К 100-летию Татарской АССР. Что приобрели и что потеряли татары

9AD5EC43-734D-4F63-85DE-0FE7CC6A01C8_cx0_cy10_cw0_w1023_r1_sТатарстан продолжает отмечать вековой юбилей образования ТАССР. Сто лет – срок немалый, позволяющий подвести определенные итоги. И прежде всего надо отметить, что эта знаменательная дата за пределами Татарстана не сильно ощущается. Конечно, тому виной и эпидемия коронавируса, из-за которой пришлось отменить все массовые мероприятия и культурную программу, включавшую гастроли татарстанских театральных и художественных коллективов по регионам компактного проживания татар.

Но дело не только в этом. А в том, что простой татарин на бескрайних просторах России слабо ощущает связь с регионом, носящим титульное имя народа, к которому он принадлежит. Чья это вина? Может быть, большевиков, которые провели границы региона так, что часть татар оказалась в соседних областях. Но многие субэтносы татар, например, мишари, изначально проживали в отрыве от территории Татарстана.

Может быть, виновата ассимиляция? Этот фактор, действительно, имеет большое значение, но почему-то до сих пор существует община финских татар, которой чуть больше лет, чем Татарстану. Они уделяют огромное внимание изучению и языка, и религии, продолжают существовать как этническая общность.

Возможно, причина кроется в секуляризации? Ведь как только татарин теряет веру, следующим шагом становится слияние с окружающими, ибо исчезают маркеры «безӊəкə», «безӊəкə түгəл». Или – в пресловутой глобализации, которая не оставляет места традиционной культуре татар? Кстати, о «традиционной культуре» нужно говорить отдельно. То, что мы имеем в качестве татарской культуры сегодня – это типичный новодел 30-х годов прошлого века. «Национальная культура – народная по форме, социалистическая по содержанию», – как завещал товарищ Сталин и сегодня продолжает развиваться по советским лекалам.

Да, за эти сто лет у татар появились свои композиторы, удостоенные высших званий, вплоть до Народного артиста СССР – например, Назиб Жиганов. Да, появился татарский театр. Но кому все это известно, кроме узкого круга завзятых любителей? Пожалуй, самый известный сегодня татарский артист – это мишар Марат Башаров. Причем, известный с разных сторон – и как узнаваемый образ, и как «плэйбой, клевый такой».

Кроме национальной культуры конструированию подвергся и современный татарский язык, за который так борются наши «националы». Основой для него стала маргинальная по мировым меркам кириллица. То, о чем мечтали миссионеры РПЦ, до революции и то, чего они не смогли добиться, с успехом добились большевики.

Старотатарский язык с арабским алфавитом и массой арабских и персидских слов растворился в прошлом практически бесследно. Итог: дореволюционные книги на татарском языке сегодня среднестатистический татарин почесть не может. Этот пласт культуры намертво отрезан от основной части татар, а без него языковая среда не может быть полной. Может быть, поэтому у современных радетелей за татарский язык ничего толком не получается?

Конечно, по сравнению с темными для «инородцев» и «иноверцев» временами Российской империи, прогресс в виде национальной республики, национального университета, консерватории, издательства с огромными объемами литературы на татарском языке – это неоспоримый прогресс, но… Почему-то у татары до революции, не имея ничего этого, практически не ассимилировались, а сегодня, когда, казалось бы, все условия для развития нации есть, а процесс утери языка и ассимиляции набирает обороты.

Но даже такая усеченная форма самоорганизации татар при всех ее издержках необходима, ибо она является гарантией того, что их национальная самобытность сохраняется. Татарстан сегодня объективно работает на сохранение культуры и самосознания этноса. И пока он существует, у татар всего мира есть духовная родина и сакральная территория, связанная с тем, что именно там, на земле Поволжья, их далекие предки добровольно сделали свой духовный выбор и приняли ислам. И как бы кто не хотел, этот факт невозможно отменить.

 


islamnews.ru

Просмотров: 1003

Комментирование запрещено