Могла ли Золотая Орда принять православие, а не ислам

db5a7e91a7f91d5442ee3d934599dbfeВ Джучиевом улусе, который еще в 1269 году фактически обрел самостоятельность и сохранил лишь номинальное подчинение кагану в Каракоруме и который в русских летописях называется Золотой Ордой, в 1291 году приходит к власти хан Тохта.

Тохте пришлось вести борьбу с другими Чингизидами и беклярбеком Ногаем, в которой он одержал победу. При нем Золотая Орда достигла экономического расцвета.

Тохта также не оставлял контроль над Русским улусуом.

В 1304 году состоялся Переяслвский съезд князей, который положил конец их вражде между собой. Тохте был необходим «постоянный представитель» его власти на Руси и таковым он назначил тверского князя Михаила Ярославича, которого русские летописи характеризуют как «человека без порока», то есть честного и достойного во всех отношениях.

Хан и князь достигли «джентльменского» соглашения об исправной выплате дани с Руси в обмен на защиту от внешних сил. Для Тохты Русь была исключительно важна, так как фискальный доход, получаемая оттуда, позволял проводить независимую от кагана в Каракоруме политику.

Русские источники указывают, что у Михаила сложились доверительные отношения с правителем Золотой Орды. Они были выгодны обеим правителям. Хан мог не беспокоиться за свой тыл, а русский князь – не опасаться вмешательства извне в свою политику. Подобная модель отношений была заложена еще при хане Батые, который находился в доверительных отношениях с Александром Невским.

Тохта, по сообщению персидского историка Вассафа, умер в пути на Русь. Тот факт, что хан двигался туда без войск, дает основания предположить, что он имел некий план реформирования системы власти на Руси, который, судя по его действиям в других улусах, предусматривал усиление «вертикали власти» и жёсткого подчинения всех удельных князей Власти Великого князя.

Вся эта история дает «пищу для размышлений» некоторым историкам-альтернативщикам, которые выдвигают гипотезу о том, что Михаил мог убедить Тохту, который по одним данным был буддистом, а по другим – тенгрианцем, принять православие.

Однако здесь нужно учитывать, что веротерпимость монголов, предписанная «Ясой» Чингизхана, имела свои ограничения и, основывалась на том, что вера побежденных народов, как бы она не называлась, не «помогла» им избежать поражения, таким образом, она не достойна внимания победителей. Все эти религии они считали инструментом для контроля за порядком в своей империи. Поэтому, если рассматривать гипотетический вариант с православием, он выглядит недостаточно убедительно. Хотя сам Тохта был женат на дочери византийского императора по имени Мария, и здесь можно провести параллель с князем Владмиром-крестителем, который, взяв в жены сестру императора, еще и принял крещение. Однако монголы не нуждались в поддержке Византии и, следовательно, такой вариант отпадал.

Стоит отметить, что христианство в том или ином виде присутствовало в Великой степи, а в столице Золотой Орды была целая православная епархия. Ханы не могли навязывать своей властью те или иные религиозные убеждения, а сами кочевники в массовом порядке крещение не принимали. Население городов, которые являлись главными опорными точками на пути из Китая в Европу, явно тяготело к исламу, как и большинство подвластных монголам тюрков-кочевников, среди которых он распространялся достаточно быстро подвижниками-суфиями. Кроме того сфера политических интересов ханов все больше и больше перемещалась на мусульманский Восток, с которым они укрепляли торговые и дипломатические связи. Тот же Тохта возобновил и укрепил отношения с мамалюкским Египтом.

Все это подготавливало почву к тому решению, которое принял хан Узбек, сделавший ислам государственной религией Золотой Орды.

islamnews.ru

Просмотров: 552

Комментирование запрещено