Ильяс Шакуров: «Если нет у нас желания отстаивать свои интересы, никто другой это делать не будет»

Безымянный1

Как живут сегодня татары в Самарской области — не каждый отдельно, а как народ, общность, коллектив? Что мешает сохранять национальные традиции и культурное единство? На эти и другие вопросы отвечает Ильяс Шакуров, президент Самарского областного татарского общества «Туган тел» («Родной язык»).

«Останется уникальный опыт»

– Совсем недавно прошел Всероссийский Сабантуй в Камышле. Насколько это стало важным и значимым событием для Самарской области?

– Очень значимое, важное и нужное мероприятие – и большое спасибо губернатору Самарской области Дмитрию Азарову за то, что согласился его провести в нынешнем году, несмотря на то, что у некоторых чиновников были сомнения – надо ли, успеем ли, может, в следующем?.. Благодаря такому событию и самарские татары, и вся губерния «прозвучали» на всю Россию. Опыт и у чиновников, и у нас, общественников, появился уникальный – умение организовывать такие массовые зрелищные и значимые предприятия само по себе дорогого стоит.

– Но ведь, как известно, нет предела совершенству – что в организации нынешнего Всероссийского Сабантуя могло бы быть еще лучше?

– На мой, может быть, слишком предвзятый и чересчур придирчивый взгляд, сами татары могли бы внести больший вклад в организацию этого праздника. Мне есть с чем сравнивать – наша организация «Туган тел», областная и городская автономии проводят городские и региональные мероприятия. Участие в действе такого масштаба могло бы дать «путевку в жизнь» многим людям – дизайнерам, кулинарам, артистам, бизнесменам, волонтерским организациям и т. п. Получить новые знания, выявить новых лидеров – для чего еще устраивать мероприятия с эпитетами «всероссийский»?

Обеспечить массовое участие всех татар области в организации такого масштабного праздника, увы, очень сложно… Но поистине массовый энтузиазм проявили жители Камышлинского района во главе с администрацией муниципалитета, за что огромная им благодарность. Большую нагрузку по встрече делегаций из субъектов РФ и артистов из Республики Татарстан (а это более тысячи человек), их размещению и питанию взяла на себя общественная региональная организация «Дуслык» во главе с Фахрутдином Канюкаевым, призовой фонд по спортивным состязаниям и народным играм обеспечивал Рамиль Халиуллов, помогали в решении организационных вопросов Городская автономия татар Самары, «Туган тел» и Союз народов Самарской области.

«Кто в Самаре главный татарин?»

– А почему так случилось? Вам кто-то мешал, были какие-то барьеры, препоны?

– Нет, как я уже сказал, со стороны официальных властей были только поддержка и содействие. Дело в том, как нынче живет в Самарской области татарская община. Часто можно услышать: «Вы, татары, все друг за друга – защищаете, помогаете, продвигаете». Увы, это видимость – проработав столько лет в разных общественных организациях, говорю со знанием дела и ответственно. Вот узбеки, казахи, таджики и представители других национальных меньшинств, у которых до сих пор сильны традиции коллективизма, взаимовыручки, общинности, держатся друг за друга в Самарской области, помогают, защищают, продвигают. А что татары? Приведу пример из разговора с одним выходцем из Средней Азии – он рассказывает, как ходит на религиозные праздники, в мечеть, встречает там постоянно казахов, туркмен, таджиков. «А что татары?» – спрашиваю у него. «Татар тут мало, в мечети их совсем не видно…», – отвечает он. А ведь татары у нас – второй по численности этнос в Самарской области!

Видимо, совершенно не случайно то, что у нас в регионе нет до сих пор радио- и телевещания на татарском языке, а «пробить» разрешение на концерт татарских коллективов на площади Куйбышева (где кто только не выступал – футбольные болельщики, рокгруппы, «молодежные субкультуры» и пр.) не удается. Под лежачий камень вода не течет – если нет у нас потребности и желания отстаивать свои интересы, никто другой за нас это делать не будет.

– То есть татары просто незаметны, стремятся не выделяться, не хотят «светиться»?

– В чем-то да, история последних 500 лет научила нас приспосабливаться к условиям сосуществования, интегрироваться в государство, по сути, построенное с участием татарской знати и народа. Традиции, язык, национальная культура сохранялись не гдето в официальных институтах, а в семьях, селах, местах компактного проживания – татарских слободах. У нас в Самаре, например, в XIX веке были такие слободы. Теперь же традиции компактного проживания уходят в прошлое, семьи становятся маленькими, теряются даже родственные связи, не говоря уже о чувстве принадлежности к народу, его культуре и истории.

И это ощущается даже на деятельности общественных организаций – у нас в Самарской области, например, нет единой структуры, координирующей и объединяющей разные «группы по интересам». И потому, когда возникает вопрос о проведении тех же культурных мероприятий, все упирается в то, кто этим будет заниматься. Какая организация? Например, я в 2014 году предложил провести съезд татар Самарской области для выявления нужд и потребностей соплеменников в сохранении и развитии национальной идентичности, выявления нового поколения активистов – и даже получил принципиальное согласие областных властей. Но с оговоркой: разберитесь-ка сперва, кто у вас, татарских общественников, главный, кто за что отвечает, кому, в конце концов, поручения давать и средства для освоения выделять? Так тогда и «зависла» эта идея – несколько организаций и лидеров спорили за «пальму первенства», в итоге так и не смогли выяснить, кто в Самаре и области за это отвечает…

«Общество, где нет готовности к диалогу и пониманию культурных различий, обречено на раскол»

– А чем такое ослабление татарских традиций и культуры может обернуться для других жителей Самарской области? Многие же подумают – нас эти татарские дела не касаются, наша хата с краю…

– Татары в России всегда были носителями традиционного ислама, построенного на принципах мирного сосуществования и учета не только своих узконациональных и конфессиональных интересов, но и, если хотите, нужд всей российской государственности. Ну а если их редко видят в мечетях, кто заполняет дома Аллаха в той же Самарской области? Сегодня – выходцы даже не из других регионов России, а из-за рубежа. Многие из них исповедуют другой ислам – жесткий, основанный на стирании национальных различий и на унификации, который пришел из стран, где никогда не жили в условиях мирного сосуществования с народами иной культуры и традиций. С другой стороны, государственная политика в РФ сейчас недостаточно поддерживает финансами развитие национальных культур, даже коренных народов (татары ведь в Поволжье не приезжие, мы тут живем с незапамятных времен). И если тенденции сохранятся, то это может привести к конфликтам, противостоянию и росту напряженности – общество, где нет готовности к диалогу и пониманию культурных различий, обречено на раскол…

– Как же решить все эти проблемы?

– Чем чаще татары, узбеки, русские, все жители Самарской области будут собираться вместе, общаться, искать и находить общие темы, просто весело проводить время друг с другом – ведь тот же Сабантуй самый веселый праздник, в нем нет ни капли грусти – тем проще и легче станет нам решать свои повседневные проблемы. Ведь старые истины – самые работающие. Вместе люди могут справиться с тем, что им не под силу каждому в одиночку. Сохранять традиции жить рядом, не разбегаться по углам, не терять то, что объединяет людей, – это, на мой взгляд, самая важная миссия таких праздников…

Константин ДМИТРИЕВ.

Журнал «Самарские татары», № 3 (24), июнь — сентябрь 2019 года.

Просмотров: 1879

7 комментариев

  1. Барча котлауларыгыз эчен Зуууур рэхмэтлэрем !!! Сау сэламэт вэ бэхетле булыгыз !!!

  2. С днём рождения, Ильяс Гумерович!!!! Крепкого здоровья и долгих лет жизни!!!!

  3. Поздравляю с юбилеем вас. Удачи вам во всем и всегда

  4. Ильяс Гумерович, поздравляю с Днем рождения! Успехов и удачи во всех начинаниях!

  5. Туган конен белян,брат!

  6. С юбилеем, Ильяс Гумерович!

  7. Присоединяюсь к поздравлениям! С большим уважением примите наилучшие пожелания!