«Камила встанет с великими в один ряд». В чем секрет успехов Валиевой и Синицыной

6147dac508bd5523d33b514d55598e0061dc07d314631828261766Хореограф Мария Касумова рассказывает о сильных сторонах своей нынешней и бывшей учениц.

Хореограф Мария Касумова присоединилась к команде Светланы Пановой весной прошлого года — в самом начале межсезонья. Именно она вместе с главным тренером поставила перспективной одиночнице Ксении Синицыной (чемпионке юношеских Олимпийских игр) яркую произвольную программу «Ход королевы» и каждый день проводит с фигуристкой на катке. Также Мария была хореографом чемпионки России Камилы Валиевой: с 2014 по 2018 год она ставила будущей олимпийской надежде программы, учила танцам и актерскому мастерству. 

В интервью «Матч ТВ» Мария Касумова подробно рассказала о техническом уровне, программах и талантах Ксении Синицыной, а также о том, как фигуристка пережила события прошлого года. Хореограф раскрыла секрет выносливости и нынешнего успеха Камилы Валиевой и объяснила, как программа «Болеро» способствует ее профессиональному росту.

«Когда активно занимаешься четверным, рискуешь потерять концентрацию на простые вещи»

— Как вы оцениваете прокаты Ксении Синицыной на чемпионате России? Наверное, обсуждали всей командой плюсы и минусы.

— Ксюша большая молодец. За пару дней до чемпионата у нее была микротравма, но она сразу уверенно сказала, что поедет и будет пробовать четверной прыжок. Конечно, обиднее всего было упасть с двойного прыжка, учитывая, что спортсменка каждый день тренирует четверные. Сегодня на утренней тренировке Ксюша исполняла четверной тулуп. 

Дело в том, что, когда ты активно занимаешься четверным, рискуешь потерять концентрацию на более простые вещи. Выполнив все сложное, что есть в программе, спортсмен расслабляется раньше времени. Это может привести к глупым и нелепым ошибкам. Такое может случиться у многих — и на тренировке, и на турнире. Ксюша с двойного вообще никогда не падает, а здесь такое… Думаю, надо просто посмеяться над нелепостью и отпустить ситуацию.

— На раскатке Ксения отлично исполнила четверной тулуп, но в прокате, увы, упала с него. Стабильно ли получается этот элемент на тренировках?

— Остаточные травмы пока мешают стабильно и систематично исполнять этот прыжок. Все-таки прыгнуть четверной отдельно и в программе — большая разница. Спортсмен должен быть уверен в элементе, уметь исполнять его на автомате. У Ксюши это был первый старт с попыткой четверного в данном сезоне. Она очень хотела его исполнить, и мы не стали ограничивать. Сейчас упала — ничего, на следующих турнирах, надеемся, будет выезжать. Все получится, потому что Ксюша боец и у нее есть много положительных качеств, необходимых спортсмену. 

Знаете, у нас в группе есть 12-летняя спортсменка, которая прыгает тройной аксель. Мы его внедрили в программу, и сначала на соревнованиях прыжок не получался. А недавно на турнире в ЦСКА он покорился. Когда придут стабильность и уверенность, в перспективе в программе будет два акселя, причем один из них — в каскаде. То есть фигуристы постоянно усложняются, ставят новые цели. Дети смотрят друг на друга, вдохновляются, конкурируют, и их уже не остановить. Только так это работает. У Ксюши со временем получатся четверные на соревнованиях, я уверена.

— Давно ли вообще Ксения учит ультра-си?

— Она уже прыгала четверной тулуп прошлой весной, когда я присоединилась к команде Светланы Пановой и Татьяны Моисеевой. Не знаю, как долго до этого. За последний год был ряд неудач, которые препятствовали планомерной работе. То травма ноги, то коньки ломались. Как раз перед Skate America в этом сезоне Ксюше пришлось сменить коньки. Старые сломались, в итоге воспалилась связка голеностопного сустава. Мы даже думали отказаться от участия в Гран-при, но Ксюша раскатала новые коньки за несколько дней и однозначно настроилась ехать. В итоге исполнила обе программы чисто. Четверные, конечно, опасно было пробовать в таких условиях. Зато на национальном турнире она рискнула. 

Сейчас Ксюша продолжает изучать четверные тулуп и сальхов. Последний пока рано вставлять в программу, ибо он в стадии разучивания.

— Как быстро ваша ученица восстановила форму после травмы и пропуска прошлого сезона?

— Она в кратчайшие сроки вернула все тройные прыжки, и это заслуга прежде всего тренеров, которые ежедневно давали подводящие упражнения. Плюс весной прилетела Вера Анатольевна Арутюнян, и мы ее попросили поставить программу Ксении, что тоже прибавило мотивации. Программа довольно сложная — там очень много мелких нюансов и деталей. Требовалось много времени, чтобы все это «уложить» в музыку и показать одну из сильных сторон Ксюши — владение коньком. К тому же летом она практически не отдыхала, понимая, что много времени упущено. Пока многие были в отпуске, Ксения вместе с нашим техническим специалистом Татьяной Моисеевой работали в обычном режиме, постепенно входя в форму.

— Согласна ли ваша команда с оценками на последних турнирах? Как планируете нарабатывать ГОЕ, компоненты, уровни за дорожки и так далее?

— В целом Ксюшу судят справедливо. Сначала нужно минимизировать факторы, которые мешали в последний год — проблемы с коньками, травмы, сниженный иммунитет. Ведь у Ксюши весь прошлый сезон не было стартов, а в таких случаях волнение играет большую роль. Первое, что фигурист начинает делать, когда волнуется и зажимается, — перестраховывается, сбавляя скорость перед элементами. Здесь просто необходим соревновательный опыт, чтобы набираться уверенности. Ну и, само собой, будем работать над этим на тренировках. Тогда придет скорость, а элементы будут лучше смотреться. А так тупиковых проблем у нашей девочки нет. Генетика у нее шикарная, и нет риска, что Ксюша резко прибавит в росте, весе.

— На каких турнирах мы увидим Ксению в ближайшее время?

— Сезон в целом закончен. Сейчас мы решаем, может, заявимся на еще какие-то соревнования для поддержания духа и тонуса. Многое зависит от Ксюшиного физического состояния. Далее будем готовиться к следующему сезону.

— Кстати, одна из изюминок вашей ученицы — вращение в обратную сторону. Мало кто из фигуристов всего мира его практикует.

— Да, это очень выделяет Ксюшу. Судьи — те же зрители, люди. Они отмечают уникальный элемент и дают надбавки к баллам. Сложность вращения наоборот — в том, что его надо сделать не абы как, а на таком же уровне, как девочки вращаются в свою — левую — сторону. То есть на скорости, с хорошей центровкой и интересными позициями. Если ты просто вращаешься вправо, это никому неинтересно. Проводя параллель с общими человеческими навыками, давайте я вам, к примеру, предложу ходить спиной вперед. Захотите ли делать наоборот то, к чему привыкли за всю жизнь? Ксюша готова к экспериментам. Когда у нее что-то не получается, я говорю: «Не можешь — не делай». Эта фраза мотивирует ученицу доказать обратное: она сразу говорит «могу!» и включается.

«Мы так часто отрабатывали эту дорожку на тренировках, что на Гран-при во Франции Ксения подскочила на зубце от переизбытка сил»

— Поговорим о программах этого сезона. В произвольной Ксения изображает шахматного вундеркинда из сериала «Ход королевы». Вы воплотили на льду всю историю или какую-то часть биографии главной героини?

— Я руководствовалась тем, что Ксюша — девочка хрустальная, очень нежная в общении и в целом по жизни. Но внутри у нее прочный стержень. Она сильная, волевая, умеет работать на преодолении, всегда выжимает из себя на тренировках все возможное. Такой я ее увидела, как только присоединилась к коллективу. Мне хотелось поставить Ксюше необычную программу — дать ей образ, отличный от тех, в каких ее привыкли видеть зрители. Именно раскрыть эту тайную грань внутреннего резерва. 

Элизабет из «Хода королевы» хрупкая только с виду, а внутри она бунтарь в хорошем смысле слова, жаждущая показать всем свою силу и талант. То есть внешность обманчива. Поэтому я и предложила музыку и образ из сериала. Ставя программу, мы отталкивались от сюжета: путь ребенка от душевного конфликта до победы над собой. Там история не только про шахматы, а и про то, как главная героиня справлялась со своими душевными терзаниями с помощью шахмат. Можно сказать, они ее спасали после смерти мамы. Когда Элизабет удочерили, у нее появилось больше возможностей, она реализовалось. В итоге проявила наружу свой ураган, бушевавший внутри. В конце девочка побеждает не столько своего соперника по шахматной игре, а выигрывает у себя. Я пыталась донести до Ксюши: что бы ни происходило в жизни, ты должна всегда быть сильной.

— Недаром в последнюю минуту музыка ускоряется. Хотя фигуристы устают под конец проката, а вы поставили быстрые движения. Это специальный прием, чтобы усложнить программу?

— Совершенно верно. Под конец спортсмен устает, потому что в мышцы поступает меньше кислорода, дышать тяжелее. Мы хотели, чтобы Ксюша этого не показала. Даже знаете, что случилось? Мы так часто отрабатывали эту дорожку на тренировках, что на Гран-при во Франции Ксения подскочила на зубце от переизбытка сил. Это не повлияло на уровень дорожки, так как не на шаге сделано. Но она так высоко взлетела на этом зубце, что стало ясно: переработали. Запас сил был огромный. Это значит, у Ксюши большой потенциал. На дорожку накладывается, как она играет свою финальную шахматную партию. Она предстает королевой, раскидывающей фигуры по доске. Показывает, что уже не слабая девочка из детдома, а взрослый человек, способный постоять за себя.

— Кто автор черно-белого платья к программе «Ход королевы»? 

— 80% заслуги этого наряда принадлежат нашему хореографу Илоне Протасене. Она потратила массу ночей, просматривая примеры и продумывая детали. Но не все задуманное удалось реализовать с первого раза. Мы дорабатывали с дизайнером Ольгой Рябенко детали: прорисовывали и выделяли шахматные фигуры, чтобы они были «читаемы». Там есть черная окантовка. Шахматные фигуры на поясе — символ того, что Ксюша — шахматная королева, владеющая всей доской и стратегией игры. Шила платье Ольга. Нам нравится с ней сотрудничать, потому что она всегда пытается реализовать наши порой сложные задумки.

— В короткой программе под «Колыбельную» Чайковского у Ксении абстрактный образ?

— Ее ставила Вера Анатольевна Арутюнян. Смотрю на нее как на произведение искусства — не видела такой программы ни у кого. Мы хотели не убаюкать зрителя в прямом смысле слова, а успокоить от тревог, к примеру, от того же коронавируса (улыбается), сказать: «Не волнуйтесь, все пройдет!» Дать спокойствие и внутреннюю свободу, которых часто не хватает. Чтобы у людей наступило внутреннее умиротворение, несмотря на все беды, происходящие в мире. Эта колыбельная вводит в транс, завораживает, все движения вытекают одно из другого как по маслу. Так недавно отозвалась одна коллега.

— Воздушное платье — по ассоциации со сном?

— Мне кажется, оно отлично подходит для колыбельной — передает легкость и снимает со зрителя напряжение, часто присутствующее в жизни. Но подчеркну: у нас колыбельная в плане успокоения, а не бытовом. Это незримая связь с другим человеком, минутка теплоты от мамы, папы, няни, которая убаюкивает. Ты смотришь на костюм, танец, образ и забываешь обо всем плохом. Ксюша в этом наряде как хрустальная статуэтка, полупрозрачная льдинка. Вера Анатольевна, задумывая программу, видела в голове картинку и примерную идею платья. Они с Илоной и Светланой обсуждали детали, попутно выискивали фото в интернете. Светлане понравилась задумка нашего хореографа Илоны, и она решила развить ее более подробно. Так появился примерный верх костюма. Дальше они уже с Ольгой Рябенко проработали детали, ткани, цвета.

«Дети часто берегут себя, а Камила вскакивала и шла пробовать, падала, но продолжала»

— Вы наверняка следите за успехами Камилы Валиевой — своей бывшей ученицы. Что скажете о ее прокатах?

— Я в восторге от катания и физической формы Камилы! При том что у нее сейчас пубертатный период. Она растет, превращается из милой девочки в красивую девушку, и дай бог, чтобы все прошло с минимальными проблемами!

— Как, на ваш взгляд, Камиле удается сохранять стабильность? Все-таки очень сложный и рискованный контент, а исполняет она его чисто почти всегда.

— Это говорит о том, что Камила много трудится. Наверняка есть сложности, но она все равно их преодолевает. Слушала недавнее интервью Этери Георгиевны, где она очень верно сказала про Камилу: «Огромная работа над собой». Такое качество, как выносливость, приходит не сразу. Когда в 2014 году в нашу группу привели Камилу, она недокручивала двойные прыжки, не было еще феноменальных показателей. Но стоило предложить ей изучить что-то новое — ребенок сразу хотел пробовать. В большинстве случаев дети ведь относятся с недоверием, берегут себя. А Камила вскакивала и шла пробовать. Падала, ударялась, но продолжала экспериментировать. То есть она всегда была за труд, благодаря чему и сформировалась выносливость. 

В нашем с вами прошлогоднем интервью я рассказывала, как Камила заставила меня приходить на каток к 6:45, чтобы использовать дополнительное время льда. Читала потом в комментариях, что это якобы мама или кто-то еще надоумил ребенка, что сама она не могла быть настолько трудолюбивой в таком возрасте. Но нет, Камила сама захотела работать больше. Этот и другие фрагменты из ее биографии были шагами к нынешнему успеху.

— На ваших старых видео видна шикарная растяжка Камилы. Как долго вы ее вырабатывали?

— Камила пришла к нам из гимнастики. Часто бывало, что она подходила ко мне после уроков хореографии и просила: «Потяните меня, пожалуйста. У меня мышцы забились». А ведь что значит потянуть? Это как минимум больно. Но Камила знала, что растяжка полезна и благодаря ей она на следующий день выйдет на лед с эластичными мышцами. Я подчеркну: сама Камила — не мама — подходила и просила. Это как выпить невкусное лекарство: знаешь, что оно полезно, и принимаешь. Ее ничего не надо было заставлять делать. Единственное, я порой давала ученице волшебный пинок, когда она грустила из-за того, что не получалось что-либо. 

Кстати, я недавно встретила Камилу.

— Как это получилось?

— Я шла по делам в районе Беляево, недалеко от катка «Хрустальный». Вдруг слышу на улице звонкое «здравствуйте!», оборачиваюсь и вижу Камилу. Как раз смотрела ее выступление накануне. Мы очень приятно пообщались, пожелали друг другу успехов во всем. Я благодарна Камиле за совместные труды и участие в ее спортивной карьере. С ней классно работалось.

— Некоторые эксперты уже второй год критикуют выбор темы «Болеро» для юной девочки. Согласны ли вы с таким мнением?

— Я считаю, нельзя ставить людей ни в какие рамки, — они тормозят развитие в творчестве. Если бы смотрели на ограничения, у нас бы в танцах не было стилей контемпорари и хип-хоп, все бы продолжали танцевать под классику. Если бы все признавали одежду лишь одного стиля, в моде бы не появилось никаких новых коллекций и дизайнерских экспериментов. 

Много известных фигуристов шикарно катались под болеро. Но что значит «тебе не по возрасту»? Я вижу, как Камила стала сильнее в этой программе. Раньше она выдавала эмоции чуть более приглушенно, потому что, наверное, боялась за элементы. Сейчас же эмоции на одном уровне с техникой. Я думаю, это благодаря данной постановке и музыке. Кто бы что ни думал, придется смириться, что Камила преподносит «Болеро» по-своему. Потом об этом скажут как про отдельную страницу в истории фигурного катания: его на льду исполняли Джейн Торвилл и Кристофер Дин, Каролина Костнер, Евгения Тарасова и Владимир Морозов, многие другие фигуристы… Камила Валиева встанет с великими в один ряд.

matchtv.ru

Просмотров: 774

Комментирование запрещено