Чын галим Галимов

Ш.Х. Галимов_1

Ш.Х. Галимов

В начале декабря прошедшего года свое 65-летие встретил Ш.Х. Галимов – руководитель Самарского областного общества татарского исторического краеведения, автор ряда книг и газетно-журнальных публикаций по истории самарских соплеменников. Историк по образованию, он не имеет ученой степени, но степень его учености весьма высока. При этом она сочетается с личной скромностью и активным участием в татарской общественной жизни, в которую Шамиль Хайдарович постоянно привносит украшающие ее события. Неслучайно профессор П.С. Кабытов называет его настоящим ученым, не только наполняющим историю татар новым содержанием, но и сохраняющим историческую память с помощью разных проектов. Трудно не согласиться и с мнением главного библиографа Самарской областной универсальной научной библиотеки А.Н. Завального, для которого Галимов образец подвижника и убежденного патриота, верного сына земли самарской и татарского народа.

А «явление» общественности героя этой статьи состоялось 21 января 1989 года – на первом собрании куйбышевских татар, прошедшем в Доме молодежи обкома ВЛКСМ. Никогда еще до этого областной молодежный центр не принимал в своем актовом зале такого количества людей, вышедших из комсомольского возраста. На волне перестройки они, переживая за развитие родной культуры и языка, решили проявить инициативу в реализации мероприятий, способствующих национально-культурному возрождению. Поэтому с трибуны звучали предложения участников собрания об открытии татарской школы, татарской газеты, татарского радио и пр. Также было заявлено о намерении создать Куйбышевский культурный татарский центр «Туган тел». Для этого образовали оргкомитет из 21 человека, и в его состав включили выступившего на собрании с идеей ретрансляции на Самару казанских телепередач Галимова – журналиста газеты «Заводская жизнь» завода «Прогресс».

Члены оргкомитета сразу взяли курс на проведение масштабных культурно-массовых мероприятий для татарского населения. Так, в начале февраля 1989 года был организован вечер татарской культуры в ДК «Аврора», на который пришло 250 человек, а в конце месяца –«Зимний сабантуй» во Дворце спорта КуАЗ, собравший более трех тысяч куйбышевцев. В мае там же прошел литературно-музыкальный вечер по поэме Х.Г. Аюпова «Конь сердца моего». Праздник «Играй,гармонь» порадовал соплеменников 16 апреля во Дворце культуры на пл. Кирова. Одним из его организаторов был Ш.Галимов. Спустя 12 дней в областной газете «Волжская коммуна» появилась его заметка об этом пятичасовом действе, которая заканчивалась так: «Когда все его участники, собравшись на сцене, запели «Туган тел» Габдуллы Тукая, зал дружно подхватил песню».

Тот год был богат на события в исполнении первопроходцев татарского движения. 24 июня на ипподроме они провели многотысячный «Сабантуй». С тех пор он прочно вошел в жизнь самарских татар, как и «Навруз», «Сэмбелэ», областной детский фестиваль и другие мероприятия. Кстати, именно на первом сабантуе предприниматель и спонсор Р.Ягудин вместе с журналистом Галимовым обратились к собравшимся с вопросом: «А нужна ли нам татарская газета?». И, услышав одобрительный гул, дали старт сбору подписей под обращением во властные структуры с этой просьбой. В течение праздника удалось собрать более 500 подписей.

Сбор подписей за открытие татарской газеты на Сабантуе, 1989 год

Сбор подписей за открытие татарской газеты на Сабантуе, 1989 год

В сентябре 1989 года благодаря усилиям «Туган тел», работников Дома политического просвещения обкома КПСС и обществоведов в Куйбышеве состоялась научно-практическая конференция на тему: «История и культура Волжско-Камской Булгарии. Роль и задачи исторической науки в укреплении дружбы народов». Она была посвящена знаменательной дате – 1100-летию принятия ислама на Волге. Здесь нашего героя можно было увидеть на регистрации участников конференции и в других ролях. Участок деятельности ему определялся и на всех других упомянутых выше мероприятиях.

На конференции по Волжско-Камской Булгарии, Куйбышев, 1989 год

На конференции по Волжско-Камской Булгарии, Куйбышев, 1989 год

А в начале следующего года решился вопрос открытия областной газеты «Бердэмлек» («Единство») на татарском языке, и Шамиль был приглашен на работу в ее редакции в должности ответственного секретаря. Съездив в Казань, он привез оттуда татарский шрифт для нового издания и словари. В составе первой команды сотрудников ответсек имел счастье утром 25 апреля 1990 года держать в руках первый номер газеты. Основной ее тираж был роздан через два дня на Гает-намазе возле мечети в Малом тупике.

С первым номером газеты «Бердэмлек», 25 апреля 1990 года

С первым номером газеты «Бердэмлек», 25 апреля 1990 года

Редактор данного СМИ полагал, что «это будет еженедельник тиражом, на первых порах, в 12 тысяч экземпляров». Активистам «Туган тел» виделись и другие рубежи – в два раза больше. Основания для таких предположений имелись. Как отмечал позже в одной из своих публикаций Ш.Галимов, «На праздниках Сабантуй и Навруз на газету в первое время мы подписывали за один день по 400 или даже 800 человек. А в сельских районах «Бердэмлек» стали выписывать целыми селами». Но самый высокий подписной тираж в 6222 экземпляра был достигнут лишь в июне 1993 года, так как и времена, и страна, и отношения в ней переменились.

По этой или другой причине, но первая команда сотрудников газеты вскоре покинула ее, отправившись в самостоятельное «плавание». Так, Шамиль эфенди в октябре 1994 года оказался в издании ГУИН Самарской области под названием «Тюрьма и воля». С конца XX века эта газета более 20 лет подряд удостаивается почетного диплома по итогам областного фестиваля прессы. Успел ли приложить к этому руки наш герой – неизвестно, поскольку летом 1996 года он стал редактором областной газеты «Азан», основанной предпринимателем З.Салаховым и выходившей на русском языке. Она имела, по сути, межнациональный характер, так как охватывала широкий спектр тем, связанных с вопросами национально-духовного возрождения всех мусульманских народов и государственно-национальных отношений. Поэтому газета получила большую известность и за пределами нашей области. Многие ее публикации стали резонансными: «Помни имя свое», «От какого подарка мы отказываемся», «Судьба школы – судьба села», «Иди и смотри», «Радио, которое мы потеряли» и др.

Работая в «Азан», Шамиль Хайдарович не забывал про свое членство в «Туган тел», продолжая участвовать в подготовке и проведении массовых мероприятий НКЦ. Можно сказать, что это его привычка – не стоять возле дела и рассуждать о плюсах-минусах и целесообразности, а всегда быть в деле, в составе разных оргкомитетов.

Помимо этого он выступил инициатором издания башкирской газеты в Самарской области. Привлеченная Галимовым к реализации данного проекта С.Нугманова поехала по его заданию в Уфу и вернулась из исполкома Всемирного курултая башкир с программой набора и верстки на башкирском языке. Наборщиком и верстальщиком новой газеты стала верстальщица «Азан» Г.Гаряева. Был выбран логотип издания под названием «Иргиз». Первый номер газеты вышел из печати 20 января 2000 года. «Приступили [к изданию], – вспоминал десятилетия спустя Галимов, – на свой страх и риск, без бюджетного финансирования, которое пошло только через полгода». Но газету башкиры приняли, хотя и критиковали порой за языковые ошибки. Ко второй половине следующего года подписной тираж ее составил почти 300 экземпляров. Это был неплохой показатель для 7-тысячного башкирского населения региона. Позже на разных мероприятиях не раз доводилось слышать слова благодарности в адрес героя сей статьи за это СМИ, которые произносили башкирские активисты.

Помогал редактор «Азана» общественникам и в издании на самарской земле казахской, азербайджанской, украинской, киргизской и узбекской газет.

Свои организаторские способности он органично сочетал с журналистской практикой. В газете «Азан» регулярно появлялись его статьи, которые частенько были написаны после изучения архивных материалов. Среди них отметим такие: «Знак беды: голод 1921–1922: страницы народной трагедии» (2002, N4-7), «Хоть и головы наши руби». Дело о белогорских татарах (2010, N17), «Подъем настроения –огромный. Самарский Сабантуй 1914 года» (2012, N10).

На стыке веков Галимов вместе с русско-татарскими коллегами по просьбе самарского общества «Дети – фронту» написал историю становления и деятельности этой областной организации. Тогда же он подсобил автору данной статьи, занятому выпуском книги стихов на русском языке и рисунков обездвиженного Г.Сагирова. Шамиль принял участие в распространении обращения к самарцам, пришедшим на Навруз во Дворец спорта, с просьбой материально поддержать благое дело. А когда деньги начали поступать, он предоставил для их сосредоточения расчетный счет своей газеты.

Помогая в конце XX века А.Н. Насырову, которого татарская общественность области определила «человеком 1996 года», в работе над книгой по истории села Теплый Стан, Ш.Галимов накопил богатый материал по другим населенным пунктам соплеменников в Самарской области. И он решил «пустить» этот материал в дело, написав на основе его краеведческие труды.

За работой в архиве, 2004 год

За работой в архиве, 2004 год

В 2006 году увидела свет его первая книга – «История села Ново-Урайкино: Годы, события, люди». Через три года появилась вторая – «Очерки истории села Мулловка (с начала XIX века до наших дней)». В книге «Между прошлым и будущим: К 225-летию поселения Смышляевка», изданной в 2010 году, наш герой был указан ответственным редактором. А в следующем году его фамилия значилась в двух сочинениях: «Сохранить и приумножить: К 10-летию национально-культурной автономии татар г. Тольятти» (здесь он в составе редколлегии) и «Прошлое как вера в будущее: К 120-летию Самарской Исторической мечети» (тут он автор).

Одним словом, краеведение захватило, и процесс пошел. Начав список своих трудов книгой по истории родного села, Шамиль эфенди как бы отреагировал на строфу стихотворения Р.Кутуя (сына поэта Аделя Кутуя): «Без малой родины и мы невелики, / Попробуй утоли свой сон и жажду. / Невидимые корни глубоки, / Ну, а живем без малого однажды». Однако довольно быстро «малой родиной» для Галимова стала вся самарская земля. В 2012 году под его редакцией вышел буклет «Самарские татары с гордостью за прошлое и надеждой на будущее», приуроченный к V Всероссийскому фестивалю татарского фольклора «Түгəрəк уен». Тогда же в СОТНКА (Самарской областной татарской национально-культурной автономии) нашего героя определили руководителем редакционного совета по выпуску большого историко-энциклопедического издания под рабочим названием «Татары Самарского края».

Но вскоре жизнь преподнесла неприятный сюрприз. В конце апреля 2013 года газету «Азан» лишили финансирования из областного бюджета, а редакции предложили освободить помещение в Доме дружбы народов. И через пару месяцев появилась заметка Галимова, в которой была такая фраза: «А сегодня, 28 июня 2013 года, мы вынуждены обратиться к читателям со словами: «Вы держите в руках последний номер газеты «Азан». Правда, год спустя ее бывший редактор издал книгу «Азан» уполномочен заявить:Семнадцать лет из жизни одной газеты», в которой приведены материалы, напечатанные в разные годы на страницах закрывшегося СМИ. Эта книга представляет интерес для всех, кто интересуется историей, культурой, общественной жизнью самарских татар и других народов области.

В «безработных» Шамиль Хайдарович ходил недолго, продолжая при этом трудиться в архивах и библиотеках разных городов. 1 ноября 2013 года он был назначен исполнительным директором исполкома СОТНКА, а в конце того же месяца утвержден в этой должности на отчетно-выборной конференции автономии. Конечно, работы прибавилось, но она была новому сотруднику знакома: проведение различных культурно-массовых мероприятий в связке с другими областными общественными организациями татар. Естественно, что теперь он входил буквально во все оргкомитеты и отвечал за выполнение доверенных дел.

Стал исполнительным директором исполкома СОТНКА, 2013 год

Стал исполнительным директором исполкома СОТНКА, 2013 год

Отметим, что этим наш герой не ограничился. Он решил обогатить палитру деятельности татарской общественности, введя в нее новые краски в виде проведения научно-практических конференций и открытия памятных досок. Так, местные и приглашенные из соседних областей ученые, краеведы, татарские активисты и учащаяся молодежь получили возможность обмениваться сообщениями о разных аспектах жизни татарского населения самарского края.

Вот темы этих конференций: «Духовное богатство предков и сохранение их наследия для настоящего и будущего поколений. К 100-летию открытия Соборной мечети 3-го прихода Самары» (2013 г.), «Татарское национально-духовное возрождение конца XIX и конца ХХ вв.: перекличка эпох» (2016 г.), «Зеркало российской истории. К 100-летию государственной национальной печати в Средневолжском крае» (2018 г.), «Роль и место мечети на улице Казанской (ныне – Самарская Историческая мечеть) в процессах татарского возрождения рубежа XIX-XX вв.» (2022 г.).

На всех названных форумах, проходивших в Самаре, Галимов был не только главным организатором, но и выступал с докладами. Материалы некоторых конференций вышли в виде сборников, изданных на средства гранта Министерства культуры РТ для татарских общественных организаций в регионах России, участвующих в реализации этнокультурных проектов.

На региональном совещании в Доме дружбы народов, 2014 год

На региональном совещании в Доме дружбы народов, 2014 год

На презентаци книг Самарской области и Пестречинского района РТ по татарскому краеведению, Казань, 2022 год

На презентаци книг Самарской области и Пестречинского района РТ по татарскому краеведению, Казань, 2022 год

На передаче телеканала «Самара-ГИС», 2015 год

На передаче телеканала «Самара-ГИС», 2015 год

На отчетно-выборном собрании членов СОТНКА, 2018 год

На отчетно-выборном собрании членов СОТНКА, 2018 год

На оргкомитете по подготовке к 130-летию Самарской Исторической мечети, 2021 год

На оргкомитете по подготовке к 130-летию Самарской Исторической мечети, 2021 год

На научно-практической конференции по национальной печати, 2018 год

На научно-практической конференции по национальной печати, 2018 год

На научно-практической конференции по национальной печати, 2018 год

На научно-практической конференции по национальной печати, 2018 год

На конференции о поэте С.Сараи в Камышле, 2022 год

На конференции о поэте С.Сараи в Камышле, 2022 год

На конференции о поэте С.Сараи в Камышле, 2022 год

На конференции о поэте С.Сараи в Камышле, 2022 год

На заседании секции по СМИ собрания татарского актива области, 2019 год

На заседании секции по СМИ собрания татарского актива области, 2019 год

На Дне татарской культуры в СамГУ, 2015 год

На Дне татарской культуры в СамГУ, 2015 год

На Дне татарской культуры в СамГУ, 2015 год

На Дне татарской культуры в СамГУ, 2015 год

На Дне татарской культуры в СамГУ, 2015 год

На Дне татарской культуры в СамГУ, 2015 год

???????????????????????????????

На всероссийском форуме татарских краеведов, Казань, 2015 год

???????????????????????????????

На межрегиональном форуме татарских краеведов, Уфа, 2016 год

Татарстанский грант вкупе с помощью областного правительства позволил приступить и к реализации проекта «Татарские имена и события в истории Самарского края». Было выявлено более 40 объектов и мест, с которыми связана татарская и мусульманская жизнь Самары и губернии XVII-XX веков. Их увековечивание предполагалось осуществить с помощью настенных мемориальных досок. Эту идею, как подчеркивает наш герой, высказал И.Г. Шакуров.

Первая из них появилась в 2013 году на здании Дворца спорта ЦСК ВВС, на месте которого до начала 60-х годов стояла мечеть 3-го прихода. Позже доски были открыты в Самаре на домах, где жили будущий Герой Советского Союза Р.Кутуев и Герой Социалистического Труда А.Мустафинов, где в 20-е годы располагался татаро-башкирский педагогический техникум, где в 1928-1938 годах выпускались газеты и журналы на татарском, чувашском, мордовском-эрзя и украинском языках, где в начале прошлого века действовали клуб национальных меньшинств губернского комитета ВКП(б), татарская музыкально-театральная студия при политотделе Заволжского военного округа и татарская школа при мечети на улице Казанской. И этот процесс фиксации памяти пошел благодаря главному персонажу данной публикации.

Открытие мемориальной доски А.Мустафинову, 2019 год

Открытие мемориальной доски А.Мустафинову, 2019 год

Спору нет, торжественная церемония снятия покрывала с доски в присутствии общественности и прессы, короткие речи при этом и вручение очередных буклетиков приятно греют душу. Но это только верхушка айсберга, а в невидимой его части остались хождения Галимова по кабинетам власти с целью получения согласований и разрешений для оборудования мемориальных досок на городских домах. И тут требуется не только юридическая грамотность и точность исполнения требуемых документов. но и убежденность в правоте своего дела, которую желательно донести до чиновников и членов Комиссии по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий городского округа Самара. А общественники сей комиссии не всегда приветствовали обращения Шамиля эфенди. Возникали даже разговоры, что исполнительный директор исполкома СОТНКА перегибает палку по части «татаризации» Самары. По крайней мере, одну доску его оппоненты Галимову «зарубили».

В 2015 году процесс установки досок вышел за рамки столицы региона. 27 ноября в селе Старое Ермаково Камышлинского района была открыта мемориальная доска на доме, в котором жил и работал известный на всю страну мастер изготовления гармоней-тальянок Г.Гаряев (1912-1976), получавший заказы даже из Финляндии и Америки. Пятью годами позже стараниями татарских общественников Автограда памятная доска появилась на стене тольяттинского многоквартирного здания, в котором обитал полный кавалер ордена Славы Х.Насыбуллин. Всего на сегодняшний день в области открыто девять досок, и процесс этот будет иметь продолжение.

Установка мемориальных досок способствовала и появлению брошюры Галимова «Наше наследие», рассказывающей об исторических местах и людях, которые внесли большой вклад в развитие региона. Кроме того, места размещения этих памятных знаков включены в маршрут, по которому проходят экскурсии.

Чем еще занимался наш герой в исполкоме СОТНКА в «…надцатые» годы? Да много чем. Он выступал на едином классном часе «Вклад самарцев в будущее нашего города» в школе «Яктылык» и на ежегодной акции «Молитва памяти» в сквере «Родина», на читательской конференции в Доме дружбы народов в связи с выходом 1500-го номера газеты «Бердэмлек» и на казанском круглом столе «Татарская деревня в местах компактного проживания татар в Среднем Поволжье: история и современность».

На региональном инструктивном совещании по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ, прошедшем в конце 2014 года, исполнительный директор автономии в своем выступлении подчеркнул, что давняя мечта татарской общественности – открытие в Самаре второй школы с татарским образовательным компонентом. Увы, прошедшие с тех пор годы не позволили мечте стать явью. Хотя ныне Галимов считает, что зря они в свое время не «зацепились» за одно из предлагавшихся непригодных зданий в преддверии подготовки страны к чемпионату мира по футболу.

Давали слово Шамилю и на традиционных выездных уроках истории у монумента «Булгарское наследие», расположенного около села Ширяево. В 2019 году СОТНКА реализовала культурно-исторический проект «Истоки. Булгарская цивилизация на Самарской Луке», который финансировался из средств гранта Правительства РТ. Помимо сентябрьского выездного урока было предусмотрено проведение поздней осенью конкурса среди студентов и учащихся школ Самары, сельских районов области и воскресных школ (Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск) на знание культуры и истории родного края.

Галимов был участником передачи о празднике Курбан-байрам на телеканале «Самара-ГИС» и Дня татарской культуры в Самарском госуниверситете, выезжал в Казань на VIII отчетно-выборную конференцию Федеральной татарской национально-культурной автономии татар и всероссийское совещание исследователей истории татарских регионов. Довелось побывать и на форуме «Национально-культурные автономии России в развитии межэтнического диалога и гражданского согласия» в Москве, и на собрании ульяновских краеведов-соплеменников, и на межрегиональном сборе татарских историков и краеведов в Уфе. Причем в Ульяновске и столице Башкирии он выступал с сообщениями о работе самарско-татарских исследователей, поскольку весной 2016 года стал руководителем Самарского областного общества татарского исторического краеведения.

Самарская делегация во главе с Шамилем Хайдаровичем присутствовала на I учредительном съезде Всетатарского общества краеведов, состоявшемся в Казани. Наш герой в дни его работы дал интервью телеканалу ТНВ. А в сентябре 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошла презентация книги «Татары Самарского края: историко-этнографические и социально-экономические очерки». О старте работы над ней упоминалось в начале статьи. Издание этого 600-страничного труда стало возможным благодаря финансовой поддержке главы Промышленного внутригородского района г.о. Самара М.М. Халиуллова, а также энтузиазму и труду руководителя редсовета Ш.Х. Галимова. По мнению рецензента, это «совершенно уникальное явление в современном татароведении, прежде всего потому, что в данной книге освещается вся история татар данного региона, начиная с появления тюркских племен в Среднем Поволжье и кончая современностью».

Какие выводы можно сделать из приведенного беглого и неполного перечисления дел Шамиля эфенди? Несомненно, он любит и умеет много работать. Но это мы уже отмечали. Тогда второй вывод – у него получается выигрывать гранты и находить спонсоров, потому что есть незыблемые навыки общения. Причем, ослепительная улыбка и громкий голос, броский вид и готовность блеснуть шуткой-прибауткой, а также ненавязчивое продвижение себя любимого – это не его стиль. Герой нашей статьи спокоен и негромок, скромен и корректен, исторически подкован, широко осведомлен и всегда в научном поиске.

Доводилось видеть, как на него реагируют работники архивов и областной библиотеки – с искренним желанием помочь старому доброму знакомому в нахождении нужного материала. Известный краевед А.Завальный говорит: «Мне всегда интересно общаться с Шамилем Хайдаровичем, обсуждать сложные вопросы самарской истории, радоваться его новым открытиям. При необходимости он консультирует сотрудников краеведческого отдела по проблемам этнической истории нашего региона».

Добавим, что уравновешенность и интеллигентность Галимова не означают его мягкотелость и желание уйти от принципиальных решений или заявлений. Так, не откладывая в долгий ящик, он обнародовал свое впечатление от просмотра первой серии фильма «Зулейха открывает глаза». А оно таково: сей фильм не столько о трагических событиях эпохи Сталина, а о том, насколько татары, якобы, дикий, темный, лишенный всех нравственных принципов и ориентиров народ. Ранее Шамиль эфенди критиковал и фильм «Орда», назвав его наглядным образцом исторической фальсификации.

А когда в 2021 году начались разговоры о желании Правительства Узбекистана установить памятник Тамерлану в нашем регионе, Галимов и президент СОТО «Туган тел» И.Шакуров обратились письмом к губернатору, в котором обосновали неуместность такого монумента в Самарской области. Ну и вспомним дела давно минувших дней – марта 1992 года. Тогда 7 членов Самарского татарского культурного центра (в том числе и герой статьи) подписали направленную Б.Ельцину телеграмму с такой фразой: «Протестуем против развязанной Верховным Советом РФ психической атаки, давления на народы Татарстана перед подтверждением ими 21 марта воли сотрудничать, укреплять вековую дружбу с Россией на равноправной цивилизованной основе».

Только не надо думать, что Шамиль эфенди – эдакий ученый-сухарь, погруженный вглубь веков и иногда всплывающий оттуда с серьезным видом. Он ценит шутку и сам умеет пошутить к месту. Так, во время проведения в 2014 году выездной межрегиональной конференции «Взаимодействие органов власти и национально-культурных объединений» состоялось посещение этнографического комплекса «Национальная деревня народов Саратовской области». Но местные татары почему-то не встретили самарских соплеменников. Остановившись у татарского дома, Галимов произнес: «Что еще нам нужно, когда есть деревянный пол и гармонист Мидхат Аминов?». И тут же начал танцевать перед дверями этого дома. К нему после небольшой заминки присоединились и другие члены нашей делегации.

Уступив в 2018 году место исполнительного директора областной автономии Ф.Махмутову, чын галим Галимов стал заместителем председателя исполкома этой автономии и продолжил заниматься любимым делом. Помимо участия в подготовке традиционных мероприятий: праздника Сабантуй и фестиваля «Мирас» он продолжал предлагать новшества татарской общественности и внедрять их.

Например, в текущем десятилетии Шамиль Хайдарович привлек самарцев через татарские СМИ к участию в выявлении кандидатов на присуждение. премии имени Фатыха Муртазина за заметный вклад в дело развития татарской культуры. В связи с юбилеями газеты «Бердэмлек» и ансамбля «Ялкынлы яшьлек» в ряде городов и сел области прошли встречи журналистов и артистов с местными соплеменниками, и герой этой статьи был не только их участником, но и, как сейчас говорят, спикером. Он порадовал земляков выпуском буклета «Карта объектов и памятных мест историко-культурного и духовного наследия татар Самары» и книгой «Татарские села Самарского края» под его редакцией, презентация которой прошла в Камышлинской центральной библиотеке и других селах района.

В Камышлу Галимов выезжал и для участия в межрегиональной научной конференции в честь 700-летия со дня рождения золотоордынского поэта Саифа Сараи. Был они на пресс-конференции в самарском Доме журналиста, приуроченной к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. А в недавно открытой самарской библиотеке народов Поволжья познакомил собравшихся с историей татар и исполнил для них несколько мелодий на тальянке. Кстати, наш герой является искусным гармонистом. При презентации в 2021 году татарского подворья в Самаре, оборудованного в«Парке дружбы народов», он встречал гостей игрой на гармони.

В середине августа завершающегося года в офисе Всемирного конгресса татар прошел Всероссийский круглый стол-презентация проектов научно-мемориальных комплексов и историко-краеведческих книг, изданных в Самарской области и Пестречинском районе РТ. В своем выступлении Ш.Галимов, подводя итоги работы коллег по изучению истории самарских татар за последние 30 лет, отметил, что этой теме посвящено четыре десятка трудов. Согласитесь, что нашей делегации было приятно услышать слова академика И.Тагирова: «Если в Самаре продолжают выходить книги о татарах, значит, живет наш народ».

Да, продолжают, ибо в ходе подготовки этой статьи выяснилось, что ее герой сдал в печать очередную книгу, и скоро мы ее увидим. А пока ознакомимся с мнениями о Шамиле эфенди разных татар-активистов: «Он много и добросовестно работал в «Туган тел», очень благодарен Ш.Галимову за его труд на благо татар, за его замечательную журналистскую и издательскую работу (Ш.Ахмеров, Самара), «Талантливый журналист. Много сделал и делает для сохранения и развития татарского языка и культуры. Способен глубоко проникать в суть явлений» (А.Надиров, Самара), «Добрый, отзывчивый, интересный собеседник. Когда узнал о подготовке Сабантуя возле «умершего» поселка Алтын Тау для выходцев из него, то попросил сообщить точную дату, чтобы приехать на праздник и поиграть на тальянке. Но ковид сорвал все планы» (Н.Абзалова, Русский Байтуган), «Чуткий, отзывчивый человек, полон благородства и мужества, готовый в любой момент откликнуться на чужую беду, прийти на помощь» (Р.Шарафутдинов, Сызрань), «Отдает много сил и энергии для популяризации истории самарских татар и мусульман, национальных традиций и культурных ценностей нашего народа» (И.Шакуров, Самара), «Очень уважаемая многими в Самарской области личность» (Р.Тухбатшина, Камышла), «Галимов внес большой вклад в историю самарских татар, и я думаю, что он обязательно и сам будет занесен на страницы истории» (Р.Аюпова, Самара), «Он очень хорошо знает не только глобальную историю страны, но и историю татар Поволжья, историю всех татарских сел Самарской области, лично знаком почти со всеми авторитетными людьмина местах» (Э.Шавалеева, Самара).

Приятные, добрые, искренние слова коллег. Но при этом имеются активисты, которые не разделяют сугубо положительные высказывания о нашем герое. Ну что тут скажешь? Можно вспомнить фразы «Всем нравиться невозможно» или «Татарны татар ашар». А можно, обратив внимание на один из смыслов имени Шамиль (собравший все достойные качества и взрастивший их в себе), предположить, что задача была решена не в максимальном варианте.

Процесс сбора и прививки этих качеств Шамиль Хайдарович начал в деревне Ново-Урайкино (тат. – Яңа Кызылсу) Ново-Буянского района Куйбышевской области (ныне – Красноярского района Самарской области), где родился 8 декабря 1957 года. Но отъезд председателя сельсовета вместе с печатью на курсы повышения квалификации позволил зарегистрировать декабрьских ребятишек только 2 января 1958 года. Поэтому наш герой празднует два дня рождения – фактическое и по паспорту.  

Появился на свет он в семье Хайдара Халиулловича Галимова (1916-2009) и его второй жены Галии ханум (1924-2004), став четвертым ребенком из пяти детей, вышедших во взрослый возраст. Их будущий отец в 1942 году был призван в армию, но на фронт из-за инвалидности не попал, проработав все военное лихолетье на Чапаевском химическом заводе, где производились боеприпасы. Весной 1944 года, во время эпидемии септической ангины, погибла его первая семья – жена и трое детей. Поэтому-то Хайдар абый и женился вторично в начале года Победы.

11-летний Шамиль (справа) с родителями, братьями и сестрой

11-летний Шамиль (справа) с родителями, братьями и сестрой

А когда в следующем году он вернулся из Чапаевска, земляки избрали его председателем сельсовета. Пять лет спустя Х.Галимову доверили пост председателя колхоза, а после преобразования хозяйства в отделение Ново-Буянского совхоза им. Горького в феврале 1958 года он стал его управляющим и проработал на этой должности до выхода на пенсию в 1976 году. С наступлением перестройки Хайдар эфенди возглавил инициативную группу по строительству новой мечети в селе, и уже летом 1989 года в ней стали проводиться намазы.

В свое время он (вместе с супругой) позаботился и об обучении своих детей. Так, еще до поступления в первый класс местной восьмилетней школы Шамиль умел читать и писать, что в сочетании с усердностью позволило ему учиться на «хорошо» и «отлично». В третьем классе он принял участие в конкурсе сочинений младших школьников на тему «Как я провел лето?», о котором прочитал в газете-программе Куйбышевской студии телевидения, и занял третье место среди сельчан, за что был награжден набором из шести цветных карандашей.

А интерес к истории, как считает наш герой, зародился у него в следующем классе, когда в программе обучения появился предмет «Рассказы по истории СССР». Окончив десятилетку в Ново-Буянской школе, в которой занимались и другие ребята из Ново-Урайкино, желавшие иметь среднее образование, Шамиль вместе с аттестатом получил почетную грамоту «За особые успехи в изучении обществоведения, истории и литературы». Тогда же, в 1975 году, он поступил на исторический факультет Куйбышевского государственного университета.

В день вручения студенческих билетов, 1975 год. Галимов - 4-й слева во 2-м ряду сверху

В день вручения студенческих билетов, 1975 год. Галимов — 4-й слева во 2-м ряду сверху

Учеба на истфаке не казалась Галимову непосильной, хотя, как и всякому гуманитарию, в процессе работы приходилось перерабатывать много материала. Все здесь было по душе, интересно и увлекательно. К «граниту науки» подступались с разных сторон. Где бы еще наш студент, например, прослушал курс «История Среднего Поволжья», который в течение двух семестров читал упомянутый выше П.Кабытов.

После окончания вуза в 1980 году Шамиля распределили в Клявлинский район, а оттуда направили в чувашское село Ерыкла – учителем истории и директором восьмилетней школы. Сельчане приняли молодого педагога приветливо, а детишки были просто изумительные – прилежные  и старательные. Впервые в жизни он имел возможность смотреть телепередачи на татарском языке, которые через Лениногорский ретранслятор шли из Казани. Но уже к началу следующего учебного года Галимов пришел к выводу, что учительство – не его профессия.

Он вернулся в областной центр, где судьбоносной стала встреча в троллейбусе с университетским товарищем, который работал в многотиражной газете завода «Прогресс» и поведал о наличии в редакции вакантной ставки. Наш герой там приглянулся, и ему определили основные темы публикаций: подсобное хозяйство и шефская помощь Большеглушицкому району, строительство и соцсоревнование. Были и командировки на Байконур и полигон в Плесецке для подготовки материалов о работе филиалов завода, в ходе которых доводилось видеть запуски космических кораблей, в том числе единственный полет «Бурана».

Возвращаясь в феврале 1985 года из очередной поездки в Плесецк, Шамиль познакомился в поезде «Жигули» со студенткой Халидой, ехавшей домой после сдачи экзаменов. Через восемь месяцев они стали супругами и минувшей осенью отметили муслиновую свадьбу. Вот так завод «Прогресс» помог прогрессу семейной жизни нашего героя. Значительная часть трудовой биографии Халиды ханум сформировалась в экономических подразделениях ФСИН, откуда она вышла на пенсию полковником внутренней службы.

Галимовы вырастили сыновей Ингеля и Нияза, которые, создав свои татарские семьи, живут в Самаре и занимаются бизнесом. Они порой материально помогают отцу в выпуске печатной продукции и поддержке газеты «Бердэмлек». Особую радость Шамилю эфенди доставляет титул четырежды бабая. При этом он, испытывающий удовольствие от родной речи, продолжает реализовывать отработанный на сынках курс воспитания внуков в национальном духе. Добавим, что наш герой давно уже в религии, он в течении многих лет совершает намаз и является постоянным прихожанином самарских мечетей.

Главным увлечением Шамиля Хайдаровича (после истории) является музыка и игра на гармони. Недавно наш гармонист с 52-летним стажем осуществил мечту всей жизни, приобретя инструмент работы знаменитого мастера Г.Гаряева. Музыкальные предпочтения разнообразны: «Битлз», АББА, В.Высоцкий, классика (в приоритете Шопен, Сибелиус) и отечественная эстрада. Татарская музыка занимает особое место, прежде всего советского периода.

Еще он любит путешествовать. Довелось побывать в США и Англии, Испании и Турции, посетить многие памятные объекты на Кавказе и других регионах страны – Калининграде. Санкт-Петербурге, Черноморском побережье и пр. Родным и близким наш герой известен как старательный дачник, выращивающий овощи-фрукты и любящий что-нибудь мастерить, умелый водитель и давний болельщик местных «Крылышек».

Конечно, как настоящий историк, Шамиль эфенди является заядлым книгочеем, хотя в последние 30 лет изучает литературу и документы, главным образом, по специальности. И поэтому процесс написания им трудов продолжается. Уже увидели свет более 20 книг и тематических брошюр различного объема и полиграфического исполнения. Сейчас в работе находятся публикации по истории сел Карабикулово и Татарское Абдикеево Шенталинского района, а также по 130-летию Самарской Исторической мечети.

Есть у него в планах на будущее и проведение ежегодных краеведческих чтений памяти Мурата Сафина – первопроходца и аксакала самарского татарского краеведения. Как-то возникал разговор и о Самарской татарской энциклопедии. «Были бы средства, – говорит Ш.Галимов, – и хватило бы сил да времени. Помощников же особо нет». Тему помощников или преемников он поднимал еще пять лет тому назад, но положительных сдвигов в этом вопросе не произошло. Найти смену в молодежных рядах не удалось несмотря на встречи в «Яктылык» и на истфаке. Краеведением молодежь всерьез не «заражается», поскольку оно не сулит карьерного роста и бизнес-успеха. А на энтузиазме пожилых подвижников долго не продержишься.

Тут нужны кардинальные решения, и в связи с этим большие надежды на Татарстан. Наш герой уже излагал свои предложения на различных встречах и форумах в Казани. Повторим одно из них в данной статье – необходимо создание в Самаре (и в других регионах традиционного и компактного проживания татар) филиалов Института истории им. Ш.Марджани или Института татарской энциклопедии и регионоведения. Тогда можно будет привлекать к татарскому краеведению молодых историков с гарантированной зарплатой, а они смогут стать «кристаллообразующими элементами» групп следопытов из числа соотечественников. Несомненно, что при такой схеме работ более реальным становится и процесс привлечения спонсорских средств.

В связи с этим хочу привести еще одно высказывание А.Завального: «Как история нашего края немыслима без истории самарских татар, так и историю и культуру самарских татар невозможно представить без Ш.Х. Галимова». Размышляя по поводу этой дважды высокой оценки, вдруг поймал себя на мысли о том, насколько тревожны слова самого Шамиля эфенди, произнесенные на одном из мероприятий: «Многие страницы татарской истории Самарского края незаслуженно и необоснованно забыты и остались вне школьных учебников». А если сюда добавить практическое отсутствие государственного механизма выполнения гарантий сохранения родных языков и культур, прописанных в Конституции РФ, то следует согласиться с тем, что власть в лучшем случае находится на подхвате некоторых идей и дел НКЦ. Хотя должно быть наоборот. Тем не менее Галимов все равно верит в будущее своего народа и предпринимает усилия по преодолению исторического беспамятства и неэффективного внимания к проблемам национальных культур.

«Краеведение – это всегда краелюбие», – сказал как-то С.О. Шмидт, 16 лет возглавлявший Союз краеведов России. И, по-моему, регион такое отношение к себе чувствует, отвечая со временем взаимностью своим исследователям, а вернее – добровольным Хранителям Памяти. На примере нашего героя можно убедиться в этом. Кстати, он посчитал делом своей чести установить в родном селе памятник участникам Великой Отечественной войны, а также землякам, погибшим при исполнении воинского долга, и сумел осуществить задумку.

Вот таков заместитель председателя исполкома СОТНКА и член Союза журналистов с 40-летним стажем, давно уже и безотрывно занимающийся созданием научной истории самарских татар, мусульман и ее популяризацией. Вместе с людской благодарностью его находят и награды в виде грамот различных органов власти и общественных организаций. Удостоен Галимов и Почетного знака Губернатора Самарской области «За вклад в укрепление дружбы народов». Отметим также наличие благодарственных писем Всемирного курултая башкир и Всемирной ассоциации казахов. От Всемирного конгресса татар и РТ знаков внимания почему-то нет, хотя первый ее президент М.Шаймиев, ознакомившись с очередным трудом Ш.Галимова, произнес такую фразу: «Самара егетләре тик тормый инде. Афәрин!» и довел свое мнение до широкой общественности.

Возраст героя статьи далеко не критичен для описанной выше благой деятельности. Так что, Шамиль Хайдарович, несмотря ни на что действуйте и дальше в соответствии с констатацией-пожеланием поэта М.Волошина: «Жизнь – бесконечное познанье… / Возьми свой посох и иди!». Только, конечно, не один идите, а во главе отряда самарских соплеменников-следопытов минувших татарских времен.

На молитве памяти, Самара, сквер «Родина», 2019 год

Ш.Х. Галимов

Ш.Х. Галимов

???????????????????????????????

У Белого дома, Вашингтон, 2003 год

У Белого дома, Вашингтон, 2003 год

????????

При открытии памятника в Ново- Урайкино, 7 мая 2011 года

Подарок И.Шакирову на 20-летии новой мечети в Ново-Урайкино, 2009 год

Подарок И.Шакирову на 20-летии новой мечети в Ново-Урайкино, 2009 год

Оргкомитет по Сабантую заседает в парке Гагарина, 2015 год

Оргкомитет по Сабантую заседает в парке Гагарина, 2015 год

Обложка первой книги Ш.Галимова

Обложка первой книги Ш.Галимова

Награжден почетной грамотой мэрии г.о. Самара, 2018 год

Награжден почетной грамотой мэрии г.о. Самара, 2018 год

На читательской конференции в связи с выходом 1500-го номера газеты «Бердэмлек», 2019 год

На читательской конференции в связи с выходом 1500-го номера газеты «Бердэмлек», 2019 год

На своем 60-летии, 2017 год

На своем 60-летии, 2017 год

На региональном совещании в Доме дружбы народов, 2014 год

На региональном совещании в Доме дружбы народов, 2014 год

На презентаци книг Самарской области и Пестречинского района РТ по татарскому краеведению, Казань, 2022 год

На презентации книг Самарской области и Пестречинского района РТ по татарскому краеведению, Казань, 2022 год

Рашид ШАКИРОВ.

  Журнал «Самарские татары», № 4(37), 2022 года.

 

 

Просмотров: 1008

Один комментарий

  1. рахмэт,шундый кешелэр булганга❤️алар торышмаса без кая булыр идек?