«В Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам»

1532671643-800pxa-last-day-of-hajj-all-pilgrims-leaving-mina-many-already-in-mecca-for-farewell-circumambulation-of-kaaba-flickr-al-jazeera-englishАзат Ахунов о 40 случаях отмены хаджа, первом появлении волжских булгар в Мекке XI века и татарских приютах для пилигримов в Стамбуле



В Саудовской Аравии недвусмысленно намекают на отмену будущего хаджа — паломничества к святым местам ислама. И вряд ли кто-то этому сильно удивится, учитывая нынешнюю обстановку в мире. При этом, несмотря на то что хадж является одним из столпов ислама, поездки в Мекку отменялись десятки раз за последние без малого полторы тысячи лет. Известный казанский востоковед Азат Ахунов рассказывает о причинах этих событий, попутно знакомя с «татарским следом» в истории мусульманских паломничеств.

«В ЦЕЛОМ СИТУАЦИЯ С ЗАБОЛЕВШИМИ COVID-19 В КОРОЛЕВСТВЕ ДОСТАТОЧНО БЛАГОПРИЯТНАЯ»

В потоке событий последних дней, посвященных коронавирусу и ценам на нефть, осталась незамеченной сенсационная новость об отмене предстоящего хаджа — паломничества к святым местам ислама. Министр хаджа и умры Саудовской Аравии Мухаммад Салех ибн Тахир Бантен в интервью каналу «ал-Ихбарийа» призвал мусульман отложить организацию поездки в хадж из-за неопределенности с пандемией коронавируса. Месяц назад власти королевства приняли решение запретить умру — малый хадж. Но большой хадж нельзя отменить — этот обряд входит в число пяти столпов ислама. То есть это обязательное предписание шариата, наравне с намазом и постом в месяц Рамадан. Каждый правоверный мусульманин, достигший совершеннолетия, хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество в Мекку и Медину. Хадж должен был состояться в июле и августе, королевство готовилось принять около 2 млн мусульман.

Королевство Саудовская Аравия одним из первых закрыло свои границы для иностранцев. Со 2 апреля и до особого распоряжения в городах Мекка и Медина введен круглосуточный комендантский час. Все въезды и выезды в эти города перекрыты. Местным жителям разрешено покидать свои дома только с шести утра до трех часов дня в исключительных случаях — для покупки продуктов первой необходимости и посещения больниц.

В целом ситуация с заболевшими COVID-19 в королевстве достаточно благоприятная. В пятницу министерство здравоохранения КСА озвучило последние цифры, согласно которым в настоящее время в Саудовской Аравии суммарно зафиксировано 2039 случаев заражения коронавирусом, скончалось от болезни 25 человек.

Несмотря на обязательность хаджа, не все желающие мусульмане могут совершить паломничество, каждой стране выделяется квота, за рамки которой нельзя выходить. Например, в этом году России получила 25 тыс. мест. Из них только 1800 мест досталось Татарстану. Судя по ценам, указанным на сайте «Хадж-центра», путевки на хадж планировалось продавать от 2600 до 5500 долларов США. Что будет с теми людьми, которые уже приобрели путевки, пока не ясно. Как сообщили источники в «ДУМ РТ хадж», «бронирование туров ведется в обычном режиме».

«ЕСЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО ВСЕ-ТАКИ СОСТОИТСЯ — ЭТО БУДЕТ НАСТОЯЩАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГЛУПОСТЬ»

На самом деле, ситуация в этом году беспрецедентная. Власти Саудовской Аравии прямо не говорят об отмене хаджа, но намекают на это почти прямым текстом. Дело в том, что самому паломничеству предшествует много бюрократических процедур: получение виз, справок о прививках и т. д. Если саудиты и дадут зеленый свет через месяц-два, то чисто физически консульские учреждения не смогут обработать такое большое число заявок. Но пока, судя по сообщениям саудовской прессы, главный приоритет — это здоровье и безопасность своих граждан.

«Если паломничество все-таки состоится — это будет настоящая административная глупость, — заявил известный российский исламовед Александр Малашенко. — А поскольку в исламе самую большую ценность представляет человек, верующий, его и нужно беречь. Поэтому я просто уверен, отмена хаджа — правильное и неизбежное решение».

В СМИ уже прозвучали громкие заявления о том, что хадж может быть отменен впервые в истории ислама. Но на самом деле это не так. Из прошлого исторического опыта известно как минимум 40 случаев, когда хадж отменялся по тем или иным причинам. При этом, паломничество в Мекку прерывалось и в доисламские времена. Этот город почитался святым аравийскими бедуинами еще до появления пророка Мухаммада. Среди большинства древних арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звезд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Главным местом скопления идолов была Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше трехсот идолов.

«ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ ОТНОСЯЩИЙСЯ К ДОИСЛАМСКОМУ ПЕРИОДУ, ДАТИРУЕТСЯ 570 ГОДОМ Н.Э.»

Первый случай относящийся к доисламскому периоду, датируется 570 годом н. э., за год до рождения пророка Мухаммада. По другому его называют «годом слона». Наместник эфиопского царя в Йемене Абраха начал поход в Хиджаз, чтобы уничтожить Мекку. Он построил церковь в йеменской Сане и хотел, чтобы центр паломничества переместился туда. Согласно легендам, поход не удался, поскольку эфиопская армия была уничтожена стаями птиц, закидавших их кусками обожженной глины. Также известно, что когда войско Абрахи вошло в Мекку, чтобы разрушить Каабу, слон остановился и опустился на колени перед храмом. В тот год люди не могли совершить паломничество в Мекку, опасаясь войны.

Что касается времени ислама, то можно привести несколько примеров, когда хадж отменялся по тем или иным причинам.

В 692 году хадж был приостановлен во время осады Мекки полководцем Хаджаджем ибн Йусуфом, который по приказу халифа решил уничтожить окопавшегося возле Каабы претендента на трон — близкого сподвижника пророка Мухаммада, Абдуллаха ибн аз-Зубейра. Хаджаж, несмотря на просьбы Зубейра и на то, что наступило время хаджа, атаковал бунтовщиков, обстрелял Каабу камнями, а самого Зубейра распял на воротах Мекки.

В 865 году произошла резня на горе Арафат. В этот год некий человек по имени Исмаил ибн Йусуф, известный также как ас-Саффак, возглавил восстание против Аббасидского халифата. Он напал на паломников, собравшихся возле священной горы Арафат, и перерезал их. Эта трагедия стала причиной отмены хаджа.

В 930 году Мекка была захвачена караматами — сектой из Бахрейна. Их лидер Абу Тахир ал-Джаннаби заявил, что паломничество является языческим ритуалом. Сектанты убили около 30 тысяч паломников, а их тела сбросили в святой колодец Замзам. Мекка и Запретная мечеть были разграблены, а святой Черный камень увезен в Бахрейн. По этой причине хадж был приостановлен на 10 лет, пока камень не вернули на место.

В 967 году хадж был сорван из-за эпидемии некой болезни «ал-Машри», о чем писал известный арабский ученый Ибн Касир. Эта болезнь быстро распространилась среди паломников в Мекке, большинство из них умерло от жажды.

С 983 по 991 год хадж не проводился из-за распрей между аббасидскими и фатимидскими халифами.

В 1831 году хадж был отменен в результате эпидемии холеры, которая пришла в Мекку из Индии.

В период 1837–1858 годы хадж не состоялся трижды из-за различных эпидемий чумы и холеры. Тоже самое произошло в 1865 и 1883 годах.

Последний вопиющий случай произошел в ноябре 1979 года. Саудовские власти пытались его скрыть, но информация об этом, благодаря американцам, быстро распространилась по всему миру. Бывший гвардеец Джухайман аль-Утайби, который считал себя мессией Махди, захватил вместе со своими боевиками Каабу и Запретную мечеть в первый день хаджа. Он выступил против официальных властей, которые, по его мнению, слишком сблизились с Западом и нарушили основные постулаты ислама. Поскольку любое кровопролитие на этой территории было запрещено, были приглашены французские спецназовцы, которым пришлось временно принять ислам. Штурм завершился успехом, повстанцы были убиты, но вместе с ними погибли сотни мирных паломников.

«НЕСКОЛЬКО ИСТОЧНИКОВ УКАЗЫВАЮТ, ЧТО В СТАМБУЛЕ ИМЕЛСЯ ТРЕХЭТАЖНЫЙ ДОМ, ПРИНАДЛЕЖАВШИЙ РАНЕЕ КАЗАНСКИМ МУСУЛЬМАНАМ»

Во время эпидемий, которые случались довольно часто, погибло немало паломников, отправлявшихся в святые земли из наших краев. Например, в 1812 году во время поездки в хадж скончался от холеры известный татарский богослов Габденнасыр Курсави.

Вообще, что касается истории паломничества у татар, то первые сохранившиеся сведения о хадже, совершенном предками современных татар — волжскими булгарами, относятся к 1041/1042 годам. О прибытии булгар в Багдад упоминает арабский историк Ибн ал-Джаузи: «И прибыл один человек из булгар, — говорят, что он один из больших людей того народа, со свитой из 50 человек, направляясь совершить хадж».

Сама Волжская Булгария официально приняла ислам в 922 году, но исламизировалась гораздо раньше. В X–XII веках ислам распространился по всей территории этого крупного восточноевропейского государства. Будучи мусульманами, волжские булгары стремились выполнить один из обязательных столпов ислама — совершить паломничество к святым местам. На месте Волжской Булгарии возникло Казанское ханство, после завоевания Казани в 1552 году русскими войсками — Казанская губерния, просуществовавшая до 1920 года.

Во все эти века предки татар, несмотря на отсутствие хороших дорог, всевозможные опасности, отправлялись в дальний путь, который занимал не один месяц передвижения пешком, верхом на лошадях и верблюдах, а в лучшем случае — на кораблях морем.

Татарский религиозный деятель Габдерашит Ибрагимов (1857 — 1944) в своей автобиографии писал, что в Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам, и что в одном из них, которым управлял шейх Габдесаттар эфенди, он останавливался и сам. Кому именно принадлежали эти дома, точно не известно. Правда, архивные материалы иногда дают некоторые зацепки. До сих пор мало что было известно о Мухамметшакире Закировиче Бигаеве, 1883 года рождения, до ареста владевшего в Казани часовой мастерской. В 1933 году он был арестован по делу так называемой «Всесоюзной социал-фашистской партии». Следователи характеризовали Бигаева как крупного домовладельца, «имевшего свои дома в Казани, Константинополе и Медине (Аравия), где [он] несколько лет проживал в дореволюционное время». Иные подробности, к сожалению, остаются «за кадром».

Несколько источников указывают на то, что в Стамбуле имелся трехэтажный дом, принадлежавший ранее казанским мусульманам и купленный, по мнению вышеназванного Габдерашита Ибрагимова, на средства Исхака хаджи Апанаева. Этот дом, а точнее тэккэ, располагался неподалеку от мечети «Нур Османийа» и его посещали многие известные татары по пути в Мекку. Среди них можно назвать Марджани, самого Ибрагимова, суфийского шейха Зайнуллу Расулева и других. Вообще, в те годы Стамбул с Мединой представляли собой два крупных пункта на пути паломничества. Татарские приюты, имевшиеся в этих городах, оказывали неоценимую услугу паломникам, отправлявшимся в Мекку с берегов Волги, особенно тем, кто не располагал достаточными средствами. По всей видимости, эти дома служили одновременно гостиницей и местом встреч для татар, причем туркестанцы, проезжавшие через Стамбул, селились отдельно.

В советское время совершить хадж удавалось лишь единицам мусульман со всего СССР. Например, в 1955 году из огромной многомиллионной страны в хадж направилось всего 20 человек, хотя в тот же год, например, из Йемена в Саудовскую Аравию прибыло 58 089 паломников, а из Египта — 34 618.

Когда в СССР началась перестройка, рухнул «железный занавес», многие мусульмане захотели совершить хадж, но мешал недостаток средств и проблема с конвертируемостью советского рубля. Лишь в 1990 году первая большая группа мусульман из Советского Союза в количестве 1,5 тыс. человек побывала в священных местах. Эта поездка была полностью профинансирована королем Саудовской Аравии и стала подарком советским мусульманам.

Нараставшие центробежные силы в мусульманской умме России, ускорившиеся с распадом советского государства, привели к созданию в августе 1992 года в Казани независимого от Духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) Духовного управления мусульман РТ. С этого момента начался отсчет функционирования самостоятельных религиозных институтов в Татарстане. В том же 1992-м, еще до образования ДУМ РТ, был впервые организован прямой хадж на автобусах с выездом из Казани.

После признания легитимности вновь созданного муфтията Татарстана, процесс организации хаджа в республике был взят под контроль государством. Например, для проведения хаджа в 1993 году по договоренности с президентом Татарстана духовное управление заказало два самолета Ту-154, принадлежащих компании «Авиалинии Татарстана». В этот год хадж совершило 300 татарстанцев при стоимости путевки в 350 тыс. руб. (около 400 долларов США). Действующие имамы, преподаватели медресе и воскресных школ смогли приобрести тур по льготной цене в 100 тыс. руб. В следующем, 1994 году многие российские мусульмане, в т. ч. и татарстанцы, воспользовались подарком короля Саудовской Аравии Фахда, который направил свои личные средства на оплату паломничества в Мекку 13 тыс. мусульман из России и стран СНГ.

Хадж этого года может не состояться. Но, как показывает история, такие события уже случались раньше. И надо относиться к этому спокойно. Здоровье и безопасность людей должны стоять на первом месте.

Просмотров: 859

Комментирование запрещено