«Так не носили наши бабушки»: как выглядел хиджаб у татар, а коммунисты боролись с ним

947c2646b8456b41fb17517694eb15a3Исследовательница Регина Габдуллина в своей колонке для «Миллиард.Татар» отвечает на самые частые замечания, которые мусульманки слышат в свой адрес на улицах в Татарстане. Наш автор вооружилась книгами дореволюционных авторов и объясняет, что «хиджаб – это татарская культура».

«Ношение калфака замужними женщинами в качестве самостоятельного убора не выходило за пределы семейного круга или круга женщин» 

Практически каждая покрытая девушка в Татарстане хотя бы раз слышала в свой адрес: «Наши бабушки так не носили. Хиджаб – это арабская культура. А вот моя бабушка полностью никогда не укутывалась». Давайте разбираться, так ли это. 

Чтобы докопаться до истины, далеко ходить не нужно. Достаточно посетить Национальный музей Республики Татарстан в Казани на Кремлевской или же открыть архивные фотографии татарских женщин. Например, Светлана Суслова в своей книге «Татарский костюм. Историко-этнологическое исследование» пишет: «Основными головными уборами были нижний фабричный платок, большой трикотажный или бархатный калфак, покрывало – бөркәнчек. У женщин старшего поколения головным убором служило белое треугольное покрывало – өрпәк или кыекча, поверх которого надевали шапку тупый или камчат бүрек.» То есть, одеяния татарок полностью соответствовали канонам Ислама.
Автор приводит подробное описание того, как повязывали платки: «Наиболее распространённым способом было повязывание платка «по-татарски»: платок за два соседних угла завязывается под подбородком или на затылке (у молодых женщин), а полотнище свободно свисает на спине (наподобие волосника башкигец). Пожилые волго-уральские, сибирские, астраханские татарки-мусульманки и по сей день повязывают платок подобным образом. Оригинальными волосниками казанских татарок являются калфаки, они всегда прикреплялись к волосам ближе ко лбу и сверху покрывались платком. Ношение калфака замужними женщинами в качестве самостоятельного убора (без покрывала) не выходило за пределы семейного круга или круга женщин».

«Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену»

П.В. Знаменский в 1910 году опубликовал свое исследование с описанием одеяний татарских женщин. Автор пишет, что татарки сверх рубашки носили зилян или чаще халат с длинными рукавами, надевая его на голову и употребляя его для закрывания лица вместо чадры. П.В. Знаменский достаточно четко разъяснил варианты сокрытия тела женщины: «чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену».
Важно отметить, что татарки всегда одевались со вкусом, их наряды были украшены воланами, тесьмой, вышивками. Ювелирные украшения, которые носили татарки, - это накосники, миндалевидные серьги, шейно-нагрудные украшения, кольца, браслеты. Этнограф Карл Фукс в своей работе «Этнография татарского народа» писал, что татарка, собираясь в гости, унизывала кольцами и украшениями едва ли не каждый палец.

«Татарки носили свой национальный хиджаб!»

В этнографическом очерке «Народы России» 1878 г. подробно описано, как татарки любили наряжаться: «Одежда их состоит из ситцевой или шелковой рубашки, доходящей до пят, с яркими нашивками по краям и с широкими оборками по подолу… На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными сужающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры». 

Как мы видим, исторические исследования подтверждают, что татарки носили свой национальный хиджаб. Костюмы отличаются от арабских яркостью, насыщенностью цветов одежды, разной вариацией ношения, а также надеванием поверх калфака платка. 

Так почему же произошли изменения во внешнем виде татарки? Откуда взялся этот стереотип – «наши бабушки так не одевались?»

«Новаторы требуют снятия чадры с татарки»

Мирсаид Султан-Галиев в своем труде «Методы антирелигиозной пропаганды среди мусульман» 1922 г. пишет: «Новаторы требуют снятия чадры с татарки. Духовенство и кадимисты оказывают отчаянное сопротивление всему этому. Новаторы предаются «проклятию», местами открытые ими так называемые новометодные школы насильно закрываются, введенные ими в употребление учебники гражданских предметов на татарском языке предаются сожжению, учителя подвергаются избиениям и т.д. Но все это не помогает, победа остается в конце концов на стороне новаторов. В результате появляются татарская литература, татарский театр и татарская национальная гражданская школа. Татарки скидывают свою чадру». Не удивительно, что спустя такое количество времени и после такой пропаганды многие татарки уже просто не помнят, что такое зур яулык. 
Что касается современных татарских мусульманок, то их хиджаб отличается от арабского и сохраняет этническую специфику в образах. Поэтому в Татарстане так активно развивается свой рынок современной мусульманской одежды. Дизайнеры разрабатывают коллекции одежды для мусульманок в канонах Ислама с учётом трендов и этнической специфики. Особенно радует, что современные покрытые татарки остаются верны своим корням и носят хиджаб со вкусом, миксуя этнические и современные мотивы. Одним из примеров является стильное сочетание калфака с платком или сочетания современных образов с изу, читек. Сочетание таких традиционных мотивов с современными тенденциями создают очень интересные и вдохновляющие образы.

 

milliard.tatar

Просмотров: 842

Один комментарий

  1. Что победит, новое или старое ?