«Вероисповедание не имеет никакого значения»: у исламского банкинга нашелся противник в Думе – Делягин

Islamic National Bank Reopens In GazaДепутатов волновало, смогут ли воспользоваться преимуществами православные и атеисты

«Эти ценности — честность, этика — главные основы экономической этики в исламе. Это социальная ответственность, потому что разделяются риски между финансистами и клиентами», — выступал накануне с защитой законопроекта об исламском банкинге депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов. Оппонент нашелся в рядах «Справедливой России – За правду» — известный экономист Михаил Делягин, который утверждал, что не надо «делить людей по сортам». О том, как депутаты спорили, но тем не менее приняли законодательную инициативу, — в материале «БИЗНЕС Online».

В чем суть исламского банкинга

«Если коротко, суть этих партнерских финансов заключается в том, чтобы привлекать средства граждан без процентов. Привлекаются средства без процентов, далее они вкладываются в какой-то проект, он реализовывается, получается доход, и прибыль распределяется между реализатором проекта, управляющей компанией и теми, кто выделил свои средства по данной схеме или по этому закону», — пояснял накануне руководитель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Законопроект об исламском банкинге Госдума приняла в первом чтении.

Под исламским банкингом подразумевается ведение деятельности в соответствии с нормами ислама. Запрещены выплата процентов и производные от нее процентные сделки, сделки с условиями неопределенности, а также финансирование определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и табака. В соответствии с законопроектом вести реестр субъектов и определять, насколько их деятельность соответствует закону, будет Центробанк РФ. Предполагается, что эксперимент начнется с 1 февраля 2023-го и продлится два года. В нем должны принять участие четыре республики: Татарстан, Башкортостан, Дагестан и Чечня.

«Почему эти субъекты Федерации? Они в данном направлении давно уже активно работали. Потому есть серьезные заделы и эти регионы быстрее смогут имплементировать федеральное законодательство в свою практику», — заметил Аксаков. Он сразу пояснил, что законопроект предусматривает, что правительство может по согласованию с Центробанком расширить перечень субъектов при желании других регионов стать участниками эксперимента, и попросил поддержать инициативу. «При действующем законодательстве могут возникнуть риски возврата этих средств тем организациям, которые хотели бы в такой программе участвовать, поскольку наше законодательство в текущей ситуации создает проблемы для перевода средств инвесторов», — высказался депутат.

Михаил Делягин: «Этот исламский банкинг возлагает очень большие обязанности на Банк России по регулированию, контролю и так далее. К сожалению, не смог найти в нашей базе данных заключение от Банка России, но не сомневаюсь, что оно есть, потому что мы не можем действовать по принципу «без меня меня женили»Фото: duma.gov.ru

Так ли нужен эксперимент?

Несмотря на то что в нынешней геополитической ситуации и с уходом западных инвесторов Россия должна быть кровно заинтересована в привлечении исламских финансов, коллеги по Думе соглашаться с Аксаковым не спешили. «Этот исламский банкинг возлагает очень большие обязанности на Банк России по регулированию, контролю и так далее. К сожалению, не смог найти в нашей базе данных заключение от Банка России, но не сомневаюсь, что оно есть, потому что мы не можем действовать по принципу „без меня меня женили“», — заметил представитель фракции «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Михаил Делягин. Аксаков поспешил уточнить: Центробанк поддержал законопроект и активно работает над ним.

Другой представитель СРЗП Андрей Кузнецов спросил, что мешает сегодня реализовать схему в рамках действующего законодательства. И получил незамедлительный ответ: «Сегодня, если банк привлекает средства, он должен платить проценты. В данном случае речь идет о привлечении средств для того, чтобы реализовать проект, и, только если проект реализуется, получен будет доход, результат, дальше средства распределяются между участниками этой цепочки», — пояснил Аксаков.

«Подскажите, срок эксперимента — два года, а заключение договоров, выдача займов и другие действия в рамках эксперимента тоже будут осуществляться на два года или как-то иначе вопрос будет урегулирован?» — спросил депутат от «Единой России» Михаил Шеремет. На это Аксаков заверил, что в указанных регионах ведется активная работа. «Они тоже участвовали в подготовке текста законопроекта, мы дискутировали очень много в Татарстане, Башкортостане по этим вопросам и учли предложения. Работа там уже вовсю ведется», — заявил депутат, добавив, что в случае успеха эксперимент могут и продлить.

Однако наибольший резонанс вызвала не идея исламского банкинга, а его религиозная составляющая. «Если это эксперимент, почему он такой немаленький, но очень узкий. Берутся четыре республики, где конфессия мусульманская преобладает. Почему такая зауженность, если мы говорим о федеральном законодательстве? Почему сразу не включить сюда Калининград, Ростов, Карелию, Дальний Восток?» — поинтересовался депутат от СРЗП Олег Нилов. Словосочетание «мусульманский банкинг», по его словам, вызывает вопросы. Аксаков на это лишь еще раз уточнил: правительство может и расширить число участников, поэтому Санкт-Петербург или любой другой регион тоже станут частью эксперимента. Но на данный момент инициативы от них не поступало. «Я хочу, чтобы вы подтвердили или опровергли, действительно ли речь идет об исламских финансах?» — не унимался депутат от КПРФ Олег Смолин. «Речь идет о партнерском финансировании, вероисповедание не имеет никакого значения. Если вы православный, иудей или другое вероисповедание поддерживаете — вполне можете участвовать в реализации этого закона, никто не ограничивает по признакам вероисповедания», — подчеркнул Аксаков. Инструменты, аналогичные закону о партнерских финансах, активно используются сегодня в США и Великобритании, уточнил руководитель комитета Госдумы по финансовому рынку.

«Возникает угроза того, что мы будем делить людей на сорта»

Тем не менее депутат от ЛДПР Каплан Панеш заверил, что партия поддержит указанный законопроект. «Мы все прекрасно знаем, что у нас происходит разворот на Восток и у нас большая проблема с инвестициями в экономику. Возникает спрос на капиталы с Востока, в том числе это капиталы из стран Персидского региона, а также Дальнего Востока. Там есть целый ряд инвесторов, которые готовы инвестировать средства, но на других условиях», — отметил он. В текущей ситуации, по словам депутата, выбирать предстоит между изменением всей правовой системы и экспериментом. Второй вариант предпочтительнее, тем более есть регионы, которые готовы в этом поучаствовать. «Наши бывшие партнеры на Западе говорят в первую очередь о том, что вам не будет никаких инвестиций до тех пор, пока вы не пересмотрите свою внутреннюю политику. Этот закон — один из тех инструментов, который говорит о том, что будут. Мир гораздо больше, чем этот один „золотой миллиард“», — заключил Панеш.

Если депутаты ЛДПР заявили о единогласном решении проголосовать за, то в рядах СРЗП мнения разделились. Валерий Гартунг предположил, что законопроект все-таки надо поддержать, поскольку отток средств из России после ухода западных партнеров очевиден, а потребность в инвестициях никуда не делась. «Если есть партнеры, которые готовы нам компенсировать уход западных партнеров, — почему нет? — считает он. — Они не могут вкладывать деньги в проекты под проценты, считают это неэтичным. Я, кстати, с этим согласен: считаю, что расточительство тоже грех».

«В прошлый раз разговоры о том, что нам нужны иностранные инвестиции любой ценой, потому что мы серые, убогие и к самостоятельному развитию неспособны, я слышал в начале 90-х годов из уст Гайдара, Чубайса, Ясина, и после этого наступили 90-е», — поспорил с Гартунгом однопартиец Делягин. Депутат признал, что разумное зерно в обсуждаемом законе есть, ведь на данный момент Банк России фактически запрещает кредитовать реальный сектор по разумной процентной ставке. Это приводит к тому, что деньги становятся недоступным ресурсом развития для основной части Российской Федерации. «В такой ситуации нам приходится рассуждать о том, как удалять гланды не через рот, а, извините, через противоположное место», — подчеркнул Делягин. При этом в текущей редакции закон не поможет справиться с проблемой, поскольку даже его цели не определены четко. «В пояснительной записке комитет четко пишет, что основные деньги — это организации исламского сотрудничества. Можно себе, конечно, представить, как исламские организации, глубоко верующие и религиозные, будут финансировать иудейские организации или атеистов», — заметил депутат. По его мнению, исламский банкинг легализует дискриминацию. «У нас возникает угроза того, что мы будем делить людей на сорта, что есть люди, которые живут в правильных регионах и могут в рамках одной веры взаимодействовать с исламскими инвесторами. Это люди, которые будут иметь финансирование бесплатное под долю прибыли. А все остальные — люди второго сорта, которые будут получать кредиты по-набиуллински под 20 процентов», — возмутился он.

Депутат от Татарстана Айрат Фаррахов возразил на пламенную речь Делягина. По его словам, на протяжении последних пяти лет он получает множество обращений от граждан, исповедующих ислам, которые не имели возможности пользоваться по этическим соображениям существующими инструментами финансирования. «Эти ценности — честность, этика — главные основы экономической этики в исламе. Это социальная ответственность, потому что разделяются риски между финансистами и клиентами», — уточнил Фаррахов.

Тем не менее, несмотря на критические выступления, в конечном счете Госдума все же приняла в первом чтении законопроект об исламском банкинге. За него проголосовали 389 депутатов.

business-gazeta.ru

Просмотров: 570

Комментирование запрещено