Ново-Татарская слобода: то ли гнездо спекулянтов, то ли потерянный рай

BO_ELG_6626На Jadidfest аксакалы и общественники размышляют о судьбе района, до которого «рано или поздно доберутся девелоперы»

Триптих в технике да Винчи, посвященный татарскому языку, экскурсия в музей Плетеневской тюрьмы, лекция от экс-прокурора республики Кафиля Амирова и размышления о будущем музее нефти — все это переплелось на V фестивале современной татарской культуры Jadidfest. Но, как выяснил, побывав на мероприятии, корреспондент «БИЗНЕС Online», в центре внимания форума — Ново-Татарская слобода, чье недавнее 270-летие осталось незамеченным в республике.

«МОЖНО БЫЛО БЫ ОРГАНИЗОВАТЬ МУЗЕЙ НЕФТИ»

«Здесь жила подруга моей мамы… А этот дом стоял в переулке… Здесь жила Рабига-апа… По этой дороге мы ходили в школу…» — внимательно рассматривая старые фотографии, делились друг с другом накануне воспоминаниями старожилы района «меховушки». Именно с открытия выставки, посвященной Ново-Татарской слободе, начался накануне пятый ежегодный фестиваль современной татарской культуры Jadidfest.

Выставка расположилась в ТЦ «Меховой квартал», на первом этаже которого до революции находился мыловаренный завод Габдуллы Утямышева, а после — красильный цех меховой фабрики. Там, кроме фотографий, развернулась экспозиция картин молодого казанского художника Лены Алексеевой — триптих в технике да Винчи, посвященный татарскому языку, и серия картин, родившаяся после посещения слободы. Здесь и мечети, и Дом мазута, и ставни деревянных домов… «Мы ищем свою идентичность в городе, для нас важно осознать себя в нынешней Казани, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи, организатор фестиваля Айрат Файзрахманов. — Еще одна важная точка — это 270 лет Ново-Татарской слободе. К сожалению, этот юбилей никак не отмечался. 300-летие Адмиралтейской слободы было отпраздновано на государственном уровне, а Ново-Татарская оказалась обделена вниманием. Мы хотели восполнить этот пробел».

По его словам, команда форума в рамках Jadidfest каждый год проводит эксперименты, пробует что-то новое, однако в этот раз было решено сосредоточиться на конкретном локальном уровне в рамках Ново-Татарской слободы. «Здесь планируются очень большие изменения. Это весьма перспективная территория, рано или поздно сюда доберутся девелоперы. В рамках данных процессов не хотелось бы, чтобы забылись история, здания, которых и так уже остались единицы. Чтобы это сохранилось и презентовалось в лучшем виде для казанцев, — говорит Файзрахманов. — Даже жители города не очень хорошо знают эту территорию, не говоря уже о гостях столицы. Татарская слобода нам важна еще и тем, что в рамках большого города здесь существовал и процветал татарский язык. Этот опыт тоже уникален — русские, которые жили на территории Ново-Татарской слободы, тоже знали татарский язык, и никто не говорил: „А зачем мне татарский?“ Здесь была языковая среда».

Продолжилась встреча общением с жителями и обсуждением локальных культурных кодов. Пришедшие на встречу архитектор Энже Дусаева и социолог Марья Леонтьева попросили старожилов слободы поделиться своими воспоминаниями. «Ново-Татарской слободе предстоит реновация, мы бы хотели, чтобы это была живая территория со своей осмысленностью, со своими запахами, цветами, звуками», — отметила Дусаева.

«И Тукай здесь жил, и Гаяз Исхаки, и Хусаин Ямашев, Салих Сайдашев посещал слободу, здесь родились художник Харис Якупов, Джавид Таржеманов. Если перечислять, то можно вспомнить много имен. Это все — татарская история… Мы хотим оживить данные воспоминания с помощью медиа и СМИ», — продолжает Файзрахманов. Кстати, он считает, что здесь можно создать музей нефти: «Музей Ново-Татарской слободы есть в гимназии №1, но ограничиваться рамками школьного музея нельзя, к тому же школа — это всегда закрытая территория. Мы предлагаем в Доме мазута, который сейчас находится в плачевном состоянии, организовать музей нефти. Несмотря на то что Татарстан — нефтяная республика, в Казани не очень знают о нефти и нефтяных районах, а здесь находилось нефтехранилище, продавали мазут, керосин. Здесь можно было бы организовать музей нефти и презентовать работу нефтяных компаний в Казани тоже тут».

Помощник президента Татарстана Олеся Балтусова также призвала жителей Ново-Татарской слободы подключиться к работе по сохранению истории своего района: «Мы хотим провести встречу со старожилами Татарской слободы — хранителями души этого места. Когда-то в 1980-е годы вся разработка концепции Татарской слободы обществом охраны памятников начиналась именно со встреч со старожилами. Именно с них пошли все обсуждения развития, сохранения наследия, экскурсионных маршрутов, как раз они стали основой движения в защиту наследия, благодаря которым удалось очень многое сохранить… В новом формате, на ином уровне снова начинаем изучать и обсуждать Ново-Татарскую слободу. Она пережила очень много всяких проектных семинаров, концепций, но все они нуждаются в доработке, прежде всего во внимании к особенностям территории. Все иностранные архитекторы воспринимают это место как какую-то площадку для застройки, хотя у него есть свои ограничения, якоря, места силы, которые нельзя трогать».

«НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАЙТИ ВО ДВОР И ОТ ДУШИ ПОПЛАКАТЬ»

После этого на протяжении почти двух часов старожилы один за другим подходили к микрофону и возвращались в прошлое.

«По сей день я часто прихожу к своему дому на улице Меховщиков, где родилась и росла. Там уже давно закрыты ворота и нет возможности зайти во двор и от души поплакать. Ворота при ДОСААФ были открыты, я ходила по двору, стояла у порога дома, которого нет, и плакала. Все-все вспоминается, и так трогательно, нет силы все пересказать. Подальше от нас, в 72-м доме, двор назывался „Исмагыйл доктор ишек алды“. Там жил наш министр культуры Булат-абый Гиззатуллин на втором этаже», — поделилась воспоминаниями 79-летняя Луиза Гиззатуллина.

«Я коренная жительница двора, который назывался „Кәҗә Якуб ишек алды“. Это бывшая Малая Ямашева, переименованная в Меховщиков. „Яңа бистә“ для меня — родная земля. В 1945 году я пошла в первый класс 7-летней женской школы №35. Обучение в ней было на татарском языке, потом школу сделали средней, и мы стали ее первыми выпускниками. Во время войны в нашем доме жила семья из блокадного Ленинграда. На нашей улице в основном проживали татары, но даже в одном доме, где были русские, все разговаривали на татарском языке. Культурным центром в нашем районе стал ДК имени Калинина. Был у нас один промтоварный магазин, один продуктовый, аптека, книжный магазин, продавали керосин, потому что мы готовили еду на керогазах. Мама до 80 лет проработала в этой школе. Она говорила, что туда часто приходил Муса Джалиль, ее ровесник, часто бывала артистка Камаловского театра Асия Галеева. Потом эта школа стала вечерней школой рабочей молодежи, позже — школой ДОССАФ», — говорит 82-летняя Нажия Гадельшина.

«Якуб Козлов был крупным меценатом, на него работала бабушка нашей соседки по дому, а две его дочери впоследствии умерли в нищете. До сих пор школу называли „Кәҗә мәктәбе“. Мы учились в 40-й школе, здание все еще сохранилось, оно заброшено, в свое время там была и школа картинга. Близкий сосед работал врачом, его назвали Исмагыйл-доктор. По рассказам его дочери, которая умерла всего три-четыре года назад, к нему приезжали пациенты со всей Казани и всем он помогал безвозмездно, к нему приходили и знатные люди. Зельфа-апа, дочь Исмагыйл-доктора, была женой бывшего министра культуры Булата Гиззатуллина. Я пришла, чтобы возродили как памятник 40-ю школу. У президента есть две помощницы, молодые девушки Бекмамбетова и Балтусова, почему другие здания восстанавливают, а Ново-Татарскую слободу бросили? Директор 40-й школы Розалия Бареевна все еще жива! Я, как переехала, очень долго скучала. С одной стороны, вроде бы и скучать-то не по чему, тут и запахи от меховушки…» — поделилась воспоминаниями уже с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Халида Апаканова.      

«У меня желание, чтобы осталось в памяти хотя бы название „Меховая фабрика“. У фабрики очень большая история! Только с 1941-го по 1946 год она выпустила 15 миллионов единиц одежды для фронта. За это в 1946-м Казанская меховая фабрика, единственная из всех меховых предприятий СССР, была награждена орденом Ленина. К сожалению, сохранить ее не удалось. Когда-то здесь работали 9 тысяч человек, сегодня — всего 150, и то половина из них занимается сдачей зданий завода в аренду», — говорит уже Науфаль Рахимов, многие годы возглавлявший предприятие. К слову, музей Казанской меховой фабрики можно будет посетить во все дни работы фестиваля.

«Жителей Ново-Татарской слободы называли гнездом спекулянтов. И также нас воспринимали. Когда мы росли, нам так и говорили: „Ой, Ново-Татарские…“ Даже в нашем переулке, где было всего несколько домов, каждый чем-нибудь занимался: кто-то шил одежду, кто-то — обувь, одна соседка на полоске земли шириной в 40 сантиметров за своим домом выращивала чеснок и потом его продавала. У нее был большой участок при доме, но выращивать там что-либо было нельзя, кто-то, прячась от милиции, разводил кур… И все это были люди, которые отработали 8–10-часовую смену на фабрике! Из-за того, что каждый старался, выживал как мог, нас называли спекулянтами. На глаза слезы даже наворачиваются… Мой дед был одним из тех, кто открывал меховую фабрику, в год ее 10-летия его наградили орденом», — рассказала еще одна из старожилов слободы. Фотографию своего деда и сопутствующие документы она пообещала передать в музей Казанской меховой фабрики.

ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ПЛЕТЕНЕВСКОЙ ТЮРЬМЫ И ЛЕКЦИЯ ОТ ЭКС-ПРОКУРОРА КАФИЛЯ АМИРОВА

Фестиваль современной татарской культуры Jadidfest продлится пять дней. Основные события фестиваля развернутся в торговом центре «Меховой квартал», где организована выставка о прошлом, настоящем и будущем слободы, пройдут лекции, концерт, маркет, мастер-классы для детей и подростков, перформанс, воркшоп. Также во время фестиваля можно будет посетить экскурсии и мероприятия, организованные резидентами слободы — от мечетей до вузов. Впервые Jadidfest станет настоящим праздником слободы: в частности, 14 декабря в основном здании фестиваля пройдут дизайн-маркет, серия мастер-классов для детей, акустический концерт, а в самые крупные объекты Ново-Татарской откроют двери для всех желающих.

Будет постоянно действовать и Музей меховой фабрики, где представлено более тысячи редких фото 1920–1980-х годов, личные дела работников, подшивки газет «Мехчы», уникальные меховые изделия, в том числе предметы искусства и др. Самое главное — это хранитель музея Науфаль Салихович Рахимов, работавший на заводе с 1956 года и возглавлявший его в 1970–1980-е годы. Также на фестивале планируется провести сбор воспоминаний о слободе с помощью совместного медиапроекта с министерством культуры, посвященного 100-летию ТАССР.

Сегодня в рамках фестиваля пройдет обзорная экскурсия по Ново-Татарской слободе, перформанс «Архитектура биетә». В четверг состоятся экскурсия по Старо-Татарскому кладбищу, посещение музея Розовой мечети и медресе им. 1000-летия принятия ислама, семинар по 100-летию ТАССР. В пятницу планируется посещение Азимовской мечети и музея Плетеневской тюрьмы, вечером пройдет лекторий. В субботу участников фестиваля, кроме экскурсии по Старо-Татарскому кладбищу, меховой фабрике и Ново-Татарской слободе, ждут дизайн-маркет, фуд-корт, детская площадка, площадка от татарского научпопа «Гыйлем». Вечером пройдет акустический концерт с участием Taraf, Бәллүр, Зулейхи КамаловойАдили АхметовойРадифа КашаповаДильбар ШариповойИлюсы Хузиной и других. Завершится фестиваль в воскресенье экскурсией по Старо-Татарскому кладбищу и посещением мечети Иске. В этот же день пройдут закрытие выставки и подведение итогов.

Всю неделю в «Меховом квартале» — доклады от историков. Например, Бахтияр Измайлов прочтет лекцию «Казанская татарская ратуша», где ответит на вопросы, как управлялись татарские слободы, каким было татарское самоуправление в Казани и кто они, «татарские мэры». А экс-прокурор Татарстана Кафиль Амиров, который также известен как фотограф и краевед, расскажет об истории казанских улиц.

 

Гульназ БАДРЕТДИН.

business-gazeta.ru

 

 

 

 

 

Просмотров: 811

Комментирование запрещено