Фарид Шириязданов: «Шамиль объединил горцев, воевавших между собой и сплотил их вокруг ислама»

kavkazskaja-vojna-i-imam-shamil-istorija-rossii-e3d0b0cКак и любой империи, классическим средством для расширения Российской империи были завоевательные войны. Одной из них была Кавказская война, которая продолжалась полвека, захватив период правления четырёх царей и почти полностью опустошила Российскую казну.

Для России эта война была предметом престижа, а для горцев – борьбой за национальную независимость и за сохранение исламских устоев.

Как и всякая война, она была страшной и жестокой. Одни там погибали и калечились, другие делали карьеру, третьи богатели, а дворянские дети  отмывали свою запачканную честь. При этом силы сторон были абсолютно неравными, поэтому её цели и средства также были неадекватными.

Война эта была многолика. Включала она в себя и внутреннюю борьбу горцев со своими беками и ханами, мешающими объединению родственных народов, а самое главное – мешали им в их борьбе за свою независимость. В этой войне Шамиль объединил кавказцев и стал их гордостью, оставив яркий след и добрую память в сердцах народов Кавказа.

Родился он в аварском ауле Гимры в Дагестане. Шамиль был учеником и другом первого дагестанского имама Гази-Мухаммада. После гибели второго имама Гамзат-бека, в 1834 году, он был избран главой имамата.

Шамиль с детства рос слабым и худым, часто болел. Назвали его в честь деда — Али. Но по местному обычаю, чтобы запутать «злых духов», вызывающих болезни, дали ему второе имя — Шамиль.

Постепенно он поправился и вырос крепким юношей. Летом и зимой ходил босиком, с открытой грудью. Мог перепрыгнуть через пропасть шириной в 9 метров. Никто не мог догнать его и побороть в любом состязании. Он обладал такими чертами, как храбрость, решительность, умение достигать цели в любых условиях, и необыкновенную верность исламу.

Однако, наряду с твердостью, он был чрезвычайно добр и отзывчив к простым людям, даже к пленным. Удивительным было и его общение с природой. Чтобы день был удачным, он с утра поклонялся горной реке, съедал 1 яблоко со своего сада и запивал его речной водой. Он был молчаливым, мечтательным и целеустремлённым. Часто уединялся в горах и там мог оставаться даже на всю ночь, проведя её в глубоких размышлениях.

Его единственным другом был Гази Мухаммед, который долгие часы проводил за молитвой. готовя себя к духовной службе. А Шамиль стремился к физическому совершенству. Он был сильным борцом, бегал и плавал лучше всех и со временем стал искуснейшим наездником. Всех поражали его умение стрелять из лука на всем скаку и владение шашкой.

Когда он усвоил законы шариата и суфизм (сложное учение, рассматривающее религиозную историю от Адама, Моисея, Иисуса и до Мухаммеда), его признали лучшим учеником шейха Джамалутдина.

Со временем Шамиль со своим другом Гази Мухаммедом приняли особое мусульманское учение — мюридизм. Гази Мухаммед пешком ходил по аулам,  призывая к священной войне против захватчиков, и горцы признали его как имама Чечни и Дагестана.

Против них были выставлены огромные силы под командованием 3 генералов: Розена, Вельяминова и Вольховского. В первом же крупном бою участвовал и Шамиль. Вырываясь из окружения, Гази Мухаммед геройски погиб, у Шамиля штыком было проткнуто плечо. Выздоровев, он стал продолжателем дела Гази Мухаммеда — имамом и сразу занялся укреплением в горах мусульманского права – шариата.

Существовавшее тогда вероисповедание было разнородным и вбирало в себя следующие верования: поклонение духам предков, одухотворение и поклонение неодушевленным предметам (фетешизм), сабеизм, шаманизм и, в то же время, они признавали единого бога.

Однако, существующие тогда обычаи и все поверья позволяли сохранению пьянства, грабежей, невежества и кровожадности. Шамиль упорно взялся искоренять все эти пороки железной рукой. Он велел карать смертью за обман, измену, разбой, грабеж, за несовершение пятикратной молитвы и за неуплату закята в пользу нуждающихся. А курильщикам протыкали носы и привязывали трубку.

Будучи ещё мальчиком, он презирал пьянство. Отцу, любившему выпить, пригрозил, что если тот не перестанет пить, то он зарежет сам себя. И тот бросил пить.

Год за годом имам Шамиль заменял неписаные правила, обычаи горцев законами, основанными на шариат. Среди важнейших его деяний была отмена крепостного права, рабства, противоречащее мусульманской идее о равенстве всех людей.

Его кодекс свода законов, их справедливость вызывали доверие и уважение горцев. Он был мудрым правителем, законодателем и прекрасным полководцем. Покорял и жестоко карал ханов и беков, покорных русскому царю, присоединяя все больше народностей, собратьев по вере, под знамёна ислама.

Поняв, что идёт стравливание народов, направленное на их взаимоуничтожение, а затем происходит их завоевание поодиночке, имам Шамиль твердо решил объединить народы Кавказа путем внедрения мюридизма и усиления нравственности, основанной на шариате.

О его фантастическом авторитете можно судить даже по одному примеру: во время пятничной молитвы его мюриды и весь народ его резиденции — селения Ведено, вставали живым коридором от его дома до мечети и провожали его на молитву.

Во время проповеди каждое его слово воспринималось как абсолютная истина. У Шамиля было 30 наибов — правителей провинциями. Они также выполняли и роль военных предводителей и у каждого из них было свое знамя.

В 1839 году произошло жестокое сражение. Потеряв много бойцов после трехмесячной осады, они героически вырвались с боем и чудом спаслись. В России торжествовали уже победу. А он, залечив раны, через 8 месяцев снова объявился во главе мюридов.

Однажды, жители Чечни, усомнившиеся в успехе продолжения войны, через мать Шамиля обратились к нему с просьбой разрешить покориться русскому царю (передав ей 20 тысяч туманов).

Узнав о потворстве своей матери отступникам, Шамиль три дня провел в раздумьях и молитвах. Что же делать?! Простить — немыслимо, а наказать — тяжело! И тут он услышал голос сверху: «Кто виноват — дай ему сто ударов плетью!»

Выполняя этот приказ он смог ударить свою мать плетью только 5 раз и упал без чувств. Когда встал, сказал: «Остальные. 95 ударов, которые велел мне Аллах, я принимаю на себя. Бейте меня. Если кто пропустит хоть 1 удар, того я тотчас зарежу!»

В процессе борьбы против огромных войск Шамиль придумал верную тактику: не биться лоб в лоб, а заманить врагов в горы и, образовав завалы, обстреливать их с горных вершин. Однако, Шамиль понимал, против какой огромной силы ему придётся воевать.

Ведь Кавказскую войну тогда возглавлял генерал Ермолов, который был твердо убеждён, что у народов Кавказа есть только одно право — покориться власти императора, или быть поголовно уничтоженными.

«Железом и кровью создаются царства, подобно тому, как человек рождается в муках!» — любил повторять он.

В его руках была огромная власть. Был он командиром отдельного корпуса, главнокомандующим Грузией. Ему подчинялась Каспийская флотилия, Черноморское казачье войско, Астраханская и Кавказская губернии. Ожесточенность этой войны можно объяснить и тем, что именно Северо-Запад Кавказа с его плодородными землями были целью завоевания (Эти земли сейчас включены в состав Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского края).

Мы привыкли называть кавказцев «горцами». Но ведь народы Северного Кавказа жили на равнине, но были загнаны в горы в процессе их борьбы за право на жизнь. Поэтому о жизни на Кавказе и об их суровых обычаях трудно судить человеку, который не побывал там.

В 1855 году имам Шамиль смог вернуть из России сына Джамалутдина, которого еще мальчиком он был вынужден отдать в заложники русскому царю. Воспитанник Пажского корпуса Джамалутдин тогда уже стал поручиком Уланского полка. Шамиль с горечью слушал умные, но критические слова сына по поводу его войск, о вооружении горцев и их военном устройстве.

Рассказывая о царе и огромном его войске, Джамалутдин просил отца о примирении с Россией. Конечно, это было огромной трагедией для Шамиля. Но что делать?! Ведь тот с малых лет воспитывался в России.

Однако, со временем Шамиль и сам понял, что противостоять такой огромной силе он дальше не сможет.

Он видел, как селения кавказцев в предгорьях и низинах уничтожались полностью. Находясь в окружении, ради спасения своего народа от полного истребления, Шамиль согласился на переговоры.

После многолетней войны Российская казна была опустошена до предела, а народам Кавказа грозило полное уничтожение. Учитывая это и с целью сохранения генофонда своего народа, имам Шамиль принял условия почётного пленения и сдался в плен русским войскам 27 августа 1859 года, хотя и не верил, что его оставят в живых.

Но царь Александр II встретил его достойно, с почестями и устроил в честь него торжественный приём. На содержание его многочисленной семьи определили пенсион в 20 тысяч, а пенсия его самого составила 15 тысяч рублей серебром в год.

Местом его почётной ссылки сначала был определён город Калуга. а затем их поселили в Киеве. Значительную часть своей пенсии Шамиль жертвовал ссыльным землякам и нуждающимся жителям города Калуги.

Кавказскую войну историки окружили ореолом славы, а поэты и писатели – романтизмом. Но на самом деле она была страшной и предельно жестокой. Как горько шутили солдаты, что даже в котлах с супом находили пули горцев.

Во все времена Кавказ являлся стратегической зоной особой важности. Если говорить об этой войне, то тогда три могучих империи — Россия, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом.

А вопрос подвластности Кавказа самими горцами воспринимался по-своему. Например, когда один русский генерал объяснял черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший его старик-горец показав на улетевшую с дерева птичку, сказал ему: «Я тебе дарю вот эту птичку, возьми ее, если сможешь!».

В 1870 году Александр II отпустил Шамиля с семьей в Мекку. Чтобы добиться этого, он написал клятвенное письмо, что в дальнейшем не причинит России вреда.

В Мекке он встретился с турецким султаном и, несмотря на его уважительное приветствие, Шамиль не подал ему даже руки. Ведь султан отказал ему в помощи в самые трудные моменты.
Несмотря на 18 серьёзных ранений, полученных в различных сражениях, имам Шамиль прожил 72 года. При этом он считался святым, и не только среди народов Кавказа.

Пока он был жив, люди в Мекке толпами ходили за ним, почитая его за святого. Когда умер, его с почестями похоронили на земле, считающейся священной для мусульман — на кладбище сподвижников пророка Мухаммада, в «Джаннат ал-Баки».

Один из пяти сыновей Шамиля был пашой в Османской империи и служил там главнокомандующим их войск. А все остальные — стали офицерами русской армии. Так уж было предначертано судьбой.

Как и про любого прославленного человека, про Шамиля тоже говорят разное, и хорошее и плохое. Но, при всём этом, он заслужил себе славу, немеркнущую в веках.

Кавказцы — уникальный народ, сохранивший пассионарность древних булгар и стойко хранящих её и сегодня. Ведь и «Серебряные барсилы», правящие роды Булгарского царства, тоже были выходцами из Кавказа.

Сказки, древние легенды татарского народа всегда были окутаны глубокомысленными загадками и тайнами, в которых Кавказ («Каф таулары»)  занимают особое место.

Кавказцы, будучи свободолюбивыми и природными воинами, они всегда верны долгу и своему слову. Прославленный писатель-историк Мурат Аджи в своих книгах пишет о своих дедах и прадедах, как им, и только им доверяли охрану царских особ России во многих их поколениях.

История народов Кавказа уникальна, но её трудно до конца понять тем, кто не побывал там и не вникал в суть событий, происходивших там. Хотя об этом много написано в произведениях Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Мурада Аджи и других писателей и поэтов.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Г.Самара.

 

Просмотров: 1185

4 комментариев

  1. И у нас,тоже, «беки и ханы» готовы продаться любому завоевателю, лишь бы, не потерять богатства.

  2. Интересный материал. Есть о чём подумать.

  3. Тяжёлая, но славная история борьбы за свободу.

  4. Кавказ был и остаётся мягким подбрюшьем России, поэтому продолжают бушевать такие страсти.