Слово «просвещённый» происходит от понятия «посвящённый». Ещё на заре человечества были люди, посвящённые во все тайны бытия. Они обладали знаниями о тайнах Вселенной. На основании этих знаний формировались различные науки, религиозные учения и цивилизации.
Просвещение — это не только обучение различным наукам. Это ещё и воспитание, формирование в людях высоких человеческих качеств и нравственных принципов. Именно система просвещения была призвана образовывать людей и их сообщества.
Тюрков-булгар издревле называли просвещённым народом. На чём же основано такое утверждение? Чтобы понять это, надо сделать краткий экскурс в далёкое прошлое нашего древнего народа, взглянуть в глубины древней истории и проследить процесс его развития. Ведь письменная грамота у них появилась ещё в глубокой древности.
Письменная грамота древних тюрков.
Древние тюрки глубоко изучали и применяли различные письменные грамоты: согдийские, брахми и манихейские. В начале широко применялась согдийская письменность, которая была возведена в степень государственного письма Тюркского каганата.
Грамотность, широко распространённая в широких слоях населения — вот что являлась ещё одной отличительной чертой тюркских народов.
После того, как образовалась Тюркская империя, её границы раскинулись от Центральной Азии и до Поволжья. Без общей, единой письменной грамоты управлять огромной территорией, где проживали различные народы, стало просто невозможно.
Древние тюрки приняли письменность у согдийцев. Оно было схоже с уйгурским алфавитом. В процессе межгосударственного общения древние тюрки кроме согдийской письменности применяли так же арабскую, персидскую и китайскую письменные системы.
В Золотой Орде уйгурское письмо было в применении со времени правления Джучи, то есть в 13-15 веках. А в Средней Азии оно распространилось во время Тимура.
Однако, у тюркских народов Центральной Азии самой древней и самой распространённой считалось руническое письмо. По другому оно называлось орхоно-енисейским, потому что впервые было обнаружено в Сибири в бассейне Енисея.
Приняв руническую грамоту, тюркские государства стали использовать его и как средство дипломатии в процессе общения с различными государствами, в особенности с Византией.
Так что руны не являлись только лишь религиозным атрибутом, как, например, кириллица, арабская вязь или латиница. Руны возникли по востребованию правителей, как средство общения как внутри страны, так и для осуществления международных связей.
Руны были основаны на арамейский алфавит и согдийское письмо.
Учёные полагают, что руническое письмо было разработано по приказу Истеми кагана. Поскольку они были просты в применении, быстро распространились и среди простого народа.
По сути, это было общенародное письмо, так как рунические знаки было удобно писать и на камнях, и на досках, и стенах зданий. Поэтому тюрки считали, что их каменная грамота вечная, и она переживёт тысячелетия. (Кстати, их правоту доказало время!) У древних тюрок письменность имела огромное влияние и на их сознание.
Камни, исписанные рунами в форме некролога, назывались вечными камнями. Они были предметом воздания доброй памяти усопшим. (Вспомним, у татар всегда ставились надмогильные камни).
Тексты на камнях обычно писались от имени самих умерших. Они обладали духовно-нравственной, морально-этической и воспитательной силой. В этих вечных камнях хранилось огромное уважение тюрков к своим предкам и восхищение их беспримерными подвигами.
В этих записях были заветные и сакральные слова, способные объединять всех кук тюрков (небесных тюрков) воедино. Даже по истечении тысячелетий, эти записи более чем актуальны и для нас — их далёких потомков.
Рунические знаки ставились везде и на всём. Начиная от плуга и до ложки, как родовые знаки. Они могли обозначать заглавные буквы имён любимой девушки или парня. Они использовались как печать правителя, как тавро на товаре, на живности и во многом другом.
Например, на поясах и шлемах воинов писались пожелания побед и удач в бою, и они служили как обереги. Их наносили на украшения, а записки нашивали в мешочки (бөти) как берегини от злых духов и дурного глаза.
Поэтому, руническая письменность получило широкое распространение и среди простого народа, как средство общения между людьми и различными народами.
Тюрки были знакомы и умели пользоваться арабской графикой, сирийской письменностью, брахми и китайскими иероглифами. Но они создали свою, простую письменность, доступную широким кругам населения и на этой базе образовали свою цивилизацию, наряду с древней Китайской, Индийской, Византийской и Иранской.
При этом они мудро придерживались принципа: «От китайцев далеко не отдаляйся, но и слишком близко не приближайся!» Поэтому, их не смогла проглотить ни одна продвинутая цивилизация.
И, пройдя сквозь тысячелетия, они смогли сохранить свою идентичность и свой божественный дар — пассионарность кук тюрков.
Рунический алфавит вобрал в себя не только письменную культуру тюрков. Он проник во все сферы жизнедеятельности тюркских народов и лёг в основу их обычаев, традиций, образа мышления, морально-нравственных принципов.
Научные открытия
Государства булгар, гуннов и Тюркские каганаты смогли изучить и достичь даже уровня самых древних цивилизаций, которые сейчас считаются утерянными, и пока являются недоступными для современной науки!
В процессе познания мироустройства, тюрки смогли выработать и свои взгляды. По сравнению с соседними государствами они пораньше научились постичь секреты варения стали и освоили её производство. Более того, они выработали свою систему изготовления оружия. Например, удобные в конном бою сабли, складные свистящие луки, способные летать на расстояние до 400 метров и многие другие достижения.
О достижениях тюрков в области науки и техники историк Византии Прокопий Кесарийский в 4 веке писал: « … Суары-сабиры придумали грозное оружие, способные разбивать крепостные укрепления. Они лёгкие и удобные в применении. Такое ещё и в голову не приходило византийцам …».
Гунны и тюрки не изолировали себя от внешнего мира. Они старались осваивать достижения Китая, Ирана, Византии и успешно применять их у себя.
Надо признать, что многие секреты в области науки и познаний в сфере мироустройства пока ещё остаются неопознанными, в том числе и научные достижения тюркских народов.
К сожалению, о многих достижениях наших предков мы знаем ещё крайне мало. Об этом сохранились лишь начиная с эпохи существования Волжской Булгарии.
Развитие наук.
Система научных знаний у волжских булгар начинались формироваться на основе системы просвещения.
Выделение науки в отдельную отрасль, появление учёных — всё это результат развития экономики страны, её общественно-политической системы, а также тесной взаимосвязи со всемирно известными странами мира.
Волжская Булгария развивалась в тесной взаимосвязи с развитыми странами Востока. При этом они успешно осваивали их культурные, научные достижения и традиции.
Тюркские учёные переводили произведения знаменитостей с мировым именем таких стран, как Греция, Индия, Рим. Поэтому, исламская культура освоила не только достижения науки античности, но и материалистическую философию этих стран и их мировоззрение.
Исламские города, как Багдад, затем Бухара, Самарканд, Балх, Нишапур, Гират, Ходжент, Ургенч и другие превратились в научные центры Востока. Академии наук, образованные в них, притягивали к себе лучшие умы мирового сообщества учёных. Они обычно назывались: «Дар-аль Гыйлем (Дом науки), «Хазинат -аль Хикмат» (Сокровищница чудес),
Со временем Волжская Булгария становится одним из центров мировой науки и просвещения. Научные труды булгарских учёных на арабском языке были в пользовании и в странах Средней Азии и Хорасана.
Некоторые учёные из Волжской Булгарии после окончания учёбы в их медресе оставались в этих странах, занимая высокие посты в их религиозных и государственных структурах. Например, Хаджи Ахмед Булгари был наставником знаменитого восточного правителя Махмуда Газневи (967-1030). Многие прославленные булгарские учёные с гордостью носили псевдоним «Булгари».
Сохранение особенностей, присущих исламу, и научного прогресса, укоренившихся в Волжской Булгарии, позволили Золотой Орде достигнуть невиданных до этого высот развития во многих сферах её жизнедеятельности.
«Восточный ренессанс» — результат взаимопроникновения ислама и науки.
На основе тесного взаимодействия науки с вероучением, в 8-11 веках в исламском мире были достигнуты невиданные до этого научные достижения. В этот период происходили важнейшие открытия учёных с мировым именем, как Али Ибн Сина, Абу Райхан Бируни, Абу Насир Фараби, Муса Хорезми, Ахмад Фаргани и других.
В исламском мире появлялись империи, имеющие всемирное значение и вызвавшие качественно новый цивилизованный рывок. Исламская культура создала «Восточный мусульманский Ренессанс».
В эту пору усваиваются все достижения мировой цивилизации, достигнутые ранее. В том числе античное наследие, достижения в области философии, религии, этики и эстетики, научной мысли и литературы.
Персидский путешественник Ибн Русте ещё в 9 веке писал: «Большинство булгар исповедуют ислам. У них имеются начальные школы и их детей обучают имамы и муэдзины».
Таким образом, просвещение у булгар изначально было в руках религиозных деятелей. Чем глубже и шире проникал он в народные массы, тем шире распространялись грамотность и освоение наук.
В обереги, которые носили в эпоху язычества, начали писать изречения из Корана. В медресе, кроме обучения религиозных деятелей, давали основы знаний по математике, астрономии, медицине, географии и истории.
Для дальнейшего получения знаний люди ездили в страны Востока: Бухару, Самарканд, Газни, Нишапур, Балх, Багдад и Мерв, где размещались центры науки, религии и культуры.
Обучение людей в этих местах означало получение высшей ступени знаний в просветительской системе тюрков-булгар. Там особое внимание уделялось изучению классических восточных языков. Учёные и богословы свои произведения писали на книжном языке того времени — на арабском.
А с 11 века персидский язык превращается в язык поэзии. Знание русского и восточных языков было необходимо для ведения торговых и политических отношений.
Стремление булгар знать языки проявляется и в фольклоре. Например: «Җиде йортның телен бел, җиде төрле белем бел” (Знай язык семи дворов и семь различных наук). Лучшее качество героя поэмы “Кыйссаи Юсуф” — его знание 72 языков.
Тогда существовал и своего рода письменность ремесленников. В предметах, изготовленных ими, они писали крылатые выражения и свои пожелания, для их будущих обладателей.
Арабская графика булгарам служила неким мостом, проводником в освоении достижений мировой культуры. То, что Волжскую Булгарию называли «Светочем Востока», «Царством разума» и «Золотым троном Востока» — это не вымышленные выражения.
Письменность в Улусе Джучи. (Мудрец за книгой). (Надпись на шлеме, здании, колонне, куполе)
Когда в Египте ко власти пришли мамлюки — тюрки, выходцы из Поволжья (1250-1517), Египет стал центром тюркской культуры и исламской цивилизации. Тюркский язык превратился в государственный.
Между Нилом и Волгой, то есть Улусом Джучи и Египтом установились крепкие торгово-экономические, культурные, религиозные и политические связи.
Таким образом, Улус Джучи тогда полностью превращается в империю тюркских народов. Тюркский язык становится языком международного общения.
При хане существовала канцелярия (кәнсә), где писцы осуществляли деловые переписки. При этом были строгие правила (протокол) письма, которые требовали высокой образованности. В начале деловые переписки велись при помощи уйгурского письма, а со временем — параллельно с арабским алфавитом.
В Золотой Орде все переписки и делопроизводство уже велись на основании арабской графики.
Официальные письма и ханские указы, ярлыки представляли собой предмет искусства того времени, для которых существовали специальные сборники, где были написаны чёткие правила.
Например, кому, в каком размере, каким пером и какими чернилами писать, какой почерк применить, какие абзацы и междустрочные интервалы, кому и как обращаться, какие для этого применять эпитеты.
Начало письма, дальнейшее его строение, после чего и какое слово за каким словом должно последовать и так далее. Элементарное невыполнение чего то из них — считалось неуважением адресата и могло повлечь за собой серьёзные последствия.
При чтении этих писем каждый из них вызывал восторг. По сравнению с нынешним, искусству письма наших предков просто нельзя не восхищаться!
В чернила они добавляли бронзовые, даже золотые песчинки, некоторые из них даже сохранились до наших дней.
Насчёт важности письма тогда говорили: «Каләм – очыннан алтын да тамар, каләм очыннан дөнья да янар» (С конца пера может капать золото, с конца пера может вспыхнуть и мировой пожар).
Уже в пору Золотой Орды начинают появляться и железные перья.
Порядок применения печатей тоже имеют свои значения и правила. Например, были квадратные печати, затем начали применять и личные печати в виде перстней.
В них изображалось имя хана, его отца и родословная. Туда вписывали и религиозные формулы. Например, что Аллах един и Мухаммад — его пророк и о том, что власть хану передаётся от имени Аллаха, и что перечить ему — это значит великий грех.
Далее — шли слова восхваления хана и пожелания всяческих успехов. Затем — его титул и название титула его отца.
У булгар в применении были колечки и запястные кольца. Они считали, что буквы и слова, нанесённые на них, имеют магическую силу и охраняют от джиннов и других злых сил. Они верили, что пожелания, написанные на них, могут реализоваться в жизни.
Кроме предметов быта различные росписи делали не только у себя во дворе, но и на стенах общественных зданий, на их колоннах и куполах, минаретах, наверху ворот и дверей.
Везде наносились умные выражения знаменитостей и пророков, имеющие глубокий смысл. А также украшались изречениями из Корана, выдержками из стихов и произведений восточных классиков.
Фанатическая преданность древних тюрок своему обществу, их искреннее обожествление государственности и своих правителей — это было самым загадочным явлением в мировой истории.
Например, в одной тарелке, изготовленной в форме медальона, в центре был красивый орнамент из цветов, а по кругу написаны слова: «Жизнь неразрывно связана с судьбой. Но правитель — воплощение святости и великих надежд. Он — мощь государства и источник счастья!»
Каждый житель улуса Джучи всегда, везде и повсюду неизбежно сталкивался с письменным искусством. Он просто был обречён уметь читать и писать. На каждой вещичке он постоянно сталкивался с добрыми пожеланиями, повсюду его встречали умные изречения и священные наставления.
Всё это было знакомо человеку с рождения и сопровождало его не только при жизни, но и провожало его на последний путь и способствовало хранить вечную память о нём.
За добрые дела, сотворённые им при жизни, воспевали славу и об этом писали на надмогильных сооружениях.
Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.
Г.Самара.
Просмотров: 1065