Фарид Шириязданов: Эпоха Волжской Булгарии и Золотой Орды воистину были золотым веком

news_28426В состав Улуса Джучи (Золотой Орды) входили государства, простирающиеся на огромные территории Европы и Азии. Они граничили со многими странами, как Китай, Индия, Иран, Афганистан, Византия и другими. Поскольку поддерживали тесные связи со многими из них — они хорошо знали географию.

Предки тюркских народов — гунны и народы Тюркских каганатов — тюркюты, уйгуры, татары, угры, печенеги и другие заселяли бескрайние земли почти от Тихого и до Атлантического океанов. Они объединили два континента и превратили их в Евразию.

Великий учёный Л.Н. Гумилёв описывал, как древние тюрки — хунну пересекли огромную безжизненную пустыню Гоби и для человечества открыли просторы Сибири. У хуннов были свои карты и картографы.

Свою землю тюрки обоготворяли. Они считали её центром Вселенной, называли «Вечным элем» и бесконечно гордились ею. Любовь к родной земле, то есть, к Родине — лежало в основе их государственной идеологии. Безусловно, потеря своей государственности в нашем народе потушила эти священные чувства.

Для развития науки географии способствовали:

-  удобное расположение их места обитания;

– рост и развитие  общественно-политической, экономической и культурной областей;

–  широкое общение со многими народами и дальними странами.

Из Булгара широкая сеть торговых путей раскинулась во многие страны.

Караванные пути по Волге поднимались из Кавказа, Хорезма и далёкого Ирана.

А на суше огромное значение имел торговый путь из Булгара в Киев, где размещалось 20 пунктов-остановок для отдыха и ночёвок.

География (җәграфия) – тюркское слово. Зарождение этой науки считалось Ренессансом Востока или плодом эпохи Возрождения.

Она продолжала греческие традиции, согласно которой Мир с юга на север разделялся на семь климатических зон. Булгары дальше развили эту теорию, и внесли существенные дополнения.

Как и в других науках, в области географии булгары тоже использовали мифы. Например, они вели невидимую торговлю с народами далёкого Севера в странной форме — не видя друг друга, то есть в форме обмена товарами. Их называли народами Страны Тьмы, приравнивая к персонажам, описанным в Коране диким народам, которые назывались яэжуж-мяэжуж.

Высоко развитая наука булгар позволяла им чётко определять координаты и азимуты определённых местностей. Поэтому они могли чётко ориентироваться по сторонам света.

Исламский мир тогда был огромен. Он вобрал в себя многие страны. Для того, чтобы безопасно и без задержки путешествовать по ним, хватало просто быть мусульманином. Таким путешественникам, торговцам, странствующим дервишам в странах ислама открывались все преграды.

Тогда в Улусе Джучи широко распространился суфизм и для сподвижников ислама как шейхи, хаджи и странствующих дервишей строили специальные пристанища.

В общем, в исламе и в Коране путешествиям отводится много места. Например, в Коране один месяц года называется «Сәфәр ае”, то есть, «Месяц путешествий». В этом месяце было много тех, кто путешествуя, занимался распространением ислама. Все эти явления способствовали широкому развитию науки география.

Химия.

По археологическим раскопкам стало известно, что в Волжской Булгарии, Улусе Джучи и в Казанском ханстве булгаро-татары были хорошо знакомы с металлами и металлоидами как железо, медь, латунь, олово, свинец, ртуть, золото, серебро, сурьма, сера. Они умели находить их месторождения и знали методы их обработки.

 Татаро-булгары уже в 10-11 веках могли изготавливать высококачественную сталь, используя при этом другие компоненты, например, никель. Даже при устройстве металлургических печей требовались хорошие знания по химии и технологии металловарения.

Медеплавители на основе меди производили сплавы, как латунь и бронза. Для ведения ювелирных работ также необходимо было знать их химические и физические свойства.

В то время особенно было развито стекловарение. Это ремесло наглядно показывает, насколько в то время были развиты культура, различные науки, искусство и производство в целом. Этому они не только учились у других, но и вырабатывали свой стиль и свои технологии.

При изготовлении керамики они покрывали их разноцветными стеклянными составами из олова и окиси кремния. Для покрытия применяли сплавы железа и марганца, что придавало красно-коричневый оттенок. При добавлении меди — зелёный цвет.

При помощи химии булгаро-татары изготавливали различные краски. Они хорошо знали свойства минералов и эти знания использовали при изготовлении украшений.

В те времена была широко развита алхимия. Хотя в ней было мало научно обоснованных решений и всё делалось на авось, алхимию можно назвать начальным этапом развития химии, как науки. В результате многочисленных экспериментов по алхимии, было сделано много и случайных открытий.

 Медицина.

С древнейших времён главнейшей задачей человечества был вопрос недопущения болезней и как можно быстро избавляться от них, при их наступлении. Древние верования как фетишизм, тотемизм а также магия были тесно связаны вопросами лечения от болезней.

Люди, придерживающиеся тотемизма, в целебных целях использовали различные органы животных. Применяли молоко, сжигали и нюхали шерсть, строгали рога и стружки пили с водой.

Приверженцы фетешизма носили амулеты и обереги с фетишными вещами.

Если даже все эти действия не давали лечебного эффекта, они помогали людям обрести психологический настрой и веру в исцеление.

Более того, иной раз они даже вредили здоровью людей. Но, пройдя через сито столетий, люди всё равно смогли выбрать из них полезные, способные быть лечебными средства.

Древние люди представляли душу и дух в материальном виде. Болезнь — тоже считали одушевлённым, которая представлялась им в виде какого — то страшного существа.

Таким образом, на пути защиты от болезней и исцеления людей, для магии открылись бескрайние возможности. Маги стремились воздействовать на тело, душу и сознание людей.

Первыми лекарями были шаманы. Разными необычными движениями, волшебными словами и различными чудодейственными устремлениями они старались найти «болезнь» и прогнать его из тела человека.

Для того, чтобы напугать, шокировать «болезнь», они били в барабаны, делали различные манипуляции с огнём, надевали маски и одевались в своеобразные одежды. Со временем, в итоге развития духовной сферы, из этой среды выделились знахари, то есть народные целители.

При лечении словом, то есть заговорами, они считали, что надо знать язык  «болезни». Например, «язык удушья», «язык волчанки» и другие. Заговоры были в стихотворной форме, в виде прибауток.

Считалось, что болезнь входит в человека с едой. Поэтому посуду с едой закрывали поговаривая волшебные слова. Когда приняли ислам, заговоры заменили молитвами.

Помимо лекарей, были и люди, посылающие болезни. Для этого использовались неубранные остриженные волосы, обрезанные ногти, продукты питания.

Когда образовались Тюркские государства, появились и профессиональные лекари. На основе уйгурских и рунических алфавитов появлялись и книги посвящённые лечению болезней.

Помимо своих, испытанных средств и способов лечения, тюрки изучали и трактаты по медицине Китая, Индии, Ирана и других. Булгары успешно принимали и различные биостимуляторы. Например, белемниты, бобровый мускус, оленьи панты.

Олицетворением восточной медицины является Абу Али ибн Синна. В его медицинской энциклопедии были накоплены бесценные сведения как о достижениях восточной медицины, так и античной поры. Этот его труд около 700 лет, то есть до 18 века использовался в медицинской практике, также и для подготовки врачей.

В восточной медицине для диагностики использовался метод прощупывания пульса, а при лечении различных болезней — кровопускание и использование пиявок. Также лечили применяя рога, то есть банки.

Известно, что булгарский лекарь Таджетдин ибн Юныс аль Булгари изготовил универсальное лекарство для лечения от многих болезней, которую применяли даже от укуса змей  и при отравлениях. В своё время его считали незаменимым и бесценным учёным-шейхом.

У булгар получили широкое развитие многие отрасли медицины и обрели добрую славу. Но особое развитие получила фармакология.

 История.

Интересоваться историей, размышлять о прошлых событиях — это неотъемлемая часть образа мышления любого человека. Знания о прошлом и то, что происходит сейчас — позволяют моделировать мысли о будущем. Это и определяет кругозор и уровень развития человека.

 Естественно, как и другие науки, начало исторической науки основано на мифы. Каждый народ по своему представлял о своём происхождении. Например, у тюркских народов наиболее распротранённая версия была основана на легенду о волчице.

Она выглядит так: Самый знаменитый род Ашины, из числа гуннов, был полностью истреблён врагами. Остался в живых только один мальчик — сын царя. И ему отрубили руки и ноги и бросили умирать в болото. Его нашла волчица и выходила. После от него рождаются 10 сыновей. От них и начинается история тюркских народов.

Слово «Ашина» — значит благородный. На протяжении всей истории тюркских народов каганами могли быть только представители рода Ашина.

В основе легенд древних народов лежал тотемизм, то есть культ животных. Знаменитые роды обычно связывали своё происхождение с каким-либо тотемным животным.

Для того, чтобы доказать свою принадлежность к высокому роду, надо было знать о своих предках. Это было необходимо для восхождения по лестнице рангов.

Когда образовался Тюркский каганат, возникла насущная потребность развивать историческую науку и поставит её в основу государственной идеологии. А главной целью этой идеологии была — сохранять и беречь тюркский народ и государство, которое стоит на его защите. Для этого надо было утвердиться в мысли о том, что происхождение этого народа связано с высших силами.

Со временем создавалась идеология об особом предназначении тюрков, и о том, что они выше стоят по отношении окружающих его народов. Что их страна вечная и она расположена в центре Мира, которую тюрки называли «Вечным  Элем».

Конечно же, для утверждения этой идеологии нужно было использовать  историческую науку. Эти идеи писались в книгах, на досках и на могильных мемориальных комплексах каганов, беков, предводителей войск и знаменитых государственнывх деятелей на основе рунического алфавита.

Древние тюрки идеализировали свою историю, своих ханов, которые правили ими, государственных деятелей и своих героев. А идеализация она всегда уводит от действительности, придаёт мифическую окраску. Это особенно ярко наблюдается в древних историях.

Со временем в Тюркских каганатах профессиональные знания по истории превращаются в насущную потребность. В процессе усиления государства и в сохранении народа как единый этнос, идеология играет основополагающую роль.

Далее видим, что и в Уйгурском, Хазарском каганатах, в Волжской Булгарии, Улусе Джучи и Казанском ханстве — историческая наука легла в основу идеологии и шла по пути развития.

В тюркских государствах в составе их исторической науки мифы и легенды присутствовали всегда. Но, после принятия монетеистических религий, во многих из них происходили серьёзные изменения.

При этом тотемная окраска исчезала и центральное место стали занимать персонажи  из Библии, Корана, Талмуда и в основу ложились библейские персонажи.

В них определённый народ или род был представлен в лице одной исторической личности. Например, развитие человечества после Всемирного Потопа, представляется как результат размножения потомков пророка Ноя: Сима, Яфеса и Магога (Терека), что тюркские народы происходят от Терека — сына Яфеса.

В 10-13 веках получили широкое распространение историко-этнографические трактаты учёных Ибн Русте, Аль Марвани, Аль Бируни и других.

В 11-12 веках у булгар появляются свои историки. Например Якуб ибн Нугман, который был учеником  Абдул Магали Джувейни — знаменитого учёного, толкователя Корана, собирател хадисов, а также автора многих книг по литературе.

В записях Хамида аль Гарнати указывается, что Якуб Ибн Нугман является автором первой книги об истории Волжской Булгарии, где описывается о происхождении страны, наименования городов, легенды, сказания и сведения о принятии ислама.

Из неё понятно, что по мере феодализации государства усиливается классовое расслоение общества. В этой книге также описано о классовых противоречиях и о том, как официальная история укрепляла ислам — идеологию правящего класса.

В Улусе Джучи получает широкое распространение составление родословных. В них в первую очередь уделяется внимание благородсву рода, его древности, просвещённости, разветвлённости династических корней.

По мере появления государств, история постепенно начинает занимать основную позицию в их идеологии. Её стараются использовать для утверждения мысли о вечности и неприкосновенности тюркского народа, их страны  и об их особом предназначении.

В связи с этим считается, что в истории тюрков особое место должны занимать следующие факты и утверждения:

  1. Древность народа, страны, столицы и правящего рода.
  2. Святость происхождения всех перечисленных категорий. Что тюркский народ — это Кук тюрки (Небесные тюрки), и что их страна специально создана Всевышним Тенгре.
  3. Каганы — особые создания Тенгре и право управлять народами им дано свыше.
  4. История происхождение народа, страны, каганов — загадка и результат волшебных превращений Тенгре.

Считалось, что только при таком раскладе этот народ и их страну можно считать  вечными, неповторимыми и превосходящими над другими.

С принятием ислама в Волжской Булгарии, затем в Улусе Джучи история этноса тюрков постепенно уступает место общеисламской истории. Появляются профессиональные историки и официальная история. Издаются книги, летописи.

Эпоха Волжской Булгарии и Золотой Орды воистину были Золотым веком. В этих государствах всегда оказывали всемерную помощь и покровительство учёным, писателям и поэтам. Это считалось в высшей степени благородством и богоугодным деянием.

В результате эти страны становятся центрами науки и просвещения, развиваются производство, торговля, ремёсла и дипломатия. Профессиональные знания вытекали из жизни, исходя из её насущных потребностей.

Историческое наследие наших предков огромное.  Ведь их успехи в науках составляли основу Ренессанса Востока. Но, к сожалению, многое из их наследия ещё хранятся в неизученном виде в архивах стран Средней Азии, Турции, Ирана и других стран.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Г.Самара.

Просмотров: 1022

Комментирование запрещено