Татары-дворяне в Российском государстве

b0f2db7e170ec40b3584fbf48913ec59В Российской империи права нехристианского населения были законодательно ограничены. И это касалось не только податных сословий – крестьян и купцов, но и дворян.

Еще со времен Ивана Грозного вхождение в дворянское сословие для татарской знати было обусловлено крещением. Тех представителей аристократии, кто не желал менять вероисповедание, высылали из вновь образованного Казанского уезда. Их земля конфисковывалась и раздавалась русским служилым людям, а также тем, кто согласился креститься. Тем не менее в рамках служилого сословия существовала прослойка татарских дворян-землевладельцев, прежде всего в пределах нынешней Нижегородчины, хотя и в среднем Поволжье за пределами Казанского уезда сохранялось татаро-мусульманское помещичье землевладение. 

Однако со второй половины 17 века служилых дворян-мусульман стали ограничивать в правах землепользования. Соборное уложение 1649 года запретило им иметь крепостных христианского вероисповедания. С 80-х годов 17 века начался процесс изъятия у дворян-татар поместий. Так, в указе от 16 мая 1681 г. говорилось: «Низовых городов у мурз и у татар, и у мурзинских, и татарских жен, и у вдов, и у недорослей, и у девок поместья их и вотчины с крестьяны и с бобыли отписать на себя великого государя для того: ведомо ему, великому государю учинилось, мурзы и татарове, в поместьях своих и в вотчинах крестьяном чинят многие налоги и обиды и принуждают их к своей бусурманской вере и чинят осквернение и описным крестьяном всякие изделья делать на себя, и мурз и татар ни в чем не слушать, и податей не платить… А буде которые мурзы и татарове похотят в православную христианскую веру креститься, и тех крестить, и отписным крестьяном за ними быть по прежнему, да им же давать жалованье…»

Окончательно дворяне-мусульмане как прослойка были ликвидированы в 1713 году. Все их поместья были отписаны в казну, а сами они превращены в крестьян. Однако ситуация стала меняться в конце 18 века, когда в результате русско-турецких войн в состав Российской империи вошел Крым. Своими указами от 1 ноября 1783 г. и 22 февраля 1784 года императрица Екатерина II разрешила принимать мусульман на военную и гражданскую службу и «князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства», кроме права владеть крепостными крестьянами православного вероисповедания. Для восстановления прав дворянства было необходимо подтвердить соответствующие документы. Затем губернаторы вносили будущих дворян в особый список, который затем передавался в Сенат для последующего утверждения.

Однако, как свидетельствует практика, государственные чиновники отнюдь не спешили в деле признания за мусульманами прав на наследственное дворянство. Это наглядно видно на примере мурз из Яушевых. Этот древний род был известен на Руси со времен Ивана Грозного. Потомок этого рода Ахмер Яушев, находясь в крестьянском сословии в 1787 году, подал ходатайство в Казанское губернское дворянское собрание об утверждении в дворянском достоинстве и представил соответствующее подтверждение своего княжеского происхождения. Дворянское собрание на основании этих документов включило его в список для утверждения в дворянском «достоинстве», который должен был быть утвержден Сенатом. Однако Сенат вернул список губернатору, обязав его запросить в Казанском дворянском собрании дополнительные подтверждения благородного происхождения Яушевых. Губернатор, однако, не стал этого делать.

В 1814 году Ахмер Яушев приехал в Петербург и собственноручно подал прошение в Сенат об утверждении в дворянском «достоинстве». Сенат спустил прошение в Казань губернатору, чтобы он представил все те же дополнительные доказательства благородного происхождения Яушевых. Лишь в 1821 году после вмешательства Министерства юстиции требуемые бумаги были отправлены в Сенат, где они… благополучно затерялись. Произошло ли это «случайно» или по недоброй воле чиновников история умалчивает.

Стоит отметить, что и в случае причисления к «благородному сословию» дворяне-»инородцы» записывались в отдельную, шестую часть родословной дворянской книги, в то время как остальные дворяне записывались в ее пятую часть.

С 1840 года с мусульман, претендующих на дворянство стали дополнительно требовать метрическое свидетельство о их законном рождении, которое выдавалось Оренбургским магометанским духовным собранием.

Еще одним способом стать дворянином было продвижение по службе. Однако подобная возможность возникала не часто. Для этого в армии нужно было прослужить не менее 12 лет унтер-офицером. Однако такие прецеденты все-таки были. Например, Манагул Алеев стал родоначальником дворянского рода Алеевых, будучи взят по рекрутскому набору в армию в 1806 году и за 25 лет службы выслужив офицерский чин, который давал ему право на наследственное дворянство.

Стоит отметить, что дворяне-мусульмане составляли очень малый процент от российского дворянства. В целом во всем Волго-Уральском регионе – основном месте компактного проживания мусульман – они составляли от 18 до 0,7 % дворян в той или иной губернии. Лишь в Уфимской губернии их было 54% от всех дворян. Но в этом случае давало о себе знать то обстоятельство, что среди них подавляющее большинство были офицерами Башкиро-Мещеряцкого войска.

У татар-дворян, за исключением выходцев из бывшей Речи Посполитой, не было главной дворянской привилегии – владения крепостными. Даже восстановившись в «благородном звании», они должны были зарабатывать и не вели роскошную жизнь помещиков, так хорошо описанную Н. В. Гоголем и И.С. Тургеневым. Они не играли большой роли в общественно-политическом дискурсе татар в начале 20-го века. Тем не менее и в наши дни существует «Татарское дворянское собрание (меджлис) татарских мурз», члены которого носят титулы князей и мурз. Спрос на благородное происхождение никуда не делся и, видимо, по сей день придает его обладателям дополнительный вес в глазах окружающих.

islamnews.ru

Просмотров: 796

Один комментарий

  1. Это явно прослеживалось все годы социалистического развития в СССР.