Телеграмма муфтия о запрете намаза

41672a0c69c950b9aa8fcce3664e4ce4Архивные хранилища напоминают Сидджин и Иллиййун в миниатюре (в исламе – места хранения книг деяний грешников и праведников).

Сотни тысяч архивных документов хранят дела минувших дней, чьи-то переживания, замыслы, поступки, которые остаются неизвестными, пока кто-то не стряхнет пыль с пожелтевших папок и не откроет их. И всего лишь один документ может прояснить цепь событий, как, например, телеграмма от 15 декабря 1901 года, направленная из Екатеринбурга в Магометанское Духовное Собрание в Уфе. 

В этом источнике один из уральских купцов Агафуровых просит Духовное Собрание дать разрешение мулле Бурундукову на совершение в Тюмени богослужения «гайтъ», т.е. на проведение праздничного намаза для мусульман города.

В свою очередь Духовное Собрание отказывает в проведении Бурундукову намаза, так как он (на тот момент) не утвержден на должность официального муллы города Тюмени. Кандидатура утверждалась Тобольскими губернскими властями.

Много лет назад ныне покойная Халида Бурундукова-Фахретдинова, младшая дочь имам-хатыба первой «Градо Тюменской мечети» Ибрагима Бурундукова, рассказывала автору этих строк, что у истоков создания первого мусульманского прихода в Тюмени в 1902 году стояли братья Агафуровы с Урала, друзья ее отца. И вот тебе, пожалуйста, документальное подтверждение слов Халиды Ибрагимовны!

Купцы Агафуровы из Екатеринбурга – Камалетдин, Зайнетдин и Кашафетдин, владельцы Торгового дома «Братья Агафуровы», были известны не только как успешные предприниматели. Они построили в Екатеринбурге мечеть и школу, и содержали их. Открыли мечеть в Перми, говорят, что и в Нижнем Новгороде. Они создали Мусульманское благотворительное общество. По данным исследователей, к моменту наивысшего взлета торговая империя братьев Агафуровых распространила свою деятельность от Варшавы на западе до Японии на востоке, и включала Урал, Сибирь, Среднюю Азию и Северный Китай (Харбин). Годовой оборот превышал 6, 5 млн. рублей, огромные по тем временам цифры.

Тюменское отделение Торгового дома «Братья Агафуровы» было организовано в 1890 году и его сравнивали с сокровищницей.

– Перечень товаров агафуровских магазинов наводит на мысли о пещере с сокровищами: золотые и серебряные браслеты, броши, серьги, медальоны, булавки для галстуков, мужские и дамские часы – швейцарские, американские «нового золота», с секундомером, кабинетные и карманные – с численником, столовые с будильником, с музыкой, с боем; самое разнообразное столовое серебро. – пишет Ирина Пермякова, автор публикации «Знаменитые бренды на улицах Тюмени». – В парфюмерном отделе продавались духи, одеколоны, кремы и пудры лучших английских, французских и варшавских фабрик, а также не уступающие им изделия московских фирм «Брокар и К°», «Ралле и К°», «Р. Келер», Санкт-Петербургской химической лаборатории… Торговый дом братьев в Тюмени

Любопытное описание магазина оставил в 1896 году в путевом дневнике публицист Владимир Дедлов:

- Большой зал, наполненный всякой всячиной, в котором вы встретите самую разнообразную публику. Мы со спутником выбирали себе шведские куртки. Дама примеривала шляпку. Господин покупал табак. Тюменская татарка перебирает ботинки и никак не может решить, в каких она будет красивей. Не приняв окончательного решения насчет ботинок, она начинает рассматривать рукавицы, которые в магазине тоже налицо. Эти предназначаются для ее татарчат. И тут затруднение. Татарчата дичатся и остались на улице. Один лежит животом вниз на телеге, другой ковыряет стену. Надо примерить рукавицы, мать зовет ребят в магазин, а те уперлись и не идут. Вынести рукавицы на улицу не позволяет приказчик. Кончилось тем, что татарчата показывали матери свои ручки в окно, а та примеряла покупку на глаз.

Открыв Торговый дом в Тюмени, Агафуровы обнаружили, что в городе нет мечети и мусульманского прихода, хотя правоверных тут достаточно: «…проживают оседлые и занимающиеся торговлею и разными промыслами более сотни семейств магометан, как торговый пункт города и ярмарки число приезжих магометан доходит до трех тысяч душ и не имеется постоянного духовника для исполнения треб и совершения богослужения по законам магометанской религии» (говорится в прошении, направленном в ОМДС). 

На «проведение треб» они приглашают имама из близлежащих Юрт, что сопряжено с расходами и потерей времени.

Свой выбор братья остановили на Ибрагиме Бурундукове, который в 1899 году уже прошел в Духовном Собрании испытание на знание правил религии и был готов к службе в должности имам-хатыба первой Тюменской мечети.

Любопытно, что по рассказу Халиды Ибрагимовны, обучали Агафуровы своих детей в Тюмени у ее отца. Возможно, это были дети одного из братьев. Бывало, что семья имама выезжала в Екатеринбург и гостила на знаменитых агафуровских дачах. Одна из старших дочерей Ибрагима Бурундукова родилась в Екатеринбурге.

Получив отказ в проведении праздничного намаза, братья не опустили руки, и продолжили работу. Итогом их грамотных действий стало разрешение Духовного Собрания на открытие самостоятельного прихода в Тюмени в 1902 году и утверждение Тобольскими губернскими властями Ибрагима Бурундукова на должность имам-хатыба Тюмени. 

Агафуровы не пытались вписать свои имена в историю первой «Градо Тюменской мечети», где-то обозначить себя, как отцов-основателей. Они делали богоугодное дело, которое отразится в Иллиййуне. Их фамилия не фигурирует в переписке, нет там и других ФИО, однако телеграмма из Екатеринбурга показывает весомую роль братьев-купцов в появлении первого «магометанского» прихода в Тюмени.

islamnews.ru

Просмотров: 596

Комментирование запрещено