«С отменой спектаклей из-за коронавируса в театре Камала работы меньше не стало»

JfpiixxfSZsBmv1KlPy9-1060x600-watermarkВ интервью KazanFirst замдиректора по маркетингу и PR театра Ильшат Латыпов рассказывает о том, как резко изменившиеся планы привели к одному из самых полюбившихся татарстанцам проекту – началу онлайн-трансляций архивных постановок.  

Театр Камала объявил о начале трансляций архивных спектаклей на своем официальном Ютуб-канале. За пару дней с начала проекта спектакли набрали более 30 тысяч просмотров. Столько же посетителей театр мог принять примерно за 40 рабочих дней с учетом того, что вместимость зала 843 человека.

Обсудить этот очевидный успех мы пришли в сам театр к заместителю директора театра по маркетингу и PR Ильшату Латыпову. Несмотря на то, что для зрителей он закрыт и все спектакли отменены из-за пандемии коронавируса, в театре мы застали суетливую жизнь как в обычный день. Единственное, что напоминает о тяжелой эпидемиологической ситуации – женщина с «пистолетом» в руках, которая наводит его на каждого, чтобы измерить температуру.  

- Ильшат, театр Камала один из немногих, который сохранил свою активность по максимуму на время пандемии. Можно подумать, вы всю жизнь готовились к работе в онлайн режиме. Новость об онлайн показах спектаклей очень порадовала татарстанцев.

- Мы всегда занимали активную позицию и оказались одними из самых подготовленных к этой ситуации. Многие театры звонят нам и интересуются, как у нас это все устроено. Вся эта история с онлайн показами была нам уже хорошо знакома, потому что мы занимаемся этим уже два с лишним года. Расскажу небольшую предысторию. Идея скрестить онлайн трансляции и театр пришла нашему директору Ильфиру Якупову. Высокотехнологичные показы мы стали развивать еще в 2018 году, при поддержке информационного агентства. Было предубеждение, что якобы онлайн-трансляции плохо влияют на посещение зрителей живых спектаклей. На самом деле это оказалось совсем не так. Те, кто смотрит спектакль из дома и те, кто приходит посмотреть его в театр – это разные аудитории, и мы это доказали. На посещаемости театра онлайн-показы никак не сказываются, иначе это было бы уже заметно.

 Сколько раз вы проводили онлайн-трансляции за эти два года?

- Мы подсчитали, в 2018-2019 годах мы провели 20 онлайн-трансляций. Это юбилейные вечера наших артистов и наши спектакли. Эти показы увидели порядка 40 тысяч зрителей. Нас смотрели из самых разных стран, практически весь мир. Осенью прошлого года мы пошли дальше и организовали онлайн-трансляцию открытия сезона. Нам было интересно показать не просто наш спектакль-визитную карточку «Голубая шаль», а сделать большое шоу и у нас получилось. Трансляция началась в 18:00 часов со сьемок квадрокоптера здания театра. Потом мы снимали фойе, прибывающих зрителей, ведущего, который общался с гостями и артистами до начала спектакля. Так целый час развлекали зрителей. В тот день параллельно работали 4 камеры. До этого мы снимали все только на одну, это сказывалось на качестве и звуке записи. Были прямые включения с татарскими диаспорами по всему миру. В прямом эфире общались с татарами Франции, Германии, Турции. В 19:00 начался показ самого спектакля. «ВКонтакте» трансляцию посмотрели где-то 25 тысяч человек, а в Ютубе – около 5 тысяч. Сейчас мы говорим, что Ильфир Ильшатович как будто бы знал, что произойдет такая ситуация. Театр через грант и субсидии закупил оборудование в рамках Года театра. И все. Теперь мы ни от кого не зависим. У нас есть своя техника, свои сотрудники, свой контент и площадка, где это показывать. Мы сами себе телевидение.

- А зимой этого года большой интерес вызвала новость, что премьера одного из спектаклей будет транслироваться в прямом эфире в кинотеатре в Набережных Челнах. Как вы пришли к этому?

- Однажды наш директор задался вопросом: почему мы показываем   спектакли онлайн только в интернете. Он предложил транслировать сигнал и в кинотеатрах. В феврале 2020 года мы начали показывать наши спектакли в Набережных Челнах и в Азнакаево. Почему в Челнах? Потому что челнинский зритель нас очень любит и постоянно ждет наши гастроли. Нашу крайнюю премьеру «Угасших звезд» одновременно смотрели в Казани в театре и в кинотеатре «Иллюзион» в Челнах. Тогда в кинотеатре был аншлаг. Все 150 мест были заняты. Для кинотеатра спектакль был протитрован. Сегодняшняя ситуация с коронавирусом, к сожалению, временно приостановила наши эксперименты. Зато это позволяет нам дальше развиваться в том направлении, которое мы выбрали в 2018 году.

- Да, недавно вы выложили архивные спектакли на Ютуб-канале театра. Эта идея получила много положительных откликов.

- 23 марта мы выложили на канал 7 спектаклей из золотого фонда. 27 марта по многочисленным просьбам появилась новая порция постановок, среди которых и детские. За первых 3 дня мы собрали порядка 30 тысяч просмотров. Действительно, мы получаем много благодарностей и колоссальную поддержку от зрителей. Как звучал один из комментариев: «Ничего и придумать-то лучше нельзя было для развития татарской культуры, как публикация таких спектаклей». Мы видим, что у людей есть огромный интерес к этому.

В принципе, интернет впервые увидел видеозаписи спектаклей «Мулла», «Любовь бессмертная», «Перстень», «Плаха», «Галиябану». Причем съемки этих постановок многокамерные, качественные.

- Как выбираются спектакли, которые вы будете выкладывать на канал?

- Мы принципиально выкладываем пока только то, что протитровано.

- Что насчет трансляции спектаклей не архивных, а современных?

- Трансляции постановок из текущего репертуара — это новинка для Татарстана. Никто еще не занимался этим. В Москве уже пробуют. Мы запустили голосование на нашем сайте. Уже определен топ-3. Поэтому есть планы с 8 апреля показать некоторые спектакли онлайн, прошедшие наш отбор по нескольким критериям. Это должны быть камерные постановки, когда на сцене находится не очень большое количество людей одновременно. Еще в спектакле не должны принимать участие пожилые артисты. Мы не можем рисковать и приглашать тех, кто старше 65 лет играть спектакли. Ну, и, разумеется, это будут спектакли, которые любят зрители.

- К каким еще способам вы прибегаете, чтобы удерживать аудиторию во время карантина?  

- Мы поняли, что нам нельзя терять связь со зрителем. Мы придумали проект с прямыми эфирами артистов. Причем, он у нас был еще три года назад. По четвергам в 17:00 часов артисты выходили в прямой эфир и общались с поклонниками. В этот раз мы снова решили идти дальше, и теперь один из артистов целый день ведет аккаунт театра. Самый топовый контент мы выкладываем в ленту. Посещение профиля увеличилось в два раза. Количество подписчиков в Ютуб канале выросло в три раза за пару дней.

Есть еще и другая идея. В понедельник, 30 марта мы хотел начать онлайн-чтения татарских пьес из конкурса молодых татарских драматургов «Новая татарская пьеса». Читать будут пьесы, которые еще не были поставлены на сцене, но при этом они достойны внимания. Выступление президента о том, что следующая неделя вся будет выходной, скорректировала наши планы. Мы перенесли старт проекта на неделю.

- Расскажи о том, как живется театру во время повсеместных карантинов?

- Что касается художественной части, продолжаются репетиции премьерного спектакля от автора и режиссера Ильгиза Зайниева «Өйләнәм.tat / Женюсь.tat». Мы должны были представить его в середине апреля. Администрация тоже продолжила работать в прежнем режиме. Работы меньше не стало. У каких-то цехов сейчас дошли руки до того, что постоянно откладывалось. Созванивался с коллегами, они говорят, что могут заняться ремонтом, уборкой, разработкой методических рекомендаций. И для нас появилось время подумать о вечном, о важном, придумать какие-то новые проекты.

- Говоришь, премьера планировалась на середину апреля, а билеты на сайте продаются на спектакли начиная с 1 мая.

- Да, официально спектакли отменили до 15 апреля. Однако, во-первых, билеты сейчас не покупают ни на какую дату, неважно на апрель или на май. Во-вторых, у нас есть догадки, что карантин будет продлен. Мы решили перестраховаться.

- Вообще, наверное, театр терпит большие убытки. Если это не тайна, то расскажи и об этом.

- Театр Камала является государственным бюджетным учреждением, мы находимся на государственном обеспечении. Поэтому наше финансовое положение в целом стабильное.

- Кстати о билетах. Когда стало известно, что все спектакли отменяются, объявили о возможности возврата потраченных на билеты денег. Много ли было таких случаев? И была ли возможность обменять их на другую дату?

- Мы предложили зрителям вернуть билет и получить 100 процентную его стоимость в зависимости от того, где его покупали. Если на кассе, то процедура проводится на кассе. Если билет купили через билетных операторов, то стоит обратиться к ним же. Если покупали на нашем сайте, то нужно оформить заявку. На данный момент обратно вернули более 2000 билетов на сумму свыше 1 миллиона рублей. На самом деле это небольшой процент зрителей. Большинство не сдают билеты, так как мы гарантируем что ни один из билетов не сгорит, их можно вернуть в любое удобное время или обменять на билеты будущих спектаклей.

- Напоследок, театр скучает по зрителям?

- Разумеется. Особенно артисты. Просто представь, что каждый день, кроме понедельников в театр приходило 843 зрителя. Они тоже скучают по актерам. Мы понимаем, что мы должны восполнить этот спрос. Это наша миссия. Мы, не раздумывая поняли что нам срочно нужно выкладывать спектакли и поддержать нашего зрителя. Надеемся, все будет хорошо. И помните — спектакли театра Камала укрепляют иммунитет. Проверено с 1906 года. 

kazanfirst.ru

Просмотров: 1216

Комментирование запрещено