«Раз ты татарин, то должен стараться изучать родной язык»

kQBY4kQBQgQxFl4pYtCO-1060x600-watermarkТак получилось, что Год родных языков в Татарстане совпал с проведением переписи населения. Два этих события неразрывно связаны между собой. Одно перекликается с другим. В интервью с историком Ильнаром Гарифуллиным журналист Ильнур Ярхамов обсуждает, как сегодня изменилась этническая самоидентификация людей.

В соцсетях можно наблюдать, как пользователи стали обсуждать и выражать публично свою этническую приверженность. Например, в «Твиттере» пошла интересная волна этнического самовыражения. В частности, активистка Ольга Мисикзапомнившаяся перформансом с чтением Конституции и получившая 2 года ограничения свободы за другую акцию, заявила, что на переписи укажет татарскую национальность и татарский язык в качестве родного языка, «как минимум, потому что меня всегда заставляли стыдиться этого».

Еще одна активистка Полина Титова также поучаствовала в дискуссии и на на примере своей семьи показала, как у неё произошла ассимиляция и смена татарской этнической идентичности по схеме «Балтачев Саубан Гимаевич — Балтачем Малик Саубанович - Балтачев Павел Маликович - Балатчева Полина Павловна». Другими словами, люди в соцсетях стали задумываться о своих корнях, вспоминать их, размышлять над тем, какой путь прошла их семья и как им сохранить родной язык.  

- С чем мы подходим к переписи-2021?

- Перепись - это важное событие в первую очередь для народов России. Почему? Потому что нас меньше по численности. Перепись для нас важна, потому что именно во время переписи мы можем проявить свою национальность, свою этничность после того, как советская практика написания национальности в паспортах была отменена. Мы сегодня очень редко где можем проявлять свою национальность. Хотя у нас есть конституционное права выражать и показывать ее.  

Так что именно во время переписи мы можем мобилизоваться, собраться. Даже те, кто в обычной жизни не вспоминает о своей этничности, сейчас стал обращаться к своим корням.

Перепись важная для государства, потому что оно должно понять, сколько в России проживает людей. По последним данным это около 145 млн человек. Но, по моему мнению, учитывая вот эти тенденции с пандемией коронавируса, я считаю население России уменьшится.      

Важна перепись и потому, что узнав, сколько национальностей проживает в стране, какова их численность, численность носителей языка, государство сможет выстраивать национальную политику.  

Естественно, что все народы равны по своим правам. Но когда государство выделяет определенное количество федеральных средств на поддержку национального многообразия, на поддержку родных языков, то соответственно оно должно учитывать, сколько носителей этого языка и сколько представителей этого народа в России проживает.  

- Какие есть перспективы у татар участвовать в переписи населения электронным образом?

- Ещё два года назад, когда вопрос о переписи населения поднимался, я сам двойственно и скептически относился к вопросу о том, участвовать ли в переписи населения через портал Госуслуг или ждать прихода домой переписчика?

Теперь я категорически поддерживаю электронную форму. Во-первых, сейчас идёт эпидемия коронавируса. Естественно, что чем меньше у человека контактов, тем лучше. Поэтому переписываясь дома, вы себя уже в некотором смысле оберегаете от этих проблем. Во-вторых, использование портала Госуслуг - это шанс, что определение вашей национальности и родного языка, ваше волеизъявление, будет учитываться более объективно, нежели вы дождётесь прихода к себе переписчика.  

Почему я так говорю? Потому что во время прошлых переписей 2010-го и особенно 2002 годов, многие переписчики получали сверху планы. Где-то они старались заполнить планы методом уговоров, к примеру татар, проживающих на Северо-Западе Башкортостана уговаривали записаться башкирами. Были также случаи, причем в этом признавались сами публично переписчики, когда они писали национальность карандашом, а потом выйдя за пределы дома, квартиры, эти записи стирали и вписывали заполняли уже ручкой графу национальность как «башкир».

Поэтому надо обезопасить себя от этих случаев, пройдя перепись через портал Госуслуг. Тем более, сейчас перепись будет проходить не в бумажном варианте, а у переписчика в руках будет планшет. Так что потом доказать задним числом, что были нарушения - будет крайне сложно.

Перепись начнётся с 15 октября, а переписчики начнут ходить по домам с 18 октября. То есть у людей будет возможность как минимум в течении трёх дней воспользоваться правом электронной переписи. Как только вы перепишетесь, то получаете некий QR-код и если к вам домой придёт переписчик, то вы можете ему показать этот QR-код, сказав, что вы уже переписались, продиктовать ему эти цифры и он уже не сможет взять ваши сведения. Ваши сведения сразу отправятся в органы статистики.

- А что будет, если человек не захочет участвовать в переписи населения?

- Если человек не будет участвовать у него не будет морального права требовать объективности от органов власти, которые проводят эту перепись, от самих переписчиков.   

На портале Госуслуг ещё человек может переписать своих родственников, соседей, а это особенно актуально для молодого поколения, которые дружат с интернетом, с компьютером, в отличие от наших родственников более преклонного возраста. Много выходцев Башкортостана живут в Западной Сибири, в Татарстане. Они могут записать своих родственников, сидя в месте своего постоянного проживания.

- Очень актуальный для Башкортостана, особенно для Северо-Западных районов республики, вопрос о двойной идентичности. Есть ли в природе «татаро-башкиры»?

- За всю свою жизнь я в Башкортостане встречал только двух людей, которые могли проявлять двойную идентичность. Один из них - это Ринат Гатауллин, который когда-то дал интервью каналу «Татары мира». А второй человек - отставной военный, который родом из Караидельского района Башкортостана. Он мне также говорил, что у него родной язык - татарский. Но он раньше себя считал башкиром. На склоне своих лет, когда он уже вышел в отставку, изучил книги, поняв суть исторических процессов, он мне сказал, что он представитель татароязычных башкир, которые являются частью татарской нации. Поэтому он в эту перепись населения запишется как татарин.

Да, есть такое явление как «татароязычные башкиры». Но это не глобальная проблема, как нам хотят её представить, как например об этом говорить мой научный руководитель Дамир Исхаков. Я с ним по этому вопросу категорически не согласен, хотя он мой учитель.

Двойная этническая идентичность характерная только для тех людей, которые родились в смешанных татаро-башкирских браках, то есть между татарами и этническими башкирами. Но и это не такая большая проблема. Как правило дети в таких браках национальность выбирают по отцу. То есть, если отец татарин, а мать башкирка, то они себя считают татарами и наоборот.     

Татароязычные башкиры в основной массе живут только в трёх местах. Это Бардымский район Пермского края, там такие люди - это больше половины этого населения района. Также есть несколько сёл в Аскинском и Караидельском районе Башкортостана. Там люди разговаривают на татарском языке, но у них всё ещё преобладает сословная идентичность «башкир». Это у них всё ещё не исчезло.

Ни в Илишевском, Туймазинском, Дюртюлинском, ни в моем родном Буздякском, ни в Кушнаренковском, ни в Бижбулкском - там с кем бы я не общался, не встречал ни одного человека, который бы мне сказал, мол, вот я не знаю, кто по национальности, татар или башкир. Все уверенны, что они татары.   

- Задам вопрос от читателя. Какая татарам нужна перепись? Объективная и честная или такая, по которой численность татар будет больше?

- Для нас естественно приоритет в том, чтобы перепись была честной. Естественно, нам хочется, чтобы представителей нашей национальности было больше. Но мы также понимаем, что такие права есть и у других народов России.

Вот если перепись пройдёт объективно и максимально честно, если численность татар будет меньше, то мы это примем как данность и будем уже с этим работать. И как говорил у тебя в интервью Карим Абый Яушев, повышать численность своей нации нужно на кроватях, а не путём фальсификации переписей.

- Да-да, и только при достижении совершеннолетия…

- И в браке. Обязательно только в браке.  

- Что делать с русскоязычными татарами?

- Для нас представителями татарского народа являются все татары, даже если они не владеют татарским языком, но считают себя татарами. Эти люди, безусловно, татары. Мы всегда призываем людей овладевать своим родным татарским языком. Всегда говорю людям, чтобы они не стеснялись говорить на татарском языке, даже если они знают всего пару слов на татарском языке. Пусть люди берут в руки электронные словари, есть электронные курсы по татарскому языку, если у людей нет возможности освоить родной язык в школах.

Обрусевшие татары - это тоже татары. Мы должны стараться их вернуть в лоно татарского народа. Естественно, что это сразу не произойдёт. Поэтому я призываю всех наших слушателей очень аккуратно работать с этими татарами. Не стоит их обвинять в том, что они якобы предали свой народ. Как правило, многие люди не виноваты в том, что это произошло, потому что они жили вне территории компактного проживания татар, они не изучали татарский язык. Многие из них, возможно, были из смешанных многонациональных семей. Мы их должны вовлекать в своё лоно поэтапно. Рассказывать об истории татар, показывать, что мы можем гордиться своей национальностью, говорить, что раз ты татарин, то ты должен стараться изучать свой родной татарский язык.   

kazanfirst.ru

Просмотров: 777

Комментирование запрещено