Руслан Айсин: Есть силы, которые стараются разделить татар

x5W4GP5zFLJmJxz6S4c2-1060x600-watermarkОбсуждаем ключевые события, имеющие важное значение для Татарстана и татар, проживающих в других регионах России и за границей.

В 2019 году татары предприняли попытку написать Стратегию развития, обсуждали, нужно ли переписываться «татаро-башкирами» на предстоящей Всероссийской переписи. У татар были сложные отношения с башкирами на почве проведения Татарского диктанта в Башкортостане. У Всемирного форума татарской молодёжи сменился лидер. Татары искали национальных героев в лице лётчика Дамира Юсупова и одержали верх над идеологами празднования по всей России Стояния на реке Угре как победы над Золотой Ордой. 

2019 год начался с решения как-то форматировать татарский мир, то есть написать Стратегию татарского народа. 

- У президента Минниханова важная мысль была, что Стратегия нужна. Это как инструкция к действию. Если такого документа не будет, то получится, что кто в лес пойдёт, кто по дрова.

Когда такая задача была поставлена, то татары очень воодушевились. Потому что очень много было отзывов. Люди внутренне собрались. Недавно мы были в Самаре, в Тюмени, а люди спрашивают, что там случилось со Стратегией? 

- Сейчас пишется Стратегия? 

- Стратегия зависла. Я не был в составе тех, кто писал Стратегию, но был сторонним критиком. Документ есть, лично я его видел, читал. Было несколько вариаций. Короткая версия была и руководству Татарстана представлена. Но что-то не срослось. Хотя президент дал задание сделать за год Стратегию. 

 Какие были озвучены последние сроки, когда должен быть готов документ? 

- Думал, будет к заседанию Милли Шура в декабре. Но нет. Думаю, что, скорее всего, перенесли на срок после выборов президента Татарстана. Почему разработка документа застопорилась, мне тяжело сказать. 

- Разве федеральный центр не следит за тем, какую мы тут пишем Стратегию? 

- Следил. Есть мнение, что и федеральный центр поднажал. Но это же не говорит о том, что если федеральный центр поднажал, то вообще ничего не надо делать. Даже если поднажали, ну ладно. Можно сделать в красивой обёртке. Получилось как в поговорке: «Замахнулись на рубль, а удар на копейку». 

- Как эксперты смотрят на это? Надежда, что Стратегия будет написана, ещё не угасла? 

- Нет. Не угасла. У татар есть поговорка: «Безнадёжен только дьявол». Пока нам не сказали, что документа не будет, надежда, что Стратегия будет.

У русского народа, например, есть несколько базовых документов. Их несколько групп делали. И под руководством бывшего главы РЖД Якунина, под покровительством патриарха Кирилла.

Даже татары участвовали в написании этих документов для русского народа. Это ныне покойный Ильдус Амирхан, внучатый племянник Фатиха Амирхана. Он большой ученый. Рассказывал, как это было. Его Якунин вывозил в санаторий на несколько дней. Там было несколько проектных групп. Ильдус Амирхан говорил, как ему понравилось всё то, как было выстроено.

Мы тоже предлагали такие варианты по Стратегии татар, такие форматы, мозговой штурм провести. Чтобы потом специальные люди всё вычленяли. Но таких мозговых штурмов не было. 

Предстоящий год — год Всероссийской переписи. И мы в него вступаем без готовой Стратегии. В этом году было много дискуссии с подачи российского этнолога Валерия Тишкова, который заявил о татаро-башкирской идентичности. Всё-таки татары готовы к переписи?    

- Они однозначно не готовы. И в 2002-м и в 2010 годах перепись для Татарстана и татарского народа была серьёзным испытанием, вызовом, потрясением. Потому что не секрет, что есть определенные силы, которые всякий раз стараются расчленить татар, вбить клинья между различными его группами. Пытаются стравить нас с кем-то.

В своё время активную работу в этом направлении развернул Институт этнологии и Антропологии РАН. Они поделили татар на более 30 субэтнических групп. Тишков известен как этнолог-конструктивист. Он считает, что любой народ можно состряпать, разобрать, как кубики, и собрать. Про татар он так же считает, что это такой компостерный народ. 

- А он не прав? 

- Его научный метод как система имеет право на существование в этнологии. Но он забывает кое-какой момент, что есть этническое самосознание как у татар. Мы ездили в Тюмень, там есть сибирско-татарский вопрос. Более 6 тысяч человек по переписи 2010 года. А в 2012 году их и вовсе было 16 тысяч человек.

Есть же этажность идентификаций. Сначала говоришь, что ты россиянин, потом — татарин, потом — мишарин. Вот я, например, мишарин.

Верхний этаж идентификации самый важный. Зачем углублять, чем отличается мишарский или кряшенский язык от литературного татарского?! 

- Давайте выделять челнинских татар, казанских татар. 

- До этого может дойти. В Сибири, например, так и происходит. Там тоже несколько групп выделили. Всё это приводит к тому, что официальная численность татар падает, это приводит к снижение политического статуса у татар и, соответственно, у Татарстана. Есть ведь 14-я статья Конституции Татарстана, где говорится, что наша республика несёт ответственность за духовно-нравственные потребности татарского народа. Отсюда же вытекает количество школ, учебников по татарскому языку.

Нам ведь могут сказать, что численность нашего народа снижается. Носителей родного языка меньше. Что тогда требовать у Тишкова? Что, требовать преподавание татарского языка? 

- Есть такая проблема, Руслан. Как будем переписывать татар за пределами Татарстана? У татарской общественности есть понимание, зачем властям других регионов России нужно, чтобы татар переписали объективно? 

- Я вижу, что большинство руководителей регионов, конечно, не хотят, чтобы татарский фактор в их субъектах играл большую роль. В ряде регионов, где он значительный не только численно, но и политически. Там есть различные механизмы по сдерживанию татарского фактора. Нужно проводить очень серьёзную работу среди молодежи, почему важно записаться татарином. 

 В предстоящей переписи как раз будет возможность переписать электронным образом. Можно всё сделать самостоятельно. Хотя остаётся черный ящик — непонятно, как нас будут считать.  

- Да. Как при Сталине, когда не важно, как голосуют, а важно, как считают. Татарстан вынужден реагировать на все выпады в наш адрес. Например, в Екатеринбурге есть проблема с мечетью. Ну дайте вы построить мечеть татарской общине, если боитесь усиления кавказского фактора. Татары там испокон веков живут. 

- Этот год у нас ознаменовался ярким и внезапным противостоянием. Весну мы начинали татаро-башкирской оттепелью. И наступила осенняя прохлада. Катализатором стал Татарский диктант на территории Башкирии. Общественные организации обменялись письмами в адрес руководителей республик. 

- Татарский диктант — это абсолютно безобидная вещь. К сожалению своему я должен констатировать, что татарские мероприятия, которые проходят в Башкортостане, должны согласовываться в министерстве культуры. Вы представляете, что в Татарстане башкирская организация захочет провести большое мероприятие и его им надо согласовать с министерством культуры Татарстана. 

- У нас такого нет? 

- Нет. Уровень внутренней демократии в Татарстане больше. Это во-первых. Во-вторых, Татарстан прекрасно понимает, что мы по отношению к соседям не являемся экспансионистами, как они пытаются нас обозвать. 

- Может, эти страхи связаны с последними событиями, когда Чечня и Ингушетия перерисовывали границу между собой?  

- Может быть. Хотя ещё в 2002 году, в 2010-х годах при обострении во время переписей было письмо-обращение представителей башкирской общественности к президенту Путину, что татары опять хотят что-то от Башкортостана оттяпать. Эти фобии на каждом витке выходят на какой-то новый уровень и выглядят смешными, а писма — как кляуза. Лидеры башкирских движений ничего такого не говорят и не думают. 

- Какие на самом деле проблемы у башкирского народа? Не татары ведь? 

- Абсолютно нет. Татары, наоборот, готовы башкирам руку помощи протянуть. У нас общие проблемы. Например, за преподавание родных языков в школах мы вместе боролись. Хотя на последнем этапе они откололись и мы осталась одни. Башкирские элиты боятся того, что усиление татарского фактора будет означать усиление татарстанского присутствия в Башкирии. И это будет пошатывать их позиции. Это первое.

Во-вторых, татарам придётся давать какое-то представительство в номенклатуре власти. Этого они тоже не очень хотят. В-третьих, это связано с тем, что есть некие этнические проблемы, которые в целом приводят к озлобленности. Когда ты что-то не можешь, то начинаешь огрызаться и злиться.

Сегодня в Башкирии встаёт вопрос. Если не провести традиционную для Башкирии махинацию с переписью, то численность башкир упадёт. Это будет означать, что при Радии Хабирове несколько десятков тысяч башкир куда-то делись? Или это будет означать, что прошедшие результаты переписей были раздутые? И вот им надо в Башкирии как-то выкручиваться. Это дилемма. 

- В этом году Всемирный форум татарской молодежи пережил некую перезагрузку. Ушёл с поста председателя Табрис Яруллин. Событие татарские общественники восприняли как холодный душ. Почему он это сделал? 

- Проблема сложная, потому что вокруг него очень много слухов, кривотолков, различных версий. От самых экзотических до конспирологических.

Я Табриса знаю давно. Он был моим замом, когда я возглавлял форум. Он хороший парень, хорошо организованный. Он за эти годы выстроил такую инфраструктуру новой татарской молодёжной культуры. 

- Даже говорят, что термин такой появился — «младотатары». 

- Ну, практически да. Он вокруг форума сконцентрировался. Он сделал очень много. Но уход его был неожиданным. На мой взгляд, очень некрасиво был обставлен. Потому что если к Табрису есть какие-то претензии, то это можно было бы обставить более красиво. Чтобы не обидеть самих себя, чтобы не обидеть его и тех людей, которые за ним стояли. Всё-таки Табрис — это политическая фигура. 

- Он уже стал лидером общественного мнения. Это уже не должность. С неё его не уволишь. 

- Я не берусь сказать причину, потому что точной причины не знаю. Но я считаю, что решение об уходе Табриса было ошибкой. И даже если человек ушел, то нужно было бы ему предложить что-то достойное. Он же был не просто чиновник. Он возглавлял определенный феномен. Это, на мой взгляд, одно из проявлений кризиса идентичности татарского национального движения. То есть мы подошли к черте, за которой прослеживается некая пустота.            

- О кризисности свидетельствует, что сейчас постоянно находятся в поиске своих героев. В этом году у нас прогремела история, связанная с лётчиком Дамиром Юсуповым.

- Татарам не хватает пантеона героев. Я недавно человеку объяснял смысл символического. Вне символического нет системы. Всё обусловлено символическими вещами: язык, всё наше окружение, бренды. Пантеон героев — это ведь тоже символический аспект. Во-первых, он важен для сплочения нации. Во-вторых, для поднятия его внутреннего духа. Чтобы люди понимали, что из своей среды вот этого человека смогли выдать. И в-третьих, ориентация на этих людей. На тех, на кого мы можем равняться.  

Этих людей нам не хватает, хотя они есть. Нет просто системы, которая бы их кодифицировала, определяла. 

- Татарские соцсети разве этим не занимаются? Именно там ведь больше всего обсуждают подобные случаи. 

- Это новое явление. Да, согласен. Этим они занимаются, потому что это выражение общественного мнения.

Я с этим давно спорю и борюсь, у нас же, к сожалению, образ татарина — это каляпуш, куда бы ты ни поехал — обязательно тебе надо танцевать, обязательно надо есть чак-чак. Нет. Необязательно это делать. Это некий комплекс того, что мы пребываем в каком-то состоянии туземцев. 

 В этом году внимание татар вдруг привлекла деятельность и слова Ольги Артеменко. На твой взгляд, её отношение к родным языкам народов России, зацикленность на татарах и Татарстане — с чем это связано? 

- Она просто фигура, которую выдвигают на передний план. Как говорящая голова транслирует некую позицию определенных сил. Я не думаю, что это консолидированная позиция Москвы, федерального центра. Просто часть элиты, одна из башен Московского Кремля выпускает. Потому что рядом с ней постоянно находится генерал Решетников. А второй момент связан с её некой внутренней фобией, некой проблемой, которую она, кстати говоря, озвучила во время последнего приезда в Казань. Она говорит, что у неё ещё остался отголосок влияния на изучение украинского языка. Оказалось, что изучение нескольких языков сказывается негативно на изучении русского языка. То есть весь научный мир говорит, что надо быть многоязычным, двуязычным. Тогда что, президент Путин тоже должен отказаться от немецкого языка, который он прекрасно знает? Что, у Путина в голове германофобия должна быть?

Артеменко целенаправленно борется с татарским языком, придумывает околонаучные бредни. Она, например, на одном из заседаний в Казани, когда выступала в Госсовете, говорила, что татарский язык и национальные школы выступают фактором этнической мобилизации. И это в её устах негатив.

Тогда встаёт вопрос: зачем нам нужны понятия «этносы», «этничности»? Зачем нужен «русский мир»? Разве это не фактор этнической мобилизации? Я просто поражаюсь. Человек, который позиционирует себя учёной женщиной, транслирует такие бредни. Понятно, что они рассчитаны на определенных персонажей. 

- В уходящем году Татарстан одержал уверенную битву исторической памяти. Татарстан добился того, чтобы празднование Стояния на реке Угре не стало общероссийским праздником. 

- Почему-то сегодня люди официоза и всё, что вокруг них, делят историю. Значит, есть русская история и есть история Золотой Орды, которая к ним никакого отношения не имеет. 

- При этом историю русских возводят ко временам Киевской Руси, варягов Рюрика, призвания в Новгород. А вот современные татары только в начале XX века как нация образовались и никакого отношения к Золотой Орде не имеют. 

- Хорошо, что мы смогли вот эту махину пересилить, сломать хребет исторической мифологизации, доказать, что Стояние на Угре — это один из сюжетов, ситуаций, которая была между разными улусами Золотой Орды. Историки ведь знают, что Иван III написал завещание, чтобы его потомки платили дань, ясак. Более того, Большая Орда — это была всего лишь часть Золотой Орды. К тому времени уже начали появляться и Казанское ханство, и Крымское, и ногайцы были. Стояние на реке Угре — это на самом деле небольшая разборка в Большом доме. 

Мне кажется, эта история победы Татарстана может стать крепким фундаментом для татар в борьбе с ордынофобией, у которой есть корни в России. Появилась аудитория, которая внимательно следит за тем, где упоминается исторический образ Золотой Орды. 

- Да. Это действительно так. Аудитория реагирует быстро. И что нравится — уже есть масса людей, которые имеют хорошее историческое видение. Необязательно это историки, но и публицисты, и журналисты. От них идёт быстрый контрответ. Просто вся русская история, русская культура пронизана ордынским наследием. Историческая личность Ордин-Нащёкин, Ордынка в Москве…  Это же нормально, зачем это отторгать? 

- Орда для современной России — это мать или отец? 

- Я думаю, что отец. Потому что считаю, что тюркский компонент — мужской. Потому что, собственно говоря, Русь, Россия — это женский аспект.

kazanfirst.ru

Просмотров: 1008

Комментирование запрещено