно, мы хотим еще многое сделать на татарской эстраде. 

Гараев Камиль Мавлютович

Родился в деревне Большой Шинар Сабинского района в 1959 году.

Окончил Казанский инженерно-строительный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство» в 1982-м.

Трудовую деятельность начал во Всесоюзных ударных комсомольских стройках «Город Набережные Челны» и «Камский тракторный завод (КамТЗ)».

С 1998 года — председатель совета директоров группы компаний «Барс-Медиа».

С 2008 года — член совета директоров АО «ПО Елабужский Автомобильный Завод».

Женат, имеет четверых детей.

Группа компаний «Барс-Медиа» включает в себя продюсерский центр, рекламное агенство, концертное агенство, сеть радиостанций «Татар радиосы», телеканал TMTV. Известна своими многочисленными телевизионными, радио и концертными проектами: национальный музыкальный фестиваль «Татар жыры», «Музыкальная премия TMTV», «Татар радиосы хитлары», «Музыкаль каймак», «Татарча солянка», «Җанлы концерт» и другими.

Айрат НИГМАТУЛЛИН.

business-gazeta.ru

Просмотров: 893

Комментирование запрещено