Какие памятники нужно сносить

portretС подачи «альтернативно важных» жителей США в мире пошла волна сносов памятников тем деятелям истории, которые в данный момент кому-то не нравятся. Вот, уже и до Колумбии докатилось — группа аборигенов из «коренных народов» свалила набок монумент в честь конкистадора Себастьяна де Белалькасара в городе Папаян…

 

Мэр Папаяна, кстати, уже заявил, что категорически не согласен с протестующими (которые боролись с «полицейским произволом», но отомстить решили почему-то каменному конкистадору — «за всё плохое 500 лет назад»), и де Белалькасар вернется на свое место. А я задумался — есть ли вообще универсальный ответ на вопрос «нужно ли сносить памятники кому-нибудь?».

Казалось бы, ответ прост — любой памятник есть «свидетельство эпохи», и даже если люди заблуждались на счет какого-то человека, то и об этом их заблуждении нужно помнить, чтобы снова на те же грабли не наступать. Тем паче, что исторические оценки могут меняться с течением времени не один раз, и те, кого сегодня ругают на каждом углу, могут завтра снова стать «героями нации». Что же их, постоянно таскать туда-сюда со свалки и на свалку, или каждый раз тратить народные деньги на новые статуи и бюсты?

Однако тут я вспомнил как минимум две кампании массового сноса памятников в нашей стране — Сталину после 1956 года и Ленину (а также многим прочим «деятелям революции», типа Дзержинского) в 1990-х годах. Положа руку на сердце, не могу я говорить о том, что зря это делали. Большинство этих «истуканов» никакой художественной ценности не представляли и выполняли только «функцию  обожествления» — чтобы зафиксировать, как глубоко советские люди «ку» своего «Великого Пэ Жэ».

Даже больше скажу — мне совсем не нравится, что их еще много где осталось стоять. На площади Революции в Самаре, например, чугунный Ленин вообще расположился на «ворованном» у Александра II месте. И тоже, кстати, не шедевр скульптуры. Как и два «брата-близнеца, одинаковы с лица» — Куйбышев и Киров на одноименных площадях. Ну ладно, Куйбышевом хотя бы Самара называлась. А Киров-то чего для нее сделал? Вот князь Григорий Засекин, которого поставили на набережной — он Самару основал, скажем так, совсем не в каждом даже поволжском городе ему памятники стоят. И даже если вдруг выяснится внезапно, что он был негодяй и аборигенов геноцидил — всё равно часть нашей малой истории, из песни князя не выкинешь.

В общем, прихожу я к потрясающему своей новизной и оригинальностью выводу — каждый случай глубоко индивидуален, трафаретов нет. «Объекты культа», кривые и безвкусные, можно сносить безболезненно. Памятники каким-то конкретно тут чем-то засветившимся людям — лучше не надо (я вот уверен, что даже в Колумбии не в каждом городе стоит статуя Себастьяна де Белалькасара). А если так уж хочется высказать свое негодующее «фу!» — давайте менять таблички на постаментах. Ну напишите вы огромными буквами, что человек это был плохой, редиска, земляной червяк. Удовлетворите свою жажду высказаться — и аминь. Кстати, очень удобно будет лет через десять-двадцать, когда он «снова станет хорошим парнем» — снял табличку, повесил другую, и «всех делов»…

Дмитрий КОПАЛИАНИ, политический и экономический обозреватель сайта

Просмотров: 1232

Комментирование запрещено