Камиль хазрат: «Татарская умма исторически являлась одной из самых передовых среди исламских народов»

БезымянныйКазань в третий раз приняла международную конференцию по проблемам современной теологии

«Взаимопонимание между народами — это фундамент, на котором зиждется благополучие России. Это нужно объяснять и преподавать», — заявил муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин на прошедшей в минувший четверг научно-практической конференции, посвященной теологии традиционных религий. Внушительный бомонд религиозных ученых из России и дальнего зарубежья в течение двух дней обсуждал проблемы и перспективы современного духовного образования. О том, каким предстает будущее теологии, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«Теология — это не прямая шариатская наука. Но мы ее активно используем…»

На минувшей неделе Казань безо всякого преувеличения стала центром мировой теологической мысли. В один момент сюда съехались десятки видных зарубежных и российских религиозных ученых с одной лишь целью — принять участие в международной научно-практической конференции «Теология традиционных религий в научно-образовательном пространстве современной России». В течение двух дней ее участники обсуждали актуальные проблемы теологической науки — от глобальных проблем духовной безопасности государства и межрелигиозного согласия до инновационных методов изучения основных религий: православия, ислама и иудаизма.

Сама конференция, организованная Российским исламским институтом (РИИ) и Духовным управлением мусульман РТ в прямом партнерстве с Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), проходила в классическом формате круглых столов и мастер-классов. При этом часть участников подключались по Zoom, часть присутствовали в стенах РИИ и Казанской духовной семинарии очно, что довольно редко в условиях пандемии. Организаторы мероприятия подошли к нему ответственно, с соблюдением всех антиковидных мер, в чем лично убедился корреспондент «БИЗНЕС Online»: социальная дистанция, масочный режим и даже недавно ворвавшиеся в жизнь QR-коды.

Центральным местом действия теологической конференции в ее первый же день проведения, 14 октября, стало пленарное заседание на базе «Корстона», которое модерировал заместитель муфтия РТ, ректор РИИ, председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин. «Хотим более профессионально и глубже обсудить вопросы гражданской идентичности, — отметил в беседе с нашим корреспондентом Мухаметшин. — И следует также понимать, что наука теология сегодня активно развивается и очень важно сейчас рассмотреть вопросы ее методологии».

«Теология — это не прямая шариатская наука. Но мы ее активно изучаем и используем в качестве нашего некоего инструмента», — рассказывал журналистам перед началом конференции муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. По его словам, подобные мероприятия крайне полезны для сверки часов научного сообщества в области теологического образования. Этот тезис о необходимости обмена опытом и выстраивания диалога подтвердили и другие участники конференции, среди которых оказалось более двух сотен представителей религиозного научно-образовательного сообщества страны. Как пояснила исполнительный директор НОТА Галина Теплых, среди них были ученые из Волгограда, Астрахани, Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Белгорода, Нижнего Новгорода, Саратова, Махачкалы, Пятигорска, Грозного и ряда других российских городов. Не говоря уже о «друзьях» из Казахстана, ОАЭ, Турции, Марокко. Казанская теологическая конференция в этом году стала уже третьей — из года в год ее география только неуклонно растет.

Как отметил в своем приветственном послании участникам конференции первый замминистра образования и науки РТ Андрей Поминов, в Татарстане сегодня ведется обучение и воспитание на пяти языках, в учебных учреждениях изучается 7 различных языков народов республики, в воскресных школах преподается язык и культура 25 национальностей, а с 2019 года еще и реализуется амбициозный проект по строительству полилингвальных школ «Адымнар — путь к знанию и согласию». Все это, по словам Поминова, работает на одну общую задачу — сохранение межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Татарстане. Эффективным инструментом для этого служит теологическое образование, готовящее необходимые кадры. Только в трех татарстанских вузах сегодня по данному направлению обучение проходят более 800 человек.

«Место для конференции выбрано неслучайно. Это важнейший по экономическому и культурному потенциалу регион в нашей стране. Является особым и для православных, и для мусульман России, и для других конфессий. Здесь на протяжении веков мирно живут представители разных культур, показывая всему миру образец реализации духовных ценностей», — зачитал приветствие председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры РПЦ митрополита Волоколамского Илариона председатель научного совета НОТА Дмитрий Шмонин.

Интересно, что весьма деятельное участие в теологической конференции приняли и представители светской власти. На связи, например, был главный советник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики администрации президента РФ Андрей Третьяков. Свое приветствие участникам мероприятия отправил и руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров. Его представитель заверил присутствующих, что все сказанное научным сообществом на конференции будет обязательно услышано органами власти.

«Только преемственность поколений позволяет сохранять стабильность в обществе»

«Наши предки оставили для нас бесценные духовные резервы. И наша задача — изучать их, осваивать, популяризировать и воспитывать интерес к ним у молодежи, — отметил в своем выступлении на пленарке муфтий РТ. — Бездуховность, потеря национальной и религиозной идентичности, отрыв от семьи, своих корней, родителей приводят к таким трагедиям, как в 175-й школе в Казани и Пермском университете. Надеюсь, обмен мнениями на сегодняшней конференции будет полезен ректорам не только исламских вузов, но и православных и, конечно же, представителям государственной власти».

По словам Камиля хазрата, совсем неслучайно, что теологическая конференция проходит в Казани в преддверии празднования 1100-летия официального принятия ислама Волжской Булгарией. Эта дата считается одной из самых памятных в истории татарского народа и всех российских мусульман, которые приняли активное участие в формировании современной российской нации. Татарская умма, заметил муфтий РТ, исторически являлась одной из самых передовых среди исламских народов и внесла неоценимый вклад в развитие в том числе общей мусульманской культуры. «1100-летие принятия ислама очень примечательно и в контексте сегодняшней политической повестки дня, поскольку ислам в 922 году на берегах Волги был принят добровольно, то это событие, произошедшее в самом сердце современной России, явило человечеству пример высокой политической мудрости и образец межрелигиозного мира и межнационального согласия, — заметил Камиль хазрат. — Таков посыл предстоящего 1100-летия. И таким же смысловым содержанием должна быть наполнена исламская система образования в России».

Отечественная исламская теология, заявил он, должна основываться на собственном 11-вековом богословском наследии. Между прочим, только в Казани до революции было 12 тыс. наименований богословских трудов, которые сохранились и дошли до наших дней. А еще выпускались теологические труды на Кавказе, в частности в Дагестане. Сегодня ДУМ РТ реализуется проект darul-kutub.com, где удалось собрать уже 1,3 тыс. богословских работ в свободном для всех pdf-формате. Татарские мусульмане вносят существенный вклад в развитие общемировой исламской теологии.

«Человек будет чувствовать себя полноправным гражданином своей страны только тогда, когда станет осознавать, что его предки веками жили и трудились на этой земле и что он не чужой в своем государстве, что у него нет другой родины. Такая преемственность поколений позволяет сохранять стабильность в обществе, укреплять духовно-нравственные семейные ценности, продолжать непреходящие традиции, воспитывать в молодых людях любовь к своей стране, к своей малой родине, к своему народу и семье. Не должно быть ни у кого сомнений, что Россия — это большой дом для многочисленных народов и религиозных групп, которые всегда сообща защищали страну, строили российскую государственность, развивали ее мощное экономическое пространство. Взаимопонимание между народами — это фундамент, на котором зиждется благополучие РФ. Это нужно объяснять и преподавать не только в религиозных, но и в светских учебных заведениях», — заявил муфтий РТ, подчеркивая значимость теологии в структуре отечественного образования для укрепления межрелигиозного взаимопонимания и, как следствие, развития гражданского общества.

Теология на страже национальной безопасности

С муфтием Татарстана были солидарны и другие выступающие на пленарном заседании. Недавно назначенный ректор КазПДС отец Владимир (Самойленко), выступавший от имени митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, также подчеркнул, что теология сегодня может и должна стать фактором всеобъемлющего межрелигиозного мира и согласия в российском обществе. Лидер татарстанских иудеев, главный раввин РТ Ицхак Горелик, в свою очередь заметил на примере жизни пророка Авраама, что изучать теологию нужно еще и потому, что она помогает прийти к Богу.

О способствовании теологии межкультурному диалогу говорили и специальные приглашенные гости конференции, в числе которых был, например, ректор университета гуманитарных наук им. Мухаммада бин Зайеда (Абу-Даби, ОАЭ) Халид аль-Ябхуни. Его коллега, но уже из Дагестанского гуманитарного института, Магомед Гаджидадаев заметил, что развитие теологического знания — это гарантия национальной безопасности любого государства. Руководство России это понимает, поэтому бережно относится к религии как к глобальному щиту. Духовная безопасность, которую помогает осознать теология, — часть общей национальной безопасности. К сожалению, как отметил профессор кафедры религиоведения Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» (Алматы, Казахстан) Кайрат Затов, в мире сегодня остаются силы, желающие превратить религию в инструмент своей политической борьбы. Это обстоятельство накладывает на исследователей религии особую ответственность.

Подробно смыслы каждого из этих тезисов участники конференции раскрыли в последовавших после пленарного заседания круглых столах. На отдельных секциях, обмениваясь опытом, говорили о путях развития гражданской и религиозной идентичности, духовно-нравственных ценностях теологии и т. д.

business-gazeta.ru

Просмотров: 738

Комментирование запрещено