Платок в жизни татарской женщины

070d4bb95eeaf58bb5866025959ac2cdПлаток или по-татарски яулык всегда сопровождал жизнь татарской женщины. О том, в каком возрасте татарки начинали носить платок, как его завязывали, когда массово стали производиться платки с национальной вышивкой, рассказала в рамках проекта КОКОН заслуженный деятель искусства Республики Татарстан Фанзиля Завгарова. Следует отметить, что в процессе развития головных уборов татары испытали заметное влияние культурных традиций соседних народов Волго-Уральского региона, а также народов Центральной Азии и мусульманского Востока.

Тастар, покрывало, яулык – разнообразие татарских женских головных уборов

По словам Фанзили Завгаровой, способ завязывания платка не просто помогал скрыть волосы от посторонних, но также говорил о возрасте девушки. А качество и декорирование платка сигнализировало о социальном статусе его обладательницы.

«Если мы говорим о возрасте, в котором на девочку надевали яулык, то у всех поволжских народов это примерно 9-13 лет, то есть по достижении половозрелого возраста. Начиная с этого времени, девочка должна была на улице и при посторонних носить платок», – рассказала Завгарова. Фанзиля Завгарова демонстрирует тастар.

Интересно, что мишарки (представительницы одного из субъэтносов татар – мишарей) носили тастар, который по форме напоминал рушник или полотенце. Вниз надевался чепчик, сверху уже завязывался тастар. Ещё девушки украшали головные уборы ювелирными деталями, такими как височные подвески, крепившимися на платок с помощью булавок. Часто верхний платок украшался серебряными монетами или декорировался вышитым из разных лоскутов ткани древом жизни. Один из древнейших, восходящих к булгарскому периоду, вариантов тастарного комплекса головных уборов включал сплошь расшитую монетами, кораллами, бисером шапочку – кашпау, которую продолжали носить в группе лямбирских мишарей ещё и в середине XIX в.

Покрывала – бэрканчек, тугэрэк яулык, орпек, тастар – к концу XIX в. уже вышли из широкого употребления. Эти самобытные головные уборы, разнообразные по форме (квадратные, треугольные, полотенцеобразные), декоративное решению (вышивка, аппликация, узорное ткачество) и способам ношения, с первой половине XIX в. стали сменяться платками и шалями фабричного производства. Знаменитая Самаркандская фабрика шёлковых шалей выпускала большой ассортимент товара, который реализовывался по всему СССР. Иногда на блошиных рынках Узбекистана можно встретить уникальный шали 20-30 годов выпуска прошлого столетия. Яркие, великолепного плетения, набивные шёлковые шали восхищают своей красотой и качеством исполнения. Таким способом платок завязывали уже пожилые женщины

Нижние ситцевые платки (или «француз яулык») татарки носили в роспуск: пожилые женщины завязывали два конца платка под подбородком, девушки и молодые женщины – на затылке. Ажурные шали из шёлкового трикотажа надевали при выходе из дома: пожилые состоятельные женщины под меховую шапку («камчат бүрек»), молодые женщины и девушки набрасывали их на калфак. Бархатные калфаки, расшитые жемчугом, бисером, золотошвейной гладью, были самым распространённым головным убором мусульманок вплоть до 1920-х гг.

Массовое производство яулыка началось лишь в XХ веке

Первые мануфактуры в России стали появляться по инициативе императрицы Екатерины II. «Татарские купцы сыграли значительную роль в установлении торговых связей России со странами Востока. Это имело важное значение, потому что Англия вела конкурентную борьбу с Россией и стремилась установить свою торговую гегемонию. Поскольку татарские купцы знали языки и обычаи этих народов, русское правительство решило широко привлечь их к торговле со странами Центральной Азии и оказывало в этом содействие. Тем более татарские купцы ранее имели опыт в торговле с ханствами Хивы и Бухары. По водным путям Амударьи с переходом в Каспийское море, далее по Волге, степными караванами в Россию стала поставляться ткань и сырье. Во второй половине XVIII и в XIX веке стали появляться татарские мануфактуры, а татары стали экспортировать ситец, кумач и китайку уже в Центральную Азию вплоть до Китая», – рассказала Рамзия Кашапова, организатор Проекта КОКОН. Пример завязывания платка с чепчиком – наиболее распространенный способ покрытия головы

С середины XIX века также появляются приталенные платья, камзолы. Конечно, татары и раньше носили камзолы, но называли их по-другому: женский короткий камзол имел название кисэбикэ и был без рукавов, а мужской – аркалык (спиногрейка, закрывали спину), а с рукавами уже куртэ. Однако до массового производства платков было ещё далёко (20-30-ые года XX века).

Популярностью в народе пользовались белые платки, на концах которых располагались кисточки. А если на девушке был яулык из натурального шёлка, то его обладательница была из состоятельной семьи.

«Со временем яулык стал доступным и в крестьянской среде. Это был товар, который нужно было продавать всем, поэтому орнаментами он не украшался. Первые вышивки, которыми украшались платки, стали появляться на фабричных тканях. Этим занимались специальные вышивальщицы. Также фабричный яулык обрабатывался по краям», – подчеркнула Фанзиля Завгарова. Примечательно, что уже во второй половине XIX века) стали появляться маленькие калфаки, некие заколки, отражающие национальную принадлежность обладательницы», – рассказала Завгарова. Но при этом всегда важно было закрывать лоб.

islamnews.ru

Просмотров: 613

Комментирование запрещено