Мы открыли дорогу длиною в тысячи лет

img5651130-летняя деятельность Самарского областного татарского общества «Туган тел»  

Это краткий рассказ о том, как мы – инженеры, юристы, рабочие, учителя, журналисты, студенты, предприниматели и многие другие – возрождали свою культуру, приносили людям радость и вдохновение, счастье, желание говорить и петь на родном языке.

Счастлив человек тогда, когда не гнетет его осознание своего негармоничного развития, когда он знает и любит язык своего рода – племени. Когда любовь к своей матери и родному языку дают ему силы и вдохновение.

Велик вклад татарского народа в становлении и развитии России. Недопустимо лишать его своего языка и своих прекрасных задушевных песен. Страна созидает, если расцветают культуры всех ее народов.

«Все для фронта, все для победы

Этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины, старики, подростки – все мы работали на родных камышлинских полях. И мне интересно и радостно было работать вместе со всеми. Запрягали нашу корову и вместе с матерью возили колхозную солому для скирдования. Очень нравилось мне подавать солому наверх старику, укладывающему скирду. Мы, школьники, ножами и серпами режем подсолнух, в вентиляционной «тоннели-сквозняке» скирды прячемся от снежных зарядов. Нам кажется, что это сказочная пещера… Грузим в лесу на длинные тракторные сани короткие бревна – это для отопления нашей школы… Из черного репродуктора звучат «Священная война» – песня-призыв, песня-клятва и татарские народные песни в исполнении Гульсум Сулеймановой и Рашида Вагапова. Эти песни давали силы выдержать все тяготы войны…Победа! Возвращаются камышлинцы! Но не все. Веселые, хотя и израненные, вся грудь в орденах и медалях, вернулись и мои родственники. Но тоже не все. Ханиф абый, муж моей сестры Мукарама апай, вернулся слепым. Он не сдался, окончил и музыкальную школу по классу баян, и университет, исторический факультет, и работал директором библиотеки для слепых. Вернулся и наш отец, солдат  I-ой мировой, красноармеец во II-ой Мировой войнах. Похоронен в местечке Изюм на Украине доброволец, коммунист – отец моей супруги.

Вернувшийся с фронта с искалеченной рукой мой двоюродный брат Загит Каюмов сразу заиграл татарскую мелодию на гармошке…

Мои письма в ЦК КПСС

Я – рядовой гражданин СССР – в 1970-десятых годах направлял письма руководству СССР, КПСС и в центральные газеты о необходимости значительного увеличения возможностей для изучения родных нерусских языков, сохранения национальных культур и, тем самым, сохранения благотворной воспитывающей связи поколений. Внуки и правнуки героев Великой Отечественной должны бы иметь счастливую возможность гармонично развиваться – вот это я имел ввиду. Родина наша будет в этом случае еще больше укрепляться и созидать. Предложил много конкретных мероприятий в области образования, культуры, СМИ. Одно из моих писем направили в органы власти Куйбышевской области. При рассмотрении моего письма в комиссии, состоящей из представителей управлений образования, культуры, радиотелевидения, СМИ, представитель Облисполкома заявил, что если реализовать все, что я предлагаю, то все мы станем татарами. Я не выдержал и сказал, зачем же так ехидничать. Члены комиссии заявили: татарские уроки в школах города – это невозможно, они есть в деревнях; строить ТВ ретрансляторы из Казани – это очень дорого; показывать на ТВ казанские записи – это если разрешит Москва после просмотра там (но все-таки вскоре по Куйбышевскому ТВ показали в записи два сюжета из Казани: в одном –татары пели татарские песни, в другом – татары пели русские песни).

Большие надежды порождала новая национальная платформа М.С. Горбачева.  Я снова направлял в ЦК КПСС свои предложения, в том числе об обязательности изучения родных нерусских языков в местах компактного проживания людей одной национальности. Наверняка писали многие. Однажды получил письмо от депутата Верховного Совета СССР Туфана Миннулина с одобрением нашей деятельности по защите родного языка и со словами о том, что он спорит и отстаивает наши предложения. И вот какие-то изменения в национальной политике начали проявляться: по центральному ТВ начали показывать татарские спектакли с сурдпереводом на русский, в поезде Куйбышев – Казань по радио стали звучать татарские песни. Еще большие надежды порождало предложение М.Горбачева по заключению нового союзного договора, при котором автономные республики стали бы союзными. И если бы Горбачев не оказался таким слабаком… Однако, Ельцин и некоторые шовинистические и амбициозные руководители выступили против этого предложения. Не могли они допустить, чтобы РСФСР разделился на ряд союзных республик, Грузия на Аджарию, Абхазию, Южную Осетию и т.д. Если бы они могли предвидеть сепаратистские действия Ельцина и последующий распад СССР, то наверняка согласились бы с предложением Горбачева. Тогда не было бы распада СССР, чеченской трагедии, конфликта России с Грузией в 2008 году.

Инициативная группа

Летчик-штурман самолета Ту-154 Фаик Фарукшин, побывав в Казани на собрании Татарского Общественного Центра и вдохновившись идеей сохранения, возрождения нашего языка, культуры, начал в Куйбышеве искать единомышленников. Обратился он в уже известный популярный самодеятельный ансамбль «Ялкынлы яшьлек» и в мечеть. Руководитель ансамбля Ильгиз Колючев, которому я однажды показал письмо Л.И. Брежневу, назвал Фаику меня и Ахмета Нафигина, который помогал ансамблю в организационных и рекламных делах.

Осенью 1988 года мы – я, Фаик Фарукшин, Ахмет Нафигин и присоединившиеся к нам прихожане мечети Марат Сафин, Вагыйз Кадыров, Рашит Ягудин, затем, присоединившиеся при содействии И.Колючева Шамиль Ахмеров, Ахмет Абдрафиков и Нурислам Шарапов – встретились и выразили желание объединиться для сохранения татарской культуры. Вагыйз Кадыров решил заняться строительством Соборной Мечети. Рашит Ягудин дальше не участвовал в нашей деятельности, но чуть позже присоединился к нам его брат Равиль Ягудин, который много сделал для нашего народа. Присоединились к нам: с филиала ОКБ Туполева, где я работал инженером-конструктором, также инженер-конструктор, участник войны, доброволец Эльсор Кабиров; Д.Субеева (сестра Ахмерова), Р.Сайдуллаев, Д.Латыпова, А.Валишев, Ф.Давыдов и другие. Мы в итоге создали оргкомитет по учреждению татарской общественной организации, направили руководству области и парторганизации составленное мной большое обращение, в котором говорилось о необходимости сохранения и развития татарской культуры, татарского образования, преподавания уроков татарского языка и литературы, создания татарской газеты, материальной поддержки ансамбля «Ялкынлы яшьлек» и других художественных коллективов; предлагалось много конкретных мер; просили разрешения на  проведение собрания куйбышевских татар.

Первое собрание куйбышевских татар

Получив разрешение на проведение собрания, на заводских проходных, на остановках транспорта мы развесили рукописные объявления о собрании.

21 января 1989 года на собрание пришли более 150 человек. С участием представителя Обкома КПСС Рашида Шакирова, секретаря Обкома ВЛКСМ Владимира Сластенина, директоров «Дома Молодежи» и «Центра молодежи» – Владимира Петрова и Александра Мескина, специалиста народного образования Дамира Гатина, директора детско-юношеской библиотеки Разии Букиной и других провели большое, вдохновляющее собрание татар. Бурно обсуждались наши проблемы, наше обращение к руководству области. Я предложил создать еще и фонд для татарских передач по ТВ и сказал о готовности из своей скромной инженерской зарплаты некоторую долю туда вкладывать. Шамиль Галимов (журналист газеты завода ПРОГРЕСС) сказал на это, что этого может и не надо делать, так как он вместе с работником того же завода Минахметом Сагировым уже обращались к руководству Куйбышевского ТВ и может быть что-то получится. Собрание полностью одобрило нашу платформу, выраженную в нашем письме в Обком партии и выбрало членов оргкомитета по созданию общественной организации. Его председателем избрали Шамиля Ахмерова. Указанные выше представители разных структур обещали нам помочь и помогали. В Доме молодежи дали возможность нам собираться в определенные дни и часы, в детско-юношеской библиотеке – проводить некоторые мероприятия. Началась большая работа. К нам присоединялись все новые и новые люди: Мансур Ямалетдинов, Асия Нугманова, Марат Гибадуллин, Гульсина Нуруллина и другие. 3 февраля 1989 г. провели первый дружеский вечер с песнями, плясками, c танцами и с выставкой моих картин.

Зимний Сабантуй

27 февраля 1989 года по моему предложению провели первое наше крупное мероприятие – «Зимний Сабантуй» во Дворце спорта Авиазавода (о помощи со стороны Авиазавода, где я работал, сумел договориться с завкомом и директором ДК Родина Е.А. Никулиной). Волновались, ведь мы не культработники, а инженеры, юристы, рабочие. Дерзнули на многообещающее мероприятие! Народ валом валит. Волнуется Евгения Алексеевна – выдержат ли опоры балкона. Мы с Рашидом Абдуловом успокаиваем ее: опоры балкона мощные. Я, Шамиль Ахмеров, представитель завкома авиазавода Галина Кириллова, полковник в отставке Идеал Галяутдинов, взявшись за руки, со сцены поздравляем всех с Днем Советской Армии, с радостным событием – окончанием войны в Афганистане и началом Зимнего Сабантуя. Бурными аплодисментами награждают зрители выступления артистов «Ялкынлы яшьлек», Зиннура Нурмухаметова (приглашенного Равилем Ягудиным) и ансамбля «Дуслык» из Новокуйбышевска. Концерт закончился. Народ выходит в фойе, спортзал. Не будет ли неразберихи, хаоса? Волнуюсь, переживаю. Вот Рафик Абдеев заиграл на гармошке. Асия Ахметова запела, и я что-то спел. Народ начал плясать. Радость на лицах, вдохновение. Я успокаиваюсь. А в спортзале все пошло без задержек, игры, перетягивание каната, бой с подушками, бег в мешках, битье горшков. Призы и подарки: книги, грампластинки, магнитофонные пакеты, национальные платки, полотенца, тюбетейки. Татарскую борьбу «көрәш» судит чемпион Советского Союза и Европы по борьбе дзюдо, неоднократный победитель-батыр Сабантуев в родном селе Абдикеево Шенталинского района Хабил Бикташев. Он стал организатором и спонсором борьбы «көрәш» многих наших Сабантуев и Наврузов (после Зимнего сабантуя аналогичные праздники каждый год, по предложению Шамиля Багаутдинова, мы проводили как праздник Навруз). Вот приз получает среди борцов – ветеранов слесарь Металлургического завода Шавкат Хайбуллов, затем многие годы активно участвовавший в деятельности «Туган тел». Батыром Сабантуя и обладателем главного приза – барана, после напряженных состязаний стал Илшат Бикташев. Он тоже стал организатором, судьей и спонсором борьбы «көрәш» на праздниках Сабантуй и особенно на праздниках Навруз.  Отрадно то, что все прошло отлично. Появились и первые спонсоры. Мы увидели радость на лицах людей, значит мы нужны татарскому народу. Мы открыли новую эру в жизни татар города и области.

 А им бы всем только растить хлеба и детей

Радость от праздника добавилось к радости советских людей в связи с решением руководства СССР о выводе советских войск из Афганистана. Была уверенность в том, что больше никогда советские солдаты уже не будут проливать невинную кровь. Однако, надежды народов не оправдались. По приказу сверху жестоко разгонялись мирные демонстрации в Баку и в Тбилиси, пролили кровь и ускорили распад СССР. Дети и внуки героев Великой Отечественной войны вынуждены были стрелять друг в друга на земле еще не оправившегося от сталинского геноцида чеченского народа. А им бы всем расти хлеба и детей…

Играй, гармонь, и Конь сердца моего

16 апреля 1989 г. провели замечательный праздник «Играй, гармонь» (Ахмет Нафигин, Шамиль Галимов и Минахмет Сагиров – работники завода «Прогресс» – договорились с завкомом о проведении праздника в Доме Культуры завода). На празднике вдохновенно выступили народные таланты –гармонисты, замечательно спел татарскую старинную песню «Шәмшәриф» Идеал Галяутдинов. 5 часов длился праздник. Раскрылись и таланты Шамиля Багаутдинова и его дочери Наили как ведущих и режиссеров. В течение более 20 лет они вдохновляли, радовали участников мероприятий.

20 мая также во Дворце спорта авиазавода провели (по сценарию Шамиля Багаутдинова) литературно-музыкальный вечер поэзии с инсценировкой поэмы Харраса Аюпова «Конь моего сердца». Отлично сыграли свои роли при инсценировке тогда еще школьница Наиля Багаутдинова, Раиля Галлямова-Сафина (тогда студентка Куйбышевского института культуры) и милиционер Масгут Шамкаев.

Учредительная конференция

27 мая 1989 г. в обстановке высокого подъема провели Учредительную конференцию, создали общественную организацию «Туган тел». Первым председателем Совета избрали Рашида Абдулова. В состав Совета избрали Шамиля Ахмерова, Азата Надирова, Ахмета Нафигина, Гульсину Нуруллину, Асию Нугманову, Мансура Ямалетдинова и других. На конференции участвовали представители власти и представитель Татарского Общественного Центра (Казань) фольклорист Рашид Ягфаров.

Создание в области и на Байконуре татарских организаций. Возвращение Камышлинского района

Рашид Абдулов и Шамиль Багаутдинов помогли созданию организаций «Туган тел» в Тольятти, Похвистневе и Сызрани, позже при помощи и содействии нашей организации были созданы и другие татарские организации, которые также проводили и проводят наши татарские народные праздники, взаимодействуют с мусульманскими организациями в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

Рашид и Шамиль содействовали возвращению Камышлинского района. Член нашей организации Магариф Раянов вместе со свой женой, во время длительной командировки по программе «Буран-энергия», объединились с татарами и башкирами и создали организацию «Туган тел» на Байконуре. Они на космодроме проводили Навруз, другие праздники, организовали в школе уроки татарского языка и кружки детской татарской самодеятельности, татарский детский ансамбль, организовали на Байконуре концерт Гульзады Сафиуллиной и других казанских артистов. Даже поставили своими силами спектакль «Беренче театр».

 Областной Сабантуй

24 июня 1989 года также по моему предложению на Ипподроме провели многотысячный радостный «Сабантуй». С тех пор прочно вошли в жизнь самарских татар наши народные праздники, как «Сабантуй», «Нәүрүз», «Сөмбелә», областной детский фестиваль, новогодние детские елки и другие мероприятия. На них выступают и получают вдохновение, поддержку, стимул для роста детские и взрослые коллективы художественной самодеятельности области: «Ялкынлы яшьлек», «Ак каен», школы «Яктылык» и многие другие. В последние годы областной детский фестиваль проводится как конкурс под названием «Мирас» с участием учащихся музыкальных школ любой национальности, но с исполнением татарских произведений. Могут выступить и взрослые – для передачи детям истинно народного наследия. Единению всего татарского народа способствует участие на Сабантуе делегации и выступление художественного коллектива одного из районов Татарстана. Руководители области и города Самары приветствуют многотысячных участников Сабантуя и награждают самых активных почетными грамотами. Все эти мероприятия, вся наша деятельность – это, как правильно назвал наш активист, журналист, историк Шамиль Галимов, – живое творчество масс, это – инициатива деятельных, жизнерадостных, ответственных людей. Отодвигая в сторону личные, семейные дела и заботы, ради народа, бесплатно, не за деньги, вдохновенно – залюбуешься ими – наши активисты все хорошо организовывают. А кто побогаче – и деньги свои немалые вкладывают. Умело, интересно организовывали спортивные соревнования Х.Бикташев, И.Бикташев, Наиль и Хайдар Гаряевы, Рафик Абдеев, Марат Гибадуллин, Ринат Шарифуллин, Рафик Шафигуллин, Салих Валиахметов, Асфандиар Валитов, Фаима Рязапова и другие; также интересно организовывали не силовые соревнования, игры среди детей, подростков и взрослых Фархат и Альбина Махмутовы и руководимая Фархатом молодежная группа. На наших мероприятиях, разумеется, запрещена продажа спиртного.

СПАСИБО АВИАЗАВОДУ

В советское время я сумел договориться с завкомом Авиазавода и в ДК «Родина» Авиазавода работали кружок татарской песни (руководитель Альфия Гиниатуллина) и детская студия «Малышок – Сабый» (руководитель Румия Валькаева), Авиазавод оплачивал ставки руководителей кружков. За это и за печатание сотен наших афиш в типографии Авиазавода благодарны замначальнику планово-экономического подразделения завода Асии Исхаковне Хабибуллиной. Там же, до прихода алчного капитализма, мы проводили и свои заседания. Я направил в то время в заводскую газету письмо с благодарностью за поддержку Авиазавода нашей культуры. Трудовые коллективы, руководители предприятий хорошо понимали важность, необходимость удовлетворения духовных потребностей тружеников! В трудовых коллективах среди людей разных национальностей могут быть споры только по техническим вопросам…

Затем, после прихода капитализма, и необходимости платить арендную плату, наша организация располагалась сначала в ДК «Заря» и уже многие годы – в «Доме дружбы народов». Создание «Дома дружбы народов» на базе ДК Родина – это результат того, что мы там начинали нашу деятельность, результат конструктивного взаимодействия нашего и других НКО с органами власти области и результат стараний директора ДК «Родина» Е.А. Никулиной.

Мероприятия «Туган тел» помогли выдержать народу

В трагические годы распада СССР, расстрела Белого дома, проведения грабительских реформ и обнищания многих людей, кровавой, ненужной народам войны в Чечне, наши мероприятия поддерживали не только желание сохранить родную культуру, но и вообще выдержку народа.

Путешествия в Булгары, в Ширяево и в Муромский городок – уроки истории

Сразу после создания «Туган тел» мы организовали на принципах самоокупаемости пароходное путешествие активистов организации в Булгары. Затем поездки молодежи и пожилых в Булгары уже стали постоянными. В последние годы председатель историко-культурного фонда «Булгарское наследие» Гумар Мулланурович Батршин, наш активист, вместе с президентом нашей организации «Туган тел» Ильясом Гумеровичем Шакуровым организовывал поездки школьников и взрослых в Ширяево, к установленному им на крутом склоне берега Волги памятнику, взлетающему молодому барсу – памятнику нашим предкам – булгарам. Здесь была их пристань для торговых судов. Также организовывались поездки в Муромский городок, на место проживания наших предков. Здесь сегодня дети находят обломки глиняных горшков и историки, археологи рассказывают им и их родителям о булгарах. Г.Батршин и И.Шакуров также организовывали и финансировали создание и издание книг про булгарскую цивилизацию на Волге. Про историю татарских сел и мечетей, про татар, про героев–татар, про деятельность общественных организаций, пишут книги, буклеты и издают их при поддержке спонсоров Шамиль Галимов, Фарит Шириязданов, Идеал Галяутдинов и другие. По инициативе Мансура Ямалетдинова была проведена научно-практическая конференция, посвященная 1000-летию принятия Ислама волжскими булгарами.

Газета «Бердәмлек»

Совместно с Облисполкомом учредили областную общественно-политическую татарскую газету «Бердәмлек». Главным редактором избрали Равгата Аглиуллина. Газета популярна среди народа. Всегда выходит в срок. В начале марта 2019 г. читатели, активисты, члены редакции торжественно отметили выпуск еженедельного1500-го номера газеты и приняли обращение к губернатору области с просьбой увеличить финансирование газеты, чтобы облегчить жизнь сотрудников, не допустить их ухода.

Соборная мечеть

По инициативе Вазыйха Кадырова началась деятельность по строительству Соборной мечети в Самаре. Рашид Абдулов и Шамиль Багаутдинов сумели удержать татар от втягивания в столкновения с митингующими против строительства мечети. Обращения «Туган тел» в органы власти привели к прекращению протестных митингов и к решению о выделении земли на улице Стара-Загора для строительства Соборной мечети.

Татарская и мусульманская общественность, в частности, один из руководителей «Туган тел» и заслуженный Строитель России Вазыйх Мухаметшин, в течении ряда лет проделали большую работу, в итоге Соборная мечеть была построена.

Защита федеративного устройства России, национальных республик – культурно-образовательных опор нерусских народов, в том числе и нашего Татарстана –гражданский долг и долг защитников татарской культуры, сторонников созидательного пути развития России. Рашит Абдулов дал отпор великодержавному шовинисту, депутату Верховного Совета РФ Ю.А. Юдину, когда тот пытался заставить его выступить по ТВ с осуждением проведения в Татарстане референдума о суверенитете. На отказ Абдулова Юдин матюкался, размахивал кулаком и грозился расстреливать татар, взяв винтовки у казаков. Направили Президенту России Б.Н. Ельцину телеграмму протеста в связи с попытками ряда депутатов ВС РФ разжечь межнациональные конфликты в Татарстане (во время Референдума о суверенитете Татарстана). Мы выразили уверенность в том, что народы республики сохранят взаимоуважение и найдут нужное им решение, что будет позор для России в случае угрозы применения военной силы. Народ республики поддержал идею суверенитета. Татарстан за прошедшие десятилетия стал экономически сильной республикой и регионом межнационального взаимопонимания, опорой федеративного устройства РФ.

Первоклассник с букварем на русском языке и алифбой на татарском –гарантия созидательного развития России. Нас всех объединяет общий труд на заводах и полях, забота о благе страны, о развитии культур всех ее народов, защита страны от врагов.

В России от отдельных лиц звучат призывы ликвидировать республики и, тем самым, во всех бедах России обвиняются нерусские народы, иногда звучат лозунги «Россия для русских». Предлагаются пропустить нерусских через переваривающие котлы, чтобы смыть у них любовь к родным языкам и к своей малой Родине (например, выступление юриста Барщевского на радио «Эхо Москвы»). Реформы в области образования: ликвидация национально-регионального компонента образования и разрешение ввести родной (нерусский) язык в расписание школы только со 2-го класса направлены на сокращение возможностей изучения родных языков. «Если бы не Татарстан, мы бы не потеряли национально-региональный компонент. Если бы не Татарстан с учебниками по истории, со своим татарским языком 5-6 часов в неделю для всех, то проблем с языками не было бы», – это слова О.Артеменко, главного специалиста в языковой, национальной политике страны. В своем обращении к Президенту РФ В.В. Путину и Председателю Государственной Думы РФ В.В. Володину я писал, что совершенно ошибочными являются обоснования Института национальных проблем образования РФ о необходимости ликвидации национально-регионального компонента, позволяющего, как следует из разработанной Институтом Концепции, в школах республик, в частности Татарстана, давать по родному языку и литературе слишком глубокие знания и тем самым воспитать слишком уж большую любовь к родному краю, и что таким образом национальные республики используют национальное самосознание для перевода «федеративных отношений в конфедеративные». Стремление Татарстана сохранить татарский язык, не допустить возврата тех времен, когда в республике почти не осталось преподавания татарского языка, было оценено совершенно неправильно как угрожающее единству и безопасности России. А что касается учебников истории, то и дети, и весь мир могут видеть в Казани памятник погибшим при взятии Казани воинам Ивана Грозного. Впитавшие «слишком большую любовь к родному краю» вчерашние школьники по приказу из Москвы героически сражались и в Афганистане, и в Чечне, как раньше их деды и отцы. Своей пролитой кровью они написали, что любовь к своей малой Родине – это важная часть любви к своей большой Родине – России.

Необходимо вернуть национально-региональный компонент, малокомплектные школы, татарский язык в централизованные школы, куда вход ему закрыли. И не допустить изгнания татарского языка путем голосования родителей. Родители большинством голосов не имеют права отменить права других родителей, т.е. Конституцию РФ, конституционные гарантии страны. Русский язык обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, но он не может быть гарантом единства – он не объединил даже русскоязычных красных и белых, Пугачева и помещиков, царей. Были едины, как братья, наши отцы и деды разных национальностей в героической борьбе против фашистов, не все даже хорошо зная русский язык. И, наверняка, знают и любят русский язык те десятки, сотни тысяч, которые покидают современную Россию… Написал также о том, что совершенно неправильно утверждение О.Артеменко о том, что нерусские языки, кроме иностранного, не влияют на экономику. «Нам песня строить и жить помогает». С песней и в бой идут и на труд. Во время страды на полях всегда выступали артисты. На фронте перед бойцами выступали артисты, в том числе и татарские. А без языка не сочинишь песню…

Обеспечить ускоренное научно-техническое развитие страны

В своем письме руководству страны я написал, что считаю нужным пересмотреть школьную программу и требования ЕГЭ по русскому языку для того, чтобы из-за их трудностей не допустить непринятие в институты талантливых, способных к физико-математическим предметам, школьников. И что в школах главное внимание надо уделять естественно-научным предметам. Страна наверняка нуждается в первую очередь не в филологах, специалистах по русскому языку. Проблем с русским языком нет – почти все предметы изучаются на русском языке, а это более 30 часов, поэтому все школьники будут хорошо знать русский язык в достаточный им для работы в любой отрасли.

Основы православной культуры

Когда началась активная работа по внедрению в школы предмета религиозного характера (с текстами даже молитв) «Основы православной культуры» (на базе учебников О.Харитоновой и А.Бородиной), активисты «Туган тел» направляли руководству страны и Минобрнауки письма протеста. Мы писали, что это – нарушение Конституции страны. Писали, что дети должны получать строго научные знания о религии, чтобы их когда-нибудь не смогли обмануть такие мошенники как Грабовой, заявляющий, что он воскрешает мертвых, как это делали Христос и его ученики и что он сам Христос. В детских душах школьников не должно сложиться убеждения о правомочности принципов «Цель оправдывает средства» и «революционная целесообразность» как может быть после рассказов на уроках ОПК о Всемирном потопе: «Человеческий род испортился и развратился, достойных людей становилось все меньше. Бог решил оставить в живых только праведного Ноя и его семью». «После потопа число людей снова стало увеличиваться и среди них опять появились нечестивцы. И пролил господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь, от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность свою, и всех жителей городов сих, и произрастания Земли» (Ангелы нашли благочестивыми только семью Лота и вывели их заранее из города). (ОПК А.Бородина, стр.81 и 85). Как же так – всех жителей, виновных и невиновных и невинных детей наказали, как справится с этим вопросом подросток?

Писали мы, что в школьных учебниках и так много материалов о православии, в том числе, христианских заповедей, и надо лишь дополнить учебники материалами об истории и культуре, о нравственных основах других коренных народов.

Русский язык и родной татарский – у нас два крыла

Русскому ребенку дано великое счастье обязательного изучения родного языка. Это хорошо. Необязательность изучения родных нерусских языков – это самый «демократический» способ уничтожения нерусских языков. Мы предлагали ввести обязательность изучения родных языков в местах компактного проживания людей одной национальности и создать для этого все возможности. Наши письма о недопустимости ликвидации национально-регионального компонента, малокомплектных школ и недопустимости ликвидации уроков по родным нерусским языкам при переводе детей в централизованные школ, об опасности перевозки детей на дальние расстояния подписывали руководители чувашской, мордовской и башкирской организаций, а протестные в связи с ликвидацией малокомплектных школ, руководитель и русской организации. Нет школы – нет села и поля зарастают бурьяном. Село – творец истинно народных песен, мелодий, традиций.

Самым крупным достижением «Туган тел» является создание муниципальной общеобразовательной школы «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка и литературы. Это результат конструктивного взаимодействия татарской общественности с органами власти. Ремонт разрушающегося здания детсада под школу и строительство пристроя к зданию школы – также большое организационное достижение «Туган тел». В самом начале нашей деятельности к нам пришла директор вечерней школы рабочей молодежи Харида Габтулзяновна Дашкина и рассказала о своей идее открытия татарской школы. Началась многолетняя совместная работа: обращения в органы власти и образования, хождение активистов по квартирам татарских семей и приглашение в татарскую школу, агитация на праздниках и через татарскую газету, через татарские радиопередачи «Илкәем-Иделкәем» и затем «Ак бәхет» на «РАДИО-7». Прошли через этапы: воскресная школа – дневное отделение вечерней школы – отдельная школа.

На праздниках «Нәүрүз» и «Сабантуй», в своих выступлениях со сцены, я, как руководитель «Туган тел», говорил, адресуя слова руководству области и города, о необходимости татарской школы. Включение в бюджеты области и города Самары финансовых средств для ремонта и строительства – это большая заслуга руководителей «Туган тел» Бульхина Анвара Кашафовича и Мухаметшина Вазыйха Гатовича. Вазыйх Гатович, я и Шамиль Багаутдинов решили, что в проекте пристроя мала вместимость школы, и Мухаметшину удалось изменить уже утвержденный проект с 280 учеников на 450 и, соответственно, с 2-х этажного на 3-х этажный пристрой.

В успешной и качественной организации работ по ремонту и строительству проявились талант и упорство Вазыйха Гатовича. Он и свои средства вкладывал, тратил свое время. В течении более 3-х лет, почти каждую неделю, на оперативных совещаниях под его руководством мы решали текущие вопросы. Счастливые улыбки школьников «Яктылык» – всем нам награда.

В 2013 г. школа «Яктылык» вошла в список 100 лучших школ России. Замечательные детские коллективы школы выступают на всех наших праздниках. Татарская общественность говорит о необходимости в Самаре второй такой же школы и расширении «Яктылык». Может появится и еще такая же активистка, как Харида Габтулзяновна и тогда проблема, наверное, будет решена. Но нужна постоянная упорная работа руководителей татарских организаций по данному вопросу.

Таң йолдызлары – Утренняя звезда

«Таң йолдызлары» – прекрасный детский коллектив под руководством Халиды Валеевой во Дворце пионеров. Он начал работать еще в советское время (мы тогда с Рашидом Абдуловым сумели договориться в управлении образования или культуры о выделении ставки руководителя) и приобщил многих татарских детей к татарскому песенно-хореографическому искусству (пока Халида не ушла в декретный отпуск).

Радио7. Татарские передачи «Ак бәхет»

Замечательные, радостные 10 лет в жизни народов Самарской области связаны с радиопередачами на 11языках на «РАДИО-7» (в основе этого радио—использование уже не нужного глушителя западных передач), этим люди обязаны Николаю Бакумову, Амине Шамсутдиновой и Шамилю Багаутдинову. Шамиль (он был его директором) и его дочь Наиля организовывали замечательные передачи и вели на этом радио татарские передачи на «Ак бәхет». Очень жаль, что власти не оценили большую роль этого радио в сохранении национальных культур и патриотическом воспитании молодых поколений и прекратили бюджетное финансирование очень нужного народу радио. По инициативе Наили при областном радио велись татарские передачи «Илкәем-Иделкәем», вела их Наиля. По ее инициативе и при помощи И.Г. Шакурова был создан Сайт «Самарские татары», он финансируется ее мужем. Советские и индийские фильмы на татарском языке шли в кинотеатре Шипка. Еще некоторые детали нашей деятельности: в кинотеатрах «Шипка» и Дворца Культуры завода «Прогресс» мы показали несколько дублированных на татарский язык индийских и советских фильмов. Перед фильмом выступали наши певцы и гармонисты. Фильмы я привозил на время в рюкзаке из Казани. Тяжелые металлические коробки резали мне поясницу. Также и с помощью дачных тележек привозил в качестве призов книги из Казани (Ш.С. Багаутдинов также этим занимался). Два фильма я привозил и в родные Камышлы. Сейчас книги из Казани привозят на своих машинах наши руководители и активисты. И все татары благодарны Татарстану за ТНВ.

Участие молодежи. Делегаты съездов ВКТ. Активисты. спонсоры

Молодежь активно участвовала в проводимых мероприятиях, на праздниках, в субботниках при строительстве Соборной мечети, при очистке кладбищ, при поездках в Булгары, в молодежные лагеря Татарстана.

Наши активисты и руководители татарских общественных объединений города и области избирались делегатами Всемирного конгресса татар, съездов Федеральной национально-культурной автономии татар и Форумов татарской молодежи.

Активисты «Туган тел» работают, как сказано выше, на общественных началах, отрывая свое драгоценное время и свои силы от своих важных семейных и личных дел, спонсоры вкладывают свои немалые деньги ради народа. Вкладывали большие средства руководители «Туган тел» и других общественных объединений: В.Г. Мухаметшин, А.К.Бульхин, И.Г. Шакуров, Г.И. Горланов, М.М. Халиуллов, Р.Т. Хузин, Ф.Б. Канюкаев, Д.А. Валиуллин, Г.М. Батыршин, Р.М. Латыпов и многие предприниматели. В своей родной деревне проводит «Сабантуи» Х.Х. Бикташев. В разные годы руководителями «Туган тел» (с 1989 г. по 1997 г. председателями Совета, а с 1997 г. в соответствии с новым Уставом – президентом и с ним вместе на пару – директором) избирались Р.Абдулов, А.Надиров, В.Мухаметшин, А.Бульхин, Ш.Багаутдинов, И.Колючев, Ф.Канюкаев, Ф.Махмутов, И.Шакуров, Д.Сайфиев.

И.Г. Шакуров с 2012 года возглавляет «Туган тел». При нем значительно расширилось поле деятельности организации. Участие в организации и проведении в Самаре большого фольклорного праздника «Түгәрәк уен», областных сельских «Сабантуев»и 1-го и в 2019 году 2-го на самарской земле Федерального сельского сабантуя, организация юбилея журнала «Чаян», проведение конкурсов и олимпиад по татарскому языку, конкурсов чтецов стихов, конкурсов песен-караоке, конкурсов «Татар Кызы», организация 80-летия-юбилея Гакиля Сагирова, создание журнала «Самарские татары» (редактор Данияр Сайфиев), информационного медиа-портала «Самарские татарские новости» (редактор Римма Нуретдинова), именные стипендии имении Алии Алеветдиновны (матери Ильяса Гумеровича) лучшим учащимся школы «Яктылык», участие в издании книг, в организации поездок школьников в исторические места, татарский календарь и т.д. – во все эти мероприятия он вкладывает свою душу, а также большие деньги, свои и своих родственников, единомышленников – не один миллион.

Разные, но не чужие – областная программа помощи НКО

Финансовую помощь оказывают также администрации области и города. Помощь области в проведении праздников началась в 1993 г. после моего и руководителя чувашской организации Валентина Калмыкова выступлений на конференции по вопросам национальной политики с участием руководителей субъектов Приволжского региона. Этой поддержки администрации недостаточно для проведения национальных праздников, мероприятий, поэтому основную долю расходов покрывают спонсоры. При проведении первых Сабантуев и почти всех Наврузов часть расходов покрывали взносы участников (для входа мы продавали недорогие билеты). В последние годы татарские организации участвуют с другими тюркскими организациями в совместном Наврузе, организуемом Домом Дружбы народов. Считаю необходимым возвращение и нашего Навруза, как очень эффективного для приобщения подрастающего поколения к родному языку и культуре, к спорту, для общения и знакомства молодежи друг с другом. Основным в программе Навруза предлагаю конкурсы – Татар кызы, Татар егете и на лучшего исполнителя татарской пляски, а может быть и несложные спортивные и акробатические номера, юмор. Продажа небольших по стоимости билетов помогла бы решать финансовые проблемы. Не смогут же все расходы взять на себя спонсоры. Только все вместе сможем сохранить самих себя, нашу идентичность.

«Туган тел» всегда был хорошим примером для других НКО и активно участвовал в строительстве новейшего гражданского общества.

Защищать Татарстан, не допустить ликвидации республик, прививать молодым поколениям любовь к нашим песням и языку – вот сложные задачи, стоящие перед нами. Все начинается с колыбельной песни на родном языке. Надо всем прийти в татарские общественные организации, не стоять в стороне. Только при активном участии, стараниях каждого удастся сохранить наш народ.

Азат НАДИРОВ.

Г. Самара.

 

Просмотров: 1457

Один комментарий

  1. Было бы интересно узнать, хоть кратко, историю образования Камышлинского (татарского) татарского района. Кто были первыми руководителями района?