Импортозамещение богословов: поставит ли новый закон крест на Болгарской академии?

БезымянныйПротивники поправок предсказывают «гомерический хохот» в исламском мире и ликвидацию буддизма в России

Представителей традиционных конфессий — мусульман, иудеев и буддистов — беспокоит законопроект о внесении изменений в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», который вскоре рассмотрят в Госдуме. В нем указано, что священнослужители и сотрудники религиозных организаций, получившие духовное образование за рубежом, должны будут пройти переаттестацию и допобразование. Но не только это смущает, к примеру, мусульманскую умму. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

«КАКОЙ ГОМЕРИЧЕСКИЙ ХОХОТ ВЫЗОВЕТ ЭТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ НОВАЦИЯ ВО ВСЕМ МИРЕ»

Жаркое обсуждение правительственного законопроекта о внесении изменений в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», внесенного на рассмотрение в Госдуму еще в конце июля, началось на просторах сети в последние дни. Импульс дискуссии придал первый замглавы духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) Дамир Мухетдинов. На своей странице в «Фейсбуке» он написал, что если законопроект будет принят, то это ни много ни мало поставит крест на Болгарской исламской академии, которая была создана под патронатом президента РФ Владимира Путина.

Все дело в одной лишь поправке, которая обязывает священнослужителей и персонал религиозных организаций, получивших духовное образование за рубежом, но ведущих религиозную и преподавательскую деятельность в России, проходить аттестацию и получать дополнительное профессиональное образование в нашей стране. «Изменения позволят не допустить участие в деятельности религиозных организаций священнослужителей, получивших религиозное образование за рубежом и распространяющих религиозно-экстремистскую идеологию», — так авторы документа аргументируют в пояснительной записке необходимость данной нормы.

Мухетдинов в свою очередь указывает, что на практике это будет выглядеть так, что именитым преподавателям БИА (а среди них, напомним, экс-советник Саддама Хуссейна Абдульраззак аль-Саади или бывший ректор филиала университета «Аль Азхар» в Палестине Исмаил Болбол) придется сесть за парту Российского исламского института для переаттестации, а вместе с ним и остальным докторам исламских наук. «Во что превратится процесс возрождения отечественной мусульманской богословской школы в таких условиях, мы можем догадаться. Какой гомерический хохот вызовет эта законодательная новация во всем мире, в том числе исламском, тоже можно предположить», — считает Дамир хазрат.

В беседе с «БИЗНЕС Online» он отметил, что, возможно, в Госдуме с какими-то муфтиями данная законодательная инициатива обсуждалась, но тут вопрос, какие структуры они представляют, чтобы выражать мнение большинства мусульман. При этом Мухетдинов подчеркнул, что в век современных технологий необязательно учиться в зарубежных вузах, чтобы проводить деструктивную или даже продуктивную политику. «Мы видим, сколько у нас священнослужителей, имамов, муфтиев, не имея ни высшего, ни среднего образования, просто на основании закона регистрируют три организации, создают централизованную организацию и присваивают сами себе титулы и звания муфтиев», — отметил первый замглавы ДУМ РФ.

Мухетдинов особо подчеркнул, что если уж и адаптировать кого-то к российской действительности, то надо подходить не выборочно к религиозной сфере, а затрагивать всех. «Любой гражданин России, который получал образование за рубежом — в Кембридже, Оксфорде, Гарварде. Где гарантия того, что они не несут в российское общество деструктивных взглядов на экономику, политику, другие области? Почему нас заботит только духовная, религиозная сфера? Я уверен, что многие выпускники зарубежных вузов могут быть более деструктивными, чем те или иные религиозные деятели, которые последнее десятилетие находятся под пристальным вниманием, а где-то на тотальном контроле разных правоохранительных органов», — справедливо заметил Мухетдинов. Он также добавил, что непонятно, как данные нормы будут работать в отношении тех священнослужителей, которые учились в Советском Союзе, а теперь это стали уже другие государства. «Например, на Украине и в Беларуси училось большое количество православного духовенства, высокопоставленные митрополиты имеют зарубежное образование, кто-то в Оксфорде обучался. Я считаю, что опять не в том месте инициативу проявляют, не те проблемы пытаются затронуть», — уверен Дамир хазрат.

«ПОЧЕМУ БЫ НЕ ОРГАНИЗОВАТЬ КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ ПО ИСТОРИИ ИСЛАМА В РОССИИ, КОТОРУЮ ОНИ НЕ ЗНАЮТ»

Интересно, но оказалось, что в мусульманском нет единого мнения в отношении вышеназванного законодательного акта. Другой видный представитель уммы, ректор того самого Российского исламского института, а также председатель совета по исламскому образованию России Рафик Мухаметшин рассказал «БИЗНЕС Online», что он у него «никакой аллергии не вызывает».

— Что касается тех, кто учился в зарубежных странах, я считаю, что само понятие «курсы повышения квалификации» в данном случае можно трактовать по-разному. Это вовсе не значит, что принижается уровень богословского образования этих священнослужителей и педагогов, речь в первую очередь идет о необходимости их адаптации к российской реальности. Например, я как ректор могу судить по своим преподавателям, у нас около 40 педагогов училось в зарубежных странах. В данном случае речь не идет, что они потенциальные ваххабиты, террористы, экстремисты. Дело в том, что они получили базовое хорошее образование по ханафитскому мазхабу, но по приезде сюда у них нет четких представлений об истории ислама в России, о наших богословских традициях и наследии, о законах РФ, которые пересекаются с нормами шариата (семейными, наследственными и другими).

Пять лет назад я поставил условие, чтобы преподаватели прошли курсы по основам богословского наследия татар, истории их общественной богословской мысли. Это же нисколько не принижает их уровень знаний, а в данном случае делает их более эффективными преподавателями.

— А как же преподаватели-иностранцы?

— То же самое можно сказать по зарубежным преподавателям. Если они приезжают, то почему бы не организовать краткосрочные курсы по истории ислама в России, которую они скорее всего не знают, по нормам и законам РФ. Чтобы люди имели четкое представление по богословскому наследию российских мусульман. От этого организация учебного процесса только выиграет.

— Но Дамир Мухетдинов считает, что ситуация с именитыми иностранными профессорами Болгарской академии, оказавшимися на студенческой скамье, будет выглядеть комично.

— Пусть он известный профессор, но, если он собирается работать с преподавателями и студентами в России… Мы же не ставим под сомнение их профессиональный уровень по знанию арабского языка, богословию, мы просто предлагаем: вы будете работать в РФ с российскими студентами, поэтому было бы неплохо прослушать курс по истории ислама России, ознакомиться с законами Российской Федерации, чтобы ваша трактовка шариата не противоречила законам РФ. С этой точки зрения, не думаю, что речь идет о каком-то унижении.

— Ваш РИИ готов предоставить возможность для прохождения подобных курсов?

— Да, мы уже давно разработали такой курс, обсуждали его на совете по исламскому образованию и проводили его для выпускников зарубежных учебных заведений по линии ДУМ РТ. Мы готовы работать в этом направлении. Повторюсь, такие курсы дадут возможность более эффективно реализовать богословские знания, которые были получены за рубежом, серьезные и глубокие, в условиях РФ.

«БУДДИЗМ В КАЛМЫКИИ ПОПРОСТУ ПРЕКРАТИТ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ»

Рассмотрение в первом чтении изменений в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», согласно законодательной базе Госдумы, должно было состояться 22 сентября, однако в повестку пленарного заседания законопроект на этот день не включили. Тем временем профильный комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций, который возглавляет коммунист Сергей Гаврилов (из-за него летом 2019-го едва не случился новый грузинский майдан), в своем заключении рекомендовал принять законопроект в первом чтении. «Комитет поддерживает и считает весьма важным данное положение законопроекта, поскольку практика показывает, что полученное в зарубежных центрах духовное образование достаточно часто не учитывает российские правовые, нравственные и культурные традиции, что способствует в ряде случаев радикализации деятельности отдельных религиозных организаций вплоть до вовлечения их участников в экстремизм», — указано в заключении комитета.

Однако в отзыве комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, подписанном небезызвестным Андреем Клишасом, при общей положительной оценке законопроекта указывается, что ряд традиционных религий России вообще не имеет образовательных организаций. В качестве примера приводится Калмыкия, где нет буддийских учебных заведений, а ближайшие в Бурятии относятся к другому религиозному направлению буддизма. «Таким образом, в случае вступления в силу вышеуказанных положений в Республике Калмыкия возникнут сложности с аттестацией и дополнительным профессиональным образованием большинства буддистских священнослужителей, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях, а их аттестация в учебных заведениях других религий и деноминаций, по нашему мнению, является некорректной», — говорится в документе.

В качестве решения комитет Клишаса предлагает дополнить законопроект положениями, в которых прописать обязанность минюста России вести реестр зарубежных духовных образовательных учреждений, обучение в которых не требует дополнительной аттестации или профессионального образования.

Представители других традиционных религий России уже раскритиковали данный законопроект. Так, администратор Центрального хурула (буддийского храма) Калмыкии Йонтен-гелюнг заявил, что в случае принятия законопроекта буддизм в республике попросту прекратит свое существование.

А президент федерации еврейских общин раввин Александр Борода отметил, что центральные религиозные организации могут сами аттестовывать тех, кто получил образование за рубежом. «У консолидированных религиозных организаций должно быть право аттестовывать ценных специалистов, которые уже работают и зарекомендовали себя. Тем самым организация подтвердит и их компетентность, и легитимность их религиозной деятельности в России. Такое решение поможет установить ограничители на будущее и снять напряжение касательно статуса иностранных дипломов», — заявлял Борода РИА «Новости».

На это Гаврилов обещал, что ко второму чтению законопроект доработают вместе с минюстом и экспертами и, возможно, данную норму об аттестации уберут для руководителей религиозных организаций традиционных конфессий России.

«ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДОТВРАЩАЕТ ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ РАСКОЛА ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ»

Но на этом интрига вокруг обсуждаемого документа не заканчивается. В законопроекте, предложенном правительством, есть еще одна любопытная поправка, которую до сих пор почему-то обходили вниманием, а именно возможность для централизованных религиозных организаций прописать в уставах запрет на выход или исключение из их состава. Это, как говорится в пояснительной записке, характерно в первую очередь для мусульманских организаций. «Данным положением законопроекта не затрагивается право на объединение, гарантированное Конституцией Российской Федерации, к вступлению или пребыванию в котором никто не может быть принужден, поскольку оно направлено исключительно на установление права, а не обязанности централизованной религиозной организации в соответствии со своими внутренними установлениями предусмотреть в уставе запрет на выход и (или) исключение из своей структуры зарегистрированных в установленном порядке религиозных организаций», — объясняется в документе.

Эта норма уже вызвала вопросы у правового управления Госдумы, которое в своем заключении отметило необходимость обоснования такой нормы. «Обращаем внимание, что федеральное законодательство не содержит такого запрета в отношении каких-либо иных юридических лиц», — указано в документе.

Мухетдинов заявил «БИЗНЕС Online», что в уставе муфтията Равиля Гайнутдина сейчас прописана возможность выхода, но лишь через ликвидацию организации. «Мы никого насильно женить не сможем, заставить любить нас не сумеем. Разонравилось им наше руководство ДУМ РФ — выходите и создавайте новое. Но те, которые создаются сейчас, формируются за счет ДУМ РФ. Оно предоставляет средства на регистрацию, помогает в получении территории, выбивании, лоббировании, чтобы местный губернатор выделил землю, потом принимает участие в строительстве мечети. Данный развод должен быть на паритетных началах. Вы выбирали добровольно, вас насильно никто не заставлял. Хотите уходить? Пожалуйста, это ваш выбор — создайте другую организацию с новым имуществом и приходами», — пояснил Мухетдинов. Кстати, собеседники «БИЗНЕС Online» в умме говорят, что недавний стремительный выход из состава ДУМ РФ ивановского муфтията как раз был вызван тем, что глава ДУМ Ивановской области Фярит Ляпин хотел это успеть сделать до принятия нового федерального закона.

Зато данная поправка понравилась русской православной церкви (РПЦ). «По существу, такое положение предотвращает любые попытки раскола традиционных конфессий, и мы его поддерживаем», — заявила РИА «Новости» руководитель правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).

«НАХОДЯСЬ В СВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, ГДЕ ГОСУДАРСТВО ОТДЕЛЕНО ОТ РЕЛИГИИ, ТАКОЙ ВОПРОС ДАЖЕ НЕ ДОЛЖЕН СТАВИТЬСЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили внесенную в Госдуму законодательную инициативу.

Нафигулла Аширов — председатель духовного управления азиатской части России:

— Местные религиозные организации — это прежде всего люди, которые объединились для исполнения каких-то религиозных предписаний. И фактически превращать их в крепостных при какой-то централизованной религиозной организации (ЦРО), я думаю, что это абсолютно неправильно. Не государство должно регулировать такие взаимоотношения, а верующие сами обязаны регулировать свою внутрирелигиозную жизнь. Поэтому я считаю, что данная инициатива абсолютно противоречит свободе слова и вероисповедания. Если какое-либо ЦРО не соответствует пониманию интересов общины, то последняя должна иметь право быть самостоятельной. В деятельности религиозных организаций необходимо единственное ограничение, за которым обязаны наблюдать госорганы — это нарушение закона. А так, общину привязывать насильно к какому-то ЦРО неправильно! Даже русская пословица говорит: «Насильно мил не будешь».

Что касается зарубежных дипломов, то за границей у нас учатся инженеры, врачи, люди разных профессий, в том числе и религиозного направления. Почему-то именно к такому направлению претензии. Если аттестация окажется добровольной, то в этом нет ничего плохого, если в принудительном порядке и человека будут фактически лишать возможности работать, я думаю, что такое тоже неправильно! Если мы хотим принять человека, который отучился в Саудовской Аравии или Турции, или в Америке, или Европе, то ни у кого не должны спрашивать. А тут, получается, общину лишают права выбора, и она вынуждена брать на работу малограмотного человека. Нужно иметь в виду, что 80–90 процентов наших имамов вообще не имеют никакого документа о религиозном образовании. Просто духовное управление мусульман само экзаменует, и оно имеет на это право. Община выбирает себе имама, а духовное управление экзаменует данного человека и свидетельствует своим документом, что он имеет право работать имамом, этого достаточно.

Например, открылась община в деревне, собрались 10–15 человек и из своей среды выбрали старика, допустим, который более-менее знает основы религии. А тут среди них оказался выпускник зарубежного исламского института. То есть старика без образования можно выбрать имамом, а того, кто учился за границей и в той же самой деревне хочет быть имамом, — нет, он должен переучиваться. Это же абсурд!


Азат Ахунов — исламовед, востоковед:

 В Татарстане были такие попытки переаттестации выпускников зарубежных исламских вузов, данная практика недолго просуществовала, поскольку противоречила федеральным законам. А сейчас предполагается со стороны федерального центра введение таких поправок. На самом деле это очень сложный путь: кто будет проверять, какие критерии? Затем, если взять ислам, у нас очень много различных школ, особенностей в рамках тех же традиционных мазхабов, которые имеются в России. Мусульмане Кавказа, Среднего Поволжья и так далее — есть большая разница. Но, кстати, в Татарстане этот вопрос уже давно решен, у нас принято, что сначала молодые люди обучаются в религиозных вузах Татарстана, получают «прививку» от экстремизма, а уже потом продолжают обучение в арабских странах.

Что касается возможного запрета на выход из централизованных религиозных организаций, то это неправильное решение. В исламе нет единого руководящего центра, а здесь есть попытка поставить в один ряд с христианскими структурами. Каждый образованный, опытный мусульманин может исполнить любой обряд. По закону РФ три религиозные организации могут создать свое духовное управление. Возможно, со стороны кажется, что это ведет к беспорядку, но на самом деле говорит о том, что ислам — достаточно демократичная религия. Те религиозные организации, которых чем-то не устраивает в данный момент структура, могут перейти в другой ДУМ, создать свой — в этом плане много возможностей представляет современное законодательство. Поэтому силком привязывать к какому-то одному муфтияту — это будет противоречить демократическим принципам ислама.

Кроме того, у нас светское государство, которое вообще никак не должно вмешиваться в дела религии. Никакого отношения к взаимодействию государства и вероучения данный случай не имеет, здесь скорее просто видятся интересы отдельных лидеров мусульманской уммы России, которые хотят собрать больше сторонников и приходов под своей крышей. Я думаю, это лоббируется даже со стороны не правительства, а этих самых лидеров. А так, находясь в светском государстве, где государство отделено от религии, такой вопрос даже не должен ставиться.

business-gazeta.ru

Просмотров: 861

Один комментарий

  1. Талгат Таджуддин окончил два зарубежных уч. заведения — в Бухаре и Египте (Аль Азхар). Придется ему заново учиться