Фарид ШИРИЯЗДАНОВ: «Тарханы – представители правящей элиты в тюркских государствах»

410273Нам долгие годы внушали, что татары всегда вели кочевой образ жизни и у них не было своей государственности. И что пришли они на эти земли с ордами Чингисхана.

А на самом деле, предки татарского народа — древние тюрки, с незапамятных времён создавали государства, империи, цивилизации и жили, показывая образцы чёткого государственного устройства на просторах Евразии от Тихого до Атлантического океана.

Среди титулов, определяющих иерархию их государственного устройства, наиболее значимыми являются тарханы — представители правящей элиты тюрков.

 Процесс эволюционного развития государственности тюрков, то есть предков татар, включает в себя периоды:

Тюркских каганатов,

Булгарского царства,

Золотой Орды

 и Казанского ханства, который имел статус царства. (После завоевания Казани, Иван Грозный приобрёл титул царя Московского и Булгарского).

Татарский народ сформировался в процессе воссоединения различных родов и родо-племенных союзов, различных тюркоязычных народов и народностей на протяжении тысячелетий.

Тюрки владели огромными территориями, для управления которыми требовались мощные государственные устройства. Их формы и методы правления были уникальными, в основе которых лежали принципы народной демократии и чёткое разделение властей. Это хорошо видно на примере тарханства, что явилось прообразом нынешних губерний.

Структура управления:

Для связи с различными регионами страны была организована служба верховых курьеров, которые контролировали все подвластные им страны и их земли.

Безусловно, организация такой службы стало серьёзным новшеством, которое  в таком крупном масштабе нигде ранее не применялось.

При этом особенно поражает то, что это огромное степное государство, раскинутое на огромном пространстве Евразийского континента, управлялось не имея телеграфа, железных дорог и почты, как сейчас это делается. 

Со временем эта служба получило дальнейшее развитие. Были учреждены сети ямов — ямских станций. Они одновременно выполняли роль современного телеграфа, железнодорожных путей и почты.

Каждый длинный путь разделялся на определённые участки, управляемые тарханами (губернаторами0, наделёнными неограниченной властью и вооружёнными силами. Они производили регистрацию привозимых товаров и проезжающих лиц. Благодаря твёрдой власти, грабежи на больших трактах исчезли по всей империи.

Тархан – почётное звание, титул среди правящей элиты. Он выдавался за особые заслуги, героизм и достижения в развитии экономики. Это название встречается в надписях, высеченных на камнях в эпоху гуннов и  Кук- тюрок (Небесных тюрок) – прародителей многих народов с тюркскими корнями, ныне живущих на земле (Кук-тюрки называли себя сынами неба).

Тарханство  было зафиксировано в Тюркском, затем в Хазарском каганатах (каган — хан ханов), Волжской Булгарии и Дешт-Кипчаке (у половцев-кыпчаков), где тарханы  составляли правящую элиту.

Тарханы не вмешивались в вопросы правления хана. Но им были даны исключительные права. Они собирали дань с подвластного им населения. Во время войны со своим войском  присоединялись к войскам хана.

В период Золотой Орды тарханами могли становиться за особые военные или иные заслуги как представители элиты, так и «чёрные люди».

В те времена титул тарханства присваивали так же отдельным сёлам и городам. Например, возле реки Тобол был город Тархан-Кала. Село Алькино, что в Похвистневском районе Самарской области, в древности тоже называли Тархан-Аул.

В татарском толковом словаре пишется, что тархан:

–  вассал хана (подчиняется ему);

– советник хана;

 – освобождённый от налогов.

После завоевания Казани и до 19 века этот титул выдавался татарам-башкирам и в Московском государстве тоже, как официальный титул. Его в первую очередь выдавали тем феодалам, которые крестились и мурзам, кто активно участвовал в христианизации инородцев и подавлении их восстаний. (В эпоху Золотой Орды этот почётный титул в Московском княжестве стал выдаваться и крупным русским феодалам).

А уже в Русском государстве, тарханство сталовыдаваться за участие в Крымской, Азовской, Швед ской и Севастопольских походах. Но былая значимость тарханства постепенно утрачивалась.

После завоевания Казанского ханства на протяжении веков шли войны за независимость, во главе которых стояли тарханы как Кучем батыр, Алдар батыр, Акай, Телякай, Саид и Туйкя батыры.

При изучении истории Закамья, в частности Надыровского уезда, куда входили и земли нынешнего Камышлинского и Похвистневского районов, часто встречаются названия «тарханы» и «мурзы». Например, основатель Надыровского уезда, старшина Надыр Уразметов и его родственник Ярмухаммад (Ярмак), основатель деревень Ермаково и Байтуган,  а также Морат Бакый – выходцы из рода тарханов.

Морат Бакый (Морат бабкай) – оставил глубокий след в истории села Алькино и близлежащей округи. Он известен как вдохновитель и один из предводителей народа в борьбе за независимость и сохранение веры.  Его прадед – Монаш тархан, род которого тоже очень хорошо известен в истории. Морат Бокай был братом Карасакала — правителя Самарской Булгарии (Так назывались земли Нугайской Орды), который возглавлял народ в борьбе с захватчиками. Огромна была заслуга и Морат Бокая. Благодаря  его усилиям и героизму мусульмане всего Закамья избежали участи быть поголовно крещёнными.

Надер Уразметов, старшина огромной Надыровской волости – тоже выходец из древнего рода тарханов. В архивах хранятся тарханные ярлыки, выданные Казанскими ханами Мухамед Амином и Сафа Гиреем его предкам. Эти ярлыки имели следующие особенности:

  1. Несение военной или иной службы государю.
  2.  Наследственность владения статусом.
  3.  Налоговый иммунитет.
  4.  Административно-судебный иммунитет.

Эти тарханы владели жалованными им вотчинами на границах Казанского ханства и Нугайской Орды.

Согласно статье 43 Судебника 1650 года, в Московском государстве тарханный иммунитет был отменён. Феодальная элита бывшего Казанского ханства была включена в состав института служилых татар. Сначала, как и русские, они тоже были жалованы поместьями и вотчинами, верстались поместным и денежным окладом. Но, со временем, закончилась славная эпопея тар\ханства и окончательно были раз рушены рудименты (остатки, следы) от демократической системы государственности древнего татарского народа.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Г.Самара.

 

.

 

 

 

 

Просмотров: 1017

Комментирование запрещено