Директор Шмаков – министру Хадиуллину: «Пора отменять классно-урочную систему!»

БезымянныйРуководитель казанской школы «СОлНЦе» написал открытое письмо новому главе минобрнауки РТ

На этой неделе Ильсур Хадиуллин официально указом президента РТ стал министром образования и науки Татарстана. Директор одной из лучших казанских школ «СОлНЦе» Павел Шмаков направил в канцелярию минобрнауки открытое письмо, адресованное новому главе ведомства. В этом документе, который публикует «БИЗНЕС Online», Шмаков констатирует кризис в образовании РТ, вскрывает накопившиеся нарывы и подсказывает, какие шаги должен сделать министр, чтобы изменить школу как таковую.

В XXI ВЕКЕ НЕДОСТАТОЧНО ТОГО, ЧТОБЫ ГОРДИТЬСЯ ТОЛЬКО МАТЕРИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ШКОЛ

Уважаемый Ильсур Гараевич!

Мы с вами давно знакомы, с прошлого века. Вы были заместителем министра в 1999 году, когда мэр Камиль Исхаков руками начальника управления образования Ильдара Галиахметова уничтожал лучшие казанские школы. Вы единственный вели себя интеллигентно… Хотя и молчали. Академический колледж при КГУ — федеральная экспериментальная площадка, школа ЮНЕСКО — был тогда ликвидирован. Возрождение идет медленно. Вас только что назначили министром. От души вас поздравляю. Не сомневаюсь в вашем профессионализме.

Сегодня столица республики на глазах хорошеет. Мэр Казани выступил в городской Думе с программными тезисами: «Казань также должна стать городом с образованием мирового уровня, образовательным центром, магнитом для лучших умов — это четвертое направление развития. В столице продолжат строить новые садики и школы по высочайшим стандартам: с бассейнами, актовыми залами, спортивными площадками, предметными кабинетами. Мы должны добиться, чтобы в городе не стало так называемых отстающих школ, чтобы средний уровень казанской школы был высоким. Мы должны сделать так, чтобы каждый житель Казани по праву гордился тем, что он живет в самом благоустроенном, комфортном, безопасном, экологически чистом, красивом и добром городе. В городе возможностей».

Но, чтобы «стать городом с образованием мирового уровня», повышения материального уровня и отсутствия отстающих недостаточно.

Необходимы школы уровня 239-го лицея Питера, 31-го лицея Челябинска. Нужны свободные школы, такие как Саммерхилл. Необходимы хоть по одной в Казани школы Монтессори, Френе, Вальдорфские. Важны открытые образовательные конкурсы, проводимые не минобрнауки (но при его участии), а экспертным сообществом. К инновациям надо относиться так же, как президент России — к 239-й в Питере, как Минтимер Шаймиев — к полилингвальным школам, как Ильсур Метшин — к школе «СОлНЦе», как нынешний начальник управления образования Казани относился ко 2-му лицею, директором которого он был. В XXI веке недостаточно того, чтобы гордиться только материальным обеспечением школ. Мало гордиться только «знаниевыми», «ЕГЭшно-олимпиадными» составляющими.

И НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ В РОССИИ

Считаю, что Татарстану и Казани повезло — Рустам Минниханов и Метшин чувствуют приоритеты развития. Однако со времен академика Мирзы Махмутова образованию в нашей республике не везло на талантливых профессионалов. Казань не смогла даже построить красивую и добрую систему национального образования. Большинство талантливых выпускников школ уезжают из Казани. И это неслучайно. Казанский университет также год от года теряет свои позиции.

При поддержке руководства города и республики (и при явном противодействии клановой системы наших правоохранительных органов) нам удается строить единственную в России школу «СОлНЦе» с уникальной методикой работы с интеллектуально увлеченными детьми. (К сожалению, Москва не смогла сберечь феноменальную школу самоопределения моего учителя Александра Тубельского.) Лучшие в Казани школы, 131-я, IT-лицей, 2-й лицей, и другие работают по давно устаревшей классно-урочной системе в «знаниевой» парадигме. Классы во многих школах переполнены. Мало кто скажет вам правду: директора и учителя давно уже отучены от высказываний собственного мнения, лучшие из них только несут знания детям и лишь при закрытых дверях классных комнат.

Уважаемый Ильсур Гараевич, у вас имеется шанс реально изменить образование в нашей республике к лучшему. Есть многое, что давно пора изменить в школе. Пора отменять древнюю классно-урочную систему! В одной из самых инновационных школ в мире, в датской Ørestad, нет стен. Здание школы построено так, что учителя вынуждены менять форму преподавания. Когда пространство открыто — голос на учеников не повысишь, ибо будешь мешать другим.

В Финляндии давно уже пришли к необходимости развития навыков самооценки. Ребенку важны по жизни не оценки из аттестата, а набор важных качеств и навыков.

И не говорите, что это невозможно сделать в России. Зайдите в наше «СОлНЦе», всегда находящееся то в первой пятерке, то в первой десятке лучших школ города и республики по вами установленным критериям. Современные методики сочетаются здесь с получением высоких результатов как по нашим, российским, так и по международным форматам.

Поставьте во главу угла счастье детей, обучающихся и развивающихся в школе! Счастье, а не баллы по методическим указаниям, не согласованным с родителями и не адекватным современности.

business-gazeta.ru

Просмотров: 746

Один комментарий

  1. А чего там, пусть родители своих детей и учат!