Кызылсуның беренче мәчете урыны билгеләнде

Кызылсу таш11 октябрьдә Красный Яр районының Яңа Кызылсу авылында истәлекле таш ачылды. Ул авылның иң беренче мәчете урынына куелды. Тарихчы Шамил Галимов алып барган тантанадан коронавирус пандемиясенә бәйле саклану чараларын үтәп, берничә дистә кеше генә катнашты.

…Тарихи документларга караганда, хәзерге Яңа Кызылсу авылының җирләренә иң беренче булып 1814 елда өч башкорт солдаты гаиләләре килеп урнашалар. Шул вакыйга авылның барлыкка килүе булып санала. Димәк, хәзер Яңа Кызылсу авылына 206 яшь.

Бу хәрби кешеләрнең икесе тиз арада, ниндидер сәбәп белән, башка җиргә күчеп китәләр. Ә берсенең нәселе дәвамлы булды: бүгенге көндә дә Хасьяновларның абруйлы гаиләсе ишле булып, аның вәкилләре биредә, күрше авылларда һәм Самарада яшиләр.

Яңа Кызылсуның беренче мәчете 1820 елларда барлыкка килә. Архивларда төгәлрәк мәгълүмат әлегә табылганы юк, тик 1825 еллар тирәсендә аның инде булганы күренә.  1857 елда гыйбадәтханә яңартыла: аңа таш фундамент куела, ә түбәсенә манара күтәрелә. Шулай итеп, ул тулысынча мәчет сыйфатына кереп бетә.

1879 елның 14 маенда зур янгын чыгып, Яңа Кызылсу авылының берничә йорты гына исән кала. Ут 46 хуҗалыкны, шулай ук мәчетне юк итә. Бу фаҗига турында  “История села Ново-Урайкино. Годы, события, люди” исемле китапта тәфсилләп язылган.

Тиздән авыл яңадан тө­зелеп, аякка баса, бер ел эчендә 100 метр гына көн­батышка китеп, кызылсулылар яңа мәчет коралар.  Ә Яңа Кызылсуның иң беренче мәчете урыны шуннан бирле буш тора. Авыл тарихында шушы вакыйгалар турында истәлекне югалт­мау, саклау һәм киләчәк буыннарга да җиткерү нияте белән әлеге таш куелды да инде.

Тантананы йомгаклап, авыл­ның мулласы Шәүкәт Ши­һа­бетдинов, үткән чорларда яшәгән әби-бабайларны искә алып, динебезнең, гомумән, гореф-гадәтләребезнең сак­ла­нуына өмет итеп, Коръән сүрәләре укыды. Җыелыш дога кылу белән тәмамланды.

Фото 5

Кызылсу таш

Фото 1

Фото10

Шамил ГАЛИМОВ.

«Бердәмлек».


Первая мечеть села Новоурайкино

Краткая историческая справка

Яңа Кызылсу авылының беренче мәчете

Кыскача тарихи белешмә

В каком именно году в “новопоселенной деревне Новая Урайкина” была построена мечеть (или молельный дом) точно установить пока не удалось. Как известно, после “водворения” на эту землю семей трех оставных башкирских солдат в 1814 г. (эту дату мы считаем временем основания нашего села) в следующие несколько лет из деревни Татарское Урайкино (Иске Кызылсу) сюда переехала основная масса первопоселенцев. (Шушы бер солдатның варислары – Хәсьяновлар нәселе).

Упоминание о примерном времени строительства первой деревенской мечети встречается в документе более позднего периода – сентября 1870 г. Он называется “Ведомость о числе магометанских мечетей, состоящих при оных духовных лицах и прихожан обоего пола Ставропольского уезда”. Вот здесь и указано, что разрешение на обустройство в деревне Новая Урайкина Филипповского лашманского волостного правления выдано Симбирским губернским правлением 7 февраля 1825 г. Уточняющих сведений о том, насколько быстро это разрешение было реализовано, мы пока не нашли. Но, исходя из практики того времени, можно предположить, что это произошло в тот же год. Или, в крайнем случае, в следующие два-три.

В первое время молельный дом (такое название культового сооружения будет наиболее подходящим) представлял собой небольшое здание, разумеется, деревянное и не имело минарета. Особого строительного мастерства такая работа не требовала и производилась за короткий срок. Молельный дом был выстроен, конечно, в центре деревни, тогда небольшой, поскольку даже позже, в 1834 г. здесь насчитывалось только 17 домохозяйств и проживало всего 163 человека.

Таким образом, еще тогда в планировке домовых хозяйств в центре нашего села Новоурайкино появилась своего рода центральная площадь, когда улица с аккуратно поставленными по обе стороны друг к другу домами вдруг прерывается, чтобы через примерно сотню метров возобновиться в такой же последовательности. Так бывало во всех деревнях, поскольку стоявшая здесь мечеть являлась главным социокультурным учреждением населенного пункта. На этой же площади обычно проходили сельские сходы, выносившие важнейшие приговоры (решения) по важнейшим вопросам сельской жизни.

Такое собрание граждан – глав семей проходило 3 июня 1854 г., которое приняло решение сразу по нескольким пунктам. Это – назначение на место престарелого (76 лет) муллы Ибрагима Файзуллова его сына Камалетдина, 1836 года рождения. (Камалетдин мулланың оныгы — Әнвәр Шакирович, тумышы белән 1927 елгы иде, Ташкентта яшәде һәм ике атна элек кенә вафат булды). А могила самого Камалетдина-муллы и его близких (там находится восемь или девять захоронений) несколько лет назад была найдена на сельском кладбище, огорожена и приведена в порядок.

На том сходе также произошло избрание муэдзина – им стал Ахметсафа Хисаметдинов, 23 лет (Әхмәтов Туктаргали бабайның карчыгы, Сафия әбинең бабасы була ул). Потом, через некоторое время, это решение было утверждено губернскими властями и Оренбургским магометанским духовным собранием в Уфе . Здесь же было оглашено разрешение Самарского губернского правления о реконструкции мечети, которая через три года, в 1857 г. была “поставлена” на каменный фундамент и оборудована минаретом, получив традиционный вид мусульманского храма. К сожалению, ни ее проекта, ни чертежей не сохранилось. Известно, что при мечети действовало медресе, в котором грамоте и религиозным дисциплинам обучались мальчики и девочки. У авторитетного имама Камалетдина Ибрагимова (в конце 19 в. он – невероятный для того времени факт — совершил хадж) учились также молодые люди из соседнего села Мулловка.

В таком состоянии мечеть простояла до 14 мая 1879 г, пока в Новой Урайкине не случился опустошительный пожар. В из-за неосторожного обращения с огнем случилась большая беда: за каких три часа сгорели “без остатка” 46 хозяйств из 52 имеющихся в наличии. А также мечеть и мирские хозяйственные постройки (гумно, общественный хлебозапасный магазин, зерновые склады и другие) рядом с кладбищем. Огонь не тронул только дома на северном конце деревни. К счастью, жертв удалось избежать.

На средства, полученные от страховых сумм, и благодаря помощи жителей соседних сел – Михайловки, Сухих Авралей, Мулловки, Новой Бинарадки, Нового Буяна к осени деревня в основном была восстановлена. После этого она перешла за березовый овраг, где возник мост, и стала расти в сторону Мошек. В тот же год, 20 ноября, группа жителей подала в Губернское правление прошение по строительству “истребленной пожаром мечети”. Главным ходатаем – инициатором новостройки стал Феткулла Туктабаев (Сугышта һәлак булган Мингали Зариповның бабасы, бүгенге авылдашларыбыз Зариповларның ерак бабалары). Уже в 1881 г. в Новой Урайкине, примерно в 50 метрах от старой, появилась новая мечеть, которую многие из нас еще застали – она по решению Ново-Буянского райисполкома была разрушена в июне 1962 г.

Шамиль Галимов, 11 октября 2020 г.

(При подготовке справки использованы материалы книги “История села Ново-Урайкино. Годы, события, люди”. Самара, 2006., а также документы Государственных архивов Самарской и Ульяновской областей, Российского Государственного исторического архива в Петербурге).


Просмотров: 782

Комментирование запрещено