«Татары не перекладывают ответственность за передачу национальных традиций на плечи государства»

Lw1zvnJbFf47d1hmjZSk-watermarkКак татарский народ пытается сберечь традиции, язык и культуру рассказывает директор Центра семьи и демографии АН РТ, доктор социологических наук.

- Чулпан Ильдусовна, на протяжение последних десятилетий представители татарской интеллигенции высказывают волнения о будущем своего народа. Некоторые заявляют, что в условиях современной глобализации татары могут исчезнуть совсем. Как меняется численность татар в последние годы в Татарстане и в России?

- Текущая демографическая ситуация, характеризующаяся снижением рождаемости, высокой смертностью населения при нарастании его старения, ставит вопросы о сохранении демографического наследия Республики Татарстан. И речь идет не только о перспективах снижении численности населения региона в целом, но и о сокращении численности татарского народа.

По доступным официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России численность татар уменьшилась по сравнению с 2002 годом  на 243 тыс. 952 человек. (с 5 млн 554 тыс 601 чел. до 5 млн 310 тыс 649 чел.).
В то же время в Татарстане с 2002 по 2010 годы число татар выросло на 12455 человек (с 2000116 чел. до 2012571 чел.).

- Какие факторы способствуют сохранению национальной идентичности татар?

- Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан изучал этот вопрос в рамках государственной программы Татарстана «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020-2024 годы)».

В 2021 году мы провели социологическое исследование «Воспроизводство социодемографического капитала современной татарской семьи» и при поддержке Ассоциации «Совет муниципальных образований» выезжали в муниципальные образования 3 типов: с преимущественно татарским (Актанышский, Сабинский и Балтасинский муниципальные районы), преимущественно русским (Алексеевский, Верхнеуслонский, Зеленодольский муниципальные районы) и смешанным (гг. Казань, Набережные Челны, Тетюшский муниципальный район) населением, где опросили 1329 человек, которые по самоидентификации  считают себя татарами вне зависимости от степени владения татарским языком.

Мы поинтересовались в сравнительном разрезе, какие черты характерны для татарских и русских семей. По мнению опрошенных, татарскому населению в 2 раза больше свойственна ориентация на многодетность (59,4% респондентов ответили, что это типично для татар, 29,4% – для русских), почти в 2 раза выше доля склонных заниматься сельским хозяйством (среди татар 73,2%, среди русских 46,2%), примерно в таких же соотношениях татарская семья презентуется как более трудолюбивая и гостеприимная. 

Проживание нескольких поколений в доме под одной крышей также типично для татарской семьи – так считает 57,5% опрошенных, среди русских такой традиции придерживается лишь 24%. Приоритетная роль мужчины в доме – абсолютная позиция, которой придерживаются татарские семьи – 69,1% разделяют эту позицию. В 3 раза меньше опрошенных полагают, что в русской семье мужчина имеет такой статус (24,3%)

- Это все стереотипы, которые сложились у современных татар, проживающих в Татарстане, о татарских и русских семьях. Насколько они близки к реальности?

- Мы сравнили статистические данные по суммарному коэффициенту рождаемости в муниципальных образованиях с населением трех типов. Предположение о многодетности татар в сравнении с русским населением не подтвердилось. К примеру, с 2006 года по данным нашего демографического мониторинга передовики рождаемости проживают в 2 муниципальных образованиях – Новошешминском (где суммарный коэффициент рождаемости (СКР), т.е. число детей, которое в среднем одна женщина рожает в течение жизни, равен 2,9), где по данным Всероссийской переписи населения 2010 года доля татар составляет 43,4%, а доля русских 50,9%, и Муслюмовском (СКР 2,6) – 89,9 % татар и 6,3% русских. В этих территориях на протяжении последних 15 лет женщины в среднем в течение жизни рожали более двух детей, что в 2 раза выше среднереспубликанского уровня. Но потенциальная ориентация на многодетность (намерение иметь более трех детей) даже среди татар действительно доминирует в районах проживания с преимущественно татарским населением. Разнородный национальный состав муниципального образования размывает даже потенциальные установки татар на рождение трех и более детей.

Стереотип о большой вовлеченности татар в сельское хозяйство был частично подтвержден в ходе наших более ранних исследований, проводимых в разных регионах России совместно с Институтом аграрных проблем РАН. Известный российский социолог села Петр Великий на основании изучения владельцев КФХ И ЛПХ разных субъектов настаивает на том, что у татарского народа есть тяга к труду на земле.

В ходе анализа результатов опроса было установлено, что ощущение себя татарином не зависит от того, проживаешь ты в городе или на селе, определяется оно исключительно тем, какова концентрация татарского населения в пункте твоего проживания.

- Вместе с сокращающейся численностью татар, опасения вызывает и татарский язык, который с годами, по мнению некоторых, теряет свою актуальность. Насколько это действительно так?

- 79% опрошенных татар считают родным язык татарский. 72% опрошенных татар свободно говорят, читают и пишут на татарском языке. Много это или мало? Лишь 53% практикуют его в качестве преимущественного языка домашнего общения – доля таких респондентов выше на селе, чем в городе, и в местах проживания с преобладанием татарского населения. 60-62 % респондентов указали, что их дети свободно говорят, читают и пишут на татарском языке.

Мы говорили о том, что татарские семьи в целом серьезно настроены на многодетность. Интересно, что в многодетных татарских семьях, проживающих в муниципальных образованиях с преимущественно русским населением, первый и второй ребенок владеют родным языком и говорят на нем в 92% случаев, а третий ребенок в 81% случаев. В районах с татарским и смешанным населением такого явления, когда до обучения младшего ребенка родному языку, не доходят руки, не выявлено. Зачастую корень всех бед видят в смешанных браках. А достаточно ли уделяют внимание обучению татарскому языку мононациональные семьи? У 40% опрошенных татар дети не владеют свободно родным языком – из этих 40% 62,5% это полностью татарские семьи и только 20% смешанные.

- По вашим наблюдениям, удается ли вывести татарский язык из кухонь в широкие интернет-пространства?

У современных татар есть не только реальная, но и виртуальная жизнь. 60,6 % знают о том, что на компьютере или телефоне можно установить татарский шрифт, но доля установивших его на свой смартфон и пользующихся им в 3 раза меньше. Почти половина опрошенных татар подписаны на телеграмм каналы, аккаунты в инстаграм на татарском языке.

В анкете мы сообщили о бесплатной возможности изучения татарского языка в рамках специальных курсов, реализуемых Институтом филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета совместно с Комиссией при Президенте Республики Татарстан по вопросам сохранения и развития татарского языка.  42 % респондентов осведомлены об этом, в ходе заполнения анкеты еще 12 %, узнав это, выразили желание такие курсы посещать – несколько больше желающих в районах со смешанным и преимущественно русским населением.

- Можно ли считать правдивым убеждение о том, что в селе сохранить татарские традиции и культуру удается чаще?

- Опрошенные татары демонстрируют чаще отрицательное отношение к татарским семьям, которые не воспитывают детей в соответствии с традициями татарской культуры (57,4% респондентов с отрицательным отношением против 20,2% с положительным). Негативное отношение к таким семьям сильнее в населенных пунктах с преимущественно татарским и смешанным населением и несколько слабее – в местах проживания преимущественно русского населения. Значимых различий в разрезе город-село здесь не обнаружено.

- Что, по мнению, опрошенных татар, нужно для сохранения в татарских семьях национальных традиций и обычаев?

- Абсолютное большинство опрошенных (77,9%) уверены, что сами родители должны говорить дома на татарском языке. Усилить просветительскую деятельность образовательных учреждений необходимым считают 36,2% респондентов. 29,8% татар утверждают, что нужно усилить просветительскую деятельность организованной культуры. Некоторые отмечают, что необходимо издавать специальную литературу, помогающую родителям (28,1%) или организовать специальные учебные курсы, программы и т.д. (22,8%). Кто-то выражает мнение, что нужно усилить просветительскую деятельность религиозных учреждений (19,1%).

Стоит отметить, что сами татары осознают свою собственную ответственность за передачу национальных традиций, ценностей и культуры своего народа и не пытаются перекладывать эту задачу на плечи государства. Полагаю, что симбиоз усилий, прилагаемых 34 основными исполнителями Госпрограммы, среди которых министерства, научные и образовательные учреждения, общественные организации, СМИ и др., реализующих 70 конкретных мероприятий – несомненно внесут значимый вклад в сохранение и укрепление национальной идентичности татарского народа в Татарстана и за ее пределами.

kazanfirst.ru

Просмотров: 575

Комментирование запрещено