Журналы от министра

Хамитова Б.С._1Редакционная просьба была конкретно-локальной: повстречаться с регулярным читателем журнала «Самарские татары» Б.С. Хамитовой и поведать о ее впечатлениях о данном СМИ, замечаниях и пожеланиях. Журнал ведь хочет развиваться и совершенствоваться, для чего полезно знать мнение знакомой с его материалами публики. В ходе беседы быстро выяснилось, что Бибисара Саидовна, не пропускающая ни один номер «Самар татарлары» и газеты «Бердэмлек», считает эти издания содержательными, интересными и отвечающими требованиям дня, а посему критические рассуждения в ее голове и душе не вызрели. Но когда она сказала, что областную татарскую газету ей выписывает сын, а журналы пересылал нынешний министр образования и науки Самарской области В.А. Акопьян, то разговор повернул в сферу просвещения, с которой Бибисара ханум, почетный работник общего образования РФ, неразрывно связана более 50 лет.

Преподавать она начала в 1967 году, сразу после окончания Елховской средней школы, расположенной в Куйбышевской области (начальное образование приобреталось в двух сельских школах Ульяновской области). Вернее, сначала была летняя попытка стать студенткой Куйбышевского педагогического института, но она не удалась, и с сентября Бибисара приступила к занятиям с первоклассниками в селе Елховый Куст (тат. – Зирекле Куак) Ульяновской области. Следующий учебный год девушка работала учителем немецкого языка в школе родного села Теплый Стан (тат. – Тупли) Кошкинского района Куйбышевской области и заочно училась в Мелекесском пединституте, а также во Всесоюзной заочной математической школе (ВЗМШ), открывшейся в Москве четырьмя годами ранее благодаря усилиям ее основателя – одного из крупнейших математиков XX века, профессора МГУ И.М. Гельфанда.

Про ВЗМШ она узнала из журнала «Квант» и сразу же заинтересовалась возможностью углубленно изучать любимую математику, «не выходя из дома». Из столицы приходили задания и пособия, позволившие Бибисаре прогрессировать при поддержке сестры отца, учительницы математики Р.М. Ганеевой. Летом 1969 года нашу героиню вызвали в столицу на месячные курсы, где она снова достойно себя проявила, написав контрольные работы на «хор» и «отл». Открывалась перспектива получить диплом ВЗМШ, который высоко ценился приемными комиссиями вузов. Достаточно сказать, что в те годы четверть поступавших на мехмат МГУ были выпускниками этой заочной матшколы.

Но Бибисару не обрадовала перспектива надолго оказаться вдалеке от родных мест и людей. Ей еще в школьные годы тяжело далось проживание с родителями в разных административно-территориальных образованиях под названием области, хотя в километрах отдаленность Ганеевых друг от друга была незначительной. А тут назревала дистанция огромного размера. Однако эту дочкину озабоченность Саид Мардугалимович (отец) и Халифа Нурулловна (мама) всерьез не воспринимали, хотя сам Саид эфенди после войны отказался остаться в Москве, где служил в спецсвязи Генштаба, сказав, что на променяет свою лачугу на столицу. Тогда Бибисара прибегла к последнему средству убеждения – слезам, и они в конце-концов помогли. Халифа ханум привезла дочь в Куйбышев, и та поступила на дневное отделение факультета физики и математики местного пединститута. С мелекесским же ВУЗом было покончено, и на этом ульяновские «вкрапления» в ее самарскую жизнь завершились.

В отличие от отца, своей лачуги у студентки не было, и она со временем всерьез занялась этим вопросом. Перейдя на заочное обучение, старшекурсница устроилась воспитателем в одно из общежитий завода «Прогресс», что позволило получить служебную комнату. И тогда же она начала работать учителем в школе рабочей молодежи №15, которая находилась между авиационным заводом и «Прогрессом» в доме 24-а на ул. Псковской и готовила грамотные кадры для предприятий авиационно-космической промышленности. В ШРМ №15 Бибисара трудилась до 1976 года, а потом дипломированный специалист перешел в школу №29 Октябрьского района, славившуюся результатами своей деятельности по различным направлениям.

Первый год учительства, 1968 годВтороклассники школы села Высокий Колок, 1959 год. Бибисара - третья слева в верхнем ряду Десятиклассники Елховской школы, 1967 год. Бибисара - вторая слева в нижнем ряду Дети Хамитовой Б.С. на странице газеты «Бердэмлек», декабрь 2005 года На подведении итогов конкурса в школе № 99, 2003 год На уроке в школе № 99, 1994 год С выпускным классом школы № 29, 1981 год

Здесь Ганеева превратилась в Ларису Александровну, что можно объяснить только ее молодостью, а еще и тем, что Саида эфенди в школьной среде называли Александром Яковлевичем. Героиня нашей статьи преподавала ребятам математику и была классным руководителем выпустившегося в 1981 году 10-а, школьником которого состоял и нынешний председатель Думы г.о. Самара А.П. Дегтев. В том же году это учебное заведение переехало из старого дореволюционного помещения, в котором ранее размещалась духовная учительская семинария, в построенное для школы новое типовое здание. Но поработать в новых стенах и встретить приближавшееся 60-летие заведения Ларисе Александровне не удалось, так как она перешла в школу №99, что в 15-ом микрорайоне областного центра, и снова стала Бибисарой Саидовной. На сей раз попытки называть ее по-другому Ганеева тактично и быстро пресекла.

В отличие от 29-ой, 99-я школа была тогда юной, так как построили ее в 1977 году. Можно предположить, что достаточно молодым был и учительский коллектив, готовый дерзать и добиваться высот. С этой школой Бибисара ханум не расстается до сих пор, хотя минувшим летом отметила свое 70-летие и получила почетную грамоту, которую подписал самарский профильный министр В.Акопьян. Последние 25 лет она является заместителем директора школы №99 по учебно-воспитательной работе, причем половину названного срока Бибисара Саидовна провела замом директора Акопьяна. Виктор Альбертович ценил ее за работоспособность, уравновешенность и инициативу, за преданность делу образования детей и не отдавал в школу «Яктылык» несмотря на обращения оттуда. Он до сих пор поддерживает контакты с нашей соплеменницей и поэтому снабжал ее номерами журнала «Самарские татары».

Впрочем, за реализуемое ей стремление дарить добро и тепло окружающим людям независимо от их возраста и статуса, за любовь к профессии и полную погруженность в школьный мир, за умение общаться с учениками по-дружески, но без панибратства Бибисару ханум ценят и многие коллеги, школьники разных лет и их родители.

Упомянутый выше профессор И.Гельфанд как-то сформулировал определение хорошего учителя. Он беседовал с коллегой, проработавшим десяток лет в школе, и тот сказал: «Чтобы быть учителем, нужно знать свой предмет, уметь учить (т.е. владеть педагогической техникой) и любить детей». Гельфанд, задумавшись на несколько секунд, ответил: «Я не согласен. Это нужно, чтобы быть просто учителем. А хороший учитель должен, во-первых, любить свой предмет, во-вторых, любить учить и, в-третьих, любить тех, кого учит».

Попробуем по этой «триаде любви» оценить нашу героиню. Она, восприняв от отца и его сестры интерес к «царице наук», издавна любит свой предмет и по-прежнему получает удовольствие от простых и красивых решений задачек, хотя через голову учителя математики высшей квалификационной категории их прошло великое множество. Не случайно ведь в ее биографии была ВЗМШ с фразами подружек по курсу: «Сара, не забирай документы! Как же ты без математики?» (и так ее называли, ставя ударение по-разному, что придавало имени интернациональное звучание).

Она любит учить, и поэтому ей всегда нравилась профессия учителя. Ну а по поводу «третьей любви» приведем слова самой Бибисары Саидовны: «Люблю детей и работаю с ними с удовольствием. Дети – это самые прекрасные люди, и я с ними всегда молода душой. Каждого из них стараюсь уважать и учить как своего». Добавим к этому мнение самых первых коллег начинающей учительницы, утверждавших в конце 60-х годов, что она рождена для работы с детками. Таким образом, налицо соответствие героини сей статьи высоким требованиям известного академика АН СССР к понятию «хороший учитель».

Ныне Бибисара апа не ведет аудиторные занятия, ограничившись контактами с двумя надомниками, которым преподает математику. Зато на ней большой груз административно-организационных дел. Так, она обеспечивает педагогическими кадрами учебный процесс в Самарской областной клинической больнице имени В.Д. Середавина, организованный здесь для школьников, которые на длительные сроки становятся пациентами этого лечебного заведения. Кроме того, курирует все аспекты учебы и жизнедеятельности младших классов. Перед началом каждого обеда в школьной столовой можно наблюдать «обнимашки» строгого, но душевного зама директора с детворой, получающей начальное образование.

Еще на ней научные дела учебного заведения, реализация программы «Одаренные дети». Работа с такими детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе №99 и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внеурочную деятельность. Здесь уже традиционными стали ежегодные мероприятия, посвященные Дню науки: научно-исследовательские конференции, встречи с представителями научной среды, демонстрации достижений учеников в научном творчестве и пр. За три последних учебных года 49 школьников добились звания призеров районных и городских конференций «Первые шаги в науку» и «Я – исследователь». А в январе текущего года поздравления принимал учащийся 4-В класса Я.Воронин, ставший победителем первого городского фестиваля исследовательских работ. Отметим и то, что МБОУ «Школа № 99» считается инновационно-активной школой г.о. Самара, а также опорным центром для школ областной столицы по проведению химических олимпиад для восьмиклассников и олимпиад для учеников начальной школы. Ежегодно здесь проходит один из туров Всероссийской олимпиады школьников.

Судя по всему, Бибисаре Саидовне близки слова академика АПН СССР, основателя более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики на территории бывшего Советского Союза Шалвы Амонашвили: «В каждом ребенке – солнце, только дайте ему светить…». Этому солнцу она старается дать взойти своим добрым и нереально корректным отношением к ученикам. Слово «нереально», как Вы понимаете, уважаемый читатель, взято из современного лексикона подростков. А еще наша героиня несет по жизни доставшийся ей от родителей девиз: школа – для детей!

Казалось бы, а чего в этом девизе такого особенного? Всё четко и просто! Но это на первый взгляд. Например, автору статьи доводилось встречать учителей, которые в качестве положительного опыта борьбы за дисциплину называли практику запирания входных дверей в школу в 8.01 (занятия начинались в 8.00). То есть, коли опоздал учащийся, то пусть идет, куда хочет, но только не на занятия. А в институтах знал работников, считавших, что их жизнь в ВУЗе удалась, только вот студенты мешают – приходится на них отвлекаться. Можно еще вспомнить примеры высокомерного отношения обучающих к обучающимся, которое последними «считывается» и не повышает их интерес к получению знаний. Одним словом, далеко не всегда «учебное заведение – для обучающихся».

А родители Бибисары ханум переданный дочери девиз пропустили через себя, через многолетнюю практику работы сельскими учителями на территории Куйбышевской и Ульяновской областей. Отец, Ганеев Саид Мардугалимович – уроженец с. Абдреево Самарской губернии, еще до войны преподавал математику в разных школах Среднего Поволжья. В конце июня 1941 года заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе был отправлен на фронт и принимал участие в боях под Москвой. А с декабря он служил, как уже отмечалось, в спецсвязи Генштаба. Скорее всего, это был Отдел связи Оперативного управления Генерального штаба РККА, который в ходе войны входил в разные структуры, занимавшиеся обеспечением правительственной связи.

Вернувшись в послевоенном январе из рядов Вооруженных Сил, Саид эфенди продолжил преподавать в сельских учебных заведениях, а в 1950 году был назначен директором школы села Мулловка Ново-Буянского района Куйбышевской области. Закончил же он педагогическую карьеру в 1967 году директором Елхово-Кустинской школы Ново-Малыклинского района Ульяновской области. После этого Саид абый проживал в родном селе Абдреево, отошедшем в середине военного лихолетья к Ульяновской области. К бывшему учителю постоянно обращались за помощью и советом, и он никому не отказывал. А еще до конца своей жизни, остановившейся в 1982 году, занимался математикой с детьми.

Весьма похожа на его карьеру и трудовая биография Ганеевой (Нуруллиной) Халифы Нурулловны, которая в 1940 году окончила Ульяновское педагогическое училище и тоже всю жизнь занималась обучением детей. До войны и в ходе ее уроженка деревни Кубань-Озеро (тат. – Губан Кюль) Самарской губернии преподавала русский язык и литературу в селах Ново-Буянского и Елховского районов Куйбышевской области.

Дальнейшие перемещения Халифы ханум происходили в соответствии с ее новым статусом, возникшим в 1948 году. Тогда она стала женой Саида эфенди и следовала за супругом во все места его назначения. Во время проживания и работы в селе Теплый Стан у молодоженов появилась дочь Бибисара, увидевшая свет в первой декаде июня 1949 года. А когда учителей перевели в с. Мулловку, там у них в 1952 году родился сын Ханиф.

После выхода главы семьи на пенсию Халифа апа еще десятилетие работала учителем начальных классов (преподавала и татарский язык), а также заведующей малокомплектной школой в селе Идея Кошкинского района. В 1985 году вдова переехала в Самару, но не переставала общаться с сельчанами и со своими бывшими учениками. Умерла она на 93-ем году жизни в 2015 году в полном здравии и твердой памяти, оставив завещание.

Подошла она к его написанию очень серьезно. Как выяснилось при чтении завещания, составлено оно было Халифой Нурулловной почти за 18 лет до ее кончины. Надо сказать, что завещание это довольно необычное – в нем нет фраз о распределении имущества и материальных ценностей. Скорее сей документ следует назвать обращением к односельчанам, знакомым и родным. Всем им Халифа апа выразила благодарность за внимание и доброе отношение к себе, подчеркнув, что такие же чувства она испытывает к ним. Потом данное обращение зачитывали на званых обедах в селах, знавших учительницу, и собравшиеся с трудом сдерживали слезы. А порой и не сдерживали.

Она была известна не только как педагог с огромным стажем, первые ученики которой с удовольствием с ней общались, даже перешагнув 80-летний рубеж. Хапифа ханум находила общий язык и с жителями сел, в которых довелось проживать и нести знания в массы. Она была прирожденным оратором, умеющим убедить аудиторию в правильности своих взглядов и при этом «зацепить» слушателей за душу.

«У меня, к сожалению, таких способностей к выступлениям нет», – говорит ее дочь. Может быть и так. Зато есть все остальное, поскольку продемонстрированный родителями мастер-класс – в течение многих лет, ненавязчиво – Бибисарой ханум прочно усвоен. Ярчайшим тому подтверждением может служить такая ее фраза: «Я самый счастливый человек, вся моя жизнь прошла в школе!»

Такое отношение к Храму знаний и действу в нем чревато одной особенностью – отсутствием личной жизни или задвиганием ее на задний план. Наша героиня сумела с этой особенностью справиться благодаря помощи знакомых и …математике. Попросили ее как-то разобраться с контрольной работой по высшей математике, над которой бился студент-заочник куйбышевского планового института. При передаче решенного задания Бибисара Саидовна и Александр Шарифович познакомились и со временем решили соединить свои судьбы. Так что 99-я школа приняла в свой педагогический коллектив почти сорок лет тому назад не Ганееву, а молодую маму Хамитову Б.С.

Ее муж, работавший в тресте Дорстрой, был большим тружеником и мастером на все руки. Построенный Александром эфенди на даче в Царевщине двухэтажный дом до сих пор служит членам его семьи, проводившей супруга и отца в последний путь в 2012 году.

Дети Хамитовых – предмет гордости их родителей. Окончив среднюю школу №99 с медалями (Лилия – с золотой, Ринат – с серебряной), они получили высшее образование в разных самарских ВУЗах и стали работать «айтишниками» (специалистами в сфере информационных технологий). Лилия имела бизнес-проекты в Малайзии и Швейцарии, а ныне трудится в Тольятти. Ринат же работает в областном центре и, к тому же, является председателем двух кооперативных домов.

Получается, что учительскую династию они не продолжили, хотя опыт преподавания имеют. Так, Лилия, выпускница мехмата госуниверситета, вела в течение нескольких лет в родной школе занятия по математике (неосновная работа), а Ринат здесь же, будучи студентом Поволжской госакадемии телекоммуникаций и информатики, погружал школьников в мир информатики. Возможно, учительская стезя привлечет его дочку, обучающуюся пока в 4-ом классе все той же 99-й школы под присмотром Бибисара эби. Надежда в этом плане на племянниц героини сей статьи невелика. Они по примеру своего отца Ханифа Саидовича, выпускника 6-го факультета КуАИ, учатся в его альма-матер и тоже готовятся стать доками в области информационных технологий.

Да, трудно заместителю директора учебного заведения по УВР парировать слова своей дочери: «Что ты видела, кроме своей школы!» А она и не собирается парировать и поэтому отвергает предложения Лилии по турпоездкам в разные города и веси. Ей хватает дачных забот, чтения стихов Г.Тукая и М.Джалиля, наслаждения великими цитатами и афоризмами О.Хайама, волнительных встреч с людьми и природой малой родины, а также просмотра передач каналов ТНВ и ТНВ-Планета.

«Нравится, как поет Ришат Тухватуллин», – поделилась Бибисара ханум своими впечатлениями при встрече. Любопытно, что в те же дни известный литератор и общественный деятель Татарстана Р.И. Валеев, вспоминая «соловья татарского народа» И.Г. Шакирова в независимом интернет-СМИ «БИЗНЕС Online», сказал следующее об Ильгаме Гильмутдиновиче: «…молодых певцов он пестовал, одобрительно относился к Филюсу Кагирову (дал ему свое благословение), Ришату Тухватуллину». Значит, чувство прекрасного у нашей героини развито достаточно основательно.

А вот несколько высказываний о ней ее бывших школьников и их родителей. Начнем с такого: «Бибисара Саидовна – настоящий мастер своего дела, вкладывающий всю душу в учеников. Она не только замечательный педагог, но и чуткий, отзывчивый человек, талантливый организатор. Я с любой проблемой могу прийти к ней, и она всегда поможет советом» (учитель начальных классов школы №99 З.А. Муртазина). Теперь приведем фразы анонимные, но реальные: «Все, чему она нас учила, оказалось правдой», «Если кто обидит Бибисару Саидовну, поднимем весь микрорайон», «Я был неправ в разговоре с ней, передайте – прошу прощения».

Говорят, что труд учителя сродни действиям хлебороба. Только аграрий засевает поле, а педагог – душу. Потом из выпестованных зерен вырастает будущий вкусный хлеб, а из доброты и сердечности – достойный человек. Много таких людей взошло и всходит на поле Б.Хамитовой, продолжающей в связке с добром и радостью трудиться, шагать по жизни и помогать всем, кто в этом нуждается. На таких энтузиастах и держатся школы-корабли в океане знаний и вихрях действительности. Как, впрочем, и любые другие серьезные дела. Отсюда и внимание министров к этим подвижникам.

С директором школы № 99 и ее заместителями, 1 сентября 1996 года. Хамитова - крайняя слева С коллегами в школе села Елховый Куст, 1967 год С мужем и детьми в Батуми, 1988 год С очередными выпускниками школы № 99, 2002 год С подругой Гельфией, Куйбышев, 1979 год С родителями и братом, Куйбышев, 1975 год С учениками школы № 29, 1978 год Учитель школы № 29, 1979 год

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 1(26), 2020 года.

 

Просмотров: 1389

2 комментариев

  1. Замечательная статья о замечательной семье учителей!!Где бы не работали родители Бибисары Саидовны, везде оставили о себе только добрые воспоминания, дружили все оставшиеся годы с жителями тех населённых пунктов.Отзывчивость, искренность, умение по—настоящему дружить отличают Бибисару апу. Здоровья ей на долгие годы!!!!

  2. Спасибо, дорогие друзья, за очень тёплую статью о замечательном человеке, педагоге. О таких говорят: столп народа, гордость нации. Надеюсь, что не оскудеет татарская земля такими людьми!
    С искренним уважением и совешеннейшим почтеним к трудам на ниве национального просвещения,
    Ваш МКоган