Осёдло-земледельческих предков татар хотят объявить башкирскими кочевниками

l0uKk6cGdmqMVEI6mD7z-1060x600Под это дело в Башкортостане собираются создать Музей Кочевых цивилизаций. Исследователи Института истории Марджани выступили против этой затеи.

Казанские историки и исследователи Золотой Орды вступились за строго объективное научное изучение и популяризацию средневековой истории татар Башкортостана. Эта тема стала одной из центральных на Международном Золотоордынском форуме «Цивилизационное значение принятие ислама Волжской Булгарией и Золотой Ордой: интеграционные процессы в Средневековой истории России».

Необходимость заявления об объективном научном исследовании истории татар связано с инициативой и экспертной подготовкой в Башкортостане создания музей Кочевой цивилизации в Чишминском районе. В частности, составляющими элементами этого музея должны стать мусульманские мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана. Ранее мы подробно рассказывали об этой инициативе соседней республики.

Все участники форума по завершению трехдневных секционных тематических заседаний в стенах Института истории имени Марджани приняли итоговую резолюцию, которая как раз и выражает магистральную линию собравшихся ученых и исследователей.

«Международный золотоордынский форум призывает широкую общественность поддержать объективное научное изучение средневекового Золотоордынского государства, исключить неоправданную политизацию событий и отдельных культурных явлений, считать ненаучным попытки разделить наследие по национальному признаку, а также использовать историко-культурное наследие Золотой Орды в качестве идеологического инструмента.

Форум считает насущной необходимостью популяризацию и сохранение историко-культурного наследия Улуса Джучи, которое представляет собой общее достояние Евразии и Мировой цивилизации. Такие памятники археологии, как комплекс Болгарского музея-заповедника в Татарстане, объекты музейного археологического комплекса в Селитренном городище Астраханской области, золотоордынского города Укек в Саратовской области, мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана в Башкортостане и многие другие являющиеся неотъемлемой частью культурного наследия Золотой Орды и тюрко-татарских ханств требуют комплексного изучения и популяризации ради укрепления национального и конфессионального согласия и единства многонационального народа России».

Что на самом деле стоит за попыткой создания такого тематического музея в Башкортостане, почему эту идею можно расценивать как посягательство на историко-культурное наследие татарского населения соседней республики? На эти вопросы специально для KazanFirst ответил Искандер Измайлов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института истории Ш. Марджани.

- Искандер Абый, что происходит в Башкортостане, почему такое внимание из Казани к теме создания Музея Кочевых цивилизаций?

- По публикациям в СМИ я вижу, что в Башкортостане хотят представить этот мавзолей в качестве какого-то апофеоза развития кочевой цивилизации. Но мне кажется, что это очень неубедительная и неплодотворная идея.

Дело в том что, есть этапы освоения земледельческим населением бассейна реки Белая, то есть, это современный Восток Татарстана и дальше на Восток до Уфы, Северо-Западные районы Башкортостана. В период с 10 по 13 век, в период Волжской Булгарии, границы осёдло-земледельческой цивилизации в этом регионе не шли дальше реки Шешма. Фаяз Шарипович [Хузин, археолог Татарстана] на форуме говорил, что там есть некий Гулюковский могильник в Мензелинском районе РТ, что намного западнее от реки Шешма (могильник под деревней Гулюково, у берега реки Ик). Во-первых, он плохо исследован. А что исследовано, то не опубликовано. А во-вторых, этот Гулюковский могильник — это наслоение погребений разных эпох. И какие из них какие? Там есть погребения с северной ориентировкой — погребения вне мусульманской традиции. Есть также погребения по мусульманским традициям. Пока не будет нормальной публикации, говорить, что этот могильник свидетельство исламизации территории, а соответственно и освоения земледельческим населением — неверно. 

Отмечу, что памятников осёдло-земледельческой культуры в 10-13 веке восточнее реки Шешмы нет.

А вот в эпоху Золотой Орды в Предкамье происходит бурный рост и расцвет осёдло-земледельческой культуры и она распространяется довольно широко. Осёдло-земледельческая культура резко продвигается на Восток, вплоть до среднего течения реки Белая. То есть, до района реки Чишмы. Именно там в 13-14 веке появляются не только оседло-земледельческие селища, но и мусульманские могильники, в том числе могильники с каменными надгробиями, с эпитафийными надписями и появляются мавзолеи, например, дошедший до нашего времени мавзолей Хусейн-бека, а затем мавзолей Тура-хана. Именно так их трактовал уфимский археолог Гарустович. Он же их исследовал и четко датировал.

В 10-13 веке какие-то группы кочевого населения располагались на Бугульминско-Белебеевской возвышенности и подходили, очевидно, к границам Волжской Булгарии. Но это были не только тюрки, но и какие-то угорские племена, часть какого-то угро-мадьярского населения. Но в целом на этой возвышенности проживали и некие кимакские племена. В частности, на территории современной южного Башкортостана обнаружены следы, каменные изваяния кимакских племён тюркского типа, ближайшие аналогии которых найдены в Прииртышье. Видимо, это наследие Кимакского каганата и племени йемеков, который жили на Южном Урале до прихода монгольских завоевателей.

- А как происходило распространение осёдло-земледельческой культуры?

- Оно в 13-14 веке спускается вдоль бассейна реки Белая, до среднего течения, ставит свои мусульманские кладбища с надгробиями, мавзолеи. А по водоразделам кочуют тюрко-татарские кланы, причем некоторые из них кочуют вплоть до Камы, переправляются через неё летом. Но в целом, если мы посмотрим погребальные памятники этих кочевников, то они все располагаются в районе бассейна реки Урал. По этой реке можно сделать практически четкий раздел между осёдло-земледельческой культурой и скотоводами-кочевниками.

Мы можем говорить, что между этим разные ареалы разделены территориально, есть разница между лесостепями и степями есть.

И когда современное руководство Башкортостана хочет превратить из мусульманского мавзолея Хусейн-бека (рядом с которым, кстати, есть самый настоящий мусульманский могильник) в Чишминском районе республики в Музей Кочевой цивилизации. Есть попытка представить, например, мавзолей Тура-хана в некую отсылку к Тамерлану, что исторической личности Тура-хана передал свою инвеституру (передача власти над той или иной территорией — Ред.) ханом Тамерланом. Во-первых, Тамерлан не был никаким ханом, у него не было никакого ханского достоинства, которое он мог бы передать своим мелким феодалам. Во-вторых, здесь мы не видим ничего от науки. Здесь мы видим больше околонаучную мифологию, которая эксплуатирует памятники абсолютно некочевой цивилизации. Видим попытку трактовать эти мавзолеи как факт наличия какой-то кочевой культуры. Здесь я вижу попытку воссоздать некий филиал Аркаима (Второе Тысячелетие до нашей эры) в Башкортостане. И всё это представить как этапы развития древнебашкирской кочевой культуры и цивилизации.

- Что плохого в том, чтобы прописать в Башкортостане часть исторического наследия Аркаим?

- Просто в Башкортостане раскопали могильник Бронзового века (35-11 века до нашей эры) и тоже его хотят включить в этот Музей Кочевой цивилизации. Кстати, этот город Аркаим некоторые товарищи в Башкортостане уже объявили башкирским наследием. Территорию Аркаим уже сейчас пытаются включить в эту придуманную, фейковую территорию некой исторической области Башкирия.

Получается, в Башкортостане в одном. Музее хотят намешать абсолютно разные хронологические эпохи (Бронзовый век, Кимакский каганата, Волжская Булгария и Золотая Орда) и разные цивилизационные культуры (земледельцы и кочевники). И всё это они хотят вписать в рамки культурного наследия выдуманного башкирского эпоса «Урал-Батыр», который и описывает события хронологически в несколько Тысячелетий, что абсолютно немыслимо. А сам эпос — то ещё современное сочинение.

- Что значит этот музей для татарского населения Башкортостана?

- Это попытка создания в Башкортостане некой новой пробашкирской идеологии. Это примерно как созданный во время прошедшей переписи населения мифа о северо-западном диалекте башкирского языка, который на самом деле татарский язык. В случае же с Музеем мы получаем объявление осёдло-земледельческих предков татар Башкортостана некими башкирскими кочевниками и претензию на культурное наследия Волжской Булгарии и мусульманской Золотой Орды. В основе этой активности в Башкортостане с музеем угадывается четкая попытка присвоить себе чужое историческое прошлое. В Башкортостане действительно есть места, где можно создать музей Кочевой цивилизации, где есть явные кочевнические курганы — всё это на территории юго-востока Башкортостана, но никак не бассейн рек Ик, Белая.

kazanfirst.ru

 

Просмотров: 629

Комментирование запрещено