Бюсты самарцев в татарстанском Нефтеграде

Бюст А.Ш. Губайдуллина в Альметьевске

Бюст А.Ш. Губайдуллина в Альметьевске

На аллее Героев труда альметьевского парка имени «60-летия нефти Татарстана» установлены бюсты 25 Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Интересно то, что четыре памятника поставлены уроженцам Самарской губернии. Статья об одном из них – обладателе золотой медали «Серп и Молот» З.Г. Шарифуллине – была опубликована в 31-ом номере журнала.Теперь расскажем об остальных Героях Социалистического Труда – наших земляках: Р.С.Саттарове, А.Ш. Губайдуллине и Ш.Г. Галееве.

 

Их биографии весьма похожи: родились во втором десятилетии XX века в Бугульминском уезде Самарской губернии (но в разных населенных пунктах). Получив достаточный минимум знаний, работали на разных предприятиях вдали от ТАССР, прошли солдатами через Великую Отечественную войну, снова трудились, пропуская через себя особенности далей и весей Советского Союза. Но татарстанская нефть «позвала» их на малую родину, и здесь они показали себя в полном блеске, удостоившись высочайших государственных наград.

Бюст Ш.Г. Галеева в Альметьевске

Бюст Ш.Г. Галеева в Альметьевске

Бюст Р.С. Саттарова в Альметьевске

Бюст Р.С. Саттарова в Альметьевске

Бюст А.Ш. Губайдуллина в Альметьевске

Бюст А.Ш. Губайдуллина в Альметьевске

Начнем изложение с самого старшего из них – Саттарова Рашита Саттаровича, родившегося 12 октября 1912 года в с. Маметьево (ныне оно находится в Альметьевском районе Татарстана). Было тогда в селе около трехсот дворов и более 1460 жителей. Где начал Рашит дорогу в мир знаний – неизвестно, хотя в начале века в Маметьево имелись два мектеба, но их, скорее всего, закрыли в годы советской власти. А начальная школа начала действовать только в 1928 году и для 16-летнего юноши уже не подходила.

Годом позже, судя по информации Альметьевской энциклопедии, он уехал работать в Среднюю Азию, а в 1932-1933 годах возводил различные объекты в Ленинграде, став продолжателем семейной династии строителей. Затем были три года срочной службы в армии, причем навыки строителя шлифовались и здесь. После демобилизации Рашит вернулся в Бугульминский район и, окончив курсы трактористов, водил «железного коня» по полям местных колхозов, в частности, хозяйства «Гремячка» Спасского сельского совета.

В августе 1941 года он стал участником Великой Отечественной войны, Известно, что красноармеец Саттаров участвовал в боях за Ленинград, имел боевые награды (медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.») и вернулся к гражданской жизни на следующий год после победного мая.

На сей раз местом приложения его рук и знаний стала железнодорожная станция Чу Джамбулской области Казахской ССР. При станции существовал поселок городского типа Чу (ныне – город Шу), известый прежде всего, благодаря расположенной рядом Чуйской долине.

Тем временем на малой родине нашего героя после открытия летом 1948 года богатейшего Ромашкинского месторождения девонской нефти, вошедшего в первую десятку супергигантских залежей мира, начались заметные перемены в социально-экономической жизни территории. Освоение нефтяного месторождения шло полным ходом. Разрабатывать его ехали специалисты и энтузиасты со всей страны, которым нужно было где-то жить. Построенные наспех бараки и щитовые дома, а также поставленные палатки уже не спасали положения. И в 1951 году Саттаров стал каменщиком на площадках села Альметьево.

А через два года он на последующие 20 лет возглавил бригаду каменщиков в строительно-монтажном управлении № 42 строительного треста №8, входившего то в «Альметьевнефтьстрой», то в «Татнефтестрой». Именно его бригада первой начала строить капитальные двух- и трехэтажные дома в г. Альметьевске, прославившись вскоре своими делами на весь набирающий темпы молодой город.

Но сдавался новый жилой фонд медленно из-за расшивки швов кирпичной кладки. Эту технологическую процедуру на тот момент производили только летом. У Рашита Саттаровича родилась идея ведения расшивки одновременно с кирпичными работами. Своими мыслями бригадир поделился с главным инженером управления М.С. Галиевым. Руководство поддержало Саттарова, и дело пошло быстрее, а впоследствии сей метод практически вдвое сократил трудозатраты и сроки строительства. В дальнейшем он дал хороший эффект в экономии и средств, и времени.

На счету бригады Саттарова десятки возведенных многоэтажных домов, типовые здания кинотеатра «Татарстан» и универмага, школ и детских садов. То есть она внесла солидную лепту в развитие инфраструктуры растущего Нефтеграда, в котором только за 1950-1957 годы были построены и сданы в эксплуатацию 201 тысяча кв. метров жилья, восемь школ, больничный городок, кинотеатр и три клуба,

В 1958 году его бригада первой перешла на трехсменную круглосуточную работу, внедрила хозрасчет. Саттаровцы овладели смежными профессиями, что сократило внутрисменные простои. 48-квартирный дом они возводили за 28-30 рабочих дней вместо обычных трех месяцев. Все это позволяло сберегать сотни тысяч рублей и высвобождать на другие участки до 27 каменщиков.

Понятно, что команда Рашита эфенди неоднократно занимала призовые места в соцсоревновании. А наш герой, который был хорош не только как организатор производства, но и в качестве наставника молодежи, воспитал целую плеяду специалистов. В том же 1958 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за достижение высоких результатов в строительстве ему присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Последующие годы принесли славной бригаде новые достижения, а ее лидеру – награды Родины. За боевые и трудовые заслуги он был награжден орденами Октябрьской революции и Отечественной войны II степени, а также юбилейными медалями. Нашли Героя труда и знаки республиканского и городского масштабов. Так, в 1969 году Рашит абый стал почетным гражданином г. Альметьевска, а три года спустя – заслуженным строителем ТАССР.

Обилие наград не испортило его характер и не вознесло в самооценках. Саттаров охотно встречался со школьниками и рабочей молодежью, занимался общественными делами как член обкома профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности, член объединенного постройкома строительного треста и депутат городского Совета депутатов трудящихся. Когда Рашиту эфенди в качестве награды за ударный труд предоставили коттедж, он отдал его под детский сад, решив, что его семья проживет и в обычной квартире.

27 ноября 1996 года знатный строитель ушел из жизни и был похоронен в родном Маметьево. Спустя девять лет в честь его назвали новую улицу в микрорайоне «Восточный» города Альметьевска.

Р.С. Саттаров_2

Р.С. Саттаров

Р.С. Саттаров на склоне лет

Р.С. Саттаров на склоне лет

Р.С. Саттаров на работе

Р.С. Саттаров на работе

Встреча Р.С. Саттарова с пионерами

Встреча Р.С. Саттарова с пионерами

Альметьевск, конец 50-х годов

Альметьевск, конец 50-х годов

В красный день календаря. Р.С. Саттаров - в центре

В красный день календаря. Р.С. Саттаров — в центре

Улица Саттарова в Альметьевске

Улица Саттарова в Альметьевске

Второй герой статьи – Губайдуллин Ахат Шарифуллович – появился на свет на семь лет позже Саттарова, а именно 2 ноября 1919 года в деревне Тимяшево (ныне село находится в Лениногорском района Татарстана). Поскольку деревня уже в начале XX века имела 215 дворов и 1206 человек взрослого населения, то при мечети с 1910 года существовала начальная школа (мектеб), которую в первой половине 30-х годов преобразовали в семилетнюю школу колхозной молодежи. Окончив это учебное заведение, Ахат отправился на Воскресенский химический комбинат Московской области, где работал слесарем с 1938-го по 1941 год. Данный комбинат, первый цех которого ввели в действие в 1931 году, перед началом Великой Отечественной войны уже был одним из самых крупных предприятий химической промышленности страны.

А.Ш. Губайдуллин на фронте

А.Ш. Губайдуллин на фронте

За два месяца до начала упомянутой войны парень был призван Воскресенским райвоенкоматом на срочную армейскую службу, которая вскоре стала боевыми буднями в действующей армии. Сайт «Память народа» содержит очень скупую информацию о нашем герое. Известно лишь то, что в мае-августе 1942 года он служил в 317-ом зенитно-артиллерийском полку (зап) на Южном фронте, а до июня 1943-го – в 374-ом зап на Брянском и Юго-Западном фронтах.

С войны старший сержант Губайдуллин, награжденный медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», вернулся в ТАССР. Здесь он в 1946 году устроился на работу в Альметьевскую контору разведочного бурения треста «Татнефтегазразведка» Татарского совнархоза.

Как рассказывали нефтяники тех лет журналисту С.Гарифуллиной в 2000 году, «Было очень нелегко. Добирались до буровых на тракторах, работали до изнеможения. Через наши руки проходили сотни тонн раствора, а единственная техника – носилки. Тонкие будки не защищали от мороза и ветра, которые особенно лютуют в открытом поле. Но мы очень любили свое дело. Считали его закалкой мужского характера. Мы не роптали, понимали, что так приходит профессионализм. Ушли из бурения совсем немногие».

Азы мастерства наш фронтовик, ставший буровым, получал на скважине №3 – первооткрывательнице Ромашкинского месторождения нефти, под началом бурового мастера С.Ф. Кузьмина. Бригаде Сергея Филипповича, составленной, в основном, из местных кадров, было поручено строительство и бурение этой скважины. К бурению приступили 31 января 1947 года недалеко от Тимяшево, на вершине Чияле тау (Вишневой горы). Спустя шесть месяцев, 26 июля 1948 года, из скважины № 3 ударил мощный фонтан «черного золота». Начальные замеры показали 60 тонн нефти в сутки, а затем дебит увеличился до ежесуточных 120 тонн.

Радости буровиков не было предела, а Кузьмин, обнимая своих ребят, находил для каждого добрые слова. «Ты хорошо поработал, Ахат!», – сказал он Губайдуллину. А тот, окончив курсы, в 1950 году сам стал мастером нефтеразведочной бригады, и многие последующие достижения треста «Татнефтегазразведка» были связаны с его именем.

Уже через год коллектив Ахата эфенди добился рекордной в тресте проходки – 3559 м на бригаду в год. Губайдуллинцы одними из первых внедрили турбинный способ в условиях разведочного бурения, промывку забоя водой вместо дорогостоящего глинистого раствора и освоили новые типы долот.За 10 следующих лет они пробурили сорок разведочных скважин, давших нефть, опережая при этом намеченные сроки и уменьшая затраты. Например, в 1958 году Губайдуллин и его команда дали 10700 метров проходки вместо 7 тысяч по плану и сэкономили полтора миллиона рублей. А с 1954 года экономия достигла 6,8 млн рублей.

За успехи, достигнутые в бурении, и участие в открытии новых месторождений нефти Ахату Шарифулловичу Губайдуллину 19 марта 1959 года было присвоенозвание Героя Социалистического Труда. Тогда же егоизбрали депутатом Верховного Совета РСФСР V-го созыва.

В 1961-1972 годахАхат абый самоотверженно работал и в качестве мастера цеха капитального и подземного ремонта скважин НПУ (НГДУ) «Альметьевнефть». К концу периода его деятельности в названной должности эксплуатационный фонд НГДУ составлял 1585 скважин.Работников этого цеха иногда называют хирургами нефтескважин.

Затем он в течение года был старшим мастером Мензелинского управления буровых работ (УБР) объединения «Татнефть». А в 1973 году нашему герою предложили в Альметьевском УБР занять должность начальника буровой скважины №20000 – первой в ТАССР сверхглубокой скважины. Возглавив ее строительство – глубиной 5099 м со вскрытием кристаллического фундамента на глубину 3200 м, Ахат Шарифуллович ещё раз подтвердил уровень своего мастерства специалиста и организатора производства.

На основании уникальных геологических данных Миннибаевской скважины №20000 позже была пробурена другая сверхглубокая скважина №20009 – Ново-Елховская, достигшая отметки 5881 метр. По сути это работа на будущее, стремление продлить век татарстанской нефти, найти новые залежи, чтобы их разрабатывать. Интерес в нефтяном научном мире к сверхглубоким скважинам весьма велик. Было время, когда на Ново-Елховской принимали десятки делегаций в год. Хотя, строго говоря, по существующей классификациик сверхглубоким относятся скважины глубиной 6000 м и более.

Но вернемся к Ахату эфенди, которого в год 40-летия Победы наградили орденом Отечественной войны II степени. На его пиджаке появились и юбилейные медали, связанные с боевой историей страны. и медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». После выхода на пенсмю он находился на заслуженном отдыхе, а 1-го февраля 1993 года скончался.

Некоторые члены бригады С.Ф. Кузьмина, пробурившей скважину №3, 1948 год

Некоторые члены бригады С.Ф. Кузьмина, пробурившей скважину №3, 1948 год

Памятник скважине №3 - первой в Ромашкинском месторождении

Памятник скважине №3 — первой в Ромашкинском месторождении

Буровая Ромашкинской скважины №3, 1948 год

Буровая Ромашкинской скважины №3, 1948 год

А.Ш. Губайдуллин_2

А.Ш. Губайдуллин

Нефтяной фонтан на скважине №3, конец 40-х годов

Нефтяной фонтан на скважине №3, конец 40-х годов

Стела первооткрывателям Ромашкинского месторождения в Тимяшево

Стела первооткрывателям Ромашкинского месторождения в Тимяшево

Его одногодком был третий герой статьи – Галеев Шакир Галеевич, родившийся 2 июня 1919 года в селе Сугушла, которое ныне находится в Лениногорском районе Республики Татарстан. В селе была мечеть и, стало быть, мектеб (начальная школа), но Шакир, судя по всему, получил где-то образование на уровне семи классов. На эту мысль наводит факт поступления 14-летнего подростка в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при железнодорожном депо станции Бугульма.

В 30-х годах обучение в этих заведениях ФЗУ проходило в основном на базе семилетней школы, и срок учебы составлял от 1,5 до двух лет. Выпускники должны были отработать четыре года по рабочей специальности. Новоиспеченный слесарь Галеев в 1935 году отправился на отработку в Челябинскую область, где трудился на машиностроительных предприятиях. Оттуда переехал в Ярославль и поступил на автомобильный завод. Хотя на ЯАЗе к тому времени уже создали первый отечественный дизель, но до конца десятилетия и в 40-х годах основным видом продукции были не моторы, а автомобили.

В ноябре 1939 года Резинокомбинатский райвоенкомат г. Ярославля призвал Шакира на срочную службу. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война растянула период его нахождения в армии до 1946 года. За это время красноармеец стал старшим сержантом, которому в годы войны довелось. в составе технической бригады участвовать в противохимической обороне городов Куйбышев, Саратов и Смоленск.

Как известно, эти бригады занимались постановкой дымов и маскировкой крупных объектов при боевых действиях наших войск. Но их привлекали и для обеспечения безопасности городов, а также некоторых конструкций. Так в 1943 году дымами маскировались шесть городов, три железнодорожных узла, шесть железнодорожных мостов и 54 переправы. На них противник сбросил более 2000 крупных фугасных бомб, но только в 12 случаях гитлеровцам удалось лишь частично повредить эти объекты. А всего за годы войны наши бойцы осуществили маскировку 680 различных объектов, на бомбардировку которых вражеская авиация затратила более 33 тысяч бомб, и лишь около 80 из них нанесли повреждения.

В 1947 году фонтовик вернулся в родные края и поступил на работу в набиравший обороты Шугуровский нефтепромысел. Начинал помощником дизелиста, потом стал дизелистом буровой установки. Довелось ему участвовать в бурении знаменитой скважины №3 Ромашкинского месторождения и, стало быть, работать бок о бок со вторым героем сей статьи. Вот, кстати, некоторые члены бригады упомянутого выше мастера С.Кузьмина: Ф.Аюпов, Ш.Галеев, А.Губайдуллин, Р.Халиков, Л.Хасаншин, М.Хусаинов.

И после нее много было на счету Галеева забивших «черным золотом» скважин, ведь за 12 лет он с нефтеразведчиками исколесил почти всю ТАССР. А в 1959 году его перевели на Миннибаевский газобензиновый завод, который уже считался крупнейшим в СССР газоперерабатывающим комплексом, хотя существовал лишь пятый год, поставляя по магистралям отделенный от нефти попутный газ в молодой Альметьевск и Казань.

На новом месте Шакир эфенди овладел специальностью газокомпрессорщика и вскоре возглавил бригаду машинистов компрессорного цеха №1 – важного звена в утилизации попутного газа. На заводе впервые в стране были освоены мощные центробежные компрессоры К-380. Звездные часы бригады Галеева пришлись на годы VIII пятилетки (1966-1970), плановые задания которой она выполнила на четыре месяца раньше срока, перекачав сверх задания 10 млн кубометров газа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей старшему машинисту по обслуживанию газо-мото-компрессорных установок Ш.Г. Галееву присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». А предприятие в том же году наградили орденом Трудового Красного Знамени и переименовали, проведя реорганизацию, в Миннибаевский газоперерабатывающий завод им. Ленинского комсомола.

Старательную и успешную работу кавалер боевых и трудовых наград СССР сочетал с активной общественной деятельностью. Он был членом заводского парткома и комитета профсоюза, избирался председателем цехового товаоищеского суда и народным заседателем Верховного суда Татарской АССР, членом Альметьевского горкома КПСС, депутатом Советов депутатов трудящихся Альметьевского района и города Альметьевска. Выйдя на пенсию, Шакир абый продолжал проживать в республиканском Нефтеграде. А 1-го января 1988 года он ушел в мир иной.

Ш.Г. Галеев_1

Ш.Г. Галеев

В стихотворении «Дуб» М.Джалиля есть строфа, которую можно перевести и так: «Стоит жить, чтобы в землю смело / Врезать след свой позаметней, / Чтоб твое осталось дело, / Словно дуб тысячелетний». При чтении его возникает ощущение, что герои этой статьи руководствовались четверостишием как жизненным компасом, как принятой для себя установкой на период пребывания в обществе. Не исключено, что они могли и не знать упомянутого произведения. Но миропонимание поэта – Героя Советского Союза, близко Героям Социалистического Труда. И они оставили добротное дело в виде построенных зданий и буровых вышек, которым уже ставят памятники. Они врезали след поглубже в землю, отрывая фундаменты и заглубляясь далеко в недра. А тысячелетний дуб, наверное, не прочь снять перед ними шляпу.

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 3(32), 2021 года.

 

 

Просмотров: 752

Комментирование запрещено