Рустам Батыр: «Муфтий должен разрешить проводить джума в формате онлайн»

bophotos-128128-2Что стоит за «привилегией» пускать верующих в храмы без QR-кодов, которую республиканские власти дали конфессиям?

Мечети и церкви можно посещать без QR-кода. Такое решение республиканских властей вытекает из доверия к религиозному сообществу, которое в условиях пандемии повело себя в высшей степени ответственно, считает известный мусульманский деятель Рустам Батыр. Он анализирует те решения и меры, которые российские муфтияты приняли в целях борьбы с коронавирусной угрозой. Было сделано и в самом деле достаточно много. Однако наш постоянный автор указывает, что муфтияты использовали еще не все возможности, которыми располагают для спасения здоровья и жизней соотечественников в условиях эпидемии ковида.

Ждали от церковников мракобесия и ковид-диссидентства. Не дождались

На коллективные богослужения в мечетях и церквях распространяются те же ограничения, что и для всех массовых мероприятий, но сами храмы можно посещать без QR-кода. Такое решение республиканских властей вызвало зависть рестораторов, ретейлеров и прочих участников капиталистического соревнования, которые нынче плачут горькими слезами по поводу введенных антикоронавирусных мер. Для отдельных хейтеров и ковид-диссидентов подобный «перекос» стал поводом для шуток и мемов в том духе, что хлеб насущный нам подменяют пищей духовной. Шутки шутками, но именно религиозное сообщество Татарстана с началом пандемии продемонстрировало в высшей степени ответственную позицию, чем не только сломало существующие стереотипы о верующих, но и, как мне представляется, заслужило определенное доверие властей, вылившееся в указанный «бонус».

В антирелигиозных СМИ верующих людей принято выставлять мракобесами, которые против науки, всего прогрессивного и нового. Это как в известном историческом анекдоте про папу римского Павла V, который дозволил пастве употребление какао лишь потому, что оно показалось ему отвратительным на вкус. Такой вот взгляд на религию, которая-де поощряет все, что во вред человеку, и запрещает все, что ему во благо, до сих пор жив в умах противников веры. Поэтому начало пандемии, победить которую, как известно, можно, лишь опираясь на научное знание, отдельные журналисты встретили, потирая ручки в предвкушении обскурантистских ляпов наших религиозных деятелей. Словно манну небесную искали они заявления церковников против самоизоляции. Словно мессию ждали они появление муллы, который именем Аллаха проклял бы вакцинацию. Увы, увы и еще раз увы. Религиозные лидеры Татарстана больше позаботились о здоровье людей и их спасении, чем о поводах для кричащих заголовков.

Конечно, в каждой семье не без ковид-диссидента. И среди верующих встречаются те, кто дезориентирован, напуган, а потому в штыки воспринимает любые антикоронавирусные меры. Но все же здравомыслие в их среде победило. При этом, что интересно, мусульманское сообщество республики идет в общероссийском тренде исламских организаций и в чем-то даже возглавляет его.

Муфтияты не стали игнорировать угрозу, хотя и предложили разные подходы

Когда началась пандемия, российские муфтияты активно включились в работу по информированию населения о важности соблюдения всех санитарных мер и рекомендаций, предписанных Роспотребнадзором и другими госорганами. ЦДУМ России, ДУМ РФ, ДСМР, ДУМ РТ — все ведущие исламские организации страны приняли обращения к верующим и фетвы в связи с пандемией. При этом наибольшую информационную активность проявили две структуры: ДУМ РФ и ДУМ РТ.

Одними словами дело вовсе не ограничились. Вслед за заявлениями последовали организационные меры. Мечети были переведены на особой режим работы, характер которого обусловливался текущей эпидемиологической обстановкой. В данном отношении был явлен, пожалуй, весь возможный спектр необходимых действий: и резкое сокращение числа молящихся, допускаемых внутрь храма, и обязательство приходить со своими молитвенными ковриками, и санитарная обработка молитвенных залов, и даже полное закрытие мечетей. Абсолютно никакого ковид-диссидентского саботажа.

Большую работу муфтияты провели и в контексте осмысления и разъяснения вопросов, которые породили вызовы пандемии. Прежде всего муфтияты растолковали, как следует хоронить жертв ковида, которых по эпидемиологическим соображениям оставляют без ритуального омовения, хотя оно является обязательным условием похоронной молитвы. Улемы ДУМ РФ таких жертв приравняли к шахидам, «отдавшим жизнь в защиту веры или Родины», тела которых, по правилам ислама, омывать перед похоронами необязательно. ДУМ РТ не согласилось со столь вольной трактовкой шариата, т. к. в ней путается два разряда шахидов (на самом деле по исламу не все шахиды оставляются без омовения, а только те, которые погибли с оружием в руках «на пути Аллаха», но не от несчастного случая). Оно предложило другой выход. Его подсказала энциклопедия фикха «Аль-Маусу’а Аль-Фикхия»: «Если тело умершего человека было помещено в могилу и закопано, а намаз джаназа над ним не был прочитан или был прочитан, но без полного омовения покойного <…>, то намаз должен быть прочитан перед могилой».

И хотя муфияты, как видим, предложили совершенно разные решения, суть у них все же одна: ни в коем случае не игнорировать эпидемиологическую угрозу. Такая здравая позиция дорогого стоит.

Осветили российские муфтияты и вопрос вакцинирования. Причем они не просто ограничились заявлениями общего характера на тему его важности, но весьма глубоко погрузились в детали вопроса. И ДУМ РФ, и ДУМ РТ обратились к разработчикам российских вакцин с тем, чтобы досконально изучить их состав и технологию производства. Более того, сертифицирующий орган ДУМ РФ выдал сертификат «Халяль» для «ЭпиВакКороны», а Совет улемов ДУМ РФ одобрил использование «Спутника V» отдельной фетвой, несмотря на то, что при производстве данной вакцины используется материал человеческого происхождения, что вроде как неприемлемо с точки зрения ислама. В поддержку вакцинации «независимо от состава прививки» в условиях пандемии высказалось и ДУМ РТ. И вновь противники религии, которые желают видеть в верующих темных мракобесов, кусают локти.

Нужен следующий шаг

Поэтому нет ничего удивительного в том, что посещение мечетей, в отличие от торговых центров и ресторанов, было допущено без QR-кода.

Но использовали ли муфтияты весь потенциал ислама? На мой взгляд, нет. Прежде всего это касается двух вопросов: проведения пятничных молитв в формате онлайн и практики благочестивых уединений (итикаф), предусмотренной шариатом.

В первом вопросе дальше всех продвинулось ДУМ РФ. В своей фетве по ковиду оно прямо рекомендовало «совершать пятничный намаз в режиме online», хотя подчеркнуло при этом, что «данное решение носит рекомендательный характер и каждый сам вправе выбирать, совершать молитву или нет <…> и что совершение пятничной молитвы в режиме online не отменяет необходимость совершения послеполуденной молитвы (Зухр)». 

ДУМ РТ заняло менее двоякую позицию. В своем разъяснении оно указало, что в шариате для пятничной молитвы предписаны определенные условия. Во-первых, имам должен находиться впереди тех, кто следует за ним в намазе, то есть он физически должен быть ближе к Каабе. Однако в режиме онлайн это не всегда исполняется. А во-вторых, имам и молящиеся должны находиться в одном помещении. Данное условие в онлайн-формате также не исполняется. Поэтому ДУМ РТ пришло к выводу, что «в условиях высокого риска быть зараженным болезнью мусульманину в день джума следует оставаться дома и читать зухр (өйлә) намаз». Другими словами, ДУМ РТ не допускает никакого, даже частичного признания онлайн-джума, как это делает ДУМ РФ. 

Чем можно возразить в данной связи? И без пандемии в России не соблюдаются некоторые условия для пятничной молитвы, которые оговорены шариатом. В частности, еще Габденнасыр Курсави указывал, что «в нашей стране не имеется законного мисра», то есть крупного населенного пункта, живущего по законам шариата. А только в таком населенном пункте и исполняется пятничная молитва. Тем не менее Курсави настаивал, что пятничная служба остается для мусульман России обязательной, ибо в этом есть для них благо.

Точно так же в условиях пандемии есть благо для мусульман в пятничной молитве онлайн. В самом деле, зачем лишать верующих еженедельной проповеди духовных наставников, то есть рубить сук, на котором мы сами же сидим? Это глупо. Узаконив же дистанционное джума, мы не оставим паству без наставлений, но при этом укрепим верующих в решении больше времени оставаться дома и минимизируем случаи срывов и саботажей с их стороны.

Формат онлайн для джума не обязательно делать нормой. Речь идет об исключении. Такого рода исключения испокон веков допускаются в исламе. Как известно, для спасения жизни человека можно, например, есть и свинину и пить вино, если нет иных способов утолить голод и жажду. Пандемия относится к аналогичным критическим ситуациям. И здесь вполне допустим отход от стандартных правил. Странно, что муфтии до сих пор его не реализовали.

Вторая нереализованная возможность — это итикаф, то есть практика молитвенного уединения. Активный призыв к ней позволил бы самоизолировать некоторое число верующих и тем самым пусть на небольшой процент, но сократить число физических контактов в нашем обществе. В условиях пандемии, как мы все прекрасно понимаем, это пойдет только на пользу. Кстати, из российских муфтиев, кажется, только Камиль Самигуллин периодически (во время отпуска) уходит на многодневный итикаф, что весьма похвально. Так почему бы не призвать других верующих также исполнять эту традицию Пророка? У Камиля хазрата есть полное моральное право на это. Есть на то и необходимость.

Итак, наши муфтияты достойно справляются с вызовами пандемии. Однако, когда речь идет о здоровье и жизни людей, никогда нельзя довольствоваться достигнутым. Республиканские власти пошли на весьма жесткие, но необходимые меры. В этих условиях поднять планку должно и ДУМ РТ, равно как и другие общественные организации. Из мусульманского богословия нужно выжать по максимуму — во благо человека.

business-gazeta.ru

Просмотров: 900

Один комментарий

  1. Джума онлайн в принципе возможен, но только частично. То есть можно послушать проповедь хутбу, но намаз читать уже самому и то полуденный можно с домочадцами джамагать общую молитву полуденную вместо пятничного намаза прочитать. НО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ ЗА ИМАМОМ НАМАЗ ОНЛАЙН!!! В этом единодушно согласны все за редким исключением («особо ученные» такие как Батров) ученные..