Рустам Батров: «Майданные технологии» в Казахстане имели исламское лицо»

20220106-gaf-x99-067Многие казахи в один голос говорят, что салафиты в республике имеют высоких покровителей

Не только несостоявшийся государственный переворот в Казахстане, но и недавние волнения в Башкортостане вокруг Куштау имели в том числе и салафитское лицо, констатирует известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Причем, считает автор «БИЗНЕС Online», процессы в Казахстане и Татарстане в 2010-е в этой сфере были сущностно идентичны и даже синхронны, однако Казахстан отличается от РТ одним немаловажным обстоятельством.

Можно долго гадать, были ли первоначальные акции протеста стихийными

«Майданные технологии» теперь пришли и в братский Казахстан. Все последние дни мы наблюдали там попытку госпереворота. Этим объясняется и арест главы КНБ (казахстанского ФСБ), и саботаж приказов президента Касым-Жомарта Токаева со стороны части казахстанских силовиков, и, как следствие, необходимость привлечения внешних военных сил в лице ОДКБ для защиты стратегических объектов. Можно долго гадать, были ли первоначальные акции протеста стихийными или уже изначально срежиссированы теневыми кукловодами, но факт остается фактом: в народные волнения очень быстро влились те, кого мало беспокоили взвинченные цены на газ, послужившие первоначальной искрой возмущения масс. Их интересовало совсем другое — мародерство, жестокие убийства, захват и поджоги правительственных зданий. Другими словами, они целенаправленно работали на дестабилизацию ситуации в Казахстане.

Любопытно, что эти головорезы (увы, в буквальном смысле слова) были «бородачами», как их называют мои друзья из Казахстана, т. е. салафитами, и орудовали прежде всего в «исламизированных» южных регионах. Более того, мини-майдан с тем же салафитско-исламским лицом мы недавно наблюдали и в соседнем Башкортостане, где под прикрытием эколозунгов и защиты шихана Куштау шел передел Башкирской содовой компании, одного из крупнейших предприятий республики.

Все это повод для Татарстана, жирные куски экономики которого видят в сладких снах глобальные российские рейдеры, призадуматься, ведь армия местных салафитов хоть и загнана нынче в подполье, но на самом деле никуда не делась. Татарстанские салафиты сегодня лишены возможности открыто проявлять себя. Вместо этого они, некогда ходившие здесь тузами и с ноги открывавшие двери высоких кабинетов, нынче копят обиду и злобу. Они терпеливо ждут своего часа и в любой момент могут получить проплаченную команду «Фас!».

Теракты отрезвили Казахстанское государство, и оно взялось за наведение порядка в религиозной сфере

Я не раз бывал в Казахстане, одно время сотрудничал с агентством РК по делам религий, когда-то еще существовало. В Казахстане даже переиздали мою книгу «Абу-Ханифа: жизнь и наследие». Так что о религиозной ситуации там я могу судить не только по интернету.

Эта ситуация имеет много схожего с тем, что мы имеем в Татарстане. И там, и у нас действует одно-единственное духовное управление — в обоих случаях для государства карманное. И там, и у нас 90-е и начало нулевых ознаменовались полной анархией в исламском поле, куда хлынули потоки зарубежных исламских эмиссаров и откуда мусульманская молодежь пылесосилась вербовщиками из-за бугра. И в Казахстане, и в Татарстане государство в итоге озаботилось построением духовного суверенитета. При этом в обоих случаях поводом послужили теракты, совершенные по религиозным мотивам.

Казахстанской точкой бифуркации стал теракт в Актобе 17 мая 2011-го, совершенный террористом-смертником возле здания местного КНБ. Самоподрыв потряс Казахстан, ибо стал первым террористическим актом такого рода. Затем в течение 2011–2012 годов прошло две волны терактов, в которых погибли около 100 человек, включая самих террористов.

Теракты отрезвили Казахстанское государство, и оно взялось за наведение порядка в религиозной сфере. Уже 18 мая 2011 года, т. е. на следующий день после первого теракта, было создано агентство по делам религий Республики Казахстан, которое взялось за «государственное руководство в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями». К осени это агентство инициировало принятие закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в котором была обозначена «историческая роль ислама ханафитского направления в развитии культуры и духовной жизни народа». Другими словами, на ваххабизацию Казахстан ответил ханафизацией, что нашло выражение в целом комплексе мер, подтолкнувших местных салафитов вести себя осторожно и даже мимикрировать под ханафитов в повседневной религиозной практике.

Все то же самое происходило и у нас в Татарстане. Наше пробуждение от гипнотических чар салафитов, умело убеждавших общественность в мирном характере своего учения, произошло 19 июля 2012-го, когда был совершен двойной теракт, в результате которого был ранен муфтий Татарстана Ильдус Файзов и убит известный исламский деятель Валиулла Якупов. Для республики произошедшее стало настоящим шоком. Из случившегося были сделаны соответствующие оргвыводы.

Уже в октябре 2012 года внутри АП РТ было создано управление по взаимодействию с религиозными объединениями, которое, если пользоваться официальными формулировками, стало «организовывать взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества в части развития государственно-конфессиональных отношений, сохранения баланса и гармонизации межконфессиональных отношений». Усилия этой новой структуры касались прежде всего исламского поля республики. Новая политика документально была продекларирована в мае 2013 года, когда IV всероссийский форум татарских религиозных деятелей принял концепцию «Ислам и татарский мир», провозгласившую курс на ханафизацию. Имамы и преподаватели салафитских взглядов были лишены своих постов, а те, кто остался при должностях, присягнули на верность ханафизму и даже матуридизму. Насколько искренне была их присяга — Аллах знает лучше.

Как видим, процессы в Казахстане и Татарстане сущностно идентичны и, можно сказать, синхронны. Однако Казахстан отличается от РТ одним немаловажным обстоятельством.

«Крышевание» салафитов

Многие казахи в один голос говорят, что салафиты в республике имеют высоких покровителей. Речь идет прежде всего о Кайрате Сатыбалды — мусульманском олигархе и племяннике первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Сатыбалды во многом похож на русского Константина Малофеева — такой же, только не «православный», а «правоверный мечтатель». Считается, что именно Сатыбалды «крышевал» салафитов, которые, вопреки официально провозглашенному курсу на ханафизацию исламского поля Казахстана, не просто продолжали тайно распространять свою идеологию, но даже создали тренировочные лагеря для подготовки боевиков в предгорьях Заилийского Алатау. На существование этих лагерей, «выпускники» которых принимали самое активное участие в недавних погромах, ряд экспертов (например доктор политологии Ермухамет Ертысбаев) указывают вполне открыто.

Эта салафитская угроза находилась в слепой зоне государства благодаря второму племяннику Назарбаева и брату Сатыбалды Самату Абишу, который считался (и частью элит считается до сих пор) одним из главных претендентов на престол «деда». Несостоявшийся пока преемник служил первым заместителем главы КНБ (т. е. казахстанского ФСБ) Карима Масимова, который с началом беспорядков был снят с должности и задержан по обвинению в государственной измене. Первоначально и про Абиша также поступала информация о его отстранении от должности и аресте, но вскоре она была опровергнута: видимо, началась подковерная борьба назарбаевской родни за своего отпрыска, арест которого пока еще Токаеву, надо полагать, не по зубам.

Абиша и Сатыбалды многие эксперты считают главными зачинщиками несостоявшегося госпереворота и организаторами страшных уличных беспорядков. Впрочем, нас интересует не казахстанская внутриполитическая кухня, а тот инструментарий борьбы, который там был использован, — салафиты.

Что же мы видим? На наших глазах происходит трансформация сути салафитского движения. Долгие годы салафитов было принято считать апологетами идеи исламского государства, борцами за построение халифата, кровавыми идеалистами. А по факту они превратились в эдаких скинхедов, которых хозяева используют как своих подручных «бойцов». Таким образом, салафиты из игроков геополитики девальвировались в простые уличные банды, участвующие в разборках местных элит. Именно эта девальвация и сулит для Татарстана большие потенциальные проблемы.

Грозит ли нам подобный сценарий?

Выше мы уже говорили, что волнения в соседнем Башкортостане имели в том числе и салафитское лицо. Среди защитников Куштау «бородачей» было видно невооруженным глазом. Среди внезапных экоактивистов засветился и самый известны салафит Башкортостана (в прошлом руководитель организации «Шура мусульман РБ») Ишмурат Хайбуллин, который (несмотря на то что находится под прессингом спецслужб) не просто приехал на шихан, но и выразил поддержку протестующим. Он даже снял видео, основной посыл которого свелся к тому, что мусульманам можно участвовать в подобных экологических протестах; ведь если даже немусульмане выступают за сохранение природного ландшафта исконно мусульманского региона, то почему умма должна быть пассивна? Помимо салафитов, сообщалось и об участии в протестах местных националистов.

Благодаря резонансу, который создали протестующие, у ценнейшего месторождения известняка сменился собственник: акции АО «Башкирская содовая компания», имевшего в 2020 году доход 48,3 млрд рублей, были в полном объеме изъяты государством и перечислены на счет Росимущества, после чего частично переданы в собственность Республики Башкортостан (38,3%) и в доверительное управление АО «Региональный фонд» (11,3%). Как видим, подобные «бойцы» выпускаются на арену не только в Казахстане.

Грозит ли нам подобный сценарий?

В отличие от Казахстана, в нашей республике салафиты, насколько мы можем судить, не имеют покровителей во власти. С ними боролись всерьез и по-настоящему. Однако проблема заключается в том, что зачистка салафитов возможна только в рамках ДУМ РТ, устав которого обязывает имамов следовать мазхабу Абу Ханифы. При этом имамы, снятые с должности в силу требований устава, превратились в простых граждан, которые, согласно Конституции, уже вольны исповедовать любые религиозные взгляды, в том числе салафитские, — по крайней мере, до тех пор пока не взяли в руки оружие. Другими словами, физически они остались в регионе. А граждан, которые стоят на позициях салафизма, немало. В отношении них государство уже бессильно. Вот поэтому мы и имеем в Татарстане целую армию салафитов-прихожан, которые, по идее, могут быть активированы в роли «скинхедов» в назначенный час икс.

Таким часом может стать и политическая турбулентность, которая наверняка возникнет при транзите власти. Час икс целенаправленно могут запустить и федеральные олигархи, позарившиеся на доходные предприятия республики, и внешние политические силы, которые по тем или иным соображениям захотят дестабилизировать ситуацию в Татарстане. Впрочем, ждет ли нас салафо-апокалипсис, достоверно покажет одно лишь время, но «пища» для для анализа имеется в достаточном количестве. 

Рустам БАТРОВ.

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

business-gazeta.ru

Просмотров: 645

Комментирование запрещено