Фаик Фарукшин: Сражение монгол с булгарами состоялось в районе Самарской Луки

90790cdfe377fd6bc1ff8191cbe434f8В статье рассматривается один из частных вопросов из истории монголо-татарских завоеваний Волжской Булгарии –  о первом сражении булгар и монгол, состоявшемся в 1223 г. после знаменитого сражения на р. Калке, завершившегося поражением русско-половецких отрядов. Автор предпринимает попытку локализовать место сражения монгол с булгарами. По его мнению, это сражение состоялось на Самарской Луке, в районе урочища Красная Глинка.

Первая встреча волжских булгар с монголо-татарскими войсками состоялась, как известно, в 1223 году сразу после разгрома монгол на Калке объединенных отрядов русских князей и половцев. Факт сражения монгольских войск с булгарами документирован достоверными источниками. Арабский историк Ибн ал-Асир (1160–1233), почерпнувший свои сведения о татарах из расспроса очевидцев и дошедших до него слухов, писал: «Сделав с русскими то, что мы рассказали (имеется в виду рассказ о знаменитой битве на Калке. – Ф.Ф.), татары вернулись оттуда и направились в Булгар в конце 620 года. Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них [татар], встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они [татары] остались в середине; поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они [оттуда] в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингизхану, и освободилась от них земля Кипчаков…»  (Золотая Орда в источниках, 2003, с. 27). Венгерский исследователь Иштван Зимони указывает, что сведения об успешном сопротивлении волжских булгар монголам имеются также и в других исламских и европейских источниках (Зимони, 1993, с. 86–87).

Данное сражение получило неоднозначную оценку в исторической литературе. Иногда факт первой встречи монголов с булгарами только констатируется (Черепнин, 1977, с. 189), а чаще оценивается как разведывательная вылазка небольшого отряда противника на территории, которые предстояло завоевать. По справедливому замечанию И.Л. Измайлова, данный поход может считаться «разведывательным» только с точки зрения русской историографии; по его мнению, «это была хорошо спланированная, но менее четко скоординированная и гораздо хуже исполненная военная операция» (Измайлов, 2009, с. 137).

Разгром булгарами отрядов монгольских завоевателей подтверждает еще раз мысль, что булгары к 1223  году имели вполне сложившееся государство и свои вооруженные силы, способные оборонять это государство. Такую сильную степную конницу, каковой являлась монгольская, имевшая богатый опыт, могла разбить только сильная армия (Халиков, 1994, с. 26).

Как отмечал известный татарский историк Х.Г. Гимади, результатом первого за многие годы завоевательных войн поражения монголов от булгар   было то, что «вплоть до 30-х годов XIII столетия монголы не решались предпринять серьезного похода на запад» (Гимади, 1948, с. 189). Были освобождены половецко-кыпчакские степи и земли Саксина и, как сообщает Ш. Марждани, ссылаясь на Ибн ал-Асира, «на эти земли возвратилось спокойствие, возобновилась торговля, стали по-прежнему ходить караваны» (Марджани, 2005, с. 120).

По некоторым сведениям, число монгольских войск доходило до 30 тысяч закаленных во многих битвах воинов, и такую огромную армию можно было победить, лишь применив искусную тактику обороны и высокие полководческие качества, которые проявил последний правитель Булгарии Ильгам хан (Халиков, 1994, с. 24).

Анализ имеющихся сообщений об этом сражении показывает, что булгарское войско представляло собой два мобильных отряда, состоящие, скорее всего, из легковооруженных всадников, общая численность которых была на порядок меньше, чем у противника. Первый из них выступал против неприятеля на открытом поле, второй поджидал его в засаде. Как единодушно пишут исследователи, после первого же столкновения «булгары под видом отступления начали отходить, заманивая тем самым монгол в засаду. Ударами с тыла было окончательно сомкнуто кольцо окружения и монголы оказались запертыми» (Халиков, 1994, с. 25; Халиков, Халиуллин, 1988, с. 7). После этого булгары перешли к окончательному разгрому монгольских отрядов.

Остается до сих пор окончательно не выясненным один вопрос: где, в каком месте произошло это сражение? По мнению И.Л. Измайлова, следы его, «очевидно, недавно были открыты Г.Н. Белорыбкиным у Золотаревского городища близ Пензы» (Измайлов, 2009, с. 137), хотя сам исследователь памятника склонен увязывать материальные следы крупного сражения в виде многочисленных предметов вооружения, с монголо-татарскими походами 1237 г. (Белорыбкин, 2001, с. 181–182). У нас имеются другие соображения на этот счет.

Понятно, что монгол нельзя было окружить в степи, лесостепи и разгромить их. К 1223 году войско монголо-татар имело большой опыт ведения боевых действий: они покорили Персию, завоевали Азербайджан, Армению и Грузию. Весной 1223 г прорвались через Дербент в степи Предкавказья, Нижней Волги и Азовского Причерноморья – к своим основным врагам-половцам. Можно полагать, что после одержанной над объединенными отрядами русских князей и кипчаков победы на р. Калке у Азовского моря, монголы,отягощенные награбленным, направились на северо-восток – к Волге, чтобы по действующему испокон веков караванному пути, проложенному вдоль этой речной магистрали, подняться до пределов Волжской Булгарии, рассчитывая, очевидно, остаться здесь на зимовку.

Путь монголов в Булгарию проходил, несомненно, вдоль Великого Волжского пути. Следуя данным монгольской разведки, они должны были переправиться через Волгу, скорее всего, в районе современного Волгограда (не исключено, что в другом месте) и начать движение вверх по левому берегу Волги к Самарской Луке. Маршрут по правобережью Волги исключается, ибо здесь они встретили бы серьезный географический барьер на своем пути – Приволжскую возвышенность – ступенчатое плато, глубоко расчлененное густой речной сетью и густо поросшее реликтовым лесом, который и сегодня занимает около 80% от общей площади территории Западного Поволжья. По данным почвоведов, в XIX в. для этих районов была характерна почти сплошная залесённость (Природные условия, 1978, с. 276).

Вдоль левого берега Волги через степную и лесостепную зону монгольские отряды беспрепятственно дошли до Самарской Луки – до южных пределов Волжской Булгарии, где располагался один из крупнейших городских центров булгар – Муромский городок с его обширной сельскохозяйственной округой.

Ландшафт интересующего нас района достаточно подробно изучен аэронаблюдениями.. Анализ полученных данных заставил нас обратить внимание на ландшафт (микрорельеф) в районе современного н.п. Красная Глинка.  Мы пришли к заключению, что это – идеальное место для засады: слева крутой берег Волги, справа холмы высотой 80 метров с крутыми склонами, поросшими лесом. Это, по сути, ущелье протяженностью около 10 км. Спуск в это ущелье в районе н.п. Красная глинка, а выход – в устье р. Сок. Это ущелье представляет собой как бы южные ворота в Волжскую Булгарию – по реке Сок проходила южная граница государства. На правом берегу р. Сок, в месте слияния ее с Волгой, на круглом холме стояла, по всей вероятности, крепость или сторожевой (наблюдательный), который местные жители называют  Царев курган.

Таким образом, узнав о приближении монгол к южным границам, хан Ильгам решил устроить им засаду на этом месте. Оставалось только заманить врагов на место засады. Для этого булгары использовали известную от гуннских времен тактику – в разгар боя начать отступать и заманить врага в засаду. Булгары встретили монгол южнее населенного пункта Красная Глинка перед спуском в ущелье. Враг был поставлен в такие условия, что они не могли использовать свою любимую тактику – обходными маневрами с флангов окружить противника и уничтожить.

Битва развернулась по сценарию, задуманному булгарами, отступив в разгар боя, заманили врага на заранее устроенные места засады, а засадный полк, спрятанный в лесу неподалеку, блокировал путь к отступлению монголов. Впереди отступивший отряд булгар по мосту переправился через реку Сок и занял оборону на мосту. Монголы оказались в мешке. И их участь была предрешена.

Осенью 2023 года исполняется 800 лет  со дня разгрома волжскими булгарами многотысячного монгольского войска у южных границ своего государства, в районе Самарской Луки между населенным пунктом Красная Глинка и рекой Сок.

ФАРУКШИН Фаик Туземович, краевед.

Г.Самара.

Литература:

Белорыбкин Г.Н. Золотаревское поселение. СПб.: Изд-во ПГПУ, 2001. – 198 с.

Гимади Х.Г. Народы Среднего Поволжья в период господства Золотой Орды // Материалы по истории Татарии. Вып. 1 / Отв. ред. М.И. Климов. Казань: Татгосиздат, 1948. – С. 185–225.

Зимони И. Первый монгольский рейд на Волжскую Булгарию // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993. – С. 86–97.

Золотая Орда в источниках. Том первый. Арабские и персидские сочинения. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, в переводах В.Г. Тизенгаузена / Сост., ввод. ст. и коммент. Р.П. Храпачевского. М., 2003. – 448 с.

Измайлов И.Л. Походы в Восточную Европу в 1223–1240 гг. // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII– середина XV в. / Науч. ред. М. Усманов. Казань, 2009. – С. 133–160.

Марджани Ш. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара. (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар) / Пер. со старотатар. яз. Р.К. Адыгамова. Казань: Изд-во «Фэн», 2005. – 255 с.

Природные условия Ульяновской области. Казань: Изд-во КГУ, 1978. – 368 с.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань: Изд-во «Фэн», 1994. – 154 с.

Халиков А.Х., Халиуллин И.Х. Основные этапы монгольского нашествия на Волжскую Булгарию // Волжская Булгария и монгольское нашествие. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1988. – С. 4–22.

Черепнин Л.В. Монголо-татары на Руси (XIII в.) // Татаро-монголы в Азии и Европе. Сб. ст. Изд-е 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. С.Л. Тихвинский. М.: Наука, 1977. – С. 186–209.

 

 

Просмотров: 1259

Один комментарий

  1. Интересно что это за загадочные монголы?)))
    Если учитывать что в самой Монголии надписи на стелах сделаны тюркской руникой и тюркскими словами.
    Если учесть что безусловно существование монголов до Чингиз хана не доказано ни одним исследователем
    Если учесть что как самого Чингиза так и его соратников близко контактирующие с ними китайцы называли татарами
    И целая куча если.
    Только по оконцовке выйдет что так называемая «история» которую нам навязывают -лживая… Как и в том что татары пришельцы. Они жили на больших территориях и данный эпизод был не захватнической войной,а столкновением политических партий. Чингиз основал федерационое государство Вечная Страна. А теперь произнесите это на татарском,на том языке который был его по рождению согласно китайским хроникам- Мэнгу Эл. Вот это созвучие и использовали те кто называет татар Чингиза пришельцами из Азии. Подданых этого государства и звали «монголами»,по аналогии РФ-россияне,США-американцы,кому не лень могут найти ещё примеры.