«Без татар-мишарей мы не можем говорить о единстве татарского народа»

Безымянный1В институте им. Марджани представили книгу о татарских князьях в Мещере и пели с Фирдусом Тямаевым

В ведущем академическом институте РТ презентовали научный труд «Эпоха татарских князей в Мещере (XV–XVII века)». Как мишари узнавали о своей принадлежности к субэтносу татар, что нужно ответить на вызовы от наших соседей в Уфе и Астрахани и какой пример татарские историки должны перенять у русских ученых: об этом и не только — в репортаже «БИЗНЕС Online» с необычно музыкальной презентации работы историков.

«Книга посвящена исторической области Мещеры, из которой вышли татары»

Необычно громкой, причем громкой в прямом смысле этого слова, оказалась прошедшая на этой неделе презентация книги «Эпоха татарских князей в Мещере (XV–XVII века)», которая состоялась в Институте истории им. Марджани.

До начала мероприятия один из авторов исследования Максум Акчурин прогуливался по коридорам научного учреждения. Его соавторов — Мулланура Ишеева и Александра Абдиева — на мероприятии не было, поэтому отдуваться перед журналистами Акчурину пришлось в одиночку. «Этой темой мы занимаемся уже давно. В начале 2000-х в интернете стали появляться материалы — я, например, прочитал статью Ирека Биккинина про Темняковскую аристократию. Стали перепроверять документы, смотреть — и вдруг обнаружили, что информация расширяется. Так мы созрели вернуться к данной теме еще раз более основательно, — рассказал ученый. — В итоге вышла книга, которая посвящена исторической области Мещеры, из которой вышли татары, которых сейчас принято называть мишарями. Они живут от Рязанской области до Зауралья».

Максум Акчурин: «В итоге вышла книга, которая посвящена исторической области Мещеры, из которой вышли татары, которых сейчас принято называть мишарями. Они живут от Рязанской области до Зауралья»

Ныне историческая территория Мещеры находится на стыке Рязанской, Нижегородской областей и  Мордовии, но бо́льшая часть, как предполагает кандидат исторических наук, все-таки находится в Мордовии. Именно оттуда представители данного субэтноса и начали свое переселение по Евразии, в том числе и по  современному Татарстану. Есть мнение, что жители современного Дрожжановского,  Буинского, Апастовского, Кайбицкого района являются потомками переселенцев из Мещеры.

Акчурин данное предположение подтвердил. «Свияжский уезд, частично современные Апастовский и Кайбицкий районы, в русских летописях переселенцев здесь называли мещеряками. А далее территория расширялась, им не хватало земли, и они все дальше и дальше заселялись. Часть пошла на юг — в Тамбовскую, Астраханскую области. Иногда спрашивает, дескать, что, их эшелонами разве переселяли? А мы смотрим писцовые книги: там, действительно, десятки семей переселялись», — сказал автор издания.

«У каждого из нас дома есть Коран, второй должна быть историческая книга»

Конференц-зал академического учреждения оказался практически полностью заполненным, а началось мероприятие после анонсированного ранее появления здесь Фирдуса Тямаева. Заслуженный артист РТ известен в числе прочего и своим кличем на концертах: «Мишари, вперед!» Модератором встречи выступил руководитель центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. Усманова Института истории им. Марджани АН РТ Ильнур Миргалеев. Первым он предоставил слово своему шефу — директору института  Радику Салихову.

«Без истории татар Мещеры невозможно представить ни историю, ни будущее, ни настоящее татар, — сказал Салихов. — Они были дипломатами, учеными, деятелями культуры. Их потомки создавали нашу культуру — это и Гаяз Исхаки, и Муса Акъегетзаде, музыкальные  и театральные деятели. Без татар-мишарей мы не можем говорить о единстве татарского народа, такого сложного, но в тоже время сильного».

Салихов подарил «настоящему патриоту татарского народа» Тямаеву семитомник «Истории татар». Оказалось, популярный певец активно интересуется прошлым : «У каждого из нас дома есть Коран, второй должна быть историческая книга. Ведь самый счастливый человек — это тот, кто знает свою историю. Мы тоже в свою очередь стараемся для истории, недавно вышла наша песня „Татарлар“». Тем временем собравшимися артист исполнил другую композицию, «Горур халкым — татарым» («Мой гордый народ — татары»).

Модератор рассказал и об изданных в институте книгах, но особо похвалил «Эпоху татарских князей в Мещере (XV–XVII века)». Миргалеев также рассказал свою историю, касающуюся мишар: «О том, что я мишарин, узнал, когда учился в Уфе. Мне ребята из Миякинского, Белебеевского районов, узнав, что я из Кушнаренковского, сказали: „А ты мишарин, оказывается“. Но я все равно не понял. А в Казани сдавал экзамен по философии в институт истории и мне экзаменатор Фарит Султанов говорит: „Вот послушал тебя, как будто радио «Азатлык» слушаю, там ведь мишари работают“».

Руководитель центра исследований Золотой Орды передал слово автору книги Акчурину, который поблагодарил собравшихся, особенно Тямаева, вручив ему свой труд, ведь найти его непросто, так как исследование вышло тиражом всего в 500 экземпляров.

«Мишари — это вообще не название этноса, не самоназвание. Это экзоэтноним»

Историк, профессор КФУ Раиль Фахрутдинов в своем выступлении поднял важную проблему о неких силах, которые хотят разъединить единую татарскую нацию, утверждая, что есть отдельно стоящие друг от друга казанские татары, касимовские, сибирские, мишари и  так далее. «Нам надо брать пример с наших русских коллег. Они никогда свою нацию не делят, не говорят, что существует вологодский диалект великорусского языка или кубанский, а все говорят лишь о говоре, — сказал Фахрутдинов. —  Да, в конце XIX – начале XX веков, наверное, были особенности мишар и казанских татар. Авторитетно заявляю, что все эти особенности ныне минимизированы. Мишари — это вообще не название этноса, не самоназвание, это экзоэтноним (иноязычное наименование этнонимов — прим. ред.). Так мишар называют казанские татары, причем с некоторой долей юмора».

По мнению Фахрутдинова нужно отвечать вызовам некоторых наших соседей в Башкортостане, Астраханской области, Сибири: «Модель там разработана, муссируется миф, что когда-то были башкиры, ногайцы, но тут появились татары — и эти народы стали называться татарами». Профессор предложил разработать новую модель конструирования нации, чтобы сохранить ее единство.

Заведующая  отделом этнологических исследований института истории Гульнара Габдрахманова поделилась выводами своих исследований, в частности, когда респондентов просят назвать принадлежность к нации: «Я ответственно могу заявить, что в 99,9 процента случаев наши респонденты называют себя татарами, проявляют свою татарскую идентичность, не говорят о том, что они сибирские татары, мишари и так далее. Сегодня мы можем говорить об общей сложившейся идентичности татар в разных регионах нашей страны».

Тут вновь взял слово Тямаев и сообщил про свою идентичность: «Я родился в Нурлатском районе, мы себя называем татарами. Учился в татарской школе, да, говорю с акцентом. О том, что мишарин, узнал только в Казани. Раз стали так называть, начал в шутку говорить на концертах „Мишари, вперед!“» Далее заслуженный артист Татарстана спел свою новую песню «Татарлар», а когда в ней звучал припев, состоящий из первого куплета «Туган тел», весь зал встал.

business-gazeta.ru

Просмотров: 913

Комментирование запрещено