От гвардии рядовой РККА до народной артистки ТАССР

Главный режиссер Альметьевского драмтептра, первая половина 90-х годов

Главный режиссер Альметьевского драмтеатра З.Х. Туишева, первая половина 90-х годов

Есть в Челно-Вершинском районе Самарской области село Заиткино, Легенда гласит, что его название связано с сиротой по имени Заит, отпущенным хозяином на вольные хлеба, когда парень в 18 лет решил создать семью. Получив в дар табун лошадей за хорошую работу, Заит обосновался на берегу реки Челнинка, где и находится ныне Заиткино. По селу наших соплеменников вьются улицы Вахитова и М.Джалиля. Здесь родился и рос почетный гражданин Челно-Вершинского района М.Х. Мингалеев (о нем мы писали в 12-ом номере журнала). Но далеко не все знают о том, что сей населенный пункт является родиной еще одного почетного гражданина, ставшего им не в нашей области, а в Альметьевске. Причем, почетных званий у него два – и городского, и районного масштаба. О ком речь? О народной артистке ТАССР, участнице Великой Отечественной войны, актрисе и главном режиссере Альметьевского государственного татарского драматического театра З.Х. Туишевой (Туешевой).

 

Во всех обнаруженных публикациях о ней отмечаются самарские корни героини нашей статьи. Чаще всего это делается с помощью следующей фразы: «Туишева Закия Хафизовна родилась 29 декабря 1919 года в деревне Заиткино Челно-Вершинского района Самарской области». Казалось бы – можно повторить эту приятную для самарских татар запевку, но против истории идти нежелательно. Дело в том, что в 1919 году не было ни Самарской области, ни Челно-Вершинского района. А деревня Заиткино входила в Седелькинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии.

Годом позже тот уезд упразднили, и его территорию включили в состав только что созданной Татарской АССР как Чистопольский кантон.Но декретом ВЦИК от 22 сентября 1921 года упомянутая выше волость была отнесена к Самарской губернии и больше с землей самарской она практически не расставалась. То есть землячкой нам Закия ханум стала на втором году своей жизни.

Правда, проживание в нашей губернии длилось недолго – около двух с половиной лет. А потом мусульмане деревни Новое Альметьево, искавшие достойную кандидатуру на место скончавшегося муллы, обратили внимание на Хафиза эфенди, который был известен как высоко образованный духовный служитель, освободивший пост муллы в Заиткино еще перед первой мировой войной. В начале 10-х годов XX века его пригласили имамом-хатыбом в соборную мечеть Армавира, где он успел осмотреться, открыть медресе и подобрать жилье для семьи. Но когда Хафиз хазрат приехал в Заиткино за домочадцами, началась та самая война, и выпускник касимовского медресе остался в деревне на крестьянской работе, так как место муллы уже было занято.

Как вспоминала Хафиза апа, ей было четыре года, когда на нескольких подводах всю их семью перевезли по весне на новое место жительства, вернув Хафиза абый с женой и тремя дочками в Чистопольский кантон, к которому относилась д. Новое Альметьево. Наверное. сей переезд был в радость Туишевым, жившим последнее время в бане, поскольку их заиткинский дом сгорел во время пожара.

Отец нашей героини, бывший, по сути, дважды Хафизом (один раз – по имени, а второй – благодаря знанию наизусть Корана), уделял внимание и обучению своих детей. Уже в пятилетнем возрасте Закия научилась читать и писать по-арабски. Благодаря отцу она познакомилась и с татарской литературой. Девочка с удовольствием ходила в школу крестьянской молодежи, причем ее взяли сразу во второй класс. Но вскоре начавшиеся гонения на служителей культа коснулись и ее. Как-то Туишевой вручили записку для папы, в которой было написано: «Хафиз абзи, не присылайте больше на занятия Вашу дочь, так как она не имеет права учиться в советской школе». Закию начали бойкотировать сверстники (отказывались с ней играть, били) и взрослые, не отвечая на ее приветствия. Тяжело переживавший эти перемены Хафиз Валиуллович слег и в день, когда его пришли арестовывать, скончался.

А дальше стало еще тяжелей: заболела мама Бадерниса апа и появившийся нездоровым на свет в Новом Альметьево младший брат, за неуплату налогов конфисковали козу и прочую живность, нечего стало есть, обуть, надеть. Вторая дочь Насима в этой ситуации решила искать счастья с подругой в Средней Азии. Старшая же дочь Сафия еще при отце вышла замуж и уехала в соседнюю деревню. Для девятилетней Закии началась черная полоса жизни, в которой она тем не менее пыталась обнаружить хоть какой-то просвет.

И он нашелся в народном доме деревни (такое название культурно-просветительных учреждений использовалось в первые годы Советской власти). Нардом привлек девочку, смехом и веселыми молодыми голосами. Однажды она рискнула зайти внутрь и спрятаться на печке, но молодые люди почему-то сидели молча. Оказалось, что самодеятельные артисты собрались на репетицию, но не явился суфлер, который мог прочитать пьесу. Закия предложила свои услуги, и ее беглое чтение открыло дорогу в суфлерскую будку.

Так она сделала первый шаг к сцене, а домой после репетиции не шла, а летела. «Это было мое первое счастье», – спустя десятилетия скажет Закия ханум. А народившееся желание стать актрисой уже не оставляло ее. Поэтому, окончив в 1937 году семь классов (со временем ей разрешили вернуться в школу), она отправилась в Казань – поступать в театральное училище. Пешком за двое суток добралась до Чистополя, а там села на пароход.

Говорят, что язык до Киева доведет. В нашем случае язык помог девушке добраться до театрального училища, которое тогда называлось техникумом искусств и было закрыто на замок.  Ныне в истории этого заведения написано. что оно существовало до конца 30-х годов, а потом был перерыв. То есть наша героиня попала на начало промежуточного финиша его деятельности в тот период и смогла лишь узнать, что на будущий год набор может быть состоится.

Опечаленная уроженка д. Заиткино поначалу, не представляя своих дальнейших действий. В кармане бренчало порядка 15 копеек, на которые мало что можно было купить: 50 граммов клубники или сливочного масла, или одно яйцо (и получить шесть копеек сдачи, если, конечно, одно яйцо продадут). Выбор был сделан в пользу куска хлеба. И тут Закия увидела объявление на татарском языке о наборе в открывающуюся при Казанском государственном жировом комбинате им. М.Н. Вахитовашколу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Тогда комбинат уже превратился в крупнейшее предприятие жироперерабатывающей промышленности страны, поэтому он нуждался в подготовленных рабочих, и школа ФЗУ помогала решать эту проблему. Принятым в школу, как гласило объявление, предоставлялось общежитие и выплачивалась стипендия.

Для Закии снова блеснул лучик света, и она стремглав направилась по указанному адресу. Ее приветливо встретили и велели приходить на учебу через несколько дней, а именно 1-го сентября. Но узнав, что остановиться девушке негде, Закию досрочно разместили в пустующем пока общежитии, где наша героиня впервые увидела матрасы и кран с водой. А потом женщина, разместившая ее на проживание, принесла тарелку супа. Закия ела и плакала. Плакала от еще одного счастья.

Училась в школе ФЗУ она старательно и после окончания стала работать на комбинате. Предприятие имело свой клуб, в котором действовало несколько кружков, в том числе драматический. Руководитель этого кружка, присмотревшись на занятиях к Закие, порадовал ее предположением о том, что из нее может получиться актриса. А узнав о намерениях девушки, предложил свои услуги по подготовке к просмотру и прослушиванию в техникуме искусств.

Но до этого состоялся и внеплановый просмотр. Дело в том, что в первой половине 1938 года в Казани проходил III республиканский конкурс самодеятельных драматических кружков. Собравшиеся выступать на нем со спектаклем «Галиябану» М.Файзи артисты клуба работников советской торговли в последний момент лишились исполнительницы роли свахи, которая слегла, повредив ногу. Из этого клуба позвонили на жиркомбинат и попросили помочь заменой. Было решено направить к «торговцам» Закию. Она быстро выучила роль, а по ходу действа на сцене смогла даже решиться на импровизацию.

Выступление членов кружка удалось. Вот что по этому поводу было написано в газете «Красный Татарстан»: «Особого внимания заслуживает товарищ Туешева, сыгравшая роль свахи. Этот образ в спектакле получился очень достоверным…».

А если добавить сюда, что Закия занималась и спортом, и была общественницей, и успешно училась-работала, то просто просится в текст известная фраза про одну из героинь фильмов Л.Гайдая – студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица»! Но Туишеву не принимали в комсомол, перекладывая решение по вертикали властных органов. Не допустили ее и до занятий в аэроклубе. Причина такого «холодного душа» старая – дочь муллы, врага народа.

Ну а за право именоваться студенткой Закия начала борьбу летом 1938 года, когда техникум объявил набор на театральное отделение. Так как помещения он к тому времени лишился, то вступительные экзамены и учебные будни отобранной молодежи были спланированы в Татарском государственном академическом театре (ТГАТ).

Наша героиня, несмотря на большое волнение, сумела проявить перед экзаменационной комиссией свой характер и креативность. Так, при исполнении песни «Галиябану» она сделала аккомпаниатору (им был известный композитор С.Сайдашев) замечание: «Тонкий играй, дядя, не толстый!». А читая стихотворения Г.Тукая «Водяная», в строфе «Так достигли мы деревни. По деревне понеслись. / И тогда на Водяную все собаки поднялись. / «Гав» да «гав» за ней несется, и собачий громок лай, / Испугалась Водяная, убегать назад давай!» решила более убедительным сделать лай собак. «Гав-гав» Закия произнесла три раза, имитируя сначала пожилого пса, потом молодую собаку, а в конце – щенка. Члены комиссии от такого творческого подхода рассмеялись. Да и по ходу всего выступления девушки они улыбались, слушая ее мишарский говор. Представительница жиркомбината восприняла эти улыбки как свидетельство ее неудачи и ждала подтверждения этого в коридоре. Но ее включили в число 13 принятых человек, и опять она летела по улице в свое общежитие, воодушевленная еще одним лучиком счастья.

В ТГАТ Закия занималась с 1938 по 1941 год, получая порой практику в массовке театра, которому в период обучения нашей героини было присвоено  имя Г.Камала. Имея отличные оценки по актерскому мастерству, она совершенно «не дружила» с математикой и физикой. Причем, не дружила – это мягко сказано, ведь возникал даже вопрос об отчислении за неуспеваемость. Вторая ее проблема – русский язык, которому Туишева нигде не училась и знала только несколько бытовых слов.

Учащиеся студии театра им. Г.Камала, 1939 год. Туишева - в белом платье, крайняя слева в нижнем ряду

Учащиеся студии театра им. Г.Камала, 1939 год. Туишева — в белом платье, крайняя слева в нижнем ряду

Казусная ситуация в связи с этим возникла на занятиях. проведенных для будущих артистов татарским писателем, поэтом и драматургом А.Кутуем. Он дал задание – выучить стихотворение А.С. Пушкина «Талисман» и поделиться суждениями о его содержании, используя только русский язык. На память Закия не жаловалась и поэтому все строчки она быстро выучила. Со второй частью задания дела обстояли гораздо хуже. Прослушав «Талисман» в исполнении Туишевой, Кутуй спросил: «Закия, ты хоть понимаешь, что нам прочитала?». На это покрасневшая от переживания девушка, выдержав паузу, ответила ему: «Кәнишня панмаш!». Так прозвучала ее версия предложения – «конечно понимаю». После взрыва смеха ее однокурсников автор «Неотосланных писем» закруглил занятие, а нашей героине посоветовал, перейдя на родную речь, не огорчаться и иметь большое желание овладеть «великим и могучим».

 Туишева налегла на язык, а математика с физикой больше не досаждали в связи с тем, что на втором курсе учащиеся техникума превратились в слушателей студии при ТГАТ, и программа обучения претерпела изменения. На выпускном курсе стало известно, что Туишеву, «купавшуюся» в счастье от образовательного процесса, и трех ее одногруппников-парней оставляют в альма-матер. Предстояло лишь сдать экзамены.

Но тут наступило 22 июня, и события того дня врезались ей в память. Автор статьи «Актрисы на фронте нужны!» Л.Седельникова приводит такие слова Закии ханум: «Я была хохотуньей. В тот летний день я как раз что-то рассказывала, и все смеялись вместе со мной. Тут вошел Давлетбаев, очень красивый казанский парень, и сказал: «Остановись,Закия! Война началась!..» «Да ладно тебе! Нашел тему для шуток!», – ответила я ему. И услышала: «Я не шучу, по радио объявили».

На четвертый день войны хохотунья пришла в военкомат с просьбой отправить на фронт. Казалось бы, что выйдя из такого несчастливого детства, дочь «врага народа» должна была озлобиться на людей или замкнуться в своем мирке и не переживать за страну. А она выбрала другой вариант поведения – отплатить добром за все оскорбления и унижения.

Услышав в военном комиссариате отказ («на фронте нужны не актрисочки, а медсестры»), Закия устроилась вязальщицей на завод по выпуску кетгутов (саморассасывающихся хирургических шовных материалов), где как раз открылись курсы для медсестер. Правда, в истории кетгутного завода, благодаря которому Казань стала общепризнанной родиной советского и российского кетгута, написано, что с началом войны комсомольско-молодежные бригады изучали санитарное дело.

После получения медицинских знаний и навыков Туишева снова пришла в военкомат. На сей раз просьба девушки была удовлетворена, и 2-го июля 1942 года она оказалась в 342-й стрелковой дивизии, которая тогда и вплоть до лета следующего года вела главным образом оборонительные бои в составе войск Брянского и Западного фронтов.

Можно сказать, что попала Закия с корабля на бал. На кровавый бал, так как неудачное наступление дивизии, остановленное 11 июля, привело к потере убитыми и ранеными 2900 бойцов. А ведь на 1-е апреля в ней насчитывалось 6208 человек

Биография нашей героини в действующей армии началась от сражений под тульским городов Белёв. Отметим при этом слова А.Г. Ярмиевой, автора повести «Солдат, актриса, режиссер», о том, что армейская служба Туишевой началась в дивизионном клубе. Но не для этого Закия прервала театральную карьеру и получала медицинские знания на заводе, чтобы на фронте петь и танцевать. Поэтому очень скоро ее распределили в санитарную роту одного из полков дивизии.

В полку санитарная рота занималась вывозом раненых из батальонов, развертыванием полкового медицинского пункта в 2-5 км от линии фронта, сортировкой раненых и оказанием первой врачебной помощи. Через сто дней Закии пришлось принять участие в первых для нее боевых действиях.

Затем она стала санитаром операционно-перевязочного взвода 434-го отдельного медико-санитарного батальона (мсб), который входил в названную дивизию. Медсанбат оказывал квалифицированную хирургическую помощь, организовывал эвакуацию раненых из полков, развертывал дивизионный медицинский пункт в 6-10 км от линии фронта и пункт помощи легко раненым. В мсб оперировали 50–60% всех раненых, нуждавшихся в хирургическом вмешательстве

К привыкшей делать все старательно и с душой санитарке во взводе относились хорошо, но некоторые называли ее Зойкой. Такое обращение всегда пресекал командир взвода (он же – хирург), который относился к ней как к дочке. «Она вам не коза, – возмущался хирург, называвший Туишеву не Закией, а Зоки. Во время одной из бомбежек ее контузило, вследствие чего наш санитар оглох. Ее собирались отправить в госпиталь, но через месяц левое ухо стало слышать, а от правого уха, как сказал осмотревший Туишеву специалист, не следует ждать восстановления слуха более чем на 30%.

Тем временем 342-я дивизия в составе 3-й армии Брянского фронта участвовала в контрнаступлении в ходе Курской битвыи 20 июля 1943 года освободила г. Мценск, после чего 5 августа вышла на западную окраину города Орел. А за успешные действия в Орловской наступательной операции и проявленный при этом массовый героизм 23 сентября 1943 года дивизия была награждена почетным званием «Гвардейская», получила новый войсковой № и преобразована в 121-ю гвардейскую стрелковую дивизию (121-ю гв. сд).

В связи с этим сменил номер и медсанбат, превратившись в 122-й. отдельный медико-санитарный батальон. Через три дня гвардейская дивизия с боями вступила в пределы Белорусской ССР. Спустя два месяца она успешно участвовала в операции по освобождению Гомеля, за что ей присвоили почетное наименование «Гомельская». Затем с 5 по 23 декабря бойцы-гвардейцы совершили переход из под г. Рогачева (Белоруссия) до г. Коростеня (Украина) протяженностью 400 км. С этого времени дивизия вошла в состав 13-й армии 1-го Украинского фронта.

А ставшая гвардии красноармейцем Закия с августа по декабрь снова провела на передовой, в составе санитарной роты полка, который перед этим потерял в боях многих своих медиков, и Туишева в числе четырех добровольцев отправилась на помощь в полковое звено.

С сослуживцами на фронте, 1944 год. Туишева З.Х. - четвертая слева в верхнем ряду

С сослуживцами на фронте, 1944 год. Туишева З.Х. — четвертая слева в верхнем ряду

В 1944 году на знамени 121-й гв. сд появились две награды: орден Красного Знамени – за освобождение г. Ровно и орден Суворова II степени – за прорыв сильно укрепленной полосы обороны противника «Восточный вал принца Евгения», осуществленный в рамках Львовско-Сандомирской операции.

Засверкала в том году награда и на гимнастерке Туишевой – медаль «За боевые заслуги». В наградном листе, подписанном командиром 122-го медсанбата, указаны следующие заслуги Закии: работая в мсб со дня его формирования, показала себя бесстрашной и самоотверженной работницей санитарной службы РККА. Во время последней наступательной операции дивизии обслужила свыше 1000 раненых, проявляя при этом материнскую заботу о тяжело раненом. Туишева, являясь активным донором, неоднократно давала свою кровь тяжело раненым, спасая этим их жизнь.

Отметим, что ранее (но неизвестно когда) ей был вручен знак «Отличник санитарной службы», учрежденный в ноябре 1942 года. Его удостаивались самые лучшие санитары, санитарные инструкторы и младшие медицинские сестры РККА. Растерявшаяся при награждении от такого внимания Туишева вместо привычного «Служу Советскому Союзу!» отчеканила свое: «Большое спасибо, товарищ начальник медицинской службы дивизии!».

В 1944 году был задействован и артистический талант нашего санитара. Медработников попросили устроить концерт ко Дню Великой Октябрьской социалистической революции. Закия вместе с подругойподготовила две шутливые татарские песни, которые так понравились бойцам, что девушек пять раз вызывали на бис.

В последний год войны медико-санитарный батальон Туишевой в составе дивизии прошел по Польше и Германии. Участвуя в Одерско-Берлинской операции, 121-я гв. сд захватила ряд населенных пунктов и штурмом овладела старинной столицей саксов – городом Виттенберг на реке Эльбе. За взятие его дивизия была награждена орденом Ленина. А потом 4 мая 13-я армия начала наступление на Прагу. Неделю спустя 121-я дивизия освободила  знаменитый европейский курорт Карлсбад (ныне – г. Карловы Вары, Чехия).

Операционно-перевязочный взвод медсанбата разместили в многоэтажном особняке, и вскоре некоторые медсестры с санитарками (в том числе и наша героиня) отправились осматривать его апартаменты. Именно здесь Закия впервые в жизни увидела ванну, а потом и лифт. Девушки начали осваивать перемещение верх-вниз на нем и в конце-концов застряли между этажами. А во взводе их хватились и начали искать, но нигде не находили. К счастью, у одной из застрявших был сильный голос, и она начала петь. Тут же ее поддержала в этом деле Туишева, и женский дуэт был услышан. Медработниц вызволили из «плена», а командир взвода отправил их под арест в подвал, поскольку испереживался за «экскурсанток». Вот также две девушки из его взвода пошли в день 8 марта искать цветы в немецком городке, в котором остановился батальон, и на одной из улиц были убиты.

Последние впечатления от войны у медработниц, наглядевшихся, казалось бы, на всякие раны и смерти бойцов, были очень тягостными. Их отправили  оказывать помощь узникам концлагерей, которые по состоянию здоровья были не в силах покинуть территорию «фабрики смерти» самостоятельно после освобождения. «Это были живые трупы, обтянутые кожей и не реагировавшие на наши обращения и действия», – вспоминала спустя много лет Закия Хафизовна. Из трех концентрационных лагерей она вместе с сослуживцами вывезла 79 человек.

В июне 1945 года 121-ю гвардейскую стрелковую дивизию расформировали. Несколькими днями ранее, но в том же месяце санитар операционно-перевязочного взвода 122-го отдельного медико-санитарного батальона Туишева стала кавалером ордена Красной Звезды. Так оценили ее действия во время боев, когда она постоянно показывала образцы работы в деле оказания помощи раненым солдатам и офицерам, вовремя подготавливала их к операциям, иной раз заменяла медсестру на блоке легкораненых, делая самостоятельно перевязки и шинизацию, неоднократно отдавала кровь для тежелораненых бойцов.

После демобилизации Закия до 1946 года трудилась в части вольнонаемной медсестрой в г. Житомире, поскольку 13-ю армию вывели на территорию Украины. Потом, вернувшись в Казань, немного поработала в 5-й городской больнице – старейшем лечебном учреждении столицы Татарстана. Но давние мечты о сцене всплыли вновь после Победы и не отпускали нашу героиню. Поразмыслив о своем житье-бытье, она решила двинуться навстречу театральной мечте.

Почему то, родной Академический встретил ее неприветливо, а просить за себя фронтовичка не умела и не хотела. Поэтому она устроилась в Татарский республиканский передвижной театр и состояла в его труппе в течение августа-сентября 1946 года. Затем после почти полуторагодичного перерыва (возможно, связанного с рождением ребенка) Закия ханум начала работать в Мамадышском колхозно-совхозном театре. Перед его коллективом, регулярно разъезжавшим по сельской местности, стояла задача показа спектаклей, а также работы в режиме агитбригады и выступлений в жанре «малых форм» на основе материала из деревенской жизни.

В таком кочевом режиме Туишева находилась до апреля 1949 года, после чего последовал еще один перерыв в артистической деятельности (либо из-за рождения второго ребенка, либо из-за закрытия театра). Но в г. Мамадыше она, к сожалению, и овдовела, всего полтора года побывав замужем. Поскольку Мамадышский театр перестал существовать, наша героиня устроилась на работу заведующей читальным залом Центральной районной библиотеки.

Артисты Мамадышского театра, 1949 год. Туишева - третья справа в верхнем ряду

Артисты Мамадышского театра, 1949 год. Туишева — третья справа в верхнем ряду

В роли Альфинур в «Босоногой девушке» А.Гилязова, 1964 год

В роли Альфинур в «Босоногой девушке» А.Гилязова, 1964 год

В роли Зэмзэмбану в «Потоках» Т.Гиззата, 1964 год

В роли Зэмзэмбану в «Потоках» Т.Гиззата, 1964 год

В роли Анны в «Украденном счастье» И.Франко, 1952 год

В роли Анны в «Украденном счастье» И.Франко, 1952 год

После этого в январе 1951 года Закия апа переехала с дочкой в село Альметьево и продолжила трудовую деятельность в местном татарском драмтеатре, который до сего года также имел статус передвижного колхозно-совхозного учреждения культуры.

Очень скоро она зарекомендовала себя здесь вдумчивым и тонким мастером сцены, склонным к творчеству. Сильный характер актрисы, прошедшей через кровь и боль войны, проявлялся и в ее работах. Например, в таких как: Таня («За вторым фронтом» В.Собко), Кручинина («Без вины виноватые» А.Островского), Васса («Васса Железнова» М.Горького), Толгонай («Материнское поле Ч.Айтматова), Танкабика («В ночь лунного затмения» М.Карима). Это относится и к множеству разнообразных образов в татарских пьесах. Своих героинь Закия Хафизовна наделяла стойкостью и решительностью, обрамленными обаянием и женственностью. Причем, их образы развивались по ходу спектакля, и это вызывало дополнительный интерес у зрителей. К тому же она могла сыграть и девушку, и умудренную опытом женщину, и глубокую старуху.

Вот что писал в 1960 году республиканский журнал «Азат хатын» («Свободная женщина»): «Образы, созданные Закией Туешевой, богаты на чувства, пластичны, а самое главное – правдивы, достоверны до содрогания души, сердечной боли. Именно поэтому зрители любят ее игру, ждут ее появления на сцене». Пройдет 40 лет, и в газете «Әлмәт таңнары» («Зори Альметьевска») напечатают слова зрительницы: «Нет человека, который бы не преклонял голову перед Закией Туешевой. Зритель старался не пропустить спектакли, в которых она играла, зритель шел именно на Закию Туешеву. Так как ее игра заставляла людей думать, искать ответы на самые животрепещущие вопросы». Приведем и мнение театрального критика, искусствоведа: «…Закия апа была умной, думающей актрисой, каждую роль пропускала через свое сердце, прекрасно чувствовала своего партнера – такое редко у кого из актеров встречается».

В общей сложности за четверть века актрисой сыграно более ста ролей в Альметьевском татарском драматическом театре. Многие годы Туишева, как говорится, «держала» основные роли в репертуаре ставшего родным учреждения культуры. Лучики счастья от успешного пребывания в любимой профессии-мечте получили прописку в душе Закии ханум..

Но творческой натуре этого было мало. Нашу героиню,  номинированную в 1958 году на соискание премии им. Г.Тукая, а двумя годами позже ставшую заслуженной артисткой Татарской АССР, влекла и режиссерская деятельность. Возглавивший в 1963 году труппу заслуженный деятель искусств ТАССР Г.Ф. Юсупов почувствовал в актрисе эту струнку и начал привлекать ее к постановочной работе. В середине 60-х Туишеву отправили в Москву на режиссерские курсы. После возвращения через шесть месяцев из столицы она еще в течение трех лет выезжала на двухмесячные стажировки к А.А. Гончарову –  главному режиссеру Московского академического театра им. В.Маяковского.

А в родном коллективе Закия ханум сначала была ассистентом режиссера, а затем самостоятельно поставила драму «Глубокие корни» Д.Гоу и А.Дюссо. Ее режиссерский дебют был отмечен дипломом второй степени на Всесоюзном театральном смотре в Москве.

Начиная с 1966 года З.Туишева ставила один спектакль за другим: «С законным браком» А.Атнабаева, «Искры» Т.Гиззата, «Четыре жениха Диляфруз» Т.Миннуллина, «Хаджи женится» Ш.Камала, «Шальная молодость» И.Абдуллина, «Трибунал» А.Макаенка, «Если любовь настоящая» Х.Вахита, «Барабанщица» А.Салынского, «Ошибка Анны» К.Финна и другие. Что касается «Барабанщицы», то этот спектакль признали победителем проходившего в Казани конкурса «Корчагинцы 70-х», а в масштабах РСФСР он занял второе место.

В роли Танкабике в драме М.Карима «В ночь лунного затмения», 1966 год

В роли Танкабике в драме М.Карима «В ночь лунного затмения», 1966 год

В роли Ольги в «Радуге» М.Зарудного, 1960 год

В роли Ольги в «Радуге» М.Зарудного, 1960 год

Встреча однополчанок, 1965 год. Туишева - с карандашом в руке

Встреча однополчанок, 1965 год. Туишева — с карандашом в руке

Встреча с учениками в музее школы №1 Альметьевска, 2010 год

Встреча с учениками в музее школы №1 Альметьевска, 2010 год

В год своего 50-летия Закия ханум была удостоена звания народной артистки ТАССР. «Я была влюблена в актерское мастерство и, разумеется, в режиссуру», – признавалась позже ветеран сцены. Да это окружающие понимали и сами, а горожане узнавали приму сцены на улице. В выпуске №7-177/2015 «Портрет театра»  указано, что в 1972-1973 годах З.Х. Туишева была и главным режиссером Альметьевского театра. Больше эта информация нигде не фигурирует, лишь упомянутая выше А.Г. Ярмиева отмечает, что в 1967 году Закию апа назначили ненадолго врио главного режиссера после отъезда Г.Ф. Юсупова. 

В середине 70-х Туишеву отправили на пенсию, но время заслуженного отдыха наша героиня наполнила новым делом. Покинув профессиональную сцену, она на 15 лет «окунулась» в художественную самодеятельность и руководила драматическими кружками. Началось всё с драмкружка при клубе имени А.М. Горького. Уже в 1978 году воспитанники Закии Хафизовны стали лауреатами республиканского конкурса «Театральная весна». Свой успех альметьевские самодеятельные артисты повторили на «Театральной весне-79», за что их коллективу было присвоено звание народного театра. А на следующий год они заняли первое место среди народных театров ТАССР и объездили со спектаклем деревни и села пяти районов.

С артистами народного театра при клубе им. М.Горького, 1979 год

С артистами народного театра при клубе им. М.Горького, 1979 год

Потом Закия апа возглавила драмкружок, созданный при только что возведенном Дворце культуры нефтяников. Этот ее коллектив любителей тоже становился лауреатом «Театральных весен» и вырос до звания народного театра. Подсчитано, что в двух драмкружках Туишева поставила 10 спектаклей. Кроме того, она активно занималась общественной работой как депутат городского совета двух созывов, часто встречалась с учащейся молодежью и призывниками.

Тем временем в начале лихих 90-х Альметьевский театр стал переживать творческий кризис, и по просьбе его коллектива за помощью обратились к неугомонной Закии апа. Так на 71-ом году жизни она вернулась в родной театр главным режиссером, сумев за короткий срок сплотить труппу и укрепить пошатнувшуюся было веру артистов в себя. В 1992 году на республиканском театральном фестивале им. К.Тинчурина альметьевцы показали новую постановку – «Молодые сердца» Ф.Бурнаша – в режиссерской интерпретации З.Туишевой. Затем появились такие спектакли, как «Четыре бабушки для Ахмади» Ф.Булякова, «Банкрот» Г.Камала, «Судьба татарской женщины» Г.Ибрагимова, «Лунные вечера Айслу» И.Абдуллина, получившие признание публики и театральных критиков.

В течение пяти «главрежевских» лет Закия Хафизовна поставила более десяти спектаклей. «Если бы не инфаркт, – говорила она, – и дальше бы работала». А всего на ее режиссерском счету около 40 спектаклей. Говорят, что творческий почерк Туишевой базировался на сочетании лирического начала с жизненной достоверностью и проникновении в глубины человеческой психологи. Главреж был строг, неделями заставляя артистов работать над каждой репликой и движением, объясняя до мельчайших тонкостей особенности характера героя и  впрягая в дело все способности актера. Вместе с тем, репетиции проходили весело, и артисты не боялись Закию ханум. Они шли к ней с разными своими проблемами и называли между собой «әнкәй», то есть мамочкой.

В 1996 году Туишева во второй раз покинула профессиональную сцену, хотя и позже периодически на ней появлялась, когда коллектив театра и общественность города отмечали ее юбилеи. Последний такой выход Закии апа был 30 января 2015 года – при проведении вечера, посвященного 95-летию почетного гражданина города и района, актрисы и режиссера, участника Великой Отечественной войны.

Зрители стоя встретили виновницу торжества, по-прежнему энергичную и жизнерадостную, сохраняющую остроумие, наблюдательность и оптимизм. Они смогли не только еще раз посмотреть отрывки из спектаклей, поставленных З.Туишевой, но и познакомиться с ее любимыми героинями, когда-то сыгранными юбиляром на этой сцене, услышать и высказать слова благодарности и добрые пожелания в ее адрес. Весь вечер длился замечательный спектакль, главной героиней которого была сама Закия ханум. А в отрывке из трагедии М.Карима она даже проехала по сцене в необычном транспортном средстве – тележке.

Готовясь к этому мероприятию, Туишева признавалась журналистам: «Я хочу общаться со зрителем до утра. Как я люблю зрительный зал! Дай бог, чтобы был голос!» Общение с горожанами проходило часто и на квартире звезды альметьевского театра, причем не только в преддверии красных дней календаря. Например, в октябре 2014 года к ней пришли организаторы благотворительного телемарафона «Навстречу Победе!», и ветеран войны не только дала интервью на телекамеру, но и сделала взнос на благое дело. В свой 97-й день рождения она принимала представителей местных органов власти и компании «Альметьевск ТВ». Посещали Закию ханум родные и друзья, члены Совета ветеранов и работники Управления социальной защиты, а также волонтеры.

Да и сама она регулярно выходила в свет, работала по мере сил в районном совете ветеранов. А в комплексном центре соцобслуживания «Опека», надомными услугами которого пользовалась Закия апа, журналистке И.Чудновской рассказали, что их 94-летняя подопечная приходит на мероприятия исключительно в туфлях на каблучках и с роскошной прической. После инфаркта она нашла себе новое занятие для души, и вскоре в прессе начали появляться ее рассказы и статьи-воспоминания.

Представляет интерес обзор суждений о нашей героине, которые она могла слышать и читать в СМИ. Не претендуя на мощь социологического опроса и охват значительного количества людей, он, тем не менее, дает возможность сложить из пазлов картину под названием «Закия Хафизовна Туишева».

Итак, мнения о ней: «хрупкая женщина и мужественный солдат, чувственный и эксцентричный артист и жесткий, требовательный режиссер», «интеллигентная, но могла дать адекватный отпор в любой ситуации, невзирая на ранги и лица», «верный и надежный друг», «строгий критик и добрый советчик», «образец не только жизненной стойкости, но и женственности», «критиковала по делу, благодарила искренне, хвалила мало», «ее хочется слушать, а все слова желательно записывать», «светлый человек», «в ее исполнении мотив женского счастья звучал в полную силу», «приходя к ней, я продлеваю свою жизнь», «внесла огромный вклад в культурную жизнь города и района, республики в целом», «ее жизнь – пример верности себе, долгу и призванию».

И в 97 лет Закия апа очень скучала по зрительному залу, говоря, что стоять на сцене и видеть глаза людей, пришедших в театр – вот для нее настоящая жизнь, через которую она училась воспринимать и понимать житейские будни. И эти слова произносит гвардии рядовой, насмотревшийся на ужасы войны и натерпевшийся от жизни в детстве. Но тяготы не сломили ее, а опыт добирался на сцене, даря счастье и творческие успехи.

В год 60-летия Победы Закия Туишева стала победителем республиканского конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина – культура и духовность». Постепенно росла и ее коллекция орденов-медалей. К двум упомянутым ранее наградам, а также к медалям «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За освобождение Праги», с которыми она вернулась с войны, добавились орден Отечественной войны II степени и юбилейные медали.

Свой секрет долголетия наша героиня объясняла просто: «я всегда любила людей и старалась делать только добро». Но 26 декабря 2018 года, за три дня до своего 99-летия, она ушла из жизни

 Церемония прощания состоялась на следующий день в Центральной мечети им. Р.Фахреддина. Почтить память Закии Хафизовны пришли глава Альметьевского муниципального района А.Хайруллин, заместитель генерального директора ПАО «Татнефть» Р.Мухаммадиев, председатель Совета ветеранов района В.Самойлов, директор Альметьевского татарского государственного драматического театра Ф.Исмагилова, коллеги, родственники и почитатели таланта народной артистки ТАССР, почетного гражданина города и района. Телеграмму со словами соболезнования прислал председатель Госсовета РТ Ф.Мухаметшин.

К чести альметьевцев они не забывают актрису, называя ее легендарной личностью. В марте 2020 года в театре состоялся вечер памяти Закии апа, на который пришли бывшие коллеги, родные и близкие люди, а также зрители разных поколений. Со сцены звучали теплые слова о З.Туишевой.Собравшимся были показаны видеосюжеты, запечатлевшие фрагменты ее жизни, и выступления местных артистов. Портрет нашей героини использовался жителями города при оформлении окон своих квартир и лоджий к Всероссийской акции «Окна Победы», посвященной 75-летию окончания Великой Отечественной войны.

А в день 100-летия актрисы в центральной библиотеке им. С Сулеймановой г. Альметьевска прошло мероприятие под названием «Женщина, прошедшая через войну» с участием представителей разных коллективов культуры и творческой молодежи. Фотографии и вещи Закии Туишевой, переданные её дочерью А.Г. Гальперовой, хранятся в городском краеведческом музее. В основной его экспозиции (раздел «Культура») можно увидеть выставку из личной коллекции актрисы.

По словам директора театра Ф.Б. Исмагиловой, много делающей для того, чтобы Альметьевск был еще ярче представлен на театральной карте России, в городе хотят создать благотворительный фонд имени Закии Туишевой, открыть мемориальную доску на доме, где она жила и не собиралась менять место жительства, хотя живущая в Санкт-Петербурге дочь предлагала маме переехать в Северную Пальмиру. Патриот Альметьевского театра была и патриотом татарстанского Нефтеграда.

Переживала она и за Родину, не баловавшую ее поначалу вниманием. Как-то сказала Закия ханум: «Если посмотришь историю нашей страны, задумаешься – как она осталась живой? Сколько реформ! Вот я сейчас живу и думаю: до чего вольготно. Переживаю, лишь бы Аллах не отомстил за то, что мы не умеем его благодарить. Я прошу его: «Дай стране жить!»

Над могилой Закии Хафизовны стоит памятник, а на горизонтальной плите из мрамора выбиты следующие слова: «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ О ТЕБЕ: солдат Великой войны, актер, режиссер, женщина-легенда! Помним. Чтим. Гордимся! Благодарные потомки». Будем и мы помнить уроженку деревни Заиткино и гордиться ею!

В родном театре на склоне лет

В родном театре на склоне лет

Афиша вечера памяти Туишевой З.Х. в родном театре, март 2020 года

Афиша вечера памяти Туишевой З.Х. в родном театре, март 2020 года

???????????????????????????????

Ветеран Великой Отечественной войны З.Х. Туишева

Взнос в рамках благотворительного телемарафона «Навстречу Победе!», октябрь 2014 года

Взнос в рамках благотворительного телемарафона «Навстречу Победе!», октябрь 2014 года

Дочь Туищевой З.Х. в рядах «Бессмертного полка», С-Петербург, 9 мая 2015 года

Дочь Туищевой З.Х. в рядах «Бессмертного полка», С-Петербург, 9 мая 2015 года

Альметьевский татарский государственный драматический театр

Альметьевский татарский государственный драматический театр

На юбилейном вечере Туишевой З.Х. в драмтеатре, январь 2015 года_2

На юбилейном вечере Туишевой З.Х. в драмтеатре, январь 2015 года

На юбилейном вечере Туишевой З.Х. в драмтеатре, январь 2015 года_1

На юбилейном вечере Туишевой З.Х. в драмтеатре, январь 2015 года

На вечере памяти Туишевой З.Х., март 2020 года

На вечере памяти Туишевой З.Х., март 2020 года

Могила Туишевой З.Х. в Альметьевске

Могила Туишевой З.Х. в Альметьевске

Туишева З.Х._1

Туишева З.Х.

Туишева З.Х., март 2018 года

Туишева З.Х., март 2018 года

Сцена из спектакля «Четыре жениха Диляфруз», поставленного Туишевой З.Х. в 1970 году

Сцена из спектакля «Четыре жениха Диляфруз», поставленного Туишевой З.Х. в 1970 году

Сцена из спектакля «Девушки нашего села», поставленного Туишевой З.Х. в 1995 году

Сцена из спектакля «Девушки нашего села», поставленного Туишевой З.Х. в 1995 году

Руководители театра на могиле Туишевой З.Х. в день ее 101-летия, декабрь 2020 года

Руководители театра на могиле Туишевой З.Х. в день ее 101-летия, декабрь 2020 года

Пришли в гости волонтеры, 2017 год

Пришли в гости волонтеры, 2017 год

Напутствие призывникам в Советскую Армию, 1984 год

Напутствие призывникам в Советскую Армию, 1984 год

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 3(32), 2021 года.

 

Просмотров: 913

Комментирование запрещено