Следуя зову предков

БезымянныйСовременный татарский народ имеет богатейшую историю. С древнейших времен он прошел длинный путь эволюции в процессе своего цивилизационного развития. Наши предки, тюрко-булгары, издревле жили, показывая образцы правильного жизнеустройства на земле, основанного на божественной морали. Они оставили яркий след в мировой истории, изучение которого имеет огромное значение.

Отрадно то, что в настоящее время возрождению исторического наследия татар-булгар придается всё больше внимания. Булгарский исторический комплекс, воссозданный в Республике Татарстан, обрел мировую известность и стал предметом гордости всего татарского народа.

На территории Самарской Луки, которая являлась южной границей Булгарского царства, тоже активно велись археологические раскопки и научные изыскания начиная аж с 1920-х годов. Но, к сожалению, до сих пор они велись отвлеченно от истории современных татар.

К счастью, за последнее десятилетие на пути познания истории тюрко-булгар, предков современных татар, и на Самарской земле произошли серьезные сдвиги, что можно назвать смелым прорывов из оков неправды и путаницы, которые на протяжении веков угнетали сознание нашего народа.

Таким образом, в вопросах изучения истории Самарской Луки, которая являлась мощным укрепрайоном и запасной столицей Булгарского царства, был сделан крутой поворот. В итоге самарские ученые-историки, которые ранее утверждали, что булгары – это народ, появившийся невесть откуда и растворившийся среди других, наконец стали признавать тот факт, что те были предками современного татарского народа и Самарская Лука была цитаделью и южными воротами Булгарского царства.

Это произошло в том числе и стараниями Гумара Муллануровича Батршина. Его терпение и упорство в достижении благих целей, поставленных перед собой, привели к серьезным успехам на пути познания истины.

Батршиным основан фонд «Булгарское наследие», нацеленный на изучение и возрождение исторического и культурного наследия татарского народа. Деятельность этого фонда обширна и разнопланова. Основывается она на патриотизме и искреннем желании реанимировать достоверную историю своего народа.

Одним из значительных достижений фонда является установка памятника, олицетворяющего собой государственную символику царства Волжской Булгарии, – летящего барса. Именно он являлся тотемным символом серебряных барсил – правящих родов булгар, то есть царствующих особ Булгарского государства. Памятник установлен на горе, возвышающейся на живописном берегу Волги, предположительно в том месте, где располагался таможенный пункт, служивший южными воротами Булгарского царства в районе села Ширяево.

Не менее важными фактами, характеризующими деятельность фонда «Булгарское наследие», являются издание книги «Булгарская цивилизация на Волге» и возведение мечети, которая называется «Булгарское наследие».

Безымянный

Безымянный111 Безымянный11 Безымянный111121

Во время встречи Гумар Батршин рассказывал много интересного о деятельности фонда и его планах на будущее.

– Вами проделана огромная работа на пути возрождения истинной истории современного татарского народа. Как Вам пришла идея заняться этим благородным делом и с чего она
началась?

– Я думаю, что желание познавать истинную суть истории своего народа пробилось из глубинных слоев моей души и сознания. Возможно, это некий зов наших предков, дошедший до нас как эхо тех славных времен.

Ну а если объяснить более приземленно, то это началось с самого раннего детства. Когда мы переехали из города Альметьевска в Самару, я вообще не знал по-русски. Когда я вышел в первый раз на улицу, меня обозвали «татарской мордой» и разбили нос. Когда в слезах пришел домой, бабушка, разузнав, что произошло, успокаивая меня, сказала, что нашими предками были прославленные булгары.

Именно эта весть крепко вцепилась в мою память, и с годами любопытство по этому вопросу возрастало. Познав обрывочные сведения об истории булгар, я поразился тому, что со времени завоевания Казанского царства история булгар прервалась и вовсе исчезла.

Когда в 1980 году я ездил в Болгарию, то поразился тому, как много там накоплено сведений об истории болгар. Тогда я с большим любопытством разглядывал огромные карты и различные книги, посвященные болгарской истории. Одну из них привез домой, и мне ее перевели на русский язык.

Однажды, побывав в Москве, я смог вести беседу с ученым-историком на булгарскую тематику. Он рассказал, что булгарскую историю начали уничтожать в России аж со времени начала правления династии Рюриковичей. В этом плане особенно сильно постарался Петр I, хотя и он издал указ о сохранении развалин на территории бывшего города Булгар.

Поскольку взоры царя были полностью обращены на Запад, то и вся суть его политики была прозападной. Он полностью открещивался от всего того, что касалось тюркской истории.

Происходило это несмотря на то, что во всех царях России присутствовала тюркская кровь. Ведь на Руси всегда считалось предметом особой гордости царей жениться на просвещенных булгарках.

Как булгары, да и как все другие народы, русские прошли долгий путь эволюции, пройдя сложные этапы сформирования и развития. Например, тогда древляне, вятичи, кривичи, новгородцы, рязанцы и другие народные образования порой не понимали друг друга. Тогда татарский язык был языком международного общения. Более того, даже царь Иван Грозный разговаривал на татарском языке. Но со времени правления Петра Первого усиливалась тенденция считать Россию европейской страной, хотя сама территория страны наполовину располагалась на азиатской части. А культура в России представляла собой некий симбиоз, вобравший в себя много ценного как из европейской культуры, так и азиатской.

Увлекшись булгарской тематикой, в 1980 году я поехал туда, где когда-то располагался город Булгар. Там были одни развалины и разбросанные камни. Тогда местные жители рассказали, что каждый год туда отовсюду приезжают сотни татар и совершают поминальные молитвы.

Со временем, когда были предоставлены определенные свободы, татарские ученые обратили свой  взор и на развалины древнего Булгара. На волне национально-культурного подъема активная и патриотически настроенная часть татарского народа прилагала много усилий для воскрешения памяти своих предков и реанимации своей истории.

Таким образом, нашу историю подымали из руин. Дальше больше: обратили внимание на Биляр. Стало известно, что в раннем Средневековье Самарканд, Константинополь и Биляр были самыми крупными городами в мире, а также крупнейшими научными, экономическими и политическими центрами. При этом Биляр был самым крупным в Европе.

В то время фонд «Булгарское наследие» начал издавать диски, брошюры и распространять их. Затем это движение получило поддержку на государственном уровне. Я еще больше заразился идеей возрождения истории булгар. Стал понимать, что продолжая пропагандировать историю булгар, надо добиваться, чтобы еe включали в школьные учебники по истории и использовали эти сведения хотя бы при изучении истории Средней Волги.

Безымянный1 Безымянный1111 Безымянный11112

К счастью, сейчас история татарского народа обрастает новыми ценными подробностями и все
яснее становится то, что Россия сформировалась в чреве Золотой Орды и в конечном итоге стала ее наследницей. А сама Золотая Орда сформировалась по образу и подобию Булгарского царства, переняв от него все государствообразующие принципы, правовую систему и много ценного из его культурного наследия. Не зря первая столица Золотой Орды вначале была расположена в городе Булгар.

В целях усовершенствования системы государственного управления во все времена русские цари  зазывали татаро-булгарскую элиту и любыми путями приближали их к себе. Ведь за то, что татарских мурз наделял княжескими титулами и земельными уделами царь Василий Темный, он даже жестоко поплатился – его ослепили.

Были времена, когда почти все политические деятели, торговые представители на Руси были татарами-булгарами. В том, что Россия стала могучей империей – огромная заслуга татарской элиты. История твердо хранит память об этом, хотя про то и не принято говорить. Эта память хранится в различных названиях: Арбат, Неглинка, Большой Татарский переулок и многих других. Сотни родов, прославивших Россию, носили и носят фамилии, говорящие о своем татарском происхождении.

– А как у Вас появилась идея построить мечеть?

– Мои предки – выходцы из села Старое Ибрайкино Аксубаевского района Татарстана. Как кулаков, их выселили в годы репрессий. Естественно, иногда я приезжаю туда. Ведь есть такое понятие, как зов крови, притяжение своих корней, то есть земли обитания своих предков.

Бывая в этом селе, которое надвое разделяет овраг, я увидел, как тяжело жителям переходить из одной в другую сторону села, особенно школьникам. Появилась идея построить там мост. Об этом я поделился с муфтием Вагизом хазратом Яруллиным, который тоже является уроженцем этого села. Обсудив эту мысль, он предложил  мне этот вопрос решить на уровне местных органов власти, а мои благие намерения направить на построение мечети в поселке Зубчаниновка, примыкающем к Самаре.

После того, как мечеть была построена, мне предложили назвать ее именем кого-то из моих родных, но я отказался и решил дать название «Булгарское наследие», так как эта идея была более близка к моим устремлениям и чаяниям. В нем я увидел некий духовный центр,способный объединить наш народ вокруг единой веры, возродить его национальное самосознание и пробудить в душах людей гордость за наших славных предков – тюрко-булгар.

Бывая во многих странах, а также во время чемпионата мира по футболу и саммита «Халяль» я
много общался с представителями различных стран и народов. При этом понял, что они почти ничего не знают о нашей стране. Если что-то знают – то сумбурно или невероятную чушь, ориентированную на прозападную идеологию.

Понятно, при этом становится обидно за свою страну, это естественно. Но когда свой, татарский
народ, представителем которого ты являешься, не знает свою историю и живет под гнетом чужеродной, навязанной нам истории, храня чувство стыда – обида становится намного сильнее.

– Вот вы построили памятник, возвели мечеть, издавали книги об истории булгар. Впоследствии какие видите сдвиги и положительные перемены?

– Я думаю, что глыба, которой была придавлена достоверная история нашего народа, сдвинута
с места. Но для того, чтобы полностью опрокинуть ее, надо прилагать огромные усилия.

К о н е ч н о , обидно, когда мимо  памятника «Летящий барс» проплывает много теплоходов и пока никто не придает этому особого значения. Да и книгами об истории булгар, изданными и переизданными приличным тиражом, пользуются немногие.

Я думаю, что для пропаганды нашей истории надо наладить контакт с туристическими агентствами, издавать буклеты и другую наглядную информационную литературу и распространять их на туристических маршрутах.

– Идея хорошая. Но не кажется ли Вам, что это не подкрепленная, пассивная агитация,
то есть решение проблемы начиная с конца?!

– Конечно, проблема возрождения истории татар-булгар – вопрос тяжелый, требующий долгого упорства и времени. Ведь выросли многие поколения татарского народа, которые были лишены возможности знать свою достоверную историю. Вследствие этого многие постепенно отрывались от своих корней, теряя чувство национальной гордости.

Поэтому необходимо начинать активную работу по разъяснению и пропаганде правдивой истории в среде своего народа. Безусловно, в первую очередь эта работа должна активно вестись в школе «Як тылык». Обучение и воспитание там должны быть ориентированы главным образом на привитие де тям уважения и любви к культуре своего народа и обретение чувства гордости за свой народ и нацию. А это просто невозможно без знаний об истинной истории своих
предков, прославившихся в веках.

Ведь основной целью татарского общества при создании школы «Яктылык» было сохранение языка, культуры и всего того ценного, чем по праву может гордиться наш народ. Поэтому самая активная работа по изучению прошлого нашего народа должна начаться именно там. Но для этого прежде всего необходима инициатива дирекции школы, педагогического коллектива.

Имеется и вторая реальная возможность – это использование аудитории мечетей. Туда народ приходит с открытой душой, чистыми помыслами. Эта та часть населения, чаяния которой нацелены на сохранение духовности своего народа и нравственности в своем обществе.

Я понимаю, что книги, выпущенные нами, сами по себе не могут принести ожидаемых результатов. Это возможно лишь при активной пропаганде их сути и тематики, описанной в них.

Да и прогулочные поездки на теплоходах по Волге с чаепитиями не могут принести ожидаемой пользы, если присутствующие там недостаточно хорошо знают о целях и задачах этой поездки. Пользу из этого можно извлечь только тогда, когда они будут хорошо информированы и когда эта поездка уже станет финальным этапом изучения истории.

Понятно, что для активного вовлечения в этот процесс школьников необходимо организовывать конкурсы, викторины, олимпиады. Для самых активных и победивших на этих конкурсах можно организовывать поездки по местам, где хранится память о жизни ушедших поколений.

Сейчас, когда сильно развиты информационные технологии, можно организовывать показ видеофильмов, выпускать познавательные буклеты, организовывать встречи с учеными, широко использовать Интернет и другие возможности.

Когда же ценные исторические факты будут на слуху у всех и общедоступными, можно вести разговор и о включении в учебники по истории раздела по изучению и нашей, достоверной истории.

Безусловно, в силу своих возможностей я готов всячески поддерживать любые инициативы и начинания на этом пути. Но для этого нужны люди целеустремленные, желающие донести до сознания своего народа правду о своей славной истории и понимающие, что без этого нельзя повысить самооценку народа и воспитывать детей в духе уважения к своему народу и его культуре.

Не уважая свой народ, свою нацию, не умея гордиться достижениями своих предков и историей,
созданной ими, невозможно в полной мере уважать и себя.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Журнал «Самарские татары», № 4 (25), октябрь — декабрь 2019 года.

Просмотров: 909

Комментирование запрещено