Просвещение – просветление разума и освящение души

Безымянный1В поселке Булак Красноярского района Самарской области ежегодно проводятся курсы для детей по изучению основ ислама, родного языка, традиций и истории казахского народа.

Сюда приезжают дети близлежащих районов и городов. Тут подобралась группа преподавателей, которые успешно ведут занятия уже в течение ряда лет. Это Болган Бибиханова, Алима Юсупова, Гульмира Сагандыкова. По итогам обучения на курсах проводятся викторины.  Имам Ербулат хазрат Сагандыков имеет неразрывную связь как с Духовным управлением мусульман Самарской области, так и с этническим центром своего народа – с Казахстаном.

В беседе он ответил на наши вопросы.
В настоящее время в казахских аулах большинство людей активно стремится к познанию основ ислама. Как это можно объяснить?

Наши старики всегда говорили: «Где бы вы ни были, с кем бы вы ни общались – стремитесь брать у них полезные знания».

Предводитель степных народов Букей хан, заботясь о том, чтобы наш народ не отставал в цивилизованном развитии, приглашал татарских мулл для обучения их грамоте. Они вместе с казахами кочевали по степи, обучая детей грамоте и основам ислама. Многие из них женились на казашках и оставались там навсегда. Например, хена Джихангир хана Фатима, дочь Мухамеджана Хусаинова, тоже была татаркой. Так что в культурной сфере у нас с татарским народом имеются давние связи.

Как ведется процесс обучения?

Мы уже в течение 11 лет организовываем эти курсы. Наряду с изучением основ исламской науки, они параллельно изучают историю, язык и традиции казахского народа.

Скажите, а как давно ислам исповедуется в Казахстане?

Ислам проник в среднеазиатские степи мирным путем, еще в VIII веке, во времена правления Аббасидов. Уже в то время люди, жившие здесь, считали себя мусульманами, однако тогда у них еще преобладало тенгрианство.

Только в XII веке Ахмад Ясави канонизировал ислам, исповедуемый в Средней Азии и Поволжье. Он основал суфийское течение Накшбандийского толка*.

Ербулат хазрат, сколько детей и из каких населенных пунктов обучаются здесь?

Здесь обучаются около 40 казахских детей школьного возраста из сел Красноярского, Кинель-Черкасского, Кинельского районов и города Отрадный.

В течение двух недель обучение сопровождается познавательными играми. Для детей ежедневно организовываются вкусные обеды.

По-вашему, какова роль семьи в воспитании детей?

Ислам – наука о воспитании человека, основанная на божественной морали.

Безусловно, мечеть и мусульманское сообщество играют большую роль в формировании личности и общественного сознания. Но основной процесс воспитания человека должен происходить в кругу семьи.

В мусульманской семье забота о духовном, физическом и психическом здоровье человека начинается еще до его появления на свет. При этом родители должны создавать атмосферу любви и взаимопонимания, избегать ссор и конфликтов. Ребенка надо оберегать от всего того, что может негативно сказаться на его развитии.

Как вы считаете, воспитание каких качеств в человеке является первоочередной задачей?

Воспитание таких качеств, как почитание отца и матери, родных, уважение старших, снисходительность к младшим. Отличными качествами являются терпение и выдержка, правдивость и справедливость.

Родители должны учить ребенка различать добро от зла, испытывать радость от совершения до-
брых деяний и раскаиваться после совершения проступков, поддерживать тесные связи с родственниками и соседями.

В мусульманских семьях принято обучать детей основам веры с малых лет и готовить их к взрос лой жизни.

Какие традиционные особенности казахского народа близки вам по духу?

Казахи – древнейший народ в плеяде тюркских народов. Его традиции складывались и сохраня-
лись на протяжении тысячелетий, в условиях сурового оседло-кочевого быта. Особенно ценные из них – это гостеприимство, почтительное отношение к старшим, родным и близким. Особо почитаемым праздником у нас является Камал ай, который отмечается 14 марта. Этот день считается первым днем весны. Здесь люди с благоговением приветствуют и поздравляют друг друга с тем, что они, их семьи и вся их живность благополучно пережили зимние тяготы. При этом люди дарят друг другу подарки, ходят в гости.

Почему на этих курсах изучение основ ислама проходит совместно с изучением истории и традиций народа?

Большая часть истории и традиций казахского народа связана с историей ислама. Но многие традиции идут из глубины тысячелетий, с доисламских времен. Но они не противоречат принципам ислама. Наоборот, помогают воспитывать в человеке ценные качества. Поэтому народ их бережно хранит и приумножает.

Мы с особым почтением относимся к памяти наших предков. Казахи, живущие на Самарской земле, являются коренным народом. Наши предки здесь жили с незапамятных времен. В казахских селах имеются старинные захоронения. На их надгробных камнях имеются надписи на арабском, персидском и турецком языках. По моему приглашению сюда должны приехать специалисты по эпитафике для чтения и изучения этих надписей.

Вы много ездите, имеете прочную связь с исторической родиной – Казахстаном. Каково там отношение к исламу, и какие имеются особенности?

Особой гордостью Казахстана является мавзолей Ахмада Ясави, который взят под охрану ЮНЕСКО. К исламу там относятся с большим почтением. В любом селении, где имеется мечеть, работает имам.

Сам он должен сначала обучаться в медресе, затем – в Исламском университете, и при этом он должен иметь еще и высшее светское образование. И это обязательное требование. Зарплата имамам выплачивается государством.

Правда, Президент Российской Федерации Владимир Путин тоже высказал мнение, что и у нас в
перспективе имамы должны будут иметь высшее образование. Но у нас, к сожалению, пока во многих казахских селах нет имамов, и мне приходится выезжать туда по их просьбе.

Вы ведете активную работу по пропаганде ислама в селах, где компактно проживает казахское население. В каком плане ведется эта работа?

В Кинель-Черкасском районе проживает около 5 тысяч казахов, в Красноярском – около 3 тысяч, в Кинельском – до 1 тысячи. Они компактно проживают в небольших селах. Меня приглашают как на религиозные праздники, так и на традиционные и обрядовые мероприятия. На них собираются все жители сел – и стар и млад. Таков обычай нашего народа – жить дружно, одной семьей.

Иначе и быть не могло, так как казахи, издревле ведя суровую, оседло-кочевую жизнь, особо ценили взаимоподдержку, взаимопомощь, всегда жили дружно, как бы в одной связке. Во время этих встреч я в своих проповедях стараюсь дать как можно больше информации о добрых традициях нашего народа, о его истории. И, конечно же, о премудростях ислама. Веду беседы и на темы морали и нравственности.

Сейчас многие села распадаются, много земель не засевается, народ деморализован и за бесценок продает самое дорогое – свои земельные наделы, завещанные их предками. А как с этим делом обстоит у вас?

На этом фоне жители в казахских селах прилагают много усилий для того, чтобы вести достой ную жизнь. Все земли засеваются, люди ищут различные пути выхода из сложных ситуаций. Безусловно, в этом им помогают верность традициям и стремление к духовному совершенству. При этом в селах воспитываются и патриотические чувства, без которых человек не может уважать и ценить ни себя, ни родных и близких, ни свою Родину.

Среди тех, кто в свое время занимался на курсах изучения основ ислама, многие выбрали правильную дорогу в жизни, успешно ведут семейную жизнь, получили достойное образование и просто стали морально устойчивыми и духовно богатыми людьми.

Сейчас ведется много разговоров на тему просвещения. Как вы себе представляете истинный
смысл этого слова?

Слово «просвещение» вмещает в себя два понятия: просветление разума и освящение души. Человек не может быть просвещенным, если он не богат духовно и не воспитан в духе нравственности и морали. Просвещение – это процесс формирования разума. При этом ум и разум имеют несколько иные смысловые значения. Ум – это природная способность человека соображать, мыслить. А разум означает умение принимать правильные, разумные решения. Наша цель – научить людей принимать разумные решения и жить по канонам ислама, то есть по божественным принципам.

В Казахстане сейчас серьезное внимание уделяется повышению уровня национально культурного, духовно-нравственного воспитания населения и возрождению общетюркской истории. Мы часто ездим туда и стараемся поддерживать тесную связь со своим народом.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Журнал «Самарские татары», № 1 (26),  2020 год.

Просмотров: 965

Комментирование запрещено