Фарид Шириязданов: Волжскую Булгарию по праву стали называть страной городов — гардарикой

БезымянныйВолжская Булгария унаследовала многие традиции и культурные достижения предыдущих тюркских государств и успешно применяла их на пути своего цивилизованного развития. При рассмотрении её истории наиболее ярко просматривается её способность к саморазвитию и самореализации, основы которых были заложены ранее, в прежних  тюркских государствах.

Волжская Булгария в своё время составляла неотъемлемую часть средневековой цивилизации.  В своём политико-правовом и культурном развитии она стояла в одном ряду с самыми развитыми государствами того времени.

Обычно историю Волжской Булгарии рассматривают подразделяя её на 3 этапа:

  1. Начальный этап (8 век и начало 10 века).
  2. До монгольского нашествия (до 1236 года).
  3. Эпоха Золотой Орды.

В конце 7 века болгарские (булгарские) племена, обитавшие на правобережье Среднего Дона, переселились в Поволжье. Тогда они оказались в окружении  родственного по крови тюркского населения, которые в эти края пришли раньше.

Булгары заняли территорию вдоль Волги — от Самарской Луки и устья Камы, вытеснив балто-славянские племена (именьковская культура). В процессе объединения различных племён в единое государство, наиболее сильным из них оказался союз племён во главе с Алмушем.

В 910-970 годах булгары создали два эмирата — Булгарский и Суварский, которые объединились и, в дальнейшем, создали единое государство — Волжскую Булгарию, которая была одним из первых феодальных государств, созданных в Восточной Европе.

До 10 века шло интенсивное переселение булгар на Среднюю Волгу. Затем в состав этого государства включались буртасы, мадьяры, огузо-печенежские и кипчакские племена.

Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на Западе, и до Южного Урала на Востоке. От Посурья и Самарской Луки на юге и до Предкамья — на западе.

В 9-10 веках окончательно формируется государство Волжская Булгария. Создаются государственные структуры, определяется политико-правовой статус страны. Устанавливаются дипломатические отношения с другими государствами. Начинается чеканка денег.

Всё это говорит об окончательном формировании государственности и феодально-общинного строя в стране. Волжскую Булгарию по праву стали называть страной городов — гардарикой (В ходе раскопок были обнаружены около 190 городов и городищ, а так же около 800 селищ).

Столицей государства был город Великий Булгар — Биляр. В Европе он по площади уступал лишь Константинополю.

Города Волжской Булгарии были сильно укреплены. Они состояли из внутреннего города, где жили правитель, государственные деятели, знать и внешнего города, где жили ремесленники, торговцы и стража.

В наружной части города обитало посадское население, которые обрабатывали землю и занимались животноводством. Но, в случае опасности они могли распрячь лошадь от сохи и стать воинами. Вокруг городов располагались и сёла.

Поскольку столица Волжской Булгарии Булгар-Биляр был крупнейшим в Европе, в Русских летописях его называли Великим городом.

Соборная мечеть, площадью около 2500 квадратных метров, Караван-сараи, дома с центральным отоплением, водопроводом и канализацией и другие культовые сооружения были построены первыми в Европе из кирпича. Всё это говорит о столь высоком уровне развития архитектуры, инженерной мысли того времени.

Была развита чёрная и цветная металлургия, кузнечное производство, ювелирное, кожно-меховое, гончарное и многие другие ремёсла. Волжская Булгария, находясь в центре водных и сухопутных торговых путей, успешно торговала со многими странами.

Более того, она активно занималась производством товаров народного потребления и сельскохозяйственным производством. Все товары, изготовленные в Волжской Булгарии были отличного качества и пользовались огромным спросом во многих странах.

После распада Хазарского каганата Волжский торговый путь полностью переходит в руки Волжской Булгарии. Каспийское море, которое тогда назывался Хазарским, стали называть Болгарским. В конце 10 века Булгария становится страной классического ислама, где жили и творили многие крупные учёные и богословы.

В Волжской Булгарии функционировали два языка:

– булгарский, огузского типа — тюркский, который в основном использовался аристократией и знатью;

– булгаро-кипчакский, который использовался в широком кругу населения,  на базе которого формировался литературный булгарский язык (Один из его литературных памятников — поэма Кул Гали «Кыйсса и Йусуф» (Сказание о Йусуфе) 1233 год).

 Барсилы — одни из предводителей булгарских племён.

 Мы выше рассмотрели образ волка в мифологии тюркских народов и сущность этого тотема. Но, в сложении этноса булгар, имеются свои, отличительные особенности. Например, наряду с тотемным волком, у них является и образ барса.

Чтобы понять и представить сущность этого тотема, нужно знать образ мышления людей того времени и сущность их мировоззрения. Древние булгары своим замкам придавали форму барса. При этом, они считали, что сохранность вещи, дома, двора, народа и страны может обеспечивать только образ тотема. Возникает вопрос, но почему барс, ведь он не обитает в Поволжье и в других близлежащих территориях?!

Ещё во времена существования союза гуннских племён, в предгорьях Кавказа жили племена барсил. Они были наиболее сильными среди других булгарских племён. Их государство, расположенное в Прикаспийской зоне, на территории нынешней Республики Дагестан, называли «Барсилией». Учёные предполагают, что  Хазарский каганат именно оттуда берёт своё начало.

Барсилы, вместе с другими булгарскими племенами, обитавшими на Приазовье, Придонье и Прикавказских землях, пришли на Волгу, Каму и сформировали там новое государство.

Изначально они устраиваются в междуречье рек Малый Черемшан и Актай-Бездна. Их тогда назыают нукратскими булгарами или серебряными барсилами. Здесь они строят столицу страны — Биляр-Булгар. В русских летописях его называют «Великим городом серебряных булгар». Барсилы были предводителями среди других булгарских племён. Цари избирались именно из их среды.

Примечательно то, что племена и народы в древности назывались сообразно их тотему. Например, баранжиры назывались согласно тотемного слова «баран». Аскелы — «аскы ил» (низовая страна) и другие.

У булгар было принято называть новорожденных детей тоже тотемными именами. Например, Барс бек, Ирбис (снежный барс), Ирбис Дулу хан, Ирбис Ышбара (могучий  барс), Бахадур Ирбис, Ирбис Шегуй хан.

Тотемным именем обычно было принято называть представителей правящих родов. Например, Царь Болгарии Борис до принятия христианства тоже назывался Барсом.

Эта традиция продолжается и далее. Например, в эпоху мамлюков (кипчаков)  султан Египта Бейбарс, в Казанском ханстве — марийский князь Акпарс.

В 12 веке образ барса стал символом государства. Тогда его изображение наносили на печати, пломбы и гири.

Принятие символом современного Татарстана образа барса основано на исторические факты. Например, в денежных знаках, найденных на его территории, изображены образы тотемного барса. Они были изготовлены в до монгольскую эпоху в Волжской Булгарии а также в Булгарском улусе Золотой Орды.

Что примечательно, в них образ барса изображён рогатым и движущимся на крепких, сильных ногах по часовой стрелке. Это символизирует движение солнца, то есть вечное движение.

То, что одна передняя нога приподнята, хвост заброшен на спину, высоко поднятая голова и грозно открытый рот — показывает самоуверенность, величавость, горделивость и уверенность в завтрашнем дне.

На теле барса запечатлен загадочный круг, напоминающий солнце. Здесь просматривается и некая космогоничность этой тугры (знака). Будто бы это — космическая сущность, властитель Вселенной, и что его движение объединяет пространство и время.

Булгарский геральдический знак впоследствии использовали и в Московском государстве. Например, в печатях царей — Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и Ивана Грозного. Этим они старались придавать ещё большую значимость своей правящей сущности.

Например, царь Иван 3 после завоевания Казани в 1487 году к своему титулу прибавил ещё «… царь Булгарский», хотя в это время страна Булгария уже давно не существовала.

Образ барса всегда с благоговением хранилось в памяти татарского народа. Он и сейчас символизирует силу, богатство, степенность и благородство. О нём упоминается и в народных поговорках и сказаниях. Например: «Барс елында бар да үсә”, “Барс елында байлык килә”, “Барс елында барын чәч, һич булмаса – тары чәч”.

Образ барса, как символ суверинитета Татарстана, принят в 1992 году. Этот геральдический образ как будто намеревается вести народ к лучшей жизни, хочет придать ему уверенность в сохранении своей свободы и суверенитета, повышения благосостояния и придать бодрость духа на пути преодоления трудностей.

Мифы пронизывали всю жизнь наших предков. Они помогали познавать мир и окружающую действительность через их фантазии и мечты. Мифы влияли на всё и проявлялись во всём. Они легли в основу прикладного и устного народно — го творчества, литературы и поэзии, а также различных наук как история, география и других.

Аристотель про мифы сказал: «Это домыслы, ведущие к пониманию правды».

А Габдулла Тукай назвал их «Поэтическими выдумками».

 (Из готовящейся книги).

 Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Г.Самара.

 

 

Просмотров: 887

Комментирование запрещено