Об исламе в газете обкома КПСС. Год назад не стало Вагиз-хазрата Яруллина / Обком газетасында ислам дине турында

9qRmKndx6pIВся история татарского духовно-национального возрождения нового времени в нашем крае связана с именем многолетнего руководителя мусульманской общины Самарской области  Вагиз-хазрата Яруллина. В эти октябрьские дни  2021 г. вспоминается один из эпизодов бурной общественной жизни конца 80-х гг….

… Тогда все было впервые и вновь. Или после долгого-долгого перерыва. Так, в начале 1989 г. в Куйбышеве при участии мусульманской общины был создан татарский культурный центр “Туган тел”, вскоре такая же организация появилась и в Тольятти. При огромном стечении народа начали проводиться татарские национальные праздники – “Играй, гармонь!”,  Сабантуй… Мусульманское общество города подняло вопрос о строительстве в городе новой мечети, вовсю шла подготовка к открытию татарской воскресной школы. С каждым месяцем или даже с каждым днем этот многосторонний процесс набирал обороты. Летом широко отмечалось 1100-летие принятия ислама на Волге. И здесь небывалое зрелище: приезд больших делегаций из Турции, арабских стран, мероприятия на государственном уровне в Татарской и Башкирской АССР, грандиозное театрализованное представление на Центральном стадионе Казани, первый мусульманский сбор в Шахри-Булгаре… Потом, чуть позже – в сентябре у нас, в Куйбышеве, в Доме политического просвещения обкома партии научная конференция, посвященная этой дате,.

Словом, менялось все, причем очень быстро, буквально на глазах. И мы, энтузиасты татарской культуры, были не только свидетелями, но и активными участниками этих событий. В такой обстановке всеобщего подъема возникла также идея опубликовать в главной газете области – “Волжская коммуна” материал о жизни мусульман, рассказать подробнее о приходе в наш край мусульманской религии, первом государстве современных татар – Волжской Булгарии и вообще привлечь интерес общественности к явлениям, которые происходят в нашей общине. Орган обкома КПСС лучше всего подходил для этого, ведь газеты и журналы тогда , в доинтернетную эпоху, наравне с телевидением и радио, были средствами действительно массовой информации. Их выписывали в абсолютном большинстве семей, их читали и из них черпали информацию о всех сторонах жизни страны и зарубежных стран. Тем более, партия сама пришла в движение и нет-нет да и начала искать и находить новые подходы к окружающему ее миру. Хотя происходило это не сразу и зачастую со скрипом.

Идею не сразу, а немного подумав (видимо, посоветовавшись с товарищами), поддержала завотделом “Волжской коммуны” Л. Ш. Шафигуллина. Вообще, благодаря тому, что отделом партийной жизни областной партийной газеты в тот момент заведовал наш человек, наш план был реализован. Лилия-апа (она два года назад окончила земной путь) настойчиво занималась нашим вопросом и довела его до решения.

О том, как непросто это было, свидетельствует тот факт, что публикация готовилась к печати… почти два месяца. Первый вариант пришлось доработать, во второй внести изменения, в треттем сократить несколько абзацев, а  в четвертом сделать важные пояснения и так далее. “Это убрать, а вот это добавить, про это совсем не следует писать…”– такие и другие подобные пожелания  автор стал получать при подготовке материала. Указания шли с самого верха – от секретаря обкома по идеологии. Хотя перестройка широко шагала по стране, за год до этого уже прошло празднование 1000-летия крещения Руси, религиозная тематика с трудом пробивала дорогу в газеты, на радио и телевиидение.

И после каждого посещения обкома партии и очередной правки в текст я шел к Вагиз-хазрату в мечеть на Малом Тупике или домой, на 2-ю Радиальную улицу, и мы вместе дорабатывали материал, шлифовали предложения, придумывали такие фразы, чтобы донести до читателя свои мысли и в то же время чтобы не было, как тогда говорили, политических ошибок.

А “ценные указания” от начальства доносили непосредственно работавшие со мной консультанты идеологического отдела обкома КПСС М. Г. Федоров и Р. Ш. Шакиров. И то, что в самом важном госоргане управления работали именно такие люди, следовало считать  еще одним случаем везения.  Они подошли в вопросу неформально, а с душой. Не случайно потом Михаил Глебович Федоров, тоже покойный уже, человек высочайшей культуры, не один год ведал в областной администрации вопросами государственно-религиозных отношений и много сделал для того, чтобы они приняли нынешний организованный и стройный хакрактер. Ну а Рашит Мигдатович, историк и журналист, до сих пор в строю, теперь плодотворно работает в национальной печати, он ведущий автор журнала “Самар татарлары”, наш добрый советчик во многих вопросах.

…В конце концов 15 августа 1989 г. наш материал под названием “Опередить друг друга в добрых делах. Интервью с имам-хатыбом религиозного общества мусульман гор. Куйбышева Вагизом Яруллиным” увидел свет. Интервью получилось таким, каким могло получиться в тех условиях. Но оно стало для читателей самой читаемой в области газеты, по сути, настоящим ликбезом по исламу — первым за многие-многие десятилетия Советской власти.

Логотип 1989 г.1111

Фрагмент ВК 1989 г.111111222

 

Шамиль ГАЛИМОВ, куратор татарских историко-культурных проектов, член Союза журналистов Российской Федерации.

***

Бер ел элек, 11 октябрьдә, Үзәк Диния нәзарәтенең баш казые, мөфти Вагыйз Лотфулла улы Яруллин вафат булды. Октябрьнең шушындый ук аяз көннәрендә вафат булган Вагыйз Яруллинны искә ал­ганда, үткән гасырның 80нче елларында булган хәлләр искә төшә.

Безнең якларда татар­лар­ның рухи яңарышы Вагыйз хәзрәт Яруллин исеме белән тыгыз бәйләнгән. 1989 елда Куйбышевта барлыкка килгән “Туган тел” мәдәни үзәге дә аның катнашында һәм тырышлыгында булдырылды. Өлкә татарлары “Уйна, гармун”, Сабан туе, төрле фестивальләр оештыра башладылар, газета, якшәмбе мәктәбе ачу мәсьәләләре дә каршыбызга килеп басты. Мөселманнар исә мәчет салу турында сүз кузгата башладылар. Көннән-көн бу рухи яңарыш көчәя барды. “Идел буенда ислам динен кабул итү” көннәрендә Төр­киядән, берничә гарәп ил­лә­реннән делегатлар килү, Татарстан һәм Башкортостанда узган күпсанлы чаралар, Шәһри Болгарда узган беренче җыен һәм соңрак, сентябрьдә, Куйбышевның Политпросвещение йортында узган  фәнни-гамәли конференция…

Кыскасы, күз иярмәслек тизлектә дөньялар үзгәрә башлады. Шундый күтәрелеш дулкынында “Волжская коммуна” газетасында  мөселманнар тормышы, Идел буена ислам дине килү турында материал бастырып чыгару идеясе туды. Идеяне, бераз уйланып йөргәннән соң, газетаның бүлек мөдире булып эшләгән (мәрхүмә) Лилия Шәйхулла кызы Шәфигуллина да хуплады. Өлкә хөкүмәтенең идеология бүлеге консультанты Рәшит Мигъдәт улы Шакиров та ярдәм итте.

Ләкин бу безгә җиңел би­релмәде. Материал басмага ике ай буе әзерләнде. Тө­зәт­мәләр һәм күрсәтмәләр өстән – идеология буенча обком секретареннән төшерелә иде. Һәр төзәтмә буенча авторга Малый тупиктагы мәчеткә яисә хәзрәтнең Радиальный урамындагы өенә барырга, сәгатьләр буе Вагыйз хәзрәт белән киңәш тотарга, текстны шомартырга, кайбер фактларны яшереп, ләкин тел төбен халык аңлар­лык итеп язарга туры килде. Ул бер генә мәртәбә дә уфтанмады, киресенчә, халыкка динебез ислам асылын өлкәнең иң популяр газетасы битләрендә бастырып  чыгаруны мөһим эш дип аңлап, бөтен көчен, дәрт-дәрманын җигеп эшләде.

…Ниһаять, 1989 елның 15 августында Куйбышев мөсел­маннарының имам-хатыйбы Ва­гыйз Яруллин биргән интервью дөнья күрде. Ул елларда мөмкин кадәр мәгълүматны үз эченә сыйдырган әңгәмә  “Опередить друг друга в добрых делах” дип аталган иде һәм дингә сусаган милләттәшләребез аны ликбез итеп кабул иттеләр.  Советлар чорында беренче шундый әңгәмә булганлыктан, газета кулдан-кулга йөрде, бәлки кайбер гаиләләрдә әле дә Вагыйз хәзрәт Яруллинның истәлеге булып сакланадыр.

Шамил ГАЛИМОВ,

Россия Федерациясенең журналистлар берлеге әгъзасы.

«Бердәмлек».

Просмотров: 925

Комментирование запрещено