Мишари — татары от ислама

d284dda65a769ef0ae32500f02e5e9a3Татары-мишари являются одним из татарских субэтносов и живут преимущественно в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях, республиках Мордовия и Чувашия. Однако дискуссии об их происхождении и самом этнониме «мишар» продолжаются и по сей день.

В настоящее время сформировались две основные версии их происхождения. Версия, выдвинутая профессором Нижегородского университета С.Б. Сенюткиным, настаивает на том, что нижегородские мишари – это некий этнический субстрат, выделившийся из Золотой Орды вследствие междоусобиц и внутриклановых столкновений и вытесненный на ее окраины, а затем поступивший на службу к Великим князьям Московским, образовав целое сословие «служилых татар». В подтверждении этой версии он приводит ряд документов, в том числе и о выделении земель татарам, выходцам из Касимова и Темникова в Арзамасском и Алатырском уездах, то есть выводя мишарей как потомков касимовских и темниковских татар, подчинявшихся чингизиду – царевичу Касыму, сыну казанского хана и бывшего хана Золотой Орды Улу-Мухаммеда.

Другая же версия относит мишар к древнетюркскому народу мещера, который пришел вместе с гуннами с Алтая в низовья Волги, а уже во времена Хазарского каганата поднялся и осел в ее верховьях в VII-VIII веках. Этой версии придерживается историк и писатель, выходец из татарского села Камкино Нижегородской области Алимжан Орлов. Именно с названием этого древнего тюркского народа «мещера» он связывает и название «мишар». При этом как бы пробрасывается и более далекая связка: «мещера» – «мажары» – «мадьяры». Как известно “мадьяры” – это самоназвание современных венгров, которые пришли в Европу с Урала. Таким образом можно увязать древнюю мещеру и местные финно-угорские племена, проживавшие в верховьях Волги и на Оке.

Земли, населенные мещерой, оказались в составе российского государства после того как 1382 году московский князь Дмитрий Иванович в числе прочих земель выкупил у Золотой Орды Нижний Новгород, Муром, Мещеру и Тарусу. С этого времени начался постепенный переход «мещерских татар», как назвали их русские летописи, на службу к Московским князьям в качестве легкой кавалерии.

Мусульманами мещеры-мишары стали примерно в конце 13 века. Распространение ислама в Мещере Орлов связывает с именем Ширинского Бахмета Усейнова – представителя крымской знати, претендовавшего на мещерские земли. Распространение ислама среди мишарей усилилось во времена Золотой Орды.

С начала XVI века начался процесс вытеснения мишарей из Мещеры русским служилым элементом, которому царские власти раздавали там земли. Мишари уходили на восток к границам Казанского ханства, где еще были пустые земли и на юг, в среднее течение Волги, в район современного Саратова (тат. Сары Тау – Желтая гора).

Тем не менее российские власти, опасаясь того, что мишари могут быть задействованы их противниками, активно приглашали их вернуться в пределы государства и поступить на царскую службу. Вернувшихся селили в пограничье: на Арзамасской засечной черте, Арзамасском, Курмышском, Алатырском уездах. Они пополнили собой ряды особого сословия – служилых татар.

В середине XVI века граница Русского государства проходила по реке Сура до устья реки Пьяна, затем поворачивала на запад, проходила вдоль нижнего и среднего течения Пьяны до современного села Вад, а затем шла по реке Серже, примерно в 90 километрах от Нижнего Новгорода. Именно здесь и селили татар-мишарей.

Однако Орлов, сосредотачиваясь на этногенезе мишарей, слабо освещает общественно-политические процессы, происходившие на всем пространстве Евразии от Алтая до Дуная. Несомненно, что мишари, как и другие тюрки, и прежде всего самые многочисленные из них – кипчаки, активно взаимодействовали на всем пространстве Дешт-и-Кипчак (Половецкого поля), ставшего колыбелью многочисленных современных тюркских народов.

Как признают лингвисты, мишари сыграли значительную роль в формировании современного татарского языка, и это служит показателем того, что они не зря относятся к татарам, как и другие субэтносы – астраханские и сибирские татары.

Фактически общетатарский этногенез, который начался в XIII веке и завершился в XX веке привел к формированию единой нации с общим языком и религией. При этом, кто бы что ни заявлял, религия сыграла здесь главную связующую роль, так как народ объединялся именно по признаку конфессиональной принадлежности и брал на себя общее название. Подтверждением тому – судьба крещенных татар, которые в массе своей слились с русскими и от которых остались зачастую лишь тюркские топонимы – названия определенных местностей и населенных пунктов.

Кстати и сам термин «служилые татары» обозначал именно татар-мусульман, находившихся на службе Российского государства и проходивших по особому разряду в «Разрядных книгах». Татар, принявших крещение, называли уже не татарами, а новокрещенами и для них существовал свой, особый разряд. Таким образом государство само сепарировало людей одного этнического происхождения по религиозному признаку., что объективно способствовало формированию единой татарской нации на основе религиозной идентичности, ибо татарами официально могли назваться лишь мусульмане.

Именно ислам сделал татарскую нацию единой и не дал ей раствориться в других народах и племенах, как некогда растворились в них многочисленные кипчаки-половцы, бывшие язычниками. Каким бы ни было происхождение мишарей – они часть единого татарского народа. Так было и так будет.

islamnews.ru

Просмотров: 1778

Комментирование запрещено