Мыжисторики

G9Ah1W-wyiIВ 1990-е годы в обществе гуляла шутка — любой россиянин знает, чему учить детей, как играть в футбол и как управлять государством. Сегодня впору эту фразу слегка изменить в конце — каждый россиянин превратился в историка. Причем людей охватило огромное желание делиться своими знаниями, которое они никак не хотят держать в себе. Школьник не может не выпендриться, поправляя взрослых на тему, какая с кем война была, министр объясняет, за что нельзя ругать Сталина, а президент рассказывает, сколько было версий смерти митрополита в XVI веке.

Что самое главное (оно же печальное) — никто из перечисленных профильного исторического образования не имеет (либо еще, либо уже никогда). Но обратиться за помощью и консультацией к специалистам (хотя бы с дипломом, не говоря уже об ученой степени) никому из тех, кто ничтоже сумняшеся демонстрирует свои познания в истории России на публике, не приходит в голову. А ведь я еще помню целую эпоху, когда любого, проведшего полных пять (или более) лет на истфаке, в любой компании засыпали вопросами «а как было на самом деле?», искренне считая, что он в курсе всех мелких деталей истории человечества от каменного века до вчерашнего дня.

Родилось даже слово — «тыжисторик». Дескать, как это ты не знаешь, ты ж историк?! Мем этот был настолько популярен, что появились и другие из этого ряда — «тыжпсихолог», «тыжврач», «тыжюрист» и пр. Люди исповедовали некий карго-культ высшего образования, которое, по представлениям того, кто его не имеет, делает человека безусловным специалистом в целой отрасли знаний. И мы (люди с профильным историческим образованием) бухтели и жаловались на то, что «они не понимают» — как, к примеру, зоолог, всю жизнь изучающий змей (таких называют серпентолог), не может быть большим специалистом по крупным копытным животным, или врач-гинеколог, не берущийся консультировать болезни печени — так и профессиональный историк, копающийся обычно в своей достаточно узкой теме, мало чем может помочь в освещении событий совсем другого периода. Ведь для ремонта труб в квартире каждый вызывает сантехника, а  не электрика, хотя оба специалиста выглядят «примерно одинаково» и носят с собою сумку с инструментами.

Однако, видимо, времена те (оказывается, благословенные — ведь спрашивали же!) уже прошли, теперь «люди обыкновенные» перешли от вопросов историкам в следующую фазу «развития» — ответы на все вопросы самостоятельно. «Я в книге прочитал», «я в Интернете видел», «мне знакомый говорил» — всё это постепенно стало достаточным аргументом в спорах о том, как и что происходило в России (и мире) прошлого. Дипломаты и школьники стали экспертами в военной истории, чиновники разбираются в деталях правления Ивана Грозного, а сотрудники полиции нынче превратились в экспертов по Александру Невскому — что это там за странные теории у новосибирского историка (!), а давайте на него дело заведем за оскорбление!

Итого, люди перешли от осознания недостаточности собственных знаний (ты ж историк, ты объясни!) к уверенности в том, что собственных знаний более чем достаточно для высказывания оценочных суждений и даже «авторитетных мнений» (к любым словам «высокого начальства» в России традиционно прислушиваются с трепетом и готовностью поддержать). Амбициозный и самоуверенный прыжок, которым общество преодолело «бездну собственного незнания»… Короче говоря, россияне превращаются в нацию «мыжисториков». Понимание того, что история — такая же сложная наука, как химия или физика, напрочь исчезло из умов соотечественников. Теперь каждый, кто сидит на лавочке во дворе — кандидат исторических наук, а если его показали по телевизору — уже доктор, академик и член-корреспондент.

Печально ли это? Ну, вы же понимаете, что случится, если вместо электрика ремонтировать вашу проводку придет сантехник. Или если врач-гинеколог начнет лечить вашу язву. Или если в школе преподавать физику или химию вашим детям будет учитель физкультуры…

Дмитрий КОПАЛИАНИ, политический и экономический обозреватель сайта

Просмотров: 1138

Комментирование запрещено