«Мусульманин должен быть не просто знатоком, а примером ислама»

eUKEceolryuzfOQ6ZGk2-1060x600-watermarkИмам казанской мечети «Ирек» Тимур хазрат Камаев рассказал журналисту KazanFirst Ильнуру Ярхамову о своих отношениях с муфтием и о том, через какие жизненные испытания ему пришлось пройти, чтобы стать священнослужителем.

Мусульмане по всему миру, в том числе и в Татарстане, празднуют Ураза-байрам. Мне интересно было на утреннюю молитву и проповедь в этот праздник сходить в мечеть «Ирек», которая располагается вблизи Кремлевской набережной.

Территория мечети, внутренне убранство мечети выглядит величественно. Именно так и должно быть. Интересно, что погрузиться в благие мысли помогает не только атмосфера, но и отсутствие связи. Мобильный интернет здесь не ловит. Так что во время прослушивания утренней проповеди, читаемой имамом мечети Тимуром хазратом Камаевым, абсолютно нет никакого соблазна (да и возможности) параллельно уткнуться в телефон. 

Сама мечеть управляется благотворительным фондом «БлагоДарение». Учредителем и строителем храма является депутат Госсовета Татарстана Ирек Салихов. Мечеть пока считается незавершенным строительным объектом. На территории можно заметить кое-какие работы. Но как говорят прихожане, чтобы мечеть «нур иңә башлады» («начала озаряться светом»), её примерно 2 года назад открыли для ежедневных и пятничных молитв. Ураза-байрам и Курбан-байрам начали проводить, но пока без ифтаров.

Главный имам мечети - Тимур хазарт Камаев, второй имам - Наиль хазрат Юсупов, и помощник имама - Абдулла хазрат Шарафутдинов. После праздничной проповеди и молитвы я поговорил с Тимуром хазратом.  

- Для начала давайте познакомим наших читателей с вами. Сколько вам лет? Откуда вы? Как стали имамом этой мечети?

- Я 93-го года рождения, то есть мне сейчас 27 полных лет. Сам родом из Азнакаево, там закончил школу №6 на золотую медаль. Когда учился, параллельно ходил в мечеть, посещал примечетские курсы, изучал Коран.

В 2011 году приехал в Казань, поступил учиться в КФУ, в Институт геологии и нефтегазовых технологий. На второй год обучения стал посещать вечерние курсы медресе «Мухаммадия». Я изначально размышлял, куда пойти учиться: светское или религиозное образование получать? Но родители настояли, чтобы я выбрал светское. Они во мне видели великого геолога-геофизика или нефтянника.

- Кто ваши родители?

- Мама у меня раньше продавщицей работала. Из-за болезни она сейчас дома сидит, домохозяйка. Отец был пожарным, сейчас уже в возрасте. Подработками занимается.

- Какие учителя в медресе вам больше всего запомнились?

- Все были прекрасные, кого-то отдельно нельзя выделить.

- И всё-таки.

- Помню Рамиля хазрата, он нам фикх преподавал. Камиль хазрат Валиуллин нам акыду преподавал. Известный по Казани Зульфат хазрат, а Айрат хазрат читал интересные лекции по тафсирам.

- Как вы совмещали учёбу в университете и медресе? Время на личную жизнь оставалось?

- Если чего-то сильно захотеть, то на это время и средства обязательно найдутся. Всё зависит от того, как мы будем стараться. Институт я тоже завершил. На последнем 4-м курсе думал, что может не стоит доучиваться? Может уехать учиться по религиозному направлению? И все-таки получил красный диплом. В «Мухаммадия» я к этому времени тоже учебу закончил.

Переломным для меня был 2014 год. Тогда я от университета поехал на практику в Когалым, в Ханта-Мансийский  автономный округ, в нефтяной край. Там ходил в местную мечеть. Мне лето и месяц Рамадан попался, почти по 22 часа мы уразу держали.

- Тяжело было?

- Молодым был — не заметил. Старшим пост держать посложнее. Достать халяльную еду там непросто было. Так было тогда. Говорят, сейчас там с этим дело стало попроще. Но не так, как у нас в Казани.

- В Когалыме есть татары, мусульмане? Сколько мечетей?

- Есть. Когда я там был, там была одна мечеть. Имам тамошней мечети - татарин. Сколько сейчас мечетей — не знаю.

И вот, когда я в Когалыме держал пост, то до меня снизошло какое-то озарение. Подумал, что и без меня достаточно много хороших геологов-геофизиков, которые способны трудится, быть в этой профессии.

В Когалыме я задумался о своём народе. Задумался, что стремящихся поднять историю нашего народа, заняться просветительской деятельностью как для себя, так и для народа -таких очень мало. На сегодня те татарские ученые, которые у нас были — имам Марджани, хазрат Кул Шариф — они к нам уже не вернутся, чтобы поднять наш народ. Чтобы татары получали знания, распространяли знания — эта ответственность лежит на наших плечах.

В общем, я тогда решил, что хочу продолжить учебу в религиозном направлении. Обратился к муфтию Камилю хазрату Самигуллину.

- Как это произошло? Вы где-то с ним встретились?

- Я официально записался к нему на приём. Помню, у него был приёмный день в Кул Шарифе. Пришёл, выразил желание, что хочу получать новые знания. Спросил у него совета. Он мне предложил медресе, которое при мечети «Тынычлык». Это медресе имени Абу Ханифы. Туда приходили преподавать из Российского исламского института. И Камиль хазрат сам непосредственно преподавал. Директор хаджа при ДУМ РТ Анис хазрат тоже нам лекции читал.

У нас в течение года там было каждодневное насыщенное обучение. Я также решил выучить весь Коран, стать коран-хафизом. Камиль хазрат меня поднатаскал. Потом я отправился на курсы коран-хафизов в Стамбул, где учился три года.

Коран я выучил, хотел дальше продолжить обучение. Но Камиль хазрат мне позвонил и сказал, что есть необходимость в имаме в мечети «Тынычлык». Я по первой его просьбе сразу прилетел в Казань и начал свою службу, свой хезмәт в 2019 году. Я там больше года проработал вторым имамом. Для меня это стало такой стартовой школой.

- Можете вспомнить какой-нибудь важный совет, который вам дал Камиль хазрат Самигуллин? Глубоко в памяти искать не надо. Интересно то, что можете сказать с ходу.

- У него очень много хороших советов. Он говорил, что наша основная задача - не просто изучать ислам, а что надо именно жить исламом. То есть мусульманин должен быть не просто знатоком в сфере ислама. Он должен быть ещё примером ислама.

Не иметь гору знаний и тащить на себе книги. Быть образцом этих знаний, чтобы эти знания виднелись в нас, в наших одеяниях, поступках.

В 2020 году 31 марта…

- … непростое время. Разгар пандемии коронавируса.

- Да-да. У меня в это время ещё ребёнок скончался. Мы с супругой при родах сына потеряли. Тяжелый момент был в моей жизни. А до этого Камиль хазрат попросил у меня резюме. И вот где-то через 2-3 дня после этой нашей потери мне позвонил муфтий, он мне сказал, что меня переводят на работу в другую мечеть, то есть сюда, в мечеть «Ирек».

И вот я с апреля 2020 года начал свою службу в этой мечети, в самый разгар пандемии, когда все мечети закрытыми были.

- Какие есть идеи, мысли, намётки, проекты по организации мечети «Ирек»? Какой должен быть образ у нее?

- Мечеть ещё не завершили строить. Но у нас есть цель. Я как коран-хафиз хочу здесь начать подготовку детей, чтобы они с детства заучивали Коран. У нас в татарском народе сегодня коран-хафизов можно по пальцам пересчитать, нас очень мало на самом деле.

В Татарстане может сотня таких специалистов наберется. В муфтияте ещё Булат хазрат - коран-хафиз. У нас в мечети сегодня Ахмад хазрат Коран читал. Тех, кого знаю лично человек 10.

Знания - это такая штука, что чем больше отдал, тем больше получил. Хочу возродить традиционное наше вероубеждение нашего ханафитского мазхаба и чтобы никаких заблуждений по вопросу акыде у нас тут не было. Хотелось бы, чтоб у людей был фундамент веры, который не просто так разрушить. Поэтому мы после пятничной молитвы садимся иногда, читаем книги по фикху ханафитского мазхаба, по матурадитской акыде.

- Сколько примерно человек приходит в день в мечеть для того, чтобы прочитать намаз?

- На пятничные намазы у нас до 230 человек бывает. Наш молельный зал заполняется. Но мы соблюдаем социальную дистанцию. На ежедневные намазы у нас примерно по 15-30 человек. К нам много людей на молитву из министерств приходят, госслужащие среди них есть. Даже заместители министров. Но и для простых людей мы тоже открыты. У нас, кстати, есть отдельное здание, где могут молиться женщины. Там же есть все условия, чтобы присмотреть за ребёнком, например, младенцев пеленать. Мы специально задумались о наших прихожанках-мусульманках.

kazanfirst.ru

Просмотров: 1537

Комментирование запрещено