«Есть личность муфтия Гайнутдина»: быть ли в РФ единому центру управления исламом?

bophotos-87112-1Азат Ахунов о важных тектонических сдвигах в мусульманской умме страны и конце совета муфтиев России

На прошлой неделе в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации, где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Известный казанский исламовед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов считает этот шаг этапным, ведь предпринимается новая попытка управления исламом в стране через одну-единственную структуру с центром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЕГКАЯ ВСТРЯСКА

Недавно в мусульманской умме России произошли важные тектонические сдвиги. Впрочем, легкие потряхивания никогда и не прекращались, все к ним привыкли. Но все же встряски, подобные этой, бывают редко.

23 сентября в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Это решение и в самом деле этапное, поскольку в очередной раз предпринимается попытка создать единый центр управления исламом в России с ядром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Хотя об этом не было сказано напрямую, все принятые на пленуме решения можно толковать именно так. В тот же день де-факто прекратил свою деятельность  и совет муфтиев России (СМР), хотя юридически как централизованная религиозная организация во главе с Гайнутдином он еще действует. Данный демократический и координирующий орган был создан в далеком 1996 году в противовес центральному духовному управлению мусульман во главе с Талгатом Таджуддином. Тогда подразумевалось, что СМР начнут управлять равные по статусу муфтии-сопредседатели и никто из них не станет главным. Таким образом, раз и навсегда будет покончено с привычной авторитарной системой и унитаризмом. В состав СМР вошел ряд муфтиятов Центральной России, Поволжья и Приуралья, а также Кавказа. Гайнутдин, на тот момент муфтий ДУМ Европейской части России, являлся одним из равных. Но постепенно авторитаризм усиливался, а демократия, наоборот, улетучивалась. 

Самой большой потерей для этой организации стал выход из юрисдикции Гайнутдина духовного управления Республики Татарстан с 1,5 тыс. мечетей. Это произошло в 2011 году при муфтии Ильдусе Фаизове. С тех пор между Москвой и Казанью как будто пробежала черная кошка. Отношения есть, но уже не такие теплые, как раньше.

Летом этого года из состава ДУМ РФ вышел ивановский муфтият во главе с Фяритом Ляпиным. В конце июня последний посетил Казань и встретился с муфтием РТ Камилем Самигуллиным. Лидер мусульман Ивановской области, в частности, сообщил о завершении регистрации нового устава ДУМ Ивановской области. Теперь ивановский муфтият ведет свою деятельность как самостоятельная централизованная религиозная организация, указал духовный деятель. Этот визит не остался незамеченным в Москве. В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина. «Почему-то Камилю Самигуллину нужно было об этом довести самой широкой общественности. Возможно, испытать при этом какое-то внутреннее удовольствие, насолить тем самым», — заявил тогда первый замглавы ДУМ РФ Дамир Мухетдиновкомментируя роль татарстанского муфтия в истории с выходом из состава ДУМ РФ муфтията Ивановской области.

Впрочем, Мухетдинов считает, что формально ничего не изменилось. «Что касается ДУМ Ивановской области, наша позиция неизменна, — заявил он на пленуме. — Ни в правовом, ни в духовном отношении эта организация не покинула состав ДУМ РФ, так как в действующей редакции устава, даже несмотря на то, что она была зарегистрирована с серьезными нарушениями, на первой странице значится печать духовного управления и факсимиле подпись муфтия, а текст устава гласит о духовном подчинении ДУМ Ивановской области духовному управлению мусульман Российской Федерации».

«СЕГОДНЯ ВЫ СИЛЬНЫ, САМОУВЕРЕННЫ, ВОКРУГ ВАС МНОЖЕСТВО СОГЛАШАТЕЛЕЙ»

Что касается самого пленума, то к основным решениям можно отнести следующие. Глава духовного управления мусульман РФ муфтий Гайнутдин объявил о создании совета муфтиев ДУМ РФ и призвал коллег войти в состав новой организации. «Мной издан приказ о формировании совета муфтиев духовного управления мусульман Российской Федерации — органа, который соберет наиболее авторитетных, опытных, мудрых муфтиев нашего Отечества, имеющих духовный стаж более 20 лет, со включением их в штат управления и предоставлением им рабочих мест в Московской соборной мечети», — заявил муфтий на пленуме ДУМ РФ. По словам Гайнутдина, «с 1 сентября 2020 года штатное расписания совета муфтиев России переформатировано, все его сотрудники переведены в штат духовного управления».

В ходе выступления муфтий раскритиковал тех, кто хочет сохранить «региональный статус». «Сегодня вы сильны, самоуверенны, вокруг вас множество соглашателей. А завтра по любой из огромного множества земных причин — и коронавирус тому подтверждение — вы даете слабину, а то, что вы в своем регионе строили годами и десятилетиями, начинают растаскивать самые различные группы, общества, течения. Единое духовное пространство региона может стремительно распасться до состояния полного хаоса и всеобщего противодействия друг другу», — заявил религиозный деятель.

Лидер ДУМ РФ попытался объяснить собравшимся, что сами по себе они мало что значат. «Вы прекрасно знаете, как создаются, как укореняются в регионах духовные управления и можно ли этого достичь, опираясь только лишь на свой региональный ресурс. Скажу о другом. Есть личность — личность муфтия Гайнутдина. А есть духовное управление мусульман Российской Федерации — институт нашей духовной и религиозной субъектности, нашей духовной автономии», — сказал Гайнутдин в своем выступлении.

ТАКЖЕ ПОД КОНТРОЛЬ МОСКВЫ УХОДИТ И ВСЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Пленум проигнорировали лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов и муфтий духовного управления Башкортостана Айнур Биргалин. Первый и не скрывает своего отношения к реформам в системе СМР. В недавнем интервью «БИЗНЕС Online» он прямо заявил, что «выбор формы и принципов взаимодействия должен исходить от самих духовных центров, а не навязываться извне. Духовные организации, как, впрочем, и люди, должны объединяться на основе духовной или идеологической близости».

Камень преткновения лежит в новом спущенном из Москвы типовом уставе. По новому закону Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же глава ДУМ РФ. Также под контроль Москвы уходит и вся недвижимость. Это объясняется тем, что большой, серьезной организации, такой как ДУМ РФ, легче ее контролировать и удержать в руках в случае каких-либо поползновений со стороны. Некоторые из подчиненных ДУМ РФ централизованных организаций, такие как, например, ДУМ Мордовии и ДУМ Ульяновской области, отказались подписывать этот устав. ДУМ РБ подумывает о выходе из состава совета муфтиев России, которого де-факто уже нет. Саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов поначалу фрондировал, но в итоге принял и устав, и новые правила игры. На том же пленуме он оказался единственным, кто был избран в новый совет муфтиев ДУМ РФ. Ему же доверили провести джума-намаз в Московской соборной мечети и выступить с речью на пленуме.  

БИА: «В СТРУКТУРЕ ДУМ РФ»

Согласно фотоотчету и списку выступающих, Татарстан здесь представлял лишь ректор Болгарской исламской академии (БИА) Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза. Судя по докладу и прозвучавшим цифрам, не все так плохо в БИА, как кажется порой со стороны. По крайней мере, есть движение и желание привести академию к тому формату, который был запланирован изначально.

Кстати, в своем отчетном докладе Мухетдинов также упомянул Болгарскую академию, хотя и в довольно странном контексте. Он сказал, что БИА действует «в структуре ДУМ РФ» и «под особым вниманием первого заместителя руководителя президентской администрации Сергея Кириенко», последний, как известно, возглавил ее попечительский совет. Все это прозвучало с неким подтекстом. Да, в числе учредителей академии есть и ДУМ РФ, сам Абдрахманов избран членом его президиума, но относить этот вуз исключительно к структуре московского муфтията было бы не совсем корректно.

Что касается ДУМ РТ и Татарстана, то решение, принятое в Москве, никак не отразится на деятельности татарстанской религиозной организации. Проблемы раскола были преодолены здесь еще в 1998 году после объединительного съезда.

ДУМ РТ ЛИШЬ НАРАЩИВАЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Напомним, что к концу 1990-х в Татарстане действовали две официальные религиозные структуры, претендовавшие на лидерство в духовной сфере. Это созданное в 1992 году ДУМ РТ (духовное управление мусульман в Республике Татарстан) во главе с Габдуллой Галиуллиным и ДУМТ (духовное управление мусульман Татарстана), руководителем которого в 1997 году был назначен Фарид Салман. Последняя структура возникла на базе главного мухтасибатского управления Татарстана в 1994 году и подчинялась ЦДУМ (центральному духовному управлению мусульман России и европейских стран СНГ) во главе с Таджуддином.

На тот момент оба управления контролировали приблизительно по 350 мусульманских приходов в республике, но реальные рычаги власти находились в руках лидера ДУМ РТ Галиуллина. Управление успело провести три съезда: два в 1992 году и один в 1995-м. Последний форум задумывался и был осуществлен как объединительный, но в реальности не привел к желаемому результату, а лишь усилил раскол.

Продолжавшееся противостояние между конкурирующими муфтиятами выплескивалось в виде скандалов на федеральном уровне. Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями. Таким образом, вполне понятное желание государственных структур работать с лояльным органом привело к тому, что на повестку дня был поставлен вопрос о новом лидере мусульман Татарстана, а также о едином республиканском муфтияте.

С момента объединительного съезда, когда структуру возглавил Гусман Исхаков, ДУМ РТ лишь наращивает свою деятельность, и присоединяться к кому-то татарстанскому муфтияту нет никакой необходимости.

Два года назад совместно с исламоведом Ренатом Беккиным мы провели интервью с рядом мусульманских лидеров Татарстана. Был задан вопрос и главе ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину по поводу единого муфтията. Тогда он сказал, что, в принципе, единый центр управления — это неплохо. Должен быть порядок, единоначалие. В пример глава управления привел Свердловскую область, где действует пять муфтиятов (сейчас 6). Как решать проблемы мусульман в этом регионе? С кем работать властям, кто реальный лидер мусульман? В итоге, по мнению муфтия, мусульмане находятся в слабой позиции, в полном проигрыше.

И в самом деле, долгоиграющая история со строительством Соборной мечети в Екатеринбурге — яркий тому пример. На 100 тыс. мусульман в столице Урала полагается одна официальная мечеть и три молельные комнаты.

РАСКОЛ — ЭТО НЕ О МУСУЛЬМАНАХ

Что касается единого централизованного органа мусульман России, то, по мнению Самигуллина, проблема заключается не в чиновниках, а в самих мусульманах, которые не могут найти общий язык и объединиться. Каждый региональный духовный лидер считает себя круче другого, не хочет уступить дорогу. И в противовес этому можно привести мнение первого зампреда ДУМ РФ Мухетдинова. «Мы знаем: если бы не было вмешательства отдельных начальников и органов государственной власти, то мусульмане уже давно объединились бы», — заявил он в одном из своих недавних интервью.

Попытки создать единый муфтият для всех мусульман Советского Союза предпринимались еще при Иосифе Сталине, сразу после войны. Тогда от идеи было решено отказаться, поскольку власти посчитали, что это только усилит позиции советских мусульман. Множество шагов в этом направлении было сделано в постсоветский период, но безрезультатно. В научной литературе часто используется термин «раскол», но он явно навеян историей христианской церкви. В исламе нет единоначалия, по нынешним российским законам любые три мусульманские религиозные организации могут создать свой муфтият. Да и светские власти давно уже научились работать с отдельными муфтиятами. Если раньше и было желание создать единую общероссийскую унитарную структуру, то теперь об этом никто не говорит.   

business-gazeta.ru

Просмотров: 867

Один комментарий

  1. ДОЛЖЕН быть один единственный Верховный муфтий избранный голосованием мусульман на определенный срок — больше будет ответственности и уважения Можете мне возразить что эта структура не светская — жизнь меняется и меняются правила Прочитайте новые Законы и предложения