«Почему не представлены доказательства?»: историк Искандер Гилязов о демонтаже памятника Заки Валиди

8513В Санкт-Петербурге по требованию прокуратуры демонтировали памятник одному из основателей Башкирской республики, ученому-востоковеду Ахмету-Заки Валиди. Надзорный орган усмотрел в установке памятника признаки героизации нацизма. ИА «Татар-информ» ситуацию прокомментировал доктор исторических наук Искандер Гилязов. 

Бюст одного из лидеров башкирского национально-освободительного движения, тюрколога и доктора философии Ахмета-Заки Валиди был установлен во дворе филологического факультета СПбГУ летом 2008 года. Это был подарок Башкортостана. Одновременно с бюстом в Санкт-Петербургском университете был открыт Центр тюркских исследований имени Ахмета-Заки Валиди.

19 января прокуратура Санкт-Петербурга внесла вузу представление с требованием снести памятник. В документе Валиди назван лицом, распространявшим идеи «о создании государства по национальному признаку и о превосходстве одной нации над остальными», а наличие на территории университета его бюста и музея, по мнению прокуратуры, «свидетельствует о героизации деяний пособников нацистских преступников», противоречит законодательству о противодействии экстремистской деятельности и оказывает негативное влияние на студентов.

Всемирный курултай башкир выразил обеспокоенность в связи с появлением информации о сносе памятника. В прокуратуру и Санкт-Петербургский государственный университет были направлены запросы с просьбой пояснить ситуацию. «Бюст, установленный на территории СПбГУ, является признанием научных заслуг Ахмета-Заки Валиди и олицетворяет его как ученого-востоковеда, признанного мировым научным сообществом. Обвинения в адрес Валиди, которые неоднократно звучали от разных лиц, не подтверждаются известными науке документами и архивными материалами, в том числе периода Второй мировой войны. Считаем, что сообщения СМИ со ссылкой на городскую прокуратуру Санкт-Петербурга о признании установки памятника Заки Валиди на территории СПбГУ нарушением законодательства о противодействии экстремизму не подтверждены на данный момент документально» — говорится в письме курултая.

Свое мнение о сложившейся ситуации высказал также глава Республики Башкортостан Радий Хабиров. Он поддержал позицию Курултая башкир, и тоже отметил, что объективное решение может быть вынесено только после изучения документов. Хабиров также поддержал предложение вернуть бюст в Башкортостан.

Доктор исторических наук Искандер Гилязов — специалист по истории одного из подразделений вермахта — «Легион Идел-Урал» и автор диссертации «Коллаборационистское движение среди тюрко-мусульманских военнопленных и эмигрантов в годы Второй мировой войны». Ученый считает, что обвинения Ахмета-Заки Валиди в сотрудничестве с нацистами не имеют научного основания.

«Я не адвокат Заки Валиди. Мне никогда не приходилось вплотную заниматься ни его личностью, ни деятельностью. Как профессиональный историк я предпочитаю вести дело на основе фактов и источников.

Безусловно, Заки Валиди — это личность большая, очень сложная и противоречивая. Но в то же время, говоря о его роли в годы войны, я бы не стал давать категоричных оценок. Потому что в моем распоряжении нет фактов, документов, чтобы однозначно заявить — он был нацистом, служил нацистам или сотрудничал с ними. Поэтому я был бы очень осторожен в оценке его личности. Если есть конкретные документы, пусть покажут.

Например, кто-то говорит, что Заки Валиди участвовал в создании легиона «Идел-Урал». Я довольно хорошо знаю о легионе, но нет документов, свидетельствующих о связи Валиди с этим легионом. Хотя в архивах Германии документов о легионе «Идел-Урал» довольно много.

Во-вторых, в июле-августе 1941 года Заки Валиди изъявляет желание приехать из Турции в Германию, просит визу. Почему? Если бы он был нацистом и так верно служил нацистам, его несомненно впустили бы. Но ведь почему-то его не пускают. В Германию он приезжает позже, в 1942 году.

Получается нестыковка. Почему он не мог беспрепятственно приезжать в Германию? Я как историк могу поставить такой вопрос.

Еще говорят, что он имел отношение к легионам СС. Такого факта я тоже никогда не видел. Заки Валиди мог говорить о проблемах национальностей, политике, государственности. Но я не могу однозначно и прямо заявить, что этот человек был нацистом или верно служил нацистам.

Есть версия, что Валиди делил народы на категории, говорил о превосходстве одной нации над другой. Это подтверждается какими-либо документами?

Я не знаю его личность настолько близко. Затрудняюсь сейчас представить себе всё, что им было высказано или написано. Пусть приведут факты, после этого я смогу оценить, говорил он эти вещи или нет. Но таких фактов я не встречал и о них не слышал.

Как вы думаете, это единичный случай или уже прослеживается определенная тенденция?

Это тенденция. Ко Второй мировой войне мы сейчас стали относиться как-то с беспокойством, немного нервно. В разные времена ведь подобные отклонения уже были — пытались показать белое черным, красное белым. Героев называли предателями, а предателей, наоборот, пытались героизировать. Журналисты тоже искали сенсацию. Все это отразилось, мы теперь стали бояться.

Войну мы должны оценивать объективно, опираясь на документы. Это ужасная и огромная трагедия в нашей истории. И нельзя ее оценивать, принимая только одну определенную сторону.

Эти тенденции вызывают обеспокоенность, заставляют задуматься. Сейчас вот так наспех решили судьбу бюста Заки Валиди, для меня это осталось немного непонятным. На каком основании? Почему не были представлены какие-то документы, доказательства, источники?

Сейчас имеется тенденция расценивать войну как-то односторонне. Недавно прочитал новость, и она вызвала у меня беспокойство. В Карабахе армяне поставили памятник националисту Гарегину Нжде, такой же памятник уже есть в Ереване. Гарегин Нжде — стопроцентно сотрудничавший с нацистами армянский националист. И в Карабахе — регионе, где стоят наши российские войска, устанавливают его памятник. С нашей стороны реакции на это нет. Я это понимаю, конечно, это другая страна, другая ситуация, у них свои проблемы, у них есть свое право. Но если мы оцениваем исторических личностей, наверное, надо выражать и нашу позицию. Армяне ведь наши друзья, друзья России, почему мы не высказываем нашу позицию?

Есть опасения, что это явление получит продолжение?

Такая тревога есть. Пусть этого не будет — это мое главное пожелание. Давайте действовать трезво. Если предъявлять какие-то обвинения, то только на основе доказательств, фактов из достоверных источников. Нельзя строить обвинения только под влиянием эмоций, каких-то там лозунгов, ссылаясь на какие-то секретные документы. Если такая тенденция начнет доминировать, то это будет нашей безответственностью.

Ахметзаки Ахматшевич Валиди (Ahmed Zeki Velidi Togan) — военно-политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения, один из основателей Башкирской республики, публицист, историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967). Автор около 400 научных работ на 11 языках мира.

Родился 10 декабря 1890 года в селе Кузяново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Ишимбайский район РБ) в семье муллы. Один из его первых трудов «История тюрко-татар» увидел свет в 1912 году и получил положительную оценку. В 1915 году избран депутатом Государственной Думы. Участвовал в работе мусульманской фракции IV Думы. В 1917-1918 годах — депутат «Миллэт Меджлиси».

В 1917 году был избран членом Башкирского правительства и предпарламента Башкурдистана — Малого Курултая, а также был назначен командующим Башкирским войском. С февраля 1923 года в эмиграции. В Турции занимается научной деятельностью. Профессор Стамбульского университета и директор Института исламских исследований (Турция), почетный доктор Манчестерского университета (Англия), организатор и член многих научных обществ мира. Заки Валиди умер 26 июля 1970 года. Похоронен на кладбище Караджа Ахмед в Стамбуле.

sntat.ru

Просмотров: 902

Комментирование запрещено