Как татар представляли на большом экране

93693ba0e8b85b8cf2a0defe5d5313e5ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО АРМЯНАМ ЗА ОСЕПЬЯНА

Думается, что татары, да и нетатары еще не скоро забудут скандальный сериал по роману Яхиной «Зулейха открывает глаза», спровоцировавший бурные дискуссии в интернет-пространстве. Однако, хочется отметить, что это не единственный фильм про татар, снятый нетатарами.

Во времена социалистического реализма фильмы о татарах, или с участием персонажей под татарскими именами хоть и крайне редко, но все-таки появлялись на экранах СССР, и мне хотелось хотя бы упомянуть их исключительно добрым словом.

Первым по хронологии надо отметить хит советского кинопроката первой половины 30-х годов, незабвенную «Путевку в жизнь». Один из центральных героев фильма – татарин Мустафа «Ферт», роль которого исполнил мариец Йыван Кырла. Бывший малолетний бандит-беспризорник проходит перековку в трудовой коммуне и полностью меняет свое мировоззрение. Он порывает с преступной средой и включается в строительство новой жизни. Однако прошлое находит его: он гибнет, защищая построенную силами бывших беспризорников-коммунаров железную дорогу от бандитов.

Персонаж этот скорее комический, но с изрядной татарской хитрецой. Тем неожиданней звучит его трагический финал. Для пролетариев должно было быть понятно: татары –такие же братья по классу, которых угнетали царские сатрапы, но они тоже стремятся к новой жизни и готовы строить ее и защищать.

Здесь стоит упомянуть и о трагической судьбе актера Йывана Кырлы. Он был репрессирован в 1937 году и погиб в лагере в июле 1943 года.

Следующий фильм, о котором хотелось бы упомянуть, был снят уже в 60-ые годы прошлого века и посвящен подвигу татарского поэта Мусы Джалиля. Называется он «Моабитская тетрадь». Он поднимает вопрос о том, почему часть татарской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны сотрудничала с нацистами и пытается продемонстрировать ее моральный облик, естественно противопоставляя ей патриотов-татар, которые сохранили верность Родине.

Примечательно, что роль Джалиля сыграл известный артист Петр Чернов, который к тому времени исполнил две ответственейшие роли в фильмах по романам Шолохова «Тихий Дон» (большевик Илья Бунчук) и «Поднятая целина» (двадатипятитысячник Давыдов). Остальных татар сыграли уже татарские актеры: Азгар Шакиров — Абдуллу Алиша, Рафкат Бикчентаев — Шафи Алмаза, Хавза Мингашудинова — мадам Идриси.

Фильм этот – не просто картинка в духе соцреализма, но своеобразная психологическая драма, повествующая не только о трагической судьбе патриотов-джалилевцев, но и о трагедии той части татарской интеллигенции, которая не приняла Октябрьскую революцию и в итоге скатилась до сотрудничества с нацистами. В фильме они показаны не как картонные манекены, какими обычно изображались предатели, а как живые люди, сделавшие, тем не менее, ошибочный выбор, к которым нет снисхождения. В ленте  звучат стихи на татарском языке и татарские мелодии, как в исполнении татар-патриотов, так и их антагонистов.  

Примечателен и тот факт, что в фильме 60-х годов показаны мусульманские религиозные обряды, в том числе звучат аяты из Корана.

Следующий фильм – «Возвращение чувств» режиссера Марка Осепьяна, как сказали бы сейчас картина «атмосферная», в том смысле, что передает атмосферу жизни татарского села конца 70-х годов прошлого века.

Сюжет фильма, снятого по сценарию журналистки из Набережных Челнов Розы Хуснутдиновой незамысловат, как и вся наша жизнь. Супружеская пара утратила остроту любовных чувств. Они приезжают в отпуск в родную татарскую деревню и там, в ходе общения с родственниками и в объятиях родной татарской природы и культуры, под звуки татарских песен и вечно неунывающей гармошки эти чувства вновь возрождаются.

Фильм поражает какой-то необычной для жанра сельской драмы о тоске по родным местам целостностью и, как сейчас принято говорить «месседжем» зрителю. Посмотрев  его так хочется, чтобы сохранились все эти многочисленные татарские аулы, которые безжалостное время превращает или уже превратило в ничто. Картина крайне ценна тем, что фиксирует непередаваемую атмосферу татарской деревни, ее обычаи. И главное – показывает важность преемственности поколений и сохранения связи с родной землей. Фильм примечателен еще и тем, что одну из главных ролей в нем сыграл Раднэр Муратов, тот самый широко известный «Василий Алибабаевич» из комедии Гайдая «Джентльмены удачи». Причем сыграл деревенского татарского парня, влюбленного в родное село.

Ну и конечно перечень фильмов о татарах, снятых не татарами  был бы неполным без упоминания фильма «Клад», снятого в 1975 году по одноименному роману Гарифзяна Ахунова. И здесь также надо отметить, что он выходит за рамки обычной производственной драмы об освоении нефтяных месторождений.

Это фильм о первой юношеской любви, об истории татар, о том, как потребности новой экономики и послевоенного восстановления хозяйства страны отодвигали в небытие старые народные традиции и обычаи. Главную роль – Арслана Губайдуллина сыграл мегаизвестный сейчас, а тогда молодой актер Александр Филиппенко.

Кто-то может спросить, к чему упоминать эти давно уже забытые фильмы? На это можно ответить: да потому, что в отличие от скандального сериала даже отрицательные герои в них показаны людьми, а не монстрами. Потому что режиссер Осепьян (снявший еще один фильм про татар «Ришад – внук Зифы»), не будучи ни на каплю татарином, настолько бережно подает татарскую фактуру в своем фильме, что хочется буквально плакать. Слезы наворачиваются и от мысли о том, что нашелся человек, зафиксировавший пусть и на уровне художественных образов, ту уходящую татарскую натуру, тех стареньких еще дореволюционных, выдержавших ад Великой войны на фронте и в тылу бабаек и аибикяек, которые и являлись истинным капиталом, истинным кладом человеческих отношений и к окружающим, и к природе, и к культуре.

В нынешних киноподделках, создаваемых ради рейтингов и распила бюджетов, такого близко нет. И не будет. Так что смотрите хорошее кино, а армянам отдельное спасибо за то, что они подарили татарскому народу режиссера Осепьяна.

islamnews.ru

Просмотров: 1216

Комментирование запрещено