Самарцем гордятся в Оренбуржье

Усманов Г.И._1_NEW

Усманов Г.И.

В Северном районе и Абдулинском городском округе Оренбургской области по праву считают своим земляком полного кавалера ордена Славы, обладателя двух медалей «За отвагу» Усманова Г.И. и чтят память об этом участнике Великой Отечественной войны. «Северяне» установили ему мемориальную доску на обелиске павшим в с. Кряжлы, а абдулинцы назвали в честь Гайсы Идрисовича улицу в с. Степановка-2. Но гордиться отважным воином могут и жители нашей области, так как Гайса эфенди появился на свет на самарской земле.

 

Он родился 20 августа 1922 года в селе Кряжлы, которое в то время входило в Бугульминский уезд Самарской губернии (ныне – в Северный район Оренбургской области). И лишь когда нашему герою шел 13-й год, он стал оренбуржцем.

Окончив семилетку, действовавшую в родном селе с 1930 года, крестьянский сын прошел обучение на курсах и стал работать трактористом в колхозе. В июне 1941 года его призвали в Красную Армию, а уже со следующего месяца Гайса участвовал в боях с захватчиками. Сражаться парню довелось на Юго-Западном, Сталинградском, Калининском, Воронежском, а также на 2-м и 1-м Прибалтийских фронтах. Пять раз он был ранен и контужен.

На завершающем этапе войны Усманов служил в разведке 122-го гвардейского артиллерийского полка 51-й гвардейской стрелковой дивизии. В рядах этого полка Гайса и стал полным кавалером ордена Славы. Назвать же части, в которых он состоял в начале своего боевого пути, не представляется возможным из-за отсутствия информации.

Тем не менее, кое-какие зацепки имеются. И одна из них – донесение о безвозвратных потерях 1389-го стрелкового полка 96-й стрелковой дивизии на 1 января 1943 года. Из него следует, что убитый в бою, состоявшемся 4 декабря 1942 года близ с. Мариновка Калачевского районаСталинградской области, красноармеец Усманов Гайса Идрисович, служил в этом полку стрелком. К счастью, герой нашей статьи не погиб в упомянутом сражении, а только получил очередное ранение, которое отправило его в госпиталь до ближайшей весны, хотя Идрису абый «похоронку» на сына успели отправить.

Итак, мы знаем о службе Гайсы в одной из частей 96-й стрелковой дивизии (96-й сд) в ходе второго года войны. Осталось разобраться в том, какая именно была эта 96-я сд, поскольку формировалась она 4 раза. Судя по всему, речь идет о 96-й стрелковой дивизии 2-го формирования, скомплектованной с апреля по июнь 1942 года в Амурской области – в основном, из забайкальцев и дальневосточников, отслуживших уже в частях Красной Армии.

В середине июля части 96-й сд пятнадцатью эшелонами выехали на фронт и к 5 августа прибыли в Сталинградскую область. После двух ночных переходов дивизия силами двух своих стрелковых полков (1384-го и 1389-го) к 9 августа заняла рубеж обороны на левом берегу реки Дон, по фронту 40 км, от устья реки Медведицы до хутора Подпешенского. Третий ее полк – 1381-й – встал во второй эшелон обороны.

Стало быть, Усманов мог появиться в составе 1389-гострелкового полка (1389-го сп) не ранее августа 1942 года. А вот из какой части он убыл, примкнув к дальневосточникам, и в составе каких батальонов-полков сражался 12 месяцев с начапа войны – выяснить не удалось.

Зато известно о стойкости молодого бойца, проявленной в этот первый период испытаний фронтом. Так, дважды он со своими сослуживцами попадал в окружение и с честью выходил из него. Первый раз бойцы десять дней пробирались к своим, неся на себе раненых, Трудно сказать удалось бы им осуществить желаемое, если бы на помощь не пришли жители одного села, в котором окруженцы появились ночью. Сельчане предложили оставить раненых красноармейцев у них, заверив солдат, что сумеют поставить их товарищей на ноги.

Второй раз во вражеское кольцо Гайса Усманов попал под г. Волчанском, где шли тяжелейшие бои. И опять небольшой группе солдат удалось вырваться из него и уйти на восточный берег Северского Донца – в расположение наших войск. Одним словом, к дальневосточникам он прибыл довольно опытным бойцом, успевшим многое повидать на войне и набраться опыта. А его новые сослуживцы боевое крещение получили в ходе выполнения первой поставленной задачи – в ночь на 13 августа 1942 года форсировать Дон, овладеть городом Серафимович и прилегающим укрепленным районом.  

В соответствии с приказом части дивизии на подручных средствах (лодках, плотах, набитых соломой плащ-палатках и просто вплавь) начали форсирование реки. Ветеран П.И. Медведев, бывший командиром отделения 1389-го сп, вспоминал: «Тишина стояла тревожная, ни одного выстрела, только тихий всплеск воды от весел. Стоило нашей «флотилии» достичь середины реки, как сразу же мы были обнаружены фашистами. Засветились воды Дона ракетами, начали разрушаться плоты, тонуть лодки, появились раненые и убитые».

1389-й и 1381-й полки несли большие потери, так как правый берег был крутой и высокий, что позволяло противнику иметь хороший обзор. Тем не менее, закрепившись на вражеской стороне, красноармейцы упорно улучшали свои позиции. К исходу 26 августа дивизия овладела Серафимовичем. Затем в начале осени 96-я сд перешла к активной обороне, которая продолжалась до середины ноября и позволила сохранить плацдарм на правом берегу.

А утром 19 ноября, после полуторачасовой артподготовки войска 21-й армии перешли в наступление. Дивизия должна была прорвать оборону противника в лице 5-й пехотной дивизии румын. Сделать это удалось только по итогам четырехдневных боев. После чего 96-я сд, перейдя через Дон, выдвинулась в район Мариновки, на внутреннее кольцо окруженной Сталинградской группировки захватчиков. В течение декабря соединения 21-й армии вели здесь ожесточенные бои, поскольку образовался так называемый Мариновский выступ окруженной группировки противника. 96-я сд занимала позицию в самой вершине этого выступа, имея против себя немецкие части.

11 января 1943 года бойцы 52-й гвардейской и 96-й стрелковой дивизий с утра перешли в наступление и, прорвав к середине дня вражескую оборону, овладели Мариновкой. Той самой Мариновкой, в боях под которой месяцем ранее был тяжело ранен герой нашей статьи, попав даже, как уже отмечалось, в список безвозвратных потерь.

Но Гайса оказался «возвратным», и, завершив длительное лечение, он вернулся в строй. Но вот только в строй какого соединения? К тому времени 96-й сд не стало, так как в феврале 1943 года за успехи в сталинградских сражениях ее преобразовали в 68-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Можно предположить, что именно после госпиталя Усманов попал в 51-ю гвардейскую стрелковую дивизию, а именно в ее 122-й гвардейский артиллерийский полк. В нем он стал одним из артиллерийских разведчиков-наблюдателей, которых называли глазами батарей, обнаруживавшими важные цели для коллег-пушкарей.

Такие бойцы, в отличие от привычных по литературе и фильмам разведчиков, не ходили в тыл врага, не внедрялись в его ряды и не приводили «языков», потому что их задача была другой – засечка опорных пунктов и огневых позиций противника, а также других объектов, подлежащих артобстрелу. Это своего рода искусство, требовавшее опыта, высокого мастерства и находчивости. Разведчик-наблюдатель. используя зрение и слух. должен был уметь обнаружить и засечь действительную цель, а не макет, чтобы не попасться на удочку неприятеля.

Наш герой начал овладевать новой военной специальностью в артполку, гвардейцы которого умели и воевать, и научить боевым действиям. Это было показано вскоре в Курской битве, перед началом которой 122-й гвардейский артиллерийский полк (122-й гв. ап) находился у поселка Яковлево Белгородской области. В полдень 7 июля 1943 года его позиции атаковали немецкие части силою до 100 танков и двух батальонов пехоты. С воздуха их наступление поддержали до 50-ти штурмовиков. В ходе боя 25 бронемашин сумели выйти во фланг 1-го дивизиона полка, создав угрозу его окружения. Командир полка гвардии майор М.Н. Угловский прибыл в дивизион и руководил отражением атаки врага. Он сам встал к орудию, когда пал его наводчик, и уничтожил три танка, в том числе один «Тигр».

На следующий день 29 фашистских танков прорвались к 4-й батарее в районе села Покровка и окружили ее. Сняв с позиций около деревни Большие Маячки 5-ю батарею, М.Угловский контратаковал противника, и, выдвинув пушки на прямую наводку, уничтожил несколько танков, вынудив остальные отступить. В ходе боя он вновь встал к орудию и подбил четыре бронемашины.

А всего с 5 по 12 июля полк уничтожил 107 танков противника, до ста автомобилей с боеприпасами, 60 ручных пулеметов и около 5300 неприятельских солдат и офицеров. Затем с 3 августа 122-й гв. ап участвовал в Белгородско-Харьковской операции и за несколько дней наступления прошел с боями свыше 100 километров. К сожалению, в этот период под бомбежкой погиб упомянутый командир артполка, которому посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Очевидно, что в этих боях Усманов не только получил навыки артиллерийского разведчика, но и проявил свои лучшие качества, «работавшие» на успешность его действий в новой роли. Начали выделять Гайсу и командиры. Так, в один из дней, когда 122-й полк, переброшенный после Курской битвы на Калининский фронт, находился под г. Невелем, начальник разведки дивизиона вызвал к себе разведчиков-наблюдателей. Известив их о готовящейся операции по освобождению этого города, он дал задание узнать, сколько опорных пунктов и огневых средств на подступах к Невелю имеют гитлеровцы. Старшим группы был назначен Усманов.

В октябре 1943 года начались ожесточенные бои на подступах к Невелю. Артиллеристы, используя данные группы Гайсы, уничтожали один за другим опорные пункты противника и обеспечили нашим войскам прорыв его обороны. 6 октября город Невель был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

А в следующем году наш герой стал фигурировать в списках воинов, представленных к наградам. 19 марта на гимнастерке гвардии младшего сержанта засверкала медаль «За отвагу». Ее он получил за то, что неделей раньше, находясь в боевых порядках пехоты на территории Калининской области, держал беспрерывную связь с командиром батареи, передавая ему координаты целей. Эти данные позволили артиллеристам ликвидировать один наблюдательный пункт немцев, три их пулеметные точки и два блиндажа.

Спустя три месяца Усманов отличился при прорыве обороны противника у д. Сиротино Шумилинского района Витебской области. 22 июня разведчик-наблюдатель пробрался на нейтральную полосу, засек огневые средства и передал на свою батарею их координаты, которые позволили уничтожить огнем противотанковую батарею и подавить три пулемета противника. А тремя днями позже при форсировании Западной Двины близ д. Балбечье (Бешенковичский район Белорусской ССР) он одним из первых в полку переправился через реку и вывел из строя вражеский пулемет вместе с расчетом. Эти боевые действия Гайсы были отмечены вручением ему ордена Славы III степени.

Интересно, что у д. Сиротино в тот же день третьей годовщины начала Великой Отечественной войны проявил свои лучшие качества еще один артиллерийский разведчик 122-го гв. ап, а именно командир отделения разведки Н.М. Пархоменко. Гвардии старший сержант вплотную подобрался к вражеским позициям и оттуда корректировал огонь артиллерии. По его целеуказаниям были уничтожены три тяжелых орудия с расчетами, скопление вражеской пехоты и две штабные машины противника. Всю ночь Никифор корректировал огонь122-го полка, и чтобы не быть обнаруженным, часто переходил с места на место.

Затем он в один день с Гайсой и у той же деревни преодолел Западную Двину и, обнаружив скопление вражеских войск, вызвал огонь по нему, что способствовало успешным действиям 51-й дивизии. Но 15 июля1944 года Пархоменко погиб в бою, так и не узнав, что спустя неделю стал Героем Советского Союза.

Герой же нашей статьи продолжал успешно и отважно исполнять свои обязанности. В ночь на 5 октября 1944 года старший разведчик полка гвардии сержант Усманов участвовал в разведке боем у населенного пункта Куршенай Литовской ССР. По его данным были накрыты три пулеметные точки и минометная батарея. Через двое суток, находясь ночью возле станции Тришкяй, он добыл сведения о скоплении танков противника и своевременно сообщил их на батарею. За это в следующем месяце Гайса Идрисович был награжден орденом СлавыIIстепени.

Полным кавалером этого ордена гвардии старший сержант Усманов стал в конце июня 1945 года, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР ему вручили орден СлавыI степени за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-вражескими захватчиками на завершающем этапе Великой Отечественной войны.

В последний ее год Гайса командовал отделением разведки. Разведчики-наблюдатели вместе с ним беспрерывно засекали цели врага (огневые позиции, доты, дзоты, блиндажи, танки), координаты которых сразу передавали на артбатареи и тут же корректировали их огонь.

А третий раз солдатский орден Усманов получил за то, что в феврале 1945 года перед наступлением у населенного пункта Межиниеки (Латвийская ССР), ежедневно подползая к переднему краю обороны противника под его пулеметно-минометным огнем, засек на своем участке тщательно замаскированные два дзота, минометную батарею и орудие прямой наводки, которые после передачи Гайсой их координат были уничтожены залпами батарей полка 20 февраля – при прорыве обороны немцев. На следующий день он принял участие в наступательном бою и помог сопровождаемому стрелковому подразделению выйти из-под обстрела фашистского станкового пулемета. Проявив готовность к самопожертвованию, наш герой под пулями и снарядами врага выдвинулся вперед и засек эту огневую точку, с которой разобрались его коллеги-артиллеристы. Удалось ему в том бою и ликвидировать несколько гитлеровцев, но сам он был тяжело ранен.

В первом послевоенном месяце Гайса получил еще одну награду – вторую медаль «За отвагу». Так командование 122-го артполка решило отметить действия Усманова в третьей декаде марта 1945 года, когда он, двигаясь в первых рядах наступавших у латвийской станции Блидине красноармейцев, обнаружил и засек две пулеметные точки и минометную батарею немцев, которые мешали продвижению нашей пехоты. Огнем батареи полка названные «препятствия» были незамедлительно устранены.

Артиллерийские разведчики на войне_9_NEW

Артиллерийские разведчики на войне

Артиллерийские разведчики на войне_8_NEW

Артиллерийские разведчики на войне

Артиллерийские разведчики на войне_7_NEW

Артиллерийские разведчики на войне

Артиллерийские разведчики на войне_6_NEW

Артиллерийские разведчики на войне

Артиллерийские разведчики на войне_5_

Артиллерийские разведчики на войне

Артиллерийские разведчики на войне_4

Артиллерийские разведчики на войне

Артиллерийские разведчики на войне_3

Артиллерийские разведчики на войне

Артиллерийские разведчики на войне_2

Артиллерийские разведчики на войне

Артиллерийские разведчики на войне_1

Артиллерийские разведчики на войне

С перечисленными наградами, к которым прибавилась еще медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Гайса эфенди вернулся на малую родину. В колхозе он работал трактористом, потом шофером в торговом предприятии. В начале 70-х годов переехал жить в село Степановка-2 Абдулинского района Оренбургской области, в котором и скончался в последней четверти XX века.

Точнее год его смерти назвать затрудняюсь, поскольку почему-то имеют хождение две даты: 1993 год и 25 января 1976 года. Но порассуждать по этому поводу немного можно, причем благодаря еще одной награде, которой был отмечен полный кавалер ордена Славы. Речь об ордене Отечественной войны I степени. При описании отважных и эффективных действий на фронтах нашего артиллерийского разведчика, по итогам которых он получал различные знаки отличия, такой орден не фигурировал.

Если предположить, что им Г.И. Усманова наградили к 40-летию Победы (тогда было осуществлено массовое вручение всем живым участникам войны таких орденов I или II степени), то истинной следует считать первую из указанных дат ухода Гайсы эфенди в мир иной.

В преамбуле статьи уже отмечалось, что земляки чтут память об отважном воине. Особо это заметно в Степановке-2, где в школе и библиотеке имеются стенды и уголки, посвященные Г.И.Усманову. Основные памятные мероприятия, связанные с ним, проводятся на базе «МБОУ Степановская-2 ООШ». В частности, здесь установлена «Парта героя» – ученическая парта с размещенной на ней информацией о Гайсе абый. Право сидеть за ней предоставляется ученикам, отличившимся в учебе и принимающим активное участие в жизни школы. А в Абдулинском историко-краеведческом музее оборудована экспозиция о героическом артиллерийском разведчике. Его правнучка Усманова Лиана, будучи студенткой, подготовила заметку «Война в моей семье».

Усманов Г.И._1_NEW

Усманов Г.И

Активность степановцев радует, и на их фоне кряжлинцы смотрятся весьма скромно. По крайней мере, такое впечатление остается после поиска в Интернете информации об их памятных акциях в честь славного уроженцев села. Да и не только «всемирная паутина» формирует это мнение. В мае 2014 года общественно-политическая газета Северного района Оренбургской области под названием «Северная звезда» опубликовала статью О.Марининой «Он защищал Родину», в которой говорилось о том, что учитель истории и обществознания Кряжлинской средней школы Р.К. Мифтахов несколько лет добивается того, чтобы список Героев-северян пополнился фамилией Гайсы Идрисовича Усманова. Странно – ведь гвардеец давно уже это заслужил, поскольку полные кавалеры ордена Славы приравнены в правах к Героям Советского Союза.

Памятник воину-освободитею, Кряжлы

Памятник воину-освободитею, Кряжлы

В 51-й гвардейской Витебской ордена Ленина Краснознаменной стрелковой им. К.Е. Ворошилова дивизии только девять воинов были удостоены ордена Славы всех трех степеней. И одним из них стал Гайса эфенди. Не стоит ли к его приближающемуся 100-летию увековечить память о разведчике-наблюдателе появлением в Кряжлах улицы Усманова?! Думается, что «кандидата» на переименование реально найти среди следующих улиц: Болотная, Нижняя, Широкая. И получится куплет как в известной песне Ю.Антонова, только с другими словами:

«Пройду я по Усманова, сверну на Родниковую
И на Мечетной улице героя вспомню вновь.
Как бился он за Родину и жизнь кряжлинцев новую,
Творя в разведке подвиги и проливая кровь».

Так, может быть, допишем, уважаемые земляки, полного кавалера, строфы о вашей малой родине и ее славных представителях, например, о генерале Ш.Н. Гениатулине и других соплеменниках…

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 4(33), 2021 года.

 

 

Просмотров: 785

Комментирование запрещено